- Понятия
- Святотатство
- Кощунство
- Богохульство
- Откуда произошло слово «кощунство»
- Отличие от выражений «святотатство», «богохульство»
- Кощунство и богохульство в православии
- Историческая справка
- Появление первых богохульников
- Распространение и дальнейшая судьба
- Современное положение
- Уголовно-правовая характеристика
- Состав преступления
- Грех кощунства и богохульства
- Применение слова в различных случаях
- Кощунство над личностью
- Остальные случаи использования выражения
- Оскорбление Бога в религии
- В иудаизме
- В христианстве
- Наказание и ответственность
- Пример из судебной практики
- Видео о богохульстве Pussy Riot
- Заключение
Конечно, этим они никого не убивают и тем более не причиняют никому серьезного вреда, но они совершают глубокое моральное преступление, которое в будущем может сказаться не только на здоровье граждан, но и на их психическом состоянии.
Понятия
Святотатство
Понятие святотатства пришло к нам из древнерусской культуры.
Давайте рассмотрим, что это такое?
Сразу после крещения Руси появились приверженцы старой веры, которые категорически отказывались принимать новую веру, но они не только молчали, они пытались оскорбить основное население, сжигая церкви, разрушая святыни.
Именно тогда это слово впервые появилось в летописях и до сих пор используется не только в православии, но и в юридическом языке.
Примером может служить Уголовный кодекс, где уже в двенадцатом году это деяние было зарегистрировано как преступление.
Об этом говорится в статьях 148 и 282 Уголовного кодекса. Толчком к этому действию мог послужить известный в России инцидент, связанный с танцами на святом месте в Храме Христа Спасителя в Москве.
Однако прежде чем говорить об особенностях этого правонарушения, стоит дать его определение.
Под святотатством понимается оскорбление священного места или его осквернение.
Уголовная практика знакома с рядом таких преступлений, но раньше они происходили по статьям вандализм и хулиганство.
В настоящее время существует несколько статей, предусматривающих наказание за этот вид правонарушения — богохульство, возбуждающее неуважение к вере и выбору других людей.
Кощунство
Многие люди путают эти три понятия: богохульство, святотатство и кощунство.
Кстати, эти термины дополняют друг друга, но ни в коем случае не означают одно и то же.
Так что же означает богохульство?
Это всевозможные насмешки, издевки, презрительные замечания о вере, об определенных ритуалах, церемониях и предметах. Согласитесь, что это не самый приятный из человеческих поступков.
Богохульство
Богохульство — это зонтичный термин из-за его старославянского перевода. Это неуважительное использование имени Бога.
Если переводить буквально, то богохульство — это не самое приятное слово, которое верующие не могут позволить себе произнести, так как это грех.
В древние времена в государственных системах различных конфессий существовало даже наказание в виде казни и пыток за богохульство.
Откуда произошло слово «кощунство»
Однозначно установить происхождение термина не представляется возможным, но существует несколько гипотез. Первый вариант этимологии слова — происхождение термина от древнерусских «кощуны» и «кощунство». Ранее эти слова писались с буквой «y». На протяжении многих лет ученые неоднократно переделывали русский язык, изменяя написание термина.
Но оно также может происходить от старославянского кошун — насмехаться или запрещать грех, интриговать, насмехаться. Другая гипотеза происхождения слова — сочетание латинских слов sacer, что переводится как священный, и legere, что означает читать. Чаще всего оно использовалось в контексте неумолимого отношения к религиозным доктринам. Этот термин является синонимом «святотатства» и «богохульства».
Отличие от выражений «святотатство», «богохульство»
Происхождение слова «святотатство» несколько иное. Использование этого слова берет свое начало в древнеримские времена. В те времена варвары грабили гробницы и священные храмы. Они не останавливались в своей погоне за материальными благами даже перед лицом глубоко почитаемых моральных законов.
Церковно-славянское слово «бандитизм» означает кражу, то есть преступление, совершенное против имущества церкви. Это значение слова («святотатство» — похищение святынь) сохранилось до 1917 года.
В то время значения слов святотатство, богохульство и кощунство были очень разными:
- Долгое время «церковное воровство» считалось простым злодеянием наемников. Только после 1653 года этот термин приобрел иное значение и стал рассматриваться как преступление против религии.
- Изначально богохульство рассматривалось как явное пренебрежение обрядами, принципами и предметами христианства и православия.
- Кощунство — еще один синоним богохульства, но оно считается преступлением против самой веры, тогда как богохульство направлено против обрядов и объектов поклонения.
Кощунство и богохульство в православии
Сегодня слово «богохульство» имеет множество синонимов, но раньше, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» использовалось для описания ужасных действий варваров — грабежей могил и святых храмов, нарушавших все законы морали.
Но «кража» означала кражу или преступление против церковного имущества. Отсюда «богохульство», или кража святынь в 1653 году, когда это слово стало означать религиозное преступление в целом наравне с «богохульством».
«Богохульство» первоначально определяло неуважительное отношение к церковным обрядам и принципам христианства. Сегодня все это родственные термины, говорящие о нарушении морали и неуважении к вере.
Как православный человек должен реагировать на богохульство?
Что такое богохульство в православии и как православный человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «богохульство» является одновременно глаголом (to blaspheme) с тем же значением — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.
Важно: Согласно Писанию, богохульник — это тот, кто оскверняет и насмехается. Богохульник в православии — это человек, который пренебрежительно и язвительно отзывается об объекте поклонения и почитания другого человека. Тот, кто «сеет» клевету, насмехается и издевается, не исполняет должным образом обряды, установленные Церковью, или не уважает Слово Божье и заповеди.
Существует также богохульство личности — неуважение к служителям Церкви, нанесение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.
К таким богохульствам можно отнести:
- действуя против целомудрия;
- избиение министра;
- привлечение священнослужителей к ответственности в соответствии с гражданским законодательством, а не канонами.
Что означает богохульство для верующего? Для каждого православного христианина Господь — Владыка, Царь и Отец. Он спас людей через Своего Сына Иисуса Христа, и только Ему одному поклоняются. Всякий раз, когда кто-то позволяет насмехаться над Ним или оскорбительно отзывается о Церкви и верующих, это вредит христианину и, конечно, верующему.
О духовной жизни православного христианина:
Никто не хочет, чтобы его оскорбляли и поносили родственники, семья, дорогие люди и вещи, но некоторые чувствуют себя обязанными унижать другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедует нам «любить ближнего, как самого себя», и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.
Подсказка: все должны быть любимы. Однако мы больше не должны общаться с такими людьми или слушать их. Мы должны просить Господа за них и молиться об их спасении, но никто не должен отвечать на это словесно, а тем более руками!
Историческая справка
Согласно канонам большинства религий, оскорбление Бога и веры является большим грехом и сурово наказывается. Однако так было не всегда.
Появление первых богохульников
Римское право, которое считается источником современной юриспруденции в большинстве стран, изначально не содержало гражданского преследования за оскорбление Бога. Исходя из постулата, описывающего божество как всемогущее существо, существовало убеждение, что любой бог в одиночку может наказать того, кто его оскорбил. Согласно этой цивилизации, защита божества сама по себе была сомнением в его силе и, следовательно, оскорблением Высшего Существа.
Тем не менее, в языческом Риме во время гонений на христианство было установлено наказание за хулу на старых богов, а христианские римские императоры, в свою очередь, установили уголовное преследование за оскорбление Христа.
Первым этот термин использовал Платон в своих «Диалогах», имея в виду неуважительное отношение к богам, когда молящийся рискует оскорбить богов и получить соответствующее наказание.
Распространение и дальнейшая судьба
Со временем наказания за богохульство ужесточались. В средневековой Западной Европе за это преступление еретика сжигали, и только после XVI века вместо смертной казни можно было назначить наказание плетью или штрафом.
Два века спустя судебная практика большинства европейских стран уже не предусматривала казни за богохульство против Бога. Мало того, изменилось само определение преступления. В частности, больше не считалось преступлением почитать Бога в качестве свидетеля клятвы или просто упоминать Его всуе.
Показательным примером изменения подхода к этому преступлению является развитие законодательства в Австрийской империи. В кодексе императрицы Марии Терезии 1768 года словесное оскорбление Всевышнего по-прежнему считалось тягчайшим преступлением и рассматривалось как прямое оскорбление Всевышнего, последствием которого могла стать божественная кара для всей страны. Только два десятилетия спустя кодекс, принятый при Иосифе II, определил это правонарушение как оскорбление интересов религиозной общины, вызывающее общественное возмущение. Преступников уже просто запирали в сумасшедшие дома в ожидании возможного наказания.
Французская революция 1791 года сделала оскорбление Бога наказуемым преступлением.
Современное положение
Сегодня в большинстве христианских стран богохульство против Бога не является уголовным преступлением, как в мусульманских странах. Тем не менее, некоторые случаи публичного оскорбления Бога трактуются как посягательство на права верующих и влекут за собой уголовную или административную ответственность.
Уголовно-правовая характеристика
Уголовно-правовым признаком данного преступления является его общественная опасность.
Оно не наносит ущерба здоровью, никто не умирает из-за этого преступления, но остаточный эффект — это удар по репутации церкви и моральному здоровью граждан, свято верящих в свою религию.
Состав преступления
И объект преступления, и субъект в равной степени являются моральными ценностями, которые точно охраняются законом. И здесь стоит более подробно рассмотреть объективную сторону.
Конечно, и святотатство, и богохульство выражаются в поступках. Невозможно совершить такой поступок путем бездействия.
Таким образом, под признаком данного преступления понимается деяние, совершенное лицом или группой лиц и направленное на унижение достоинства человека и его веры.
Повреждение имущества, памятников и реликвий, имеющих не только материальные, но и духовные ценности, также является объективной стороной правонарушения.
Субъективная сторона данного правонарушения заключается в наступлении общественно опасных последствий, которых, безусловно, желает обвиняемый, представляющий себе причиняемый вред, но, тем не менее, желающий их наступления.
Также, говоря о субъективной стороне правонарушения, нельзя не упомянуть о мотиве правонарушения.
У преступников также есть конкретная цель.
Субъектами данного преступления являются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста и осознающие, что они делают, т.е. обладающие дееспособностью.
Грех кощунства и богохульства
На протяжении всего своего существования Церковь неоднократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и предавали смерти всеми способами, то сегодня их чувства пытаются унизить и оскорбить.
Как Бог реагирует на грех богохульства и существует ли наказание для таких людей — это важный вопрос, но не менее важным является вопрос о том, как верующие должны реагировать на подобные поступки?
На последнем Соборе епископов в 2011 году был разработан и принят программный документ, который предусматривает план действий в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, он описывает разницу между конструктивной критикой Церкви и оскорблением Церкви. В частности, в нем разъясняется, что считается кощунством — намеренная попытка дискредитировать священные для православных верующих религиозные святыни, выраженная словесно или конкретными действиями.
Собор епископов Церкви.
То есть, если унижение направлено на конкретного священнослужителя как личность, то это не считается богохульством, но если его высмеивают за веру, которую он исповедует, то это уже грех богохульства, потому что унижается Святой Дух, который присутствует в каждом верующем.
Важно! Также важно помнить, что Церковь — это организм, и оскорбляя одного ее члена, оскорбляется весь организм.
Применение слова в различных случаях
Постепенно использование термина «анализируемый» стало широко распространенным. Хотя первоначально это слово означало совершенное преступление, ко времени Цицерона термин «богохульство» уже включал в себя словесное оскорбление.
В других древних религиях есть понятие, схожее с богохульством, которое является своего рода запретом на иное восприятие священных предметов. Объекты поклонения или ритуала должны восприниматься только так, как они должны быть, и никак иначе.
Кощунство над личностью
Этот термин также относится к служителям церкви, а не только к религиозным предметам и верованиям. Неуважение выражается в причинении вреда священнослужителю, осквернении его какими-либо словами или действиями, унижающими его честь. Личное святотатство выражается тремя способами:
- Поступок против целомудрия и обетов;
- Поднятие руки или избиение религиозного деятеля или священнослужителя;
- Нарушение церковного иммунитета, т.е. привлечение служителей церкви к ответственности через гражданский суд способом, отличным от предусмотренного канонами.
Остальные случаи использования выражения
Феодосий, император Римского государства с момента возникновения христианства, предъявил богохульство не только церкви, но и самому себе. Феодосий называл богохульством преступления против императора и уклонение от уплаты налогов.
В Средние века святотатство означало физические действия против священных предметов. Именно это значение формирует все последующие обозначения этого термина в католическом учении.
Сегодня в некоторых странах законы против святотатства отменены ради свободы слова. Это не относится к нанесению ущерба имуществу, телесных повреждений верующим или служителям церкви. Декриминализация не меняет того факта, что кощунственные действия не одобряются обществом.
Оскорбление Бога в религии
Давайте узнаем, кто такой богохульник и что такое богохульство в иудаизме и христианстве.
В иудаизме
В еврейской теократии все, что было связано с верой, изначально охранялось законом. Поэтому даже хула на Всевышнего считалась государственным преступлением, тем более что в Законе Моисеевом четко говорилось, что тот, кто хулил имя Господа, будет предан смерти через побивание камнями.
По закону Торы Христос считался богохульником, потому что называл себя Сыном Божьим.
В более широком смысле иудейский термин, обозначающий неуважение к религии, — это «хилул ха-шем» — оскорбление имени Бога и «хилул ха-кодеш» — осквернение святого места. Если первое преступление, за которое побивали камнями, было хулой на Б-га, то второе более соответствует богохульству или святотатству.
Так называемая карета налагалась за умышленное осквернение святыни в храме, нарушение ритуала, неправильный забой жертвенного животного или принесение жертвы не в то время и не в том месте. Наказанию подвергались непосвященные, которые входили в святилище, а также те, кто вкушал храмовые приношения, будучи нечистым в ритуальном смысле. Многие запреты и ограничения касались правил священнодействия и использования храмовых предметов, таких как благовония, в других целях. Осквернение свитка Торы считалось страшным грехом.
Однако термин «карев» обычно интерпретировался как «небесное наказание», и раскаявшегося грешника не приговаривали к смерти после порки специальным ремнем и штрафа.
Стоит отметить, что в Израиле сейчас действует закон, согласно которому осквернение святых мест любой религии карается тюремным заключением сроком до семи лет.
В христианстве
Как религия, согласно которой любой грех прощается после соответствующего покаяния, христианская церковь стоит особняком от других религий, когда речь идет об оскорблении Всевышнего. Однако есть одно важное отличие. Согласно Евангелию от Матфея (Матфея 12:31-32), Христос сказал, что всякая хула простительна, даже на Сына Человеческого, но хула на Святого Духа «не простится ни в сем веке, ни в веке грядущем». Таким образом, в христианстве может быть прощена хула даже на самого Христа, но не на Святого Духа.
На протяжении веков этот постулат был камнем преткновения в спорах теологов, которые вполне логично указывали на него: «Если Бог един в трех лицах, то оскорбление Бога Отца и Бога Сына является хулой на Святого Духа».
На протяжении полутора тысячелетий гражданское и церковное право в христианских странах путало понятия «грех» и «преступление». Разделение этих категорий стало возможным только в Новое время, и только в XX веке оскорбление Всевышнего стало подсудным мирскому суду и духовному суду. В то же время это понятие было значительно расширено и включало в себя не только словесные оскорбления Бога и святых, но и неуважение к доктринам, ритуалам, принадлежность к поклонению сатане, колдовству и так далее.
В отличие от Средневековья, на кол никого не сажали, и почти единственным методом воздействия на закоренелых грешников было отлучение от церкви, которое, впрочем, всегда было самым страшным и очень эффективным наказанием для христиан.
Наказание и ответственность
Статья 148 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за данное преступление.
Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные с целью оскорбления религиозных чувств верующих — наказуемы:
Другое дело, что практически отсутствует судебная практика, в соответствии с которой можно было бы точно применять эти постановления.
Пример из судебной практики
Самый яркий пример произошел в Москве, в Храме Христа Спасителя, когда три девушки в масках появились посреди алтаря посреди службы и начали петь неподобающие песни и танцевать.
Они были осуждены по статье 213 Уголовного кодекса РФ — хулиганство.
Они также были неподобающе одеты. Пока верующие пытались прийти в себя, девушки сбежали.
Однако справедливость восторжествовала, и беглецы были найдены. Сегодня они отбывают наказание и сожалеют о содеянном.
Видео о богохульстве Pussy Riot
На этом видео суд выносит приговор участницам группы Pussy Riot, которые исполнили «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя в 2012 году.
Заключение
Если вы пройдете по своему городу, то наверняка увидите всевозможные погнутые перила и кощунства над памятниками — признак вандализма.
Случаи осквернения святынь очень редки, но это не значит, что их не существует.
Я просто хочу верить, что даже у самых жестоких вандалов и хулиганов есть душа.
Вандализм — это преступление, о котором больно читать верующему человеку.
Не только потому, что это оскорбление его религии, но и потому, что основа любой традиционной религии — это вера, любовь и самопожертвование.
А когда люди проявляют столько эгоизма и злости по отношению друг к другу, становится очень горько.
Хочется верить, что это преступление скоро исчезнет из криминальных сводок и полностью уйдет в историю, ведь вера — это то немногое, что подбадривает нас и направляет в этом темном мире с ярким светом.