Мусульманин (мусульманка) — это человек, предавший свой разум Откровению и считающий, что цель его жизни — заслужить благоволение Аллаха.
Можно дать и другое определение: мусульманин — это человек, который верит, что его религия — ислам, и поэтому изучает свою религию и следует ей.
Некоторые люди ошибочно полагают, что человек становится мусульманином, потому что он принадлежит к нации, представители которой традиционно исповедуют ислам. Однако это не так, поскольку человек не становится мусульманином только на основании языка, приписываемого исламу.
В одном из хадисов, когда сподвижник спросил Пророка об атрибутах ислама, Пророк ответил:
أَنْ تَقُولَ أَسْلَمْتُ وَجْهِي إِلَى اللَّهِ، وَتَخَلَّيْتُ، وَتُقِيمَ الصَّلَاةَ، وَتُؤْتِيَ الزَّكَاةَ
Чтобы вы могли сказать: «Я подчинил свой лик (т.е. себя) Аллаху и оставил (свое ослушание)». И (когда) вы стоите на молитве и даете закят» (Насаи 2436, хадис хасан).
Суть ислама заключается в принятии, вне всяких сомнений, всего того, что пришло к нам через Откровение от Аллаха, и безоговорочном повиновении ему.
Так в Коране Аллах повелевает Мухаммаду ﷺ свидетельствовать о Его исламе:
قُلْ إِنَّ صَلَاتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى لِلَّهِ رَبِّ ٱلْعَٰلَمِينَ
لَا شَرِيكَ لَهُۥ ۖ وَبِذَٰلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ ٱلْمُسْلِمِينَ
«Скажи: Моя молитва, и мое жертвоприношение, и мое поклонение, и моя жизнь, и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров». У него нет компаньонов. Это было предписано мне, и я — первый из покорных (первый из мусульман)». (6:162-163)
Аллах также сказал:
أَوَمَن كَانَ مَيْتًا فَأَحْيَيْنَٰهُ وَجَعَلْنَا لَهُۥ نُورًا يَمْشِى بِهِۦ فِى ٱلنَّاسِ كَمَن مَّثَلُهُۥ فِى ٱلظُّلُمَٰتِ لَيْسَ بِخَارِجٍ مِّنْهَا َۚ كَذٰلِكَ زُيِّنَ لِلْكَٰفِرِينَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«Разве тот, кто был мертв, но кого Мы оживили и одарили светом, благодаря чему он ходит среди людей, подобен тому, кто блуждает во тьме и не может выбраться? И для неверующих (кафиров) кажется прекрасным то, что они делают» (6:162).
Посмотрите, как Аллах сравнивает иман (веру) со светом, а куфр (неверие) — с тьмой.
Как велика разница между истинным верующим и немусульманином (кафиром)! У них разные убеждения, цели, намерения, поступки, манеры и знания. Давайте проанализируем каждое из этих различий более подробно.
Убеждения мусульманина (акъида) основаны на откровении Аллаха, Коране и достоверной Сунне. Мусульманин, с одной стороны, не сомневается ни в чем, что сообщил ему Аллах или Его посланник, и, с другой стороны, не принимает в свою религию никаких мнений, домыслов, философий или преданий.
Аллах говорит в Коране:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِىٓ أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا
«Но нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока не выберут тебя судьей в спорах, возникающих между ними, и тогда они не испытают смущения в своих сердцах из-за твоего решения и полностью подчинятся» (4:65).
В этом аяте Господь миров описывает критерии истинной веры: полное подчинение Откровению и довольство тем, с чем пришел Посланник Аллаха ﷺ.
Истинный мусульманин на самом деле превозносит Основу от Аллаха — Коран и достоверную Сунну, и поэтому не противопоставляет Аджн и Хадисы своим мнениям, традициям и обычаям людей, желаниям души, словам любого известного человека, мазхабам и так далее.
Об этом говорится в Книге Божьей:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥٓ أَمْرًا أَنَ يَكُونَ لَهُمُ ٱلْخِيَرَُ مِنْ أَمْرِهِمْ ۗ وَمَنيَعْصِ ٱللَّهَ وَرَسُوَهُۥ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَٰلًا مُّبِينًا
«Для верующего мужчины и женщины нет выбора в принятии решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение» (33:36).
Целью жизни мусульманина является достижение благоволения Аллаха, которого он добивается посредством угодных Ему деяний.
И цель жизни кафира ограничивается мирскими аспектами: получить образование, сделать карьеру, разбогатеть и жить безбедно, удачно жениться, родить детей и помогать им.
Если у мусульманина та же цель, то чем он отличается от кафира!
У истинного мусульманина есть убеждения, цели и дела, как у сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах. У них была цель в жизни — ислам — и они всегда были готовы посвятить свое время, усилия, богатство и жизнь распространению и укреплению религии Аллаха.
Как сказал об этом Аллах в Коране:
وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
وَسَارِعُوٓاْ إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا ٱلَّمَٰوَٰتُ وَٱلْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ
«Будьте покорны Аллаху и Посланнику — и вы будете помилованы». Спешите к прощению вашего Господа и в Рай, ширина которого равна небесам и земле, уготованный для богобоязненных» (3:132-133).
Конечным намерением мусульманина во всех делах является достижение довольства Аллаха.
وَإِن كُنتُنَّ تُرِدْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَالدَّارَ الْآخِرَةَ فَإِنَّ اللَّهَ أَعَدَّ لِلْمُحْسِنَاتِ مِنكُنَّ أَجْرًا عَظِيمًا
«Если же вы желаете Аллаха, Его посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил для тех, кто творит добро среди вас, великую награду» (33:29).
