Святой был назван одним из тех, кто участвовал в создании Церкви, ее Отцом. Святой вел жизнь аскета-благотворителя и создавал христианские произведения, полезные для духа. Исаак Сирин посвятил свою жизнь уединенному размышлению о собственной душе, поэтому его возвышенные учения полны глубокой и проникновенной психологической информации. Он писал о суждениях, духовном правлении, хорошем управлении, анализировал состояние праведности и греха и открывал своим читателям пути самосовершенствования.
Краткая история жития святителя
О подробностях жизни этого святого известно немного, и различные биографические рассказы о его деятельности отличаются в деталях. До XVIII века монаха Исаака Ниневийского часто отождествляли с другими историческими личностями. Великого христианского богослова путали либо со своим тезкой, который вел полемику в пятом веке, либо с человеком, который бежал от преследований в Италии.
Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский
Факты жизни преподобного подвижника Исаака, претендующие на достоверность, стали известны широкой публике после обнаружения его биографии на арабском языке. Однако автор жития использовал в своем труде сокращенную информацию и не привел точных сведений о рождении и существовании Сирина.
Несмотря на скудость фактов, этот источник стал единственной возможностью для христианского мира более точно узнать личность преподобного подвижника.
- Исаак родился в шестом веке в прославленном городе Ниневии, столице Ассирийского царства (современный Ирак). В молодости он поселился со своим братом в древнем монастыре Мар-Маттай на вершине горы Алфат. Вновь прибывшие жители выделялись своей способностью к обучению и силой, позволяющей им справляться с аскетическими упражнениями для тела и духа. Брат Сирин вскоре был удостоен звания настоятеля монастыря, а Исаак решил удалиться в пещеру отшельника, чтобы посвятить себя молитвенному исповеданию и молчанию.
- Святой Сирин не сомневался в своем выборе, хотя его родня присылала ему письма с просьбой вернуться в монастырь. Исаак ответил: путь аскетизма — правильный, поскольку он позволяет беспрепятственно сосредоточиться на мыслях о Боге, а также избавиться от чрезмерных колебаний заблуждающегося ума.
- Через некоторое время о великом аскетическом подвиге стало известно даже людям на окраинах Ассирийского государства. Выдающиеся святые попросили Исаака Сирина принять должность епископа Ниневии. Преподобный подвижник не противился воле народа и священства, положился на провидение и принял сан епископа. Обряд рукоположения совершил Патриарх Георгий.
Дальнейшая судьба аскета
Не все жители Ниневии были довольны провозглашением нового епископа, потому что в их душах были тяжелые страсти, вызванные неправильной жизнью. Люди были совершенно не готовы прислушаться к советам почтенного подвижника. Деятельность епископа сопровождалась неповиновением паствы, находящейся под его опекой.
Однажды местный ростовщик потребовал деньги у другого мужчины, который не смог вернуть долг. Поскольку они не смогли решить проблему мирным и спокойным путем, вопрос пришлось передать епископу Сирину. Преподобный Исаак напомнил нам, что Евангелие учит не только давать отсрочку должникам, но и полностью прощать долги, если человек не в состоянии вернуть то, что когда-то взял.
Икона преподобного Исаака Сирина
Возмущенный ростовщик раскритиковал речь епископа, заявив, что Писание не является для него авторитетом, поскольку описанные в нем заповеди не соответствуют его материальным интересам. Почтенный епископ Исаак был возмущен, и в его голове поселилась мысль отказаться от этой обременительной должности.
- Святой Киреней был епископом Ниневии всего пять месяцев, и после долгих досаждений он отказался от поста, чтобы уйти из материального мира в тихое и безлюдное место. Одни ученые говорят, что он отправился в Египет, другие — в горы к северу от Персидского залива.
- После нескольких лет пустынной жизни подвижник поселился в монастыре Рабана Ормизда. В монастыре преподобный Исаак посвятил себя духовной практике, упражнениям в молитве и труде. Традиция гласит, что он ел очень скудно, потому что дал обет строгого поста.
- Святой уделял много внимания чтению Священного Писания и написанию собственного литературного наследия. Автор жития указывает, что от постоянного и напряженного чтения книг монах полностью потерял зрение. Однако и после этого он не перестал писать рукописи, а его речи переписывали помощники монахов. Святой Исаак прожил долгую жизнь и умер в монастыре Раббан-Ормизд.
