- Что такое монастырь
- Происхождение слова
- Значение понятия
- Историческая справка
- Типы монастырей
- Аббатство
- Киновия
- Идиоритм
- Подворье
- Скит
- Пустынь
- Лавра
- Виды по типу подчинения
- Ставропигиальные
- Епархиальные
- Приписные
- Структура монастырей
- Управление и смотрители
- Игумения
- Духовенство
- Кто живет в монастырях
- Формы монашеской жизни
- Отшельники
- Скитская жизнь
- Общежительная
- Распорядок монахов
- Как поступить в монастырь
- Подготовка к монашеству
- Богослужение
- Правила поведения в монастыре
- Видео
Духовное возрождение общества привело к росту интереса к православной вере, православной церкви и монашеству. Однако многие из нас не знают, что такое монастырь и почему институт монашества существует в Церкви. Суть этого исторически малоизученного явления заключается в стремлении к непрерывному общению с Богом и подражанию и соответствию, насколько это возможно для человека, образу Господа Иисуса Христа.
Что такое монастырь
В России православная вера всегда занимала особое место в сердцах людей. Русский человек испытывает страстное влечение к небу. Он не может полностью отдаться удобствам земной жизни, как это делают европейцы. Этот мир тесен для него, несмотря на его бесконечные пространства. Поэтому распространение монашества стало естественным явлением в России. Повсюду стали возникать монастыри — как мужские, так и женские.
Таким образом, монастырь — это земное убежище для душ, ищущих уединения:
- служение Богу;
- очистить себя от греховных привычек и мыслей;
- вести праведную жизнь, незапятнанную мирскими страстями.
Монастырские стены призваны отгородиться от любопытного вторжения внешнего мира. Строгие уставы в них регулируют и поддерживают порядок в обществе.
Происхождение слова
Невозможно переоценить влияние феномена монашества на христианство. Каждый искренний христианин хотя бы раз в жизни задумывался о принятии монашества. И даже человек, просто уставший от мирской суеты, говорит в своем сердце: «Все, ухожу в монастырь!». И кто-то делает.
Монастырь» происходит от слова monos, что означает «один, уединенный». Человек удаляется от общества и духовно растет в тишине, чтобы быть ближе к Богу.
Монашество возникло как движение:
- За святость.
- Против секуляризации Церкви.
- Из-за большого количества людей, приходящих в церковь, которые не были основаны на вере, а искали каких-то светских благ.
Однажды преподобный Арсений Великий в ответ на свою молитву услышал голос, сошедший с небес: «Беги от людей и спасешься», что святой тут же поспешил исполнить. Без малейшего сожаления он отказался от всех мирских благ и стал монахом — человеком, который живет один на один с Богом и стремится только к Нему.
Значение понятия
Христианин, уходящий в монастырь, ищет уединения. Но монах уходит не столько от мира, сколько от страстей, которые наполняют и искажают жизнь людей. Монастырь — это главное духовное поле битвы со страстями, а главная задача его обитателей — молиться и взывать ко всем людям. Согласно традиции, пока жив один монах, мир будет стоять.
В истории есть период, когда вступление в монашество рассматривается как готовность противостоять всем тем негативным явлениям, которые процветают и крепнут в нашем обществе. Святитель Игнатий Брянчанинов приравнивает монашеские подвиги к мученичеству.
Историческая справка
Монастыри начали появляться с III века нашей эры. К этому времени аскетическая жизнь христиан уже начала приходить в упадок. Верующие, которым это не нравилось, удалялись от мира и его соблазнов. Они селились в горах и пустынях. Верующих называли отцами-пустынниками, отшельниками. В это время зародилось плодотворное семя монашеской жизни и ее основные принципы. Первые ростки ангельской жизни появились в Египте.
4 и 5 века нашей эры подарили миру множество знаменитых благочестивых монахов:
- Антоний Великий;
- Макарий Египетский;
- Авва Моисей;
- Амун из Нитрии;
- Пол Полноценный;
- Абба Пимен;
- другие святые.
Египет лучше других регионов подходил для монашеской жизни. К концу четвертого века в «великой пустыне» насчитывалось более 5 000 монахов. Как будто Египет был предназначен самим Богом стать местом рождения монашества.
Следует отметить, что еще до начала III века в христианских общинах существовали аскеты и девственники, посвятившие свое целомудрие Богу. Постепенно они стремились отдалиться от людей, свести к минимуму контакты с окружающим миром.
Один из отцов-пустынников, святой Пахомий Великий, был основателем первого монастыря монашеского типа. Он объединил разрозненные жилища учеников святого Антония Великого, которые заложили основы анахоретского (отшельнического, монашеского) монашества. Монах окружил территорию общины стеной и составил основные правила дисциплины, а также ритм дня, основанный на чередовании работы и молитвы. В это время Пахомий Великий написал первый монастырский устав (318 г.).
Гермитизм начинает исчезать, а монастыри распространяются вплоть до Константинополя. Они появляются на Западе вскоре после визита в Рим Афанасия Великого, который познакомил его с традицией египетского монашества.
В Российской империи монашество распространилось почти сразу после принятия христианства; его основателями считаются святые Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Один из старейших христианских монастырей в мире — монастырь Святой Екатерины в Иерусалиме у подножия горы Синай.
Типы монастырей
На протяжении всей истории христианства развивались различные типы монашеской жизни. Некоторые из них хорошо изучены, о происхождении других известно мало.
Аббатство
Представляет собой католический христианский монастырь, принадлежащий религиозному ордену. Управляется аббатом (-иссой), подчиняющимся епископу или, в некоторых случаях, Папе. Бенедиктинское аббатство было первым и было основано в 6 веке в Италии. Сам термин «аббатство» появляется в литературе начиная с девятого века.
Это были крупные и влиятельные монастыри, которые оказывали значительное влияние на общество и его религиозную, экономическую и светскую политику. Самые могущественные из них имели императорский статус. Покровителями и основателями аббатств обычно были знатные и богатые люди. Среди них нередко были короли, императоры и епископы.
Киновия
Одна из самых ранних форм монашеской организации. Это монастырь общинного типа, возникший в самом начале христианской эры. Жителям Киновии аббат дает все необходимое для жизни. Они обязаны работать в свою очередь и делают это неоплачиваемо. Плоды их труда принадлежат монастырю; у монахов нет прав собственности и личного имущества. Первая Киновия была основана святым Пахомием Великим.
Идиоритм
Сингулярный монастырь — это особый тип православного монастыря, противопоставленный коенобитским монастырям. Здесь общим является только место проживания и отправления культа. Во всем остальном монахи живут по своему усмотрению, владеют собственным имуществом и заботятся о своих материальных порядках. До недавнего времени монашество было распространено на Афоне, но в последнее время оно значительно сократилось.
Подворье
Пригородные монастыри могут иметь свои двери в близлежащих муниципалитетах, крупных городах и столице. Они создаются для сбора пожертвований, приема паломников и осуществления соответствующей хозяйственной деятельности. Они включают в себя церковь и жилые помещения.
Скит
Небольшой монастырь, удаленный от крупных поселений, принадлежащий более крупному монастырю. Обычно он имеет более строгий устав и закрыт для посторонних. Монахи, живущие там, принимают более сложные обеты, такие как уединение и молчание.
Пустынь
Первоначально это был небольшой монашеский скит, расположенный в стороне от основного монастыря и находящийся в необитаемой местности. Впоследствии она, возможно, переросла своих людей и здания, но слово «скит» сохранилось в ее названии.
Лавра
Монастыри особо крупных размеров, имеющие важное духовное или историческое значение. Они занимали особое положение и находились в прямом подчинении патриарха или Священного Синода. Исторически сложилось так, что статус лавры мог получить только мужской монастырь.
Виды по типу подчинения
Все монастыри можно разделить в соответствии с их иерархическим подчинением. Всего существует три основных типа.
Ставропигиальные
Они подчиняются непосредственно Святейшему Патриарху, который руководит ими через своего викария. Они призваны служить другим монастырям как образцы внешнего и внутреннего благочестия.
Епархиальные
Самый распространенный тип монастыря, управляемый епархиальным епископом. Их открытие или, наоборот, закрытие происходит на основании решения Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Аббат(ы) назначается(ются) таким же образом.
Приписные
При наиболее оснащенных монастырях могут быть созданы приходские монашеские общины со ставропигиальным подчинением. Они гораздо меньше по размеру и количеству братьев. Их возглавляет игумен, который подчиняется наместнику главного монастыря и патриарху.
Структура монастырей
Структура действующего монастыря обычно включает в себя несколько церквей, колокольню, жилые помещения, хозяйственные и подсобные постройки. Первые монастыри в России были основаны по греческому образцу. Однако после возвращения святого Антония Печерского из Святой Земли (1051 год), где он некоторое время вел монашеский образ жизни, монастыри стали создаваться на основе Аттического устава и опыта хозяйственной организации общин.
Как и в древних примерах из Святой Земли, большинство отраслей сельского хозяйства развивалось в монастырях:
- садоводство
- разведение крупного рогатого скота; и
- пчеловодство.
При возделывании полевых культур используются передовые агрономические методы и современные сельскохозяйственные машины и оборудование.
Многие монастыри имеют свои собственные:
- электростанций;
- лесопилка;;
- печатный станок;
- кузнечная мастерская;
- мыловаренный завод;
- другие.
Предприятия могут включать небольшие заводы по производству свечей, кирпича, камня или чего-либо еще.
Почти в каждом монастыре есть мастерская, и, как правило, не одна:
- иконография;
- белый — вышивка;
- слесарная мастерская;
- сапожное дело;
- плотницкое дело;
- другое.
Каждый монастырь принимает посетителей, поэтому здесь есть паломническая или гостиница, а также может быть больница или аптека. При монастыре часто действует приходская школа и дом милосердия.
Управление и смотрители
Монастырь возглавляет священник-архимандрит, правящий архиерей или патриарх, если это ставропигиальный монастырь. Непосредственным настоятелем монастыря является наместник, который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом.
У каждого в монастыре есть особое послушание:
- Приходской священник является заместителем и помощником викария. Он руководит всеми богослужениями и выполняет уставные обязанности.
- Духовник обеспечивает духовное руководство братьями.
- Казначей хранит и распределяет средства.
- Священник отвечает за церковь, богослужебные книги, литургические облачения, утварь.
- Экономка управляет хозяйственной жизнью монастыря.
- Погребщик отвечает за хранение и предоставление продуктов питания.
- Обитель принимает паломников и гостей монастыря.
В женских монастырях подобные послушания распределяются между сестрами. Не принято, чтобы женщины-монахи произносили благословение на выполнение какого-либо конкретного монашеского дела. Все принимается как исходящее из рук Божьих и поэтому исполняется с радостью.
Игумения
Женский монастырь возглавляет настоятельница, которая избирается из числа сестер. Если в самом аббатстве нет достойных кандидатов, правящий иерарх назначает одного из своих. Настоятельницу можно отличить от других сестер аббатства по ее золотому наперсному кресту и праву давать благословение. К настоятельнице можно обращаться следующим образом: «Мать настоятельница, мать Неонилла (или другое имя) или просто мать».
Духовенство
В мужских монастырях богослужения и церковные службы совершают братья-монахи: иеромонахи, иеронимы и другие. Женские монашеские общины должны приглашать мирян-священников и дьяконов, чтобы обеспечить регулярный литургический ритм.
Священнослужитель занимает важное место. В мужском монастыре это не обязательно должен быть старец, ни по духовным дарам, ни по возрасту. В женских монастырях исповедник обычно назначается из числа старших и опытных монахов.
Кто живет в монастырях
Любой верующий, не имеющий семейных или иных обязательств, перечень которых изложен в церковных канонах, может принять решение стать монахом. Это высокое призвание, путь к которому указан Самим Господом. Он ведет каждого человека своим особым путем по пути монашества.
Те, кто вступает на этот трудный путь, связаны обетами:
- пост;
- постоянная молитва;
- Евангельская благотворительность;
- Благочестие;
- Послушание;
- безбрачие;
- смирение;
- терпение.
Вся жизнь монаха проходит в борьбе с грехом не из страха перед вечным наказанием, а исключительно из любви к Богу.
Формы монашеской жизни
Монашество в том виде, в котором оно существует сегодня, сформировалось не сразу. Он проходил через различные формы, большинство из которых были приемлемы в то или иное время.
Отшельники
Это особый вид монашеской практики, которой занимаются только те, кто получил необходимую духовную практику и опыт в монашеской общине.
Для выполнения особых аскетических обязанностей и молитв монах может получить от викария благословение на уединенную жизнь. Монах остается в послушании у настоятеля, но освобождается от монастырских обязанностей и несколько отдаляется от остальных братьев. Современный скит — это чаще всего скит внутри обычной монашеской общины.
Скитская жизнь
В небольшом монастырском поселении, вдали от главного монастыря, жизнь течет в более строгом порядке. Здесь больше возможностей для уединения и особых подвигов воздержания. Небольшое количество монахов и отсутствие паломников создают условия для внутренней молитвы, созерцания.
Общежительная
Самая популярная форма монашеской жизни. Здесь формируются условия, наиболее благоприятные для духовного процветания.
В первую очередь это:
- свобода от материальных забот;
- отказ от собственной воли;
- жить вместе с другими, чтобы многие «острые углы» характера были отрезаны.
Среди братьев развивается дух общности и евангельской любви. В то же время существует беспрекословное послушание настоятелю (-ях). Также существует общинное богослужение, общинное питание, общинное проживание и общинное имущество, а также пожизненная забота обо всех членах общины.
Распорядок монахов
Центральным стержнем монашеской жизни является церковное богослужение, которое, по словам Василия Великого, есть «…напряженное, постоянное и не отвлекаемое внимание к Тому, Кому служат».
Монашеская жизнь также включает в себя:
- Выполнение различных послушаний — монашеский труд.
- Социальное служение: забота о бедных, управление богадельнями и т.д.
- Просветительские инициативы: издание духовной литературы, осуществление различных миссионерских проектов.
- Другие виды деятельности.
Время, проводимое монахом вне церкви, проходит в постоянной внутренней молитве. Это то, чем он живет и дышит; заповедь «…непрестанно молиться…». воспринимается и исполняется им буквально. Монахи — это те христиане, которые отказываются, насколько это возможно, от мирских дел ради более полного и глубокого посвящения себя молитве, чтобы соединиться с Богом через молитву.
Как поступить в монастырь
Человек может стать монахом, если на то будет воля Божья. Находясь в миру, вы должны тщательно принять решение, взвесить его и обратиться за советом к духовнику. Если вы прошли этот срок и поступили в монастырь в качестве монаха, пришло время сделать следующий шаг и проверить свою волю и пригодность к монашеской жизни.
Вам необходимо провести некоторое время в монастыре, выполняя различные послушания и знакомясь с монашеским образом жизни. Однако настоящая подготовка к тому, чтобы стать монахом, начинается с принятия в монашеское братство, когда послушник становится монашеским послушником.
Подготовка к монашеству
К решению стать монахом нужно подходить очень ответственно. Это не только важный шаг, но и, возможно, самый важный выбор в жизни. Поэтому все, кто вступил на монашеский путь, подвергаются испытанию. Его продолжительность определяется настоятелем монастыря — три года и более. В прежние времена срок полномочий мог длиться дюжину и более лет. В современных монастырях эта традиция встречается все реже, зачастую достаточно двух лет. Такое раннее монашество не всегда приносит плоды.
Решение о принятии монашеских обетов — очень ответственное. Человек, желающий стать монахом, подвержен многим монашеским искушениям. Если в результате всех испытаний послушник остался непоколебим в своем намерении и доказал свою состоятельность, он может быть рукоположен в монахи.
Существует три степени монашества:
- кассофора;
- мантия;
- мантия; схема.
Монашеский постриг всегда был одним из главных обрядов православной церкви, символизирующим послушание и посвящение Богу.
Богослужение
Принятие монашеских обетов для первой степени монашества, монашеской рясы, сопровождается особыми молитвами и пострижением волос в крест. Название может быть изменено или остаться неизменным. Он не дает никаких обетов, но его решение следовать монашеским путем показывает, что он обещал Богу чистую жизнь. Монах носит капюшон и рясу (отсюда монашеское одеяние) и называется монахом в рясе или монахом.
В тот момент, когда он принимает монашеское одеяние, он дает обет Богу:
- безбрачие;
- аскетизм;
- послушание (настоятелю и братьям).
Он также отрезает дюйм волос и получает новое имя. Монах облачен в монашеские одежды и называется мантийным монахом или обычно монахом.
Церемония получения вуали аналогична, но проводится с большей строгостью и торжественностью. Также дается новое имя и одежда схимонаха (куколя). Монах называется схимонах или схимник.
Правила поведения в монастыре
Когда вы поступаете в монастырь, вы должны оставить в прошлом все свои мирские навыки и привычки. Монастырь — это другой мир, в котором действуют другие правила и законы.
Прежде чем отправиться в монастырь для монашеского служения, хорошо бы узнать правила для паломников, которые хотят помочь монастырю в его работе:
- Попросите благословения для монастыря и исполняйте его.
- Не покидайте монастырь без благословения.
- Греховные привычки (пьянство, курение, сквернословие) категорически запрещены.
- Беседы ведутся только на духовные темы, никто не говорит о светской жизни. Свобода слова, смех или шутки не допускаются.
- Трапеза проходит в общей трапезной, в тишине и за чтением агиографической литературы.
- Любые неудобства в плане одежды, еды и жилья переносятся без ропота.
- Приветствие других обитателей монастыря словами, общепринятыми в монастыре.
Не опаздывать на трапезу и богослужение, если это не вызвано послушанием, которое идет полным ходом и с благословением. Оскорбления и обиды, которые могут возникнуть из-за общих обязанностей в монастыре, следует переносить со смирением.
Видео
В этом видео вы можете увидеть, как живут монахини в монастыре.