Коливо (кутья) в православии

Содержание
  1. Название
  2. Древние традиции и обычаи Рождества
  3. Когда и откуда появилась в России кутья
  4. Очень интересное чудо
  5. Символизм кутьи
  6. Рецепт кутьи и колива довольно прост
  7. Разновидности колива
  8. И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.
  9. Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона
  10. Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.
  11. Освящение кутья и колива в домашних условиях невозможно
  12. Очень тяжело расставаться
  13. Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.
  14. Помочь людям понять главное
  15. Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?
  16. Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда
  17. Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.
  18. Традиция возмутительно редкого причащения
  19. А придумывать причины не нужно
  20. Всему свое время и место

Кутия, коливо (kólivo) — это блюдо памяти; вареная пшеница или рис, приправленные медом, обычно смешанные с кишмишем, черносливом или яблоками.

Название

Название связано с древним обычаем делать поминальные приношения из зерна и фруктов «колибо», что в буквальном переводе с греческого означает «вареная пшеница».

Древние традиции и обычаи Рождества

Сведения о том, что делали и не делали жители России на Рождество, сохранились до наших дней. В начале Рождества люди накрывали стол, устраивали пир, и все должны были быть окружены любовью и заботой.

Вечером, во время службы, нужно было благодарить за то, что имеешь, молиться о том, чего не хватает, и поминать тех, кто ушел из жизни. В России считалось, что в эту ночь они молились бок о бок, причем службу за них вел умерший священник. В первые несколько дней после Рождества нужно было отдать дань уважения тем, кто нуждался и заслуживал этого:

  • Первый день был отведен для посещения родителей и ближайших и дальних родственников в пределах досягаемости. После службы молодые обязательно оставались с родителями на каникулах.
  • На второй день люди посещали немощных, старых и больных, принося им прохладительные напитки и котлеты.
  • Третий день был посвящен детям-сиротам: Для них проводилась терапия, дарились подарки и игры.

Даже те, кто выпал из приличной компании, не были забыты, но об этом позже.

После того как традиции были соблюдены, можно было начинать праздновать и веселиться. В России верили в это:

«Как вы проведете сочельник, так пройдет ваш год».

По этой причине люди старались провести время как можно веселее: катались на санях, трояках. На главной площади все присоединялись к веселью, пели песни, устраивали танцы и придумывали всевозможные игры. Старшее поколение навещало друг друга, загадывая желания и делая небольшие, часто съедобные, подарки.

 

Традиционно 7 января запрещались определенные вещи. Не стоит:

 

Когда и откуда появилась в России кутья

В православии коливо появилось не сразу. Оно зародилось в Греции, которая находила смысл в каждом предмете.

Первоначально это блюдо готовилось как поминальное в странах, где существовал культ почитания умерших.

Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Многие из ритуалов того времени сохранились до наших дней, изменился лишь их смысл.

В России коливо стало символом жизни и богатства, его делают на свадьбу и крещение детей.

Вареная пшеница, приправленная семенами мака и медом, в Греции называлась кута.

Как связана кута с рождением Бога богов, Царя царей и Спасителя человечества?

Подобно тому, как Иисус дал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов этого мира, зерно является символом плодородия, которое, умирая весной, дает жизнь многим колосьям.

Человек, съедающий колу, символически входит в вечный круг жизни и возрождается через веру в Иисуса.

  • Мед ассоциируется с благом вечной жизни, сладкой обителью в раю.
  • Семена мака символизируют процветание и плодородие, мир и изобилие.

Каждая хозяйка старается приготовить на Рождество самую богатую и питательную кутью, чтобы принести в дом богатство и процветание.

 

Очень интересное чудо

Освящение коловрата происходит аналогичным образом. В свое время Церковь восприняла это событие как очень значительное. Великий пост — время особого воздержания. А затем император Юлиан приказывает тайно окропить пищу на рынке кровью жертвенных животных, чтобы христиане осквернялись без их ведома.

Происходит еще одно чудо — очень интересное, особенно если учесть, через кого действовал Господь. Как мы знаем, епископу явился мученик Феодор Тиронский. Но этот епископ был арианином — в городе не было православного епископа. К тому же Евдокс был человеком, мягко говоря, не очень набожным. Профессор Болотов пишет о нем: «непривлекательный человек, в своих проповедях он доходил до банальностей и шутовства, меняя свои убеждения, как это делают не все».

Такой человек является мучеником только потому, что в силу своего положения он будет услышан многими.

 

Символизм кутьи

Основным ингредиентом кута является ядро, которое является символом вечной жизни и реинкарнации, веры в бессмертие души и ее перевоплощение. Подобно зерну, которое ложится в землю и проходит реинкарнацию, человеческий дух возрождается в новом теле после погребения. Семя способно «спать» долгое время, сохраняя свою жизнь, только для того, чтобы потом снова возродиться с приходом весны.

Что такое кутия: история и виды

Поедая кутью, человек становится частью бесконечного цикла жизни. Прорастающие зерна часто добавляют как символ вечной жизни. Семена мака или ядра орехов в кутьи означают плодородие. Добавление этих продуктов программирует человека на богатство, щедрость и изобилие для всей семьи. По этой причине кутю часто делают на свадьбах и при рождении или крещении детей. Мед в кутье символизирует удовольствие и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ожидает человека в Царстве Небесном. Говорят, что благословения загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания человека.

 

Рецепт кутьи и колива довольно прост

Все рецепты кути и колива довольно просты. Давайте рассмотрим самые простые в приготовлении рецепты.

Рецепт кутьи:

Для начала необходимо запастись нужными ингредиентами. Для приготовления поминальной кутьи вам понадобятся:

  • 1 чашка риса;
  • 100 грамм кишмиша;
  • 100 грамм меда.

Приготовление: варите рис, пока он не станет совсем мягким. Отдельно нужно приготовить кишмиш (желательно брать его без косточек). Соедините готовый кишмиш с рисом и тщательно перемешайте. Мед можно растворить в небольшом количестве воды и затем добавить в куту. Затем хорошо перемешайте. Кутья готова!

Здесь изображено то, что похоже на приготовленную кутью с семенами мака, грецкими орехами и медом. Его можно быстро и легко приготовить.

На фотографии вы можете увидеть, как выглядит кутья с маком, грецкими орехами и медом. Его можно быстро и легко приготовить.

Рецепт приготовления колывы:

Котиджа может быть приготовлена двумя способами:

  • Из пшеницы;
  • Из рис.

Для приготовления колыва из пшеницы вам потребуется:

  • 1 чашка пшеничных зерен;
  • 100 грамм семян мака;
  • 100 грамм орехов;
  • 1-3 столовые ложки меда.

Приготовление: сначала необходимо приготовить зерна пшеницы. Затем его следует охладить. Для приготовления макового молока необходимо отдельно растереть семена мака. В маковое молоко добавляется мед. Все это перемешивается, а затем добавляется к сваренной и остывшей пшенице. Если каша получилась слишком густой, можно добавить немного кипяченой воды. В конце добавляются измельченные ядра грецких орехов. (Грецкие орехи встречаются чаще).

На фотографии - пшеничное зерно коливо с семенами мака, увенчанное кишмишем, грецкими орехами и медом.

На фотографии мы видим колив, приготовленный из зерен пшеницы с маком, в который добавлены кишмиш, грецкие орехи и мед.

Для приготовления колыва с рисом вам потребуется:

  • 1 чашка риса;
  • 100 грамм семян мака;
  • 100 грамм орехов;
  • 50 грамм сухофруктов;
  • 100 грамм меда.

Приготовление: Приготовление риса «Колив» такое же, как и пшеницы. Рис следует варить до тех пор, пока он не станет полностью мягким. Когда рис сварится, его следует накрыть плотной крышкой и оставить на 12 минут, чтобы рис пропарился. Затем добавляется все, что есть в списке. Иногда в рисовое коливо добавляют не кишмиш, а различные виды сухофруктов.

Рисовое коливо с кишмишем, медом и другими сухофруктами

Рисовое коливо с кишмишем, медом и другими сухофруктами

Коливо также готовят из чечевицы и ячменя. Но это каждый выбирает сам, в зависимости от своего вкуса. Колво можно приготовить с любыми зернами в соответствии с личным вкусом.

В целом, мы видим, что это основной продукт питания, который изготавливается только из зерновых.

Блок : 4/6 Количество символов: 2311
Источник : https://hranitel.club/2163-kolivo

Разновидности колива

Каждое Рождество, будь то Сочельник, Рождество или Богоявление, православные христиане собираются за столом, «царицей» которого является коливо.

В зависимости от праздника, времени праздничного поста и церковных предписаний, существует несколько видов колов:

  • Богатый, подается в канун Нового года и Рождества;
  • щедрый колив отличается от богатого колива только способом насыпания маковых зерен, в этом случае май заливается горячим молоком;
  • Голодный обычно готовится вечером накануне Богоявления с зернами, несколькими кишмишами и подсластителем.

Коливо всегда имеет в качестве основы зерно.

В ночь перед Рождеством едят обильную кутью, в которую добавляют множество ингредиентов, но любые другие продукты с низким содержанием жира, такие как молоко, сливки или масло, строго запрещены.

Это основное блюдо рождественского стола является действительно сытным по количеству ингредиентов и способу приготовления, сочиво — это другое название кутьи. Сочиво отличается от колива только наличием жидкости, что означает более сочное блюдо.

 

И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.

Конечно, для Церкви это событие было значимым. Более того, речь шла не о предотвращении серьезного и явного злодеяния, а скорее о разоблачении скрытого, тайного и коварного плана. И Господь даже разоблачил его и показал, как Он заботится о христианах, не жалея о том, что под Его опекой находится откровенно недостойный человек — и отсутствие достойных не было препятствием.

Фото: eparhia-salavat.ru

Коливо (кутья) в православии

Протоиерей Владимир Пучков

Церковь живет по простому правилу — она никогда ничего не отменяет. Например, каноны: какой-то собор принимает правило в четвертом веке, проходит век или два, и другой собор принимает другое правило на ту же тему, но с другим содержанием — иногда прямо противоположным. Однако никто не может отменить предыдущее правило.

Таким же образом сохранились многие традиции: когда-то они имели определенное значение, но со временем утратили его. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, было жаль их отменять.

Так было, например, с крестными родителями. Первоначально ризничий выступал в качестве поручителя за послушника. Когда человек, желающий креститься, приходил в церковь, его не сразу крестили. Подготовка новоприбывшего занимала много времени, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек действительно пришел ради Христа, а не по меркантильным или каким-либо другим причинам.

Когда в четвертом веке Церковь перестала подвергаться гонениям и многие люди, иногда целые семьи, принимали крещение, поручиться за отдельных людей было уже несложно. Не было необходимости назначать доверительного управляющего в качестве гаранта. Однако была заложена целая традиция. Сместился и акцент — задача крестного родителя теперь заключается не в помощи крещаемому, а в заботе об уже крещенном человеке. Таким образом, традиция была сохранена, но ее первоначальный смысл был утрачен.

 

Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона

Когда делают кутю и колибо? Кутью готовят в канун Рождества. А колибо готовят в пятницу первой недели Великого поста.

Коли приносят в церковь в память о великомученике Теодоре Тиронском. Кто был этим мучеником и почему в его честь были созданы колибо и кутия?

Мученик Феодор был солдатом. Он служил под началом некоего Вринги. Этого мученика заставили принести жертву идолам, но святой Феодор твердо заявил, что он только исповедовал веру в Христа. Затем, узнав об этом, губернатор дал ему несколько дней на размышление. Тем временем святой Феодор усиленно молился.

