Мазхабы в исламе — это сборник заданий и постановлений, выведенных великими учеными-муджтахитами на основе шариатских доводов.
Сколько мазхабов в Исламе и как называются?
Мазхабы делятся на четыре:
- Ханафитский мазхаб;
- Малики мазхаб;
- Шафиитский мазхаб;
- Ханбалитский мазхаб.
Все они основаны на Коране, Сунне, иджме и киясе.
Коран является основным источником знаний для мусульман.
Сунна — это путь и знания, оставленные Пророком Мухаммадом (мир ему).
Иджма — единогласное мнение авторитетных богословов.
Кияс — суждение, сравнивающее ситуации, описанные в Коране и Сунне.
Ханафитский мазхаб
Имам Агзам Абу Ханифа считается имамом ханафитского мазхаба. Его настоящее имя — Нугман, имя его отца — Табит. Он родился в Куфе в 80-м году по мусульманскому календарю (699 год по григорианскому календарю). Он умер в Багдаде в 150 году хиджры (767 г. по григорианскому календарю).
Сегодня ханафитский мазхаб широко распространен в Средней Азии, Узбекистане, Казахстане, Турции, России (Татарстан, Башкирия).
Маликитский мазхаб
Основателем этого мазхаба является имам Малик ибн Анас. Он родился в 93 году хиджры (711 год хиджры) в Медине. Он покинул этот мир в 170 году хиджры (795 год по григорианскому календарю).
Он широко распространен в северной и западной Африке, а также в некоторых странах Персидского залива.
Шафиитский мазхаб
Этот мазхаб был основан имамом Мухаммадом Ибн Идрисом Шафии. Он родился в Хаззе в 150 году хиджры (767 год хиджры). Он умер в Египте в 204 году хиджры (819 год хиджры).
Этот мазхаб широко распространен в Египте, Палестине, Индонезии, Сирии, Ираке, России (Дагестан, Чечня).
Ханбалитский мазхаб
Он был основан имамом Ахмадом ибн Мухаммадом ибн Ханбалом, который родился в Багдаде в 164 году хиджры (780 год хиджры) и умер там же в 240 году хиджры (855 год хиджры).
В современном исламском мире мазхаб Ханбала широко распространен в Саудовской Аравии, также есть школы в ОАЭ, Кувейте, Бахрейне.
При жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мусульмане решали интересующие их вопросы, спрашивая самого Пророка, а после его смерти — спрашивая сподвижников и табеанов. Имамы мазхабов изучали и собирали знания от сподвижников и табиилитов, использовали их взгляды и знания при решении определенных вопросов. Так мазхабы вышли на арену.
Зачем нужны мазхабы в Исламе
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучший из возрастов — мой возраст, а затем следующий и следующий».
Из этого хадиса мы понимаем, что лучшие люди — это те, кто жил в первые три века ислама, а четыре имама мазхабов (да будет доволен ими Аллах) — имам Абу Ханифа, имам Малик, имам аш-Шафи’и и имам Ахмад — жили в эти три века. Некоторые из них жили во втором веке, например, Абу Ханифа, он родом из Табеана. Известно даже, что он видел шесть или семь сподвижников Пророка (мир ему).
Все 4 имама отличались сильной набожностью, скрупулезностью в следовании требованиям религии и были очень сильны в знаниях. Вся мусульманская община считает их людьми праведных предшественников (саляфу салих). Салаф — это те, кто жил в первом, втором и третьем веках ислама.
Все мусульмане восприняли их слова как аргумент и стали изучать и следовать их трудам. Ведь они взяли эти знания у табиинов, а табиины взяли их у сподвижников, а те взяли их у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Как прекрасны те, кто передал нам наследство, и тот, кто оставил нам это наследство. Ушедшие — это четыре имама, а оставшийся — посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Представьте себе, если бы не было мазхабов, каждый необразованный человек начал бы самостоятельно принимать решения на основе Корана и Сунны, и в результате в мире было бы не четыре мазхаба, а столько же мусульман, сколько мазхабов.