Кафиры же стремятся лишь к мирским благам, власти, славе, признанию людей или к семейной жизни как таковой, но эта цель обманчива:
ٱعْلَمُوٓاْ أَنَّمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِى ٱلْأَمْوَٰلِ وَٱلْأَوْلَٰدِ ۖ كَمَثَِ غَيْثٍ أَعْجَبَ ٱلْكُفَّارَ أَعْجَبَ ٱلْكُفَّارَ بَاتُهُۥ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَىٰهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَٰمًا وَفِى ٱلۡأٓخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَ12َةٌ مِّنَ ٱلَّهِ وَرِضْوَٰنٌ ۚ وَمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَآ إِلَّامَٰعُ
سَابِقُوٓاْ إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا كَعَرْضِ ٱلَّمَآءِ وَٱلْأَرْضِ أُعِدَّتْ لِلَّذِينَ ءَامَنُواْ بِٱلَّهِ وَرُسُلِهِۦ ۚ ذَٰلِكَ فَضْلُ ٱللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَآءُ بۚ وَٱللَّهُ ذُو ٱلْفَضْلِ ٱلْعَظِيمِ
«Знайте, что тесная жизнь — это только игра и развлечение, украшение и хвастовство среди вас, желание получить больше богатства и детей. Это подобно дождю, после которого растения радуют земледельцев, но затем они вянут, желтеют и превращаются в мякину. В загробном мире есть жестокие мучения и прощение от Аллаха и довольство, а загробный мир — это лишь заманчивые блага. Так ищите же прощения у вашего Господа и Рая, подобного широте небес и земли, который уготован для тех, кто уверовал в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, Он дает, кому пожелает. У Аллаха великая милость» (57:20-21).
Действия мусульманина находятся в рамках того, что угодно Аллаху: он повинуется Его повелениям и обходит Его запреты.
تَبَٰرَكَ ٱلَّذِى بِيَدِهِ ٱلْمُلْكُ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ قَدِيرٌ
ٱلَّذِى خَلَقَ ٱلْمَوْتَ وَٱلْحَيَوٰةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهۚ وَهُوَ ٱلْعَزِيزُ ٱلْغَفُورُ
«Благословен Тот, в Чьей руке сила и Кто Всемогущ, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас [и посмотреть], чьи деяния будут лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (67:2-3).
تِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ وۚ وَمَن يُطِعِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ يُدْخِلْهُ تَجْرِى مِنتَحْتِهَا ٱلْأَنْهَٰرُ خَٰلِدِينَ فِيهَا ۚ وَذَٰلِكَ ٱلْفَوْزُ ٱلْعَظِيمُ
وَمَن يَعْصِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَيَتَعَدَّ حُدُودَهُۥ يُدْخِلْهُ نَارًا خَٰلِدًا فِيهَا وَلَهُۥ عَذَابٌ مُّهِينٌ
«Это ограничения Аллаха. Тех, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введет в райские сады, где текут реки. Они будут пребывать там вечно. Это большой успех. А кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступит Его пределы, того Он ввергнет в огонь. Он останется там навсегда, и его испытание будет унизительным.
Неверующие же руководствуются в своих делах своими желаниями любыми средствами.
О таких Аллах сказал:
أَرَءَيْتَ مَنِ ٱتَّخَذَ إِلَٰهَهُۥ هَوَىٰهُ أَفَََأَنتَ تَكُونُ عَلَيْهِ وَكِيلًا
أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ تَۚ إِنْ هُمْ إِلَّا كَٱلْأَنْعَٰمِ ۖ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلًا
«Видел ли ты того, кто обожествлял свою прихоть? Будешь ли ты присматривать за ним? Или вы полагаете, что большинство из них способны слышать и понимать? Они лишь подобие скота, но заблудились еще больше» (25:43-44).
В своих манерах и воспитании мусульмане берут пример с Посланника Аллаха, как Господь обратился к Пророку в Коране:
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ
«И твой нрав поистине совершенен» (68:4).
А затем к остальным верующим:
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ ٱللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُواْ ٱللَّهَ وَٱلْيَوْمَ ٱلۡأٓخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرًا
«Поистине, в Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много помнит об Аллахе» (33:21).
Мусульманин осуществляет свою религиозную практику на основе достоверных знаний, почерпнутых из Корана и достоверной Сунны, как повелел ему Всевышний Аллах в Коране:
قُلْ هَٰذِهِۦ سَبِيلِىٓ أَدْعُوٓاْ إِلَى ٱللَّهِ ۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَاْ وَمَنِ ٱتَّبَعَنِى
«Скажи: Это мой путь. Я взываю к Аллаху на основе достоверного знания, и мои последователи тоже» (12:108).
Этот же принцип подтверждается в словах Посланника Аллаха:
طَلَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ
«Приобретение (религиозных) знаний — обязанность каждого мусульманина!» (Ибн Маджах 224 и др. Шейх Альбани назвал этот хадис достоверным в «Сахих ат-Таргъиб ва-тархиб» 72).
Поэтому соблюдающим мусульманином не может быть тот, кто не знает смысла Корана и не изучал хадисы Пророка. Это потому, что невозможно выполнить его, не зная, что именно.
Ислам — это полная, совершенная религия, и поэтому в ней нет места для каких-либо дополнений или отступлений.
Однако неверующие, не имея четкого руководства, изобретают свою собственную религию и другие правила, чтобы заменить ее.
О таких Аллах сказал:
وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّنِ ٱتَّبَعَ هَوَىٰهُ بِغَيْرِ هُدًى مِّنَ ٱلَّهِ
«И кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим прихотям без верного руководства Аллаха?». (28:50)
وَإِنَّ كَثِيرًا لَّيُضِلُّونَ بِأَهْوَآئِهِم بِغَيْرِ عِلْمٍ
«Воистину, многие обманывают других своими прихотями без всякого знания» (6:119).