Его обвинили в поджоге языческого храма, за что бросили в тюрьму умирать от голода. Считается, что именно там ему явился сам Господь наш Иисус Христос. Он утешал святого и укреплял его.

Святой мученик Феодор Тирон был обвинен в поджоге языческого храма, а также в том, что открыто исповедовал свою веру в Христа. Коливо приносят в церковь в память о чуде великомученика Феодора Тирона

Святой мученик Феодор Тирон был обвинен в сожжении языческого храма, а также в том, что открыто исповедовал веру во Христа. Коливо приносят в церковь в память о чуде великомученика Феодора Тирона

Когда святой мученик Феодор снова предстал перед правителем, он точно так же исповедал свою веру, за что был подвергнут пыткам и приговорен к сожжению. Мученик Феодор без всякого трепета подошел к костру и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло в 306 году при римском императоре Галерии.

Тело святого Теодора Тирона было совершенно не повреждено огнем.

Затем его мощи были перенесены в Царьград в храм, освященный в его честь. Глава его святого тела находится в Италии.

Тело мученика Теодора Тирона после пожара осталось совершенно неповрежденным. Тогда стало ясно, что Он неподкупен. На этой фотографии мы видим голову святого мученика Феодора Тиронского, которая сейчас находится в Италии.

Тело мученика Теодора Тирона ничуть не пострадало после пожара. В то время было ясно, что он неподкупен. На фотографии изображена голова святого мученика Феодора Тирона, которая сейчас находится в Италии.

В это же время святой Феодор явился во сне архиепископу Евдокии и велел ему предупредить всех христиан, что они не должны покупать все товары, которые продаются на рынках. Он также сказал ему, что они должны есть вареную пшеницу с медом, или кутью.

Именно в память об этом событии Русская Православная Церковь ежегодно совершает празднование в честь святого великомученика Феодора Тирона в субботу первой недели Великого поста.

В пятницу, накануне субботы, на Литургии Святых Даров читается молитва и канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным.

После Божественной литургии всем прихожанам раздается коливо в честь дня памяти и чуда, сотворенного Теодором Тиронским.

Так, в православной церкви после Божественной литургии всем прихожанам раздается коливо в честь дня памяти и чуда, совершенного святым мучеником Феодором Тироном.

Коливо затем благословляется священниками и раздается верующим. Жители забирают его домой и делятся им со всей семьей, чтобы хотя бы маленькая частичка этого колво оставила след в наших сердцах и душах.

А также вместе помолиться и поклониться великомученику Теодору Тирону. Именно отсюда, как считается, произошли кутья и колывань.

 

Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.

Но сегодня так много постных блюд, и они готовятся быстрее, чем колыва. Поэтому практическое значение колыва исчезло. Осталась лишь многовековая традиция. И хотя традиция утратила свою актуальность, она дорога многим людям; для них это часть жизни Церкви, «так было всегда».

Так же, как и колыва, эта традиция стала частью жизни Церкви. Это первая уставная постная служба, а также освящение пищи в отсутствие праздника, и хороший повод для интересной проповеди. А проще говоря, в Триоди написано служить, значит, надо служить.

 

Освящение кутья и колива в домашних условиях невозможно

Многие люди часто спрашивают, как освятить кутью в домашних условиях? На самом деле, кутя и колибо не благословляются людьми дома. Его может благословить только священник, читая специальные молитвы из Псалтыря.

Если кутью нужно освятить, лучше всего отнести ее в церковь. Священник совершает панихиду по усопшему, а затем благословляет кутию. Только после этого его можно забрать домой.

 

Очень тяжело расставаться

 

— Почему наша Церковь хранит традиции, значение которых давно утрачено?

— Мы сохраняем традиции просто потому, что сохраняем их. В них уже давно нет никакого практического смысла. В Церкви есть много вещей, которые уже давно потеряли свой первоначальный практический смысл. Например, облачение священника — это фартук, ленты, пояс и плащ. Однако со временем они утратили свое первоначальное предназначение и превратились в красивые литургические облачения. Сегодня никто не думает о епитрахили как о фартуке.

Или предшествование дьякона со свечой священнику-курсанту. Они служили в катакомбах, где было темно и трудно ходить без света.

 

Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.

Многие ритуалы основаны на чисто практическом моменте. Однако практический элемент был забыт, а ритуал, поскольку он красив, остался. А когда традиция очень старая, всегда очень трудно с ней расстаться.

 

Помочь людям понять главное

— Не обросла ли церковная жизнь ритуалами на протяжении веков?

— Где критерий для определения избытка? У Церкви есть то, что является основой ее жизни — Евангелие и Евхаристия. Все остальное может быть отнято, но наша Церковь все равно останется Церковью Христа. Существуют первичные и вторичные вещи.

Но когда человек с улицы придет в храм, возьмет в руки Евангелие, сразу ли он поймет его? А если вы попытаетесь сразу объяснить ему, что такое Евхаристия, будет ли ему все понятно? Если он знающий человек, с высшим образованием, ему может быть проще. Но как объяснить это, скажем, бабушке или неграмотному человеку? Только в 20 веке наши церкви наполнились грамотными людьми. До этого в церквях были в основном обычные люди, которые едва умели читать.

Дворянство и образованные чиновники обычно были представлены на литургии максимум несколькими десятками человек. В древние времена соотношение было явно не в пользу литераторов. Нельзя сказать: «Вот Евангелие, читайте его. Или: причащайся и не оправдывайся». И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обогатилась помощниками, которые помогали этим людям понять главное.

Одним из самых простых примеров является иконка. Не зря его называют «теологией в цвете». Троицу Рублева, например, можно буквально «прочитать». Десятиминутная беседа о том, что изображено на этой иконе, как и почему, открывает достаточно богословских истин как для воцерковленного христианина, так и для новичка в храме.

 

Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?

Стоит ли тогда удивляться, что Церковь не обращает своего внимания на тех, кто понимает все со слов и полуслов.

В Церкви существует множество ритуалов, прежде всего для того, чтобы не только образованные и духовные люди могли понять Церковь в ее существенных и главных аспектах. В конце концов, образованные и одухотворенные вырастают из обычных людей, которым для понимания элементарных вещей нужны были иконы, ритуалы и тому подобное.

Фото: pravosakh.ru

 

Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда

— Однако в наши дни ритуалы становятся важными для многих людей — люди приходят в церковь, чтобы принести в жертву куличи, яйца, силки, воду.

— Давайте начнем с различения понятий «благословение» и «освящение». Если мы освящаем воду, мы не можем буквально сказать, что освящаем пироги. Это лишь благословение за причастие к тому, в чем мы отказывали себе во время Великого поста. По окончании Великого поста следует пиршество и полагается благословение. Отсюда и его торжественность. После благословения ни яйцо, ни верба не становятся священными. Вот почему, кстати, я не понимаю беспокойства некоторых православных о том, куда следует класть скорлупу от пасхального яйца или сердцевину яблока.

— Однако подавляющее большинство людей, крещенных в православной церкви, верят, что и яйца, и силки, и яблоки становятся священными предметами, если их окропить святой водой. А люди, которые приходят в церкви на Пасху, Богоявление и другие праздники только для того, чтобы окропить продукты, букеты и воду — они идут за освящением, а не за благословением!

— В этом кроется проблема. Но когда так думают нецерковные люди, это еще полбеды. Печально, но многим нашим добросовестным прихожанам это не чуждо. Это происходит потому, что в сознании некоторых людей существует своего рода подмена: кому-то не нужен Христос — им достаточно ритуала. Это как маленький ребенок, который учится ходить.

 

Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.

Жизнь Церкви укоренена в Евхаристии. Собираясь на Евхаристию, разрозненные христиане объединяются и составляют Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся со Христом и входим в реальность Царства Божьего. Когда Евхаристия откладывается в сознании христианина, вместе с ней откладывается и Христос.

 

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Ну, раз в неделю или две, но как часто? В основном раз в несколько месяцев, а то и несколько раз в год. И это уже почти традиция. И возникла она очень давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь была, по сути, деноминационным служением и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновники были обязаны причащаться хотя бы раз в год, что они и делали. Со временем эта норма, так сказать, распространилась на весь остальной народ Церкви. Если кто-то причащался каждый Великий пост, это уже заслуживало высокой оценки. Это создало традицию не просто редкого, а скандально редкого причастия. Причастие больше не рассматривалось как норма жизни, как жизненная необходимость.

Затем разразилась революция и наступила советская эпоха с ее принудительным безбожием. А традиция скандально редкого причастия приобрела ореол «дореволюционной», тем более что она вписывалась в новое время. Время шло, поколения сменялись. В 1970-е годы редкое причастие было нормой, в 1990-е годы традицию отстаивали даже в книгах и статьях. Не стоит удивляться, что ритуалы — молитвы, поминальные службы, веточки, гребни и яйца — были на первом месте у многих и многих на протяжении всего этого времени.

Я не говорю, что все — в Церкви всегда были люди, которые понимали примат Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы поймете это без лишних слов. Однако всегда существовал ряд людей, которые уделяли основное внимание ритуалу.

 

А придумывать причины не нужно

— Как правильно православному христианину относиться к множественности обрядов в нашей Церкви?

— Неохотно. С одной стороны, некоторые обряды изменились до неузнаваемости, в то время как другие не утратили своего первоначального значения. Например, традиция приветствовать вход Господа в Иерусалим с пальмовыми ветвями или листьями в руках по-своему необычна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воссоздавая его, но переживает его во всей полноте, как если бы он происходил сейчас, а не когда-то в прошлом, мы, естественно, также приветствуем Христа в Церкви ветвями. С другой стороны, на вопрос, что делать с освященной вербой после этого, я признаюсь, что не знаю, как ответить.

С другой стороны, для невоцерковленных и непосвященных посещение церкви часто начинается с обряда. Необходимость освящения вербы — еще одна причина посетить церковь. Однако, когда разумные люди рассматривают православие исключительно в ритуальных терминах, это более чем разочаровывает.

А человек устроен так, что он всегда хочет все объяснить. И что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до сути вещей. Как сказал Венедикт Ерофеев: «Я знаю многие планы Бога».

Поэтому единственное, чего не стоит делать — это придумывать собственные интерпретации ритуалов и ожидать от них чего-то необычного. В конце концов, некоторые люди заходят так далеко, что определяют причину серьезных проблем в жизни в Сорокадневной молитве, которая не читалась до четверти века назад. Жизненный принцип «Найди причину для всего» ошибочен, потому что если человек не найдет причину, он может легко ее придумать. Важно помнить, что церковные ритуалы не предназначены для этого.

Фото: iliya-monastery.org

 

Всему свое время и место

 

— Так нуждаются ли старые традиции в Церкви в пересмотре — что-то отменить, что-то изменить?

И да, и нет. Необходимо поставить Евхаристию, а вместе с ней и Христа, на передний план массового сознания Церкви. А это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.

Но Церковь — довольно консервативная структура, поэтому никакие революционные изменения в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые изменения в Церкви, даже самые необходимые, должны происходить эволюционным путем. То есть нужно понимать, что это всегда длительный процесс, основанный на выяснении, уточнении и так далее.

В Церкви постоянно появляются новые люди — прихожане разных возрастов, подрастающие дети, молодежь. И этим людям нужно привить правильное понимание центрального места Евангелия в жизни Церкви, понять, что сердце Православия — это Евхаристия. И если эти верующие станут носителями таких ценностей, то со временем естественным образом начнут происходить определенные изменения. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться, просто в сознании церковных людей обряды займут то место, которое они должны занимать, но не более.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector