- Имя Бога
- Имена и эпитеты Иисуса Христа
- Имена Духа Святого
- Имена Бога в Библии и их значение
- В еврейском и греческом языке
- Уточняющее определение к имени Бога
- Имя собственное
- Яхве — Ветхий Завет.
- Яхве — Новый Завет.
- Откровение Бога в Его имени.
- Другие обозначения
- Всевышний
- Святой Израилев
- Господь (Яхве) Саваов
- Искупитель
Есть ли у Бога такое же имя? Как зовут Бога в христианстве согласно Библии? Каковы различные имена Бога и что они означают?
Каждое из многочисленных имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера. Наиболее известными именами Бога в Библии являются:
Имя Бога
Имя Бога в диаграмме «Эдип Эгиптянин» Афанасия Кирхера (Рим, 1652-1654)
- Яхве или Иегова
- Элохим
- Адонай
- Альфа и Омега
- Господь воинств
- Эль Шаддай, «Бог Всемогущий».
- Эль-Эльджон, «Бог Всемогущий».
- Отец
- Создатель
- Любовь
- Эль Олам, «Бог могущественный».
- Иегова Ханаи — «Иегова Ревнитель».
- Иегова-Ро’и — «Иегова — мой пастырь».
- Иегова-Ир’ех, «Иегова увидит».
- Иегова-Шалом — «Иегова есть мир».
- Иегова-Роф’ех, «Иегова твой целитель».
- Иегова-Цидкеину — «Иегова — наше оправдание!».
- Иегова-Шаммах — «Иегова там».
- Иегова-Нисси — «Иегова — мое знамя».
- Иегова-Мекадишам — «Иегова, освящающий тебя».
Имена и эпитеты Иисуса Христа
- Агнец Божий
- Альфа и Омега
- Аминь
- Истинный Бог
- Воскресение и жизнь
- Второй мужчина
- Бог
- Дверь
- Друг
- Эммануэль
- Вечная жизнь
- Утренняя звезда
- Тот, кто исследует сердце и внутренности
- Истинная лоза
- Краеугольный камень
- Лев из колена Иудина.
- Мессия
- Назарянин
- Филиал
- Добрый пастырь
- Имя
- Последний Адам
- Путь и Истина и Жизнь
- Свет мира
- Слово
- Сын Бога Живого
- Сын Божий
- Сын Давида
- Сын Человеческий
- Хлеб жизни
- Хлеб, сошедший с небес
- Царь Иуды
- Я есмь (греч. ego eimi, парафраз древнееврейского «Я есмь Сущий»), идентично ему в греческом тексте Я есмь (Иоанна 18:5,6)
Имена Духа Святого
- Эль Кадош — «Святой».
- Комфортер
- Дух истины
Имена Бога в Библии и их значение
Имя Бога: Иисус (греческое Иешуа, сокращенное от Иегошуа, что означает «Иегова спасает»)
В еврейском и греческом языке
Довольно часто Библия называет Всемогущего просто Богом, не упоминая Его других имен.
В Евр. В Библии понятие «Бог» обозначается тремя словами — el, eloah, elohim, в греческом языке — словом theos.
Три приведенных еврейских слова имеют общий корень, значение которого нельзя определить однозначно; возможно, они происходят от корня vl, «быть вперед», «быть сильным».
Форма единственного числа el чаще всего используется с уточняющими определениями.
Бог всемогущ в Быт 14:18; Бог всемогущ в Быт 17:1:
18 и Мелхиседек, царь Салемский, принес хлеб и вино — он был священником Бога Всемогущего, -.
(Быт.14:18)
1 И был Аврам девяноста девяти лет, и явился Господь Авраму и сказал ему: Я Бог всемогущий; иди предо Мною и будь непорочен;
(Бытие 17:1)
Гораздо чаще, чем el, в Библии встречается форма множественного числа elohim (около 2500 раз), которая может иметь следующие значения:
- божество как родовое понятие;
- бог;
- Бог (Единое Существо);
- богов в целом;
- некоторые боги.
Слово элоах (например, Втор 32:15; Пс 49:22; Авв 3:3 и около 40 раз в книге Иова) может быть древней формой обращения, используемой только в возвышенной речи.
15 И остановился Израиль, и упрямился; остановился, и хромал, и оставил Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
(Второзаконие 32:15)
22 Вразумитесь, забывающие Бога, чтобы не поколебаться вам, — и не было избавления.
(Псалом 49:22)
3 Бог происходит из Фемана, а Святой — с горы Фаран. Его величие покрыло небеса, и слава Его наполнила землю.
(Авв. 3:3)
3 Да не будет у тебя другого бога предо Мною.
(Исх. 20:3 и т.д.).
Таким образом, в иврите имя «Бог» может иметь как единственное, так и множественное число; оно не используется только для обозначения Бога Израиля.
Форма множественного числа elohim, когда используется в единственном числе, становится способом выражения уважения (сравните: Мы, Царь всех; Ваше Величество).
По отношению к Богу Израиля это слово означает Творца, чьи деяния сокрыты.
Греческое слово theos может означать одного существующего Бога, определенного Бога или выражать общее понятие.
Уточняющее определение к имени Бога
В Ветхом Завете к слову Бог часто добавляется уточнение, чтобы избежать путаницы.
Таким образом, для обращения к Богу используются выражения, которые не являются именами в собственном смысле этого слова, но устанавливают особые отношения между ними:
- Бог и личность, указывая на более ранние откровения:
- Бытие 26,24: «Бог отца твоего Авраама»;
- Быт 31:13: «Бог, явившийся тебе в Вефиле».
- Бытие 46:3: «Бог отца твоего».
- Исход 3:6: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Бог заявляет о себе как о Боге, Который уже действовал в прошлом и исполнил обетования.
Однако он привлекает к себе своего нынешнего собеседника, требуя от него веры.
- Бог и особое место откровения, чтобы отличить себя от других богов. Бога называют «Бог Евреев» (Исх 5:3; 7:16; 9:1) или «Бог Израиля» (Нав 7:13; 10:42 и др.).
Эти выражения ни в коем случае не говорят о реальном существовании других богов, но скорее указывают на исключительные отношения Израиля с Богом, Который пожелал открыть Себя именно этому народу.
Существуют двойные отношения: Бог через Свое откровение связал Себя с народом Израиля, а народ Израиля через Божье откровение и избрание связан с Богом. - Бог и Его избранный народ. В некоторых случаях фраза «Бог Израиля» используется в том же смысле, что и «Бог Иакова» (2 Цар 23:1; Пс 19:2; 74:10; 80:2; 145:5; Ис 2:3 и т.д.), указывая на историю отношений Бога со Своим народом (т.е. «Бог наш от Иакова»).
Наряду с этими обозначениями, а часто и благодаря им, Бог в Ветхом Завете имеет личное имя Яхве, которое передавалось согласными буквами Y-X-V-X.
Имя собственное
ИМЯ БОГА: ЯХВЕ ЦЕБАОФ — ГОСПОДЬ САВАОФ
Яхве — Ветхий Завет.
Из опасения нарушить третью заповедь, ее читали как Адонай — «Господь».
Соответственно, в Септуагинте, а вместе с ней и в большинстве переводов Библии, это чтение «Господь» [греч. kyrios] переносится и на написание, так что, например, в Синодальном переводе вместо «Яхве» мы находим слово «Господь».
Когда позднее еврейский алфавит был дополнен гласными знаками (Масоретский текст) и к согласным Y-H-H были добавлены гласные от Adonai (и, согласно еврейским правилам, первое a произносится как e), Y-E-H-O-V-A-H или «Иегова» было произнесено и написано вместо «Яхве» (только в результате некомпетентности средневековых переводчиков).
Это искажение имени Бога до сих пор можно встретить в некоторых церковных гимнах и устаревших переводах.
Поскольку имя Яхве замаскировано под условным именем «Господь», где в еврейском тексте оно означает «Господь Яхве», переводчикам приходится прибегать к различным уловкам, чтобы избежать дублирования — «Господь Бог» (см. в Быт 15:2: «Суверенный Господь»; Зах 9:14: «Господь Бог» и т.д.).
По этой же причине в синодальном переводе слово «Господь» в Исх 6:3 названо по имени.
В Исх 3:15 оригинальный текст гласит: «Яхве (…послал меня к тебе)».
Это проливает свет на стих 14, где говорится: «Я есмь Сущий».
Еврейское слово «существовать» соответствует имени «Яхве»; в данном случае оно должно прояснить для Моисея, что означает это имя: «Тот, Кто остается равным Себе» или: «Который есть, и был, и грядет» (Откр. 1:8).
Откровение имени Яхве в Исходе 3 можно понимать, прежде всего, как свидетельство того, что Господа не нужно призывать, что Он, Его сила и помощь всегда с нами; отсюда и перевод имени как «Я здесь».
Яхве — Новый Завет.
В Новом Завете имя Яхве больше не встречается.
На его месте мы находим, благодаря Септуагинте, kyrios, «Господь», греческое слово, ставшее привычным.
- с причастием, go kyrios: Марк 5:19; Лука 1:6,9,28,46; 2:15,22; Деяния 8:24; 2 Тим 1:16,18 и др;
- без причастия, т.е. используется почти как имя собственное: Мф 1:20,22; 21:9; Мк 13:20; Лк 1:58; 2Пет 2:9 и т.д.).
В других местах Нового Завета говорится только о Боге [греч. theos], часто с добавлением: «Отец Иисуса Христа» (Рим. 15:6; 2Кор. 1:3 и др.).
Иисус говорит просто об Отце [арамейское Абба; греческое pater]; (Бог; см. Матф. 5:16,48; 6:4,9 и т.д.).
Ранняя христианская церковь использовала подобное обращение к Богу в своих молитвах.
15 Ибо вы не приняли духа рабства [чтобы] жить [опять] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
(Рим.8:15)6 Но так как вы сыны, то Бог послал Духа Сына Своего в сердца ваши, взывая: «Авва, Отче!»
(Гал.4:6)
Откровение Бога в Его имени.
Через Иисуса Христа Бог становится Отцом!
Сущность Божьего имени показывает, что, сообщая нам Свое имя, Бог не только представляет Себя, но и дает нам откровение.
В Новом Завете это откровение Бога в Его имени превосходит откровение Бога в Его Сыне.
Другие обозначения
Помимо собственного имени Бога, существуют и другие обозначения Бога, подобные именам:
Всевышний
- Из-за бесконечного суверенитета Бога Его называют Всевышним.
- Втор 32:8; Пс 7:18; Ис 14:14; Мк 5:7; ср. также Быт 14:19,22; Евр 7:1
Святой Израилев
- Его святость и величие выражается фразой «Святой Израилев», имя, использованное в основном Исаией:
- Ис 1:4; 5:19,24; 10:20 и т.д.; Ос 11:9.
- Как Святой противопоставляется грешнику, кардинально отличающемуся от Него.
- Сравните Исаия 6:3 и далее.
Господь (Яхве) Саваов
- Выражение «Господь (Яхве) Саваоф» — это непереводимое еврейское название Бога. Слово «Саваоф» [ивр. цеваот] — это множественное число от «цава» — «войско», «воинство».
- Это название не встречается в книгах Библии от Бытия до Руфи, но встречается в Книгах Царств, Книгах Хроник, Псалмах и книгах пророков.
- Армии могут относиться к войскам израильтян (1 Царств 17:45), а также к скоплениям звезд или сонмам ангелов. Но более вероятным является предположение о том, что армии ангелов верны. Это имя подчеркивает вселенскую власть Бога, в руках которого судьба мира!
На особые отношения между Богом и Его народом указывает тот факт, что Он назван «Искупителем». [иврит: гоэль].
Искупитель
- Сравните Пс 18:15; Ис 41:14; 63:16; Иер 50:34 и т.д.
- Бог берет на себя роль ближайшего родственника, что также подразумевает обязательство выкупить задолжавшего родственника. В то время как другие имена указывают на недоступность Бога, титул Искупитель, которым Бог называет Себя, указывает на Его отношения с народом Израиля. Бог готов помиловать Свой народ, который не выполняет свои обязательства.