Важно: Хотя Сирин провел большую часть своей жизни в пещерном уединении, его литературные труды имеют универсальное назначение. Эти труды и наставления полезны не только для отшельников, но и для монахов, живущих в монастырях, а также для мирян, имеющих веру в учение Христа.
Преподобный раскрывает суть ступеней духовного подвига и силу созерцательного образа жизни. Чтение его «аскетических слов» приносит духовное удовлетворение и может вдохновить на религиозные начинания. Как и другие аскетические богословы, Сирин подробно показывает читателям суть аскетического образа жизни.
Творческое наследие
Исследователи не располагают точным количеством всех книг, написанных святым Исааком. Но даже те, которые известны нам сегодня, говорят об авторе как о человеке высокообразованном и духовно зрелом. Досточтимый сирийский язык затрагивает широкий круг религиозных вопросов.
Его труды раскрывают суть догматических истин, освещают монашеские заповеди; в его книгах читатель находит психологические наблюдения, раскрытые автором через опыт духовных переживаний и личного общения с Господом.
- Для богословских трудов Ниневийского святого характерна четкая связь между нравственными заповедями аскетизма и их практическим применением в жизни.
- Когда автор говорит о Едином Господе, он не пренебрегает раскрытием преимуществ постоянного мысленного созерцания Господа. Он устанавливает мысленную связь между христианскими добродетелями, которые ведут душу к очищению, и атрибутами Верховного Творца, который есть совершенство.
- Говоря о небесных посланниках в своих трудах, автор демонстрирует роль ангелов в совершенствовании личности. Обращаясь к демонам, он выводит их на свет, раскрывает средства, используемые темными силами, и определяет, как они используют обман и ложь в своих корыстных целях.
- По словам преподобного Исаака Сирина, самое важное в достижении высшего мира — это приобретение чувственной неподвижности. Здесь он делает уточнение: страсти не должны становиться чуждыми человеку, но должны быть оставлены как таковые, то есть игнорироваться.
- Святитель советовал, что даже самые малые проявления греховности, которые часто называют мелочными, потакание им быстро приводит к росту душевной скверны.
- Исаак Сирийский заявил: «Терпение — это протопласт утешения и мощная психическая сила, возникающая из широты и глубины сердца. Человеку трудно найти это сокровище в мире, полном страданий, не обращаясь напрямую к Всемогущему Богу через молитву. Мы не должны роптать на судьбу, но находить средства, чтобы стать более терпеливыми и милосердными по отношению к окружающим.
- Святой Кирилл говорил, что молитва становится заботой о нашем осознании Бога и всяким размышлением о праведной духовности. Тот, кто молится, не имеет права испытывать обиду, ревность или любую другую негативную черту, потому что тогда практика не принесет никакого результата, подобно тому, как семена не прорастают в море.
- Любовь Бога выражена в Раю, где есть наслаждение блаженством; это также Древо жизни, от которого отказался праотец Адам. Душа, любящая Бога, пребывает в Нем и обретает вечный покой. Напротив, любовь, порождаемая внешним объектом, блекнет и исчезает, когда этот объект исчезает, он умирает.
Важно! Труды Кирилла Ниневийского пользуются большим уважением среди православных аскетов.
Христианский писатель П. Дамаскин активно ссылается на рукописи святого Исаака в своих трудах. Нилус Сорский в своих основных работах часто цитирует идеи и отрывки из книг Св. А епископ Феофан (Вышинский) даже составил молитву, обращенную к преподобному подвижнику.
Почитание памяти преподобного
Праздник преподобного подвижника приходится на 28 января. Святой был канонизирован не только Персидской, но и Православной церковью; он одинаково почитается в конфессиях восточного христианства.
Святой Исаак считается чрезвычайно плодовитым христианским богословом. Он составил семь томов о руководстве духа, божественных тайнах и т.д. В 1770 году мир увидел греческий перевод трудов аскета, но это издание было неполным и полным неточностей. Труды святого были переведены на славянский язык Паисием Величковским в 1854 году.
В 1988 году, по благословению Патриарха Алексия II, книга Исаака была издана в России под названием «О Божественных тайнах и духовном бытии» (это второй том его богословских трудов). Аббат Иларион работал над русским переводом этого труда.