- Краткое жизнеописание святого
- Ранний период жизни святителя
- Монашеский период жития
- Священническое служение
- Игуменское служение
- Святительское служение
- Библиография
- Агиографические и богослужебные сочинения
- Проповеди и поучения
- Исторические и полемические сочинения
- Письма
- Трактаты
- Назидательные сочинения
- Стихотворные тексты
- Другие произведения
- Сборники
- Приписываемые сочинения
- Собрание сочинений
- Тексты
- Тропарь
- Кондак
- Акафист
- Кондак 1
- Икос 1
- Кондак 2
- Икос 2
- Кондак 3
- Икос 3
- Кондак 4
- Икос 4
- Кондак 5
- Икос 5
- Кондак 6
- Икос 6
- Кондак 7
- Икос 7
- Кондак 8
- Икос 8
- Кондак 9
- Икос 9
- Кондак 10
- Икос 10
- Кондак 11
- Икос 11
- Кондак 12
- Икос 12
- Кондак 13
- Молитва
- Иконография
- В чем помогает
- Почитание
- День памяти
- Обретение мощей
- Праздник
Православная церковь чтит Димитрия Ростовского как выдающегося миссионера, проповедника и писателя. Его просветительская работа увековечена в литургических и спорных произведениях, зданиях и трактатах. Благодаря митрополиту Ростовскому духовные книги стали близкими и понятными мирянам. Святитель ревностно чтил заповеди Божии, искоренял невежество среди прихожан и подчиненных служителей церкви.
Ранее мы рассказывали: Святой Андрей Первозванный.
Краткое жизнеописание святого
Даниил Саввович Туптало, в Дмитриевском монашестве, родился в 1651 году. Родина святого — Украина, Киевская область, село Макарьево. Его отец, военный сотник, и мать были благочестивыми людьми, чтящими Закон Божий. Маленький Даниил рос в среде благоговения и уважения к Богу.
Ранний период жизни святителя
Будущий святитель учился в Братской школе, основанной митрополитом Киевским Петром Могилой. Прилежный и целеустремленный по натуре ученик Даниил завоевал благосклонность преподавателей. Он хорошо владел языками: греческим, польским, ивритом и латынью. Мальчик также овладел искусством риторики и поэтики. Воспитанный в христианских традициях, он изучал учения святых отцов.
Ученическим забавам прилежный юноша предпочитал тишину храма, уединение и молитву.
В 1665 г во время казачьего мятежа против польских властей Братская школа и монастырь были сожжены. Даниил вернулся домой и продолжил самостоятельно изучать богословие: читал Священное Писание, слушал наставления местных пастырей, участвовал в церковных службах. Так он постепенно сформировал свой жизненный выбор: монашество.
Монашеский период жития
В 18 лет юноша по благословению родителей поступил в Кириллов монастырь в Киеве. По окончании послушания принял постриг с именем Димитрий в 1668 году. Но монашеская жизнь продлилась недолго. Усердное служение сочеталось в молодом монахе со смирением и скромностью. Его усилия были оценены по достоинству, и в следующем году он был возведен в сан иеродиакона.
Священническое служение
диакон Димитрий посвятил 6 лет служению Господу, в благочестии подобном ангельскому. За высокие личные и духовные качества митрополит Лазарь Баранович наградил Дмитрия саном иеромонаха и должностью проповедника в своей кафедре.
Молодой пастор воодушевлял народ пламенными проповедями, говорил с ними на понятном языке. Слух о чутком и вежливом пастыре разнесся по Украине и дошел до Литвы. Но, обучая свою паству нравственному совершенству, иеромонах Димитрий строго относился и к себе. Господь проследил, чтобы его верный слуга не уклонился от долга священника и монаха, и послал ему об этом сон.
Более года отец Димитрий проповедовал в Слуцком Спасо-Преображенском братском монастыре по приглашению епископа Белорусского Феодосия. После его смерти проповедник по настоянию гетмана Самойловича вернулся на родину, жил в Крутицком монастыре в Николаеве.
Многие монастыри приглашали Димитрия настоятелем, но он не мог ослушаться гетмана, по смирению считал себя недостойным ответственного поста администратора. Но, по воле Господа, смиренный монах вмешался в устройство нескольких обителей и открыл в себе новый талант.
Игуменское служение
В 1681 году Димитрий стал настоятелем Максаковского монастыря. Он отправился на Черниговщину по просьбе гетмана, благословению архиепископа Лазаря и иноческой братии. Через год гетман отправил его в Крутицкий монастырь в Батурине. Димитрий прожил там немногим более полутора лет и получил новое предложение — составить Жития святых в Киево-Печерской Лавре. Господь одобрил начинание монаха, посылая различные Откровения.
После Дмитриевской лавры возглавил Батуринский Николаевский монастырь и продолжил писательскую деятельность. Его сочинения опубликованы. Надпись захватила Деметрия. Он отошел от руководства монастырем, но продолжал жить в нем в простой келье. Но полностью уйти в творческую работу не удалось.
Отца Димитрия нашел архиепископ Черниговский Феодосий. Присвоив талантливому проповеднику и писателю сан архимандрита, он поставил его во главе Глуховского Петропавловского женского монастыря. Оттуда он был переведен в Троице-Кирилловскую обитель в Киеве. Святой отец недолго оставался в монастырях. Дольше всего — 2 года — служил в Елецком монастыре в Чернигове. Затем его путь лежал в Северский монастырь Спаса Милостивого, что в Новгороде.
Святительское служение
По просьбе царя Петра Великого и с благословения митрополита Киевского в 1700 году отец Димитрий отправился в Москву, чтобы впоследствии занять должность главы Сибирской кафедры и просвещать язычников. Святой отец уже был слаб здоровьем от скитаний из одного монастыря в другой, и сибирская стужа окончательно сломила его. И он не видел возможности посвятить себя писательству в новом издании.
Деметриус принял предстоящую поездку и свидание скромно, но с грустью.
За год поправил здоровье в Москве, познакомился с влиятельными людьми и правительственными реформами. В это время сибирское назначение получил владыка Филофей Лещинский. А отец Димитрий отправился в Ростов, в Яковлев монастырь, где сменил покойного митрополита Ростовского Иоасафа. Здесь он активно участвовал в просветительской работе. Многие священники не стеснялись служить Господу. Новый митрополит установил дисциплину и повысил грамотность среди служителей.
Святитель Димитрий открыл школу для будущих священников. Обучение проходило в его покоях в монастыре. Митрополит сам занимался нравственным воспитанием студентов, наставлял их, требовал посещать богослужения. В то же время святитель Димитрий боролся с раскольниками, невежеством и суеверием прихожан, совершал торжественные богослужения, продолжал писать и заканчивал жития святых. В 1705 году митрополит Ростовский Димитрий выехал в Москву с призывом помогать бороться с сектами и проповедовать слово Божие. Через 2 года вернулся в Ростов, продолжил пастырское служение и творческую деятельность, несмотря на тяжелую болезнь. Преставился преподобный Димитрий 28 октября 1709 года.
Библиография
Писатель Димитрий Ростовский приблизил духовную литературу к пониманию рядового читателя. До него все книги писались на старославянском языке. В описании святого мученики предстают перед внутренним взором читателя как живые. Некоторые сочинения святого отца посвящены Страстям Христовым, Богородице. В своем произведении автор наставляет, как бороться с нечистыми помыслами, сохранить душу в чистоте и приблизиться к Царствию Божию.
Агиографические и богослужебные сочинения
Хвалебные писания святого:
- «Политое руно» — о чудесах иконы Богородицы;
- «Псалтирь Божией Матери» — посмертный сборник, псалмы которого публиковались в других сборниках;
- «Псалмы или песни духовные» — восемь восхвалений Господу Иисусу Христу;
- «Молитвы пяти» — сочинены в память о скорбях Девы Марии.
По произведениям отца Димитрия можно судить о богословских представлениях святых разных времен, об отношении простых людей к религии.
Проповеди и поучения
Талант проповедника и богатый управленческий опыт ростовский митрополит воплотил в таких работах:
- «Поучения и слова» — к церковным праздникам, дням памяти мучеников;
- «Учения и проповеди» — для постных недель, предшествующих праздникам;
- «Наставления священникам» — о долге священнослужителя;
- «Подготовка священников к Божественному Причащению» — разоблачение кощунственного отношения священников к Святым Дарам и другим атрибутам церкви;
- «Памяти духовному отцу, как обращаться с протеже»: правила для клирика при возведении послушника в клир.
Поучительным является произведение «Слово о пьянстве», в котором описываются десять испорченных гроздьев винограда.
Исторические и полемические сочинения
«Келейный летописец» — исторический труд, описывающий библейские события до Рождества Христова в хронологическом порядке. В ней святитель собрал из других писаний все сведения, которые считал полезными. «В поисках раскольнической веры» Брина — противоречивое произведение, демонстрирующее лживость религии, проповедуемой сектантами.
Письма
за время работы в Ростове святитель написал 22 письма. Большая часть посланий датируется 1708-1709 годами и адресована монаху-богослову, другу и издателю из Москвы.
Трактаты
Сочинения святителя написаны простым слогом, передают суть его мыслей и отличаются краткостью. По сравнению с одностраничными очерками можно считать объемный трактат «Зеркало православной исповеди». Он состоит из трех частей, посвященных вере, надежде и любви. Из этих компонентов есть вера в Господа и добродетель, необходимые для достижения вечной жизни.
Назидательные сочинения
Короткие очерки:
- «Вдохновленное христианское наставление»;
- «Извинения для удовлетворения печали человека, который находится в беде, гонениях и страданиях»;
- «За что нам благодарить Бога?»;
- «Краткое христианское учение».
В простой форме автор пишет о том, как душа может быть в гармонии с Господом.
Стихотворные тексты
«Стихи о Страстях Христовых» напоминают пьесу и повествуют о страданиях Христа. В произведение включено поэтическое обращение грешницы к Марии Магдалине.
Другие произведения
Святитель составил молитвы:
- ежедневная исповедь человека, вступающего на путь спасения;
- молитвенные стихи;
- краткое воспоминание о Страстях Христовых.
Митрополит также окрестил собственную «Молитву о твоем покаянии».
Сборники
Известны две коллекции:
- «Житие и труды святителя Димитрия»;
- «Симфония о творениях».
Книги содержат здания, поучения и изречения митрополита, уже изданные.
Приписываемые сочинения
Книга «Духовная азбука» впервые была издана в 18 веке. Каждая буква алфавита соответствует короткому уроку. Оригинальное название книги — «Духовная лествица», автор — митрополит Исайя Копинский. Есть версия, что типография ошиблась, так как эссе было в работах Дмитрия Ростовского.
До Алфавита Серафим Саровский читал Лествицу, рукопись была найдена в его личных вещах под этим именем. Святитель Димитрий, вероятно, понимал и духовные законы рукописи Исайи, которую издатели сделали Алфавитом».
Собрание сочинений
«Жития святых». Двенадцать книг повествуют о житиях православных подвижников, святых и мучеников. Каждая книга соответствует месяцу. Каждый день идет жизнеописание почитаемого святого. Полное «Полное собрание сочинений» включает 5 томов. В многотомнике можно найти «Духовную азбуку», житие святого, его келейные записи и письма.
Тексты
Службами церкви и народу святитель прославляется как земной ангел, небесный человек и воин Христов.
Тропарь
«Православие изуверу и расколу искоренившему, русскому целителю и новому молитвеннику Богу, сочинениями твоими целомудренный соделавший, духовный источник, блаженный Димитрий, моли Христа Бога о спасении наших душ».
Кондак
«Российская звезда, воссиявшая от Киева и пришедшая в Ростов через Новград Северский, всю страну учением и чудесами озарив, умилостивим златоговорящего учителя Димитрия: он написал для всех все, даже для наставления, но будет всех завоюй, как Павел, ко Христу и спаси веру души нашей».
Акафист
Кондак 1
Избранный чудотворцем и праведным угодником Христовым, источником многих исцеляющих чудес, молюсь о неисчерпаемой благодати, теплом молитвеннике, великом святом Димитрии Христовом, яко уповаю на Христа, Бога нашего, от всякой беды освобождает тех, кто звонит нам:
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Икос 1
Ангелом по нраву и даже человеком по натуре был ты, святой Димитрий; От младших ногтей ум твой, пренебрегая земным, устремил взоры к небесному, и, одевая плоть, пренебрегал ты плотью. Тем же Пресвятой Дух вселился в тебя, Который принял тебя в обитель, восхвалим тебя:
Радуйся, Агнцу, пророчествуемому Исаией, кротостью твоей подражающая;
Радуйся, нищих милостью питающая.
Радуйся, воздержанием Ангелы удивительная;
Радуйся, постом и молитвою угнетенная плоть твоя.
Радуйся, бывшая подданная чадолюбия отца;
Радуйся, страждущих от сострадания утешающая.
Радуйся, вместо тленного стяжаешь нетленное;
Радуйся, небесный человек.
Радуйся, ангеле земный;
Радуйся, избранный сосуд Святого Духа.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, расколов губящих душу искоренительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 2
Обильную реку чудес и исцелений видя, от святых мощей твоих с благоговением и радостью оттекающую, благодарим Бога, прославляя святых Его, вопием Ему и тебе: Аллилуиа.
Икос 2
Ум истинного богословия, одухотворяющий чад Церкви Христовой, утверждаемый учением золотых слов; те же еретики-раскольники, привлекая здоровое единодушие, по ошибке осудили вас. За такую твою заботу о наших душах мы взываем к тебе:
Радуйся, тайну Пресвятой Троицы;
Радуйся, проповеднице непостижимых чудес Божиих.
Радуйся, хранительнице апостольских преданий;
Радуйся, победителю убийц Бринских.
Радуйся, зови, ересь возжигай;
Радуйся, громовержец, ужасающий обольститель.
Радуйся, святый свет, Богом озаренный, мрак скверны рассеивающий;
Радуйся, звезде, путь ко спасению показавшая.
Радуйся, барабанная перепонка, звучащая славу Божию;
Радуйся, орган Святаго Духа.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, губительнице душегубных раколей.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 3
Силою благодати Божией и во временной жизни принял ты силу, святой Димитрий, исцелять болезни и изгонять бесов; по кончине твоей паче всех прослави всемогущего Бога многими чудесами, и все, видя сие, притекают усердно к твоему исцелению телесных недугов, паче душевных, и вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея неутомимое попечение о спасении вверенных тебе Богом душ, святой Димитрий, как пастырь душеспасительного жития, и словом, и делом показывая ленивое усердие в подражание угодникам Божиим, непрестанно наставляемый. Посему прими от нашего похвального усердия о тебе:
Радуйся, пастырь добрый, ищущий заблудших в горах суеверия;
Радуйся, добрый и верный раб, дарованная тебе Господом, отягчающая.
Радуйся, делательница винограда Христова;
Радуйся милости недвижимого столпа.
Радуйся, твердый зритель Церкви Христовой;
Радуйся, щити, благочестие защищай.
Радуйся, меч острый, зло сокрушающий;
Радуйся, незыблемое основание православия.
Радуйся, камень веры твердый;
Радуйся, церковь питающая, верных в тихую пристань водящая.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 4
Буря ереси из преисподней через Ария в Греции, возрожденная в последние годы интригами Мартина Арменина через Бринских скитских военачальников на нашей Родине, вознамерилась опровергнуть молчание соединенных Церквей, Свято-Католической и Апостольской; Ты пастырь добрый, за овец душу положивший, волков губящих душу прогнав, бурю суеверий укравший, но верных Троицкому Богу научивший восклицать: Аллилуиа.
Икос 4
Услышав твой донос на раскольников-раскольников к ним, если ты, пресытившись иллюзией своего сердца, писал, яростно возмущаясь, и многие из них, вместо должного исправления, бросали на тебя адское пламя; ты, как твердый алмаз, не изменился под ударами гнева и ненависти. Поэтому Святая Церковь благословляет вас этими приветствиями:
Радуйся, сожительница ангелов;
Радуйся, преемница Апостолов.
Радуйся, покровительницам;
Радуйся, Русский Златоуст.
Радуйся, Спиридоне, Великом Василии, Григории Богослове, и иже великих светилах чести;
Радуйся, яко Никола Мирликийский и Мелетий Антиохийский одного мнения.
Радуйся, иноков собеседнику;
Радуйся, владыче иноков и постников.
Радуйся, мучеников компост;
Радуйся, украшение праведных.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 5
Божественная звезда явилась тебе на пути твоем, хотя бы и ты, располагая своим спасением; По примеру верных, назидающих души, научили себя Богу благосклонно воспевать: Аллилуиа.
Икос 5
Видя ангельский чин и во временной жизни твоей, великие дела твои во всяком благочестии и чистоте, дивлюсь, прославляя человеколюбца Божия, укрепляя немощное человеческое естество. Мы чтим вас, усердно чтящих любовь, с этими похвалами:
Радуйся, луче света Трисун;
Радуйся, подсвечник на подсвечник церковный возложивший.
Радуйся, свети, путь верный указующая;
Радуйся, непобедимый Христов воин.
Радуйся, единосущная Троицы истинная поборница;
Радуйся, уста еретических заград.
Радуйся, уста небесной правды со словами золотыми;
Радуйся, все имение твое по слову Господню продающая.
Радуйся, единственный бесценный счет Христа Господа снискавшая;
Радуйся, в малом быв верен, во многом облекся.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 6
Безмолвным проповедником тайны Пресвятой, Единосущной и Нераздельной Троицы был ты. Оттого и проповедует Русь величие Божие, явленное в тебе, святой Димитрий, яко приял еси дар врачевания недугов душевных и телесных, и единым сердцем и едиными устами поем Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Вознесение в душе возлюбленной Божией к душе твоей, блистательной истинным богословием, для освящения и просвещения верных, кротко внимающих спасительному учению твоему, видя, истинно сознаем, яко в часе одиннадцатом пришедшем, якоже древние богоносные святые и отцы, денарий получили денарий. Мы также хвалим вас:
Радуйся, вместилище добродетелей;
Радуйся, обитель достойная святилища.
Радуйся, море, потопившее нечестие мира;
Радуйся, крине благоуханная, чудно цветущая.
Радуйся, сокровищница врачебных учений;
Радуйся, душу свою у супруга Христова укравшая.
Радуйся, верный подражатель его смирения;
Радуйся, монашескую нищету до конца сохранившая.
Радуйся, с мудрыми в радость Господа твоего вступившая;
Радуйся, фимиам Святого Духа.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 7
Хотя достойным образом совершить подвиг, который возложил на тебя Бог, ты прежде укрепил душу свою чтением житий святых, приняв подражание им; яже ощутив исходящую от него пользу, ты не поленился быть писцом жития тех, которые ныне с ними радуются при свете невечерней, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новым для нас является молитвенник, целитель душ и телес и заступница о нашем вечном спасении с флагом; но благодарным сердцем и устами к Богу, даровавшему в наше время такого чудотворца, не возможно восхвалить тебя достойно, тебе, святой и великий угодник Христов Димитрий, дерзаем приносить похвальные:
Радуйся, приятное попечение о всех скорбящих;
Радуйся, скоро от всякия болезни и избави доктора.
Радуйся, злых помыслов губительнице;
Радуйся, яко твоими молитвами слепни прозрели.
Радуйся, яко твоим заступлением хромые и безносые начали ходить;
Радуйся, яко многих бесов прогнала.
Радуйся, яко твоим заступлением расслабление исцелил;
Радуйся, болящих и опухших исцеляющая.
Радуйся, трепета и огненных болезней исцеляющая;
Радуйся, врачевательница неизлечимых болезней воды и камня.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся; Димитрия, нового и великого чудотворца.
Кондак 8
Странно для одержимых болезнью неверия видеть, как в бренном и тленном теле возможно без происшествий ангельское житие, и, в одно касание с верою в теле, преподобное нетление, чудесные вещи достигнуты; но мы над тобою, святой Димитрий, слыша и видя новые чудеса всемогущего Бога, исцели молитвами твоими, вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Весь воспламененный искренней любовью к Богу, ты отдал себя его воле; и все вещественное и тленное, вменив способность быть, в духе, душе и сердце, возжелал ты наслаждаться созерцанием Бога; но ныне, когда ты испросил всего, что тебе нужно в вечности, не забудь о нас, требующих твоего заступничества и заступничества, и еще более похвально опишем тебе:
Радуйся, вполне угодная Богу;
Радуйся, венец бессмертной жизни приявший.
Радуйся, благодатию Божиею насыщаясь;
Радуйся, пророки похвальные за разъяснение писаний своих.
Радуйся, блаженныя апостолы, яко по Его стопам идущие;
Радуйся, святители, ревностью единомыслия с ними прославляемая.
Радуйся, венценосных мучеников, страдания их изгладившая;
Радуйся, святии, ко всякому благочестию и чистоте подражая им постом и молитвою в лице их.
Радуйся, яже о высоком смирении и возвышенных делах;
Радуйся, радостными приветствиями от всех святых одаренная.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 9
Избавь нас от всяких бед, скорбей и напастей, святой Димитрий, теплыми твоими молитвами к Богу и усердствуй даровать нам блага временные, нужные для жизни и вечные, да с тобою в селении праведном воспоем Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Человеческая оргия не может в достаточной мере выразить благодати Божией, излитой на тебя, святой Димитрий; но, побежденные твоей любовью, мы смеем петь тебе:
Радуйся, насаждающая блага;
Радуйся, искоренительнице зла.
Радуйся, люди чистоты;
Радуйся, печальное утешение.
Радуйся, отчаянному заступниче;
Радуйся, сирот питающая.
Радуйся, представителю обиженных;
Радуйся, истинный хранитель благоговения и правды.
Радуйся, светоносный столп облачный, многими чудесами озаренный;
Радуйся, росоносное облако, пламя страстей угасившая.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 10
Хотя душу свою спасаешь, плоть свою пренебрег еси, но постом, бдением, молитвами и непрестанным трудом угнетаешь плоть свою, яко в барабанную перепонку, в умерщвление тела, благоугодно Богу восклицать: Аллилуиа.
Икос 10
Стена, ограждающая от всех бед, усердно взывающих к тебе о помощи, святой Димитрий, так как во всех странах Российского государства ясно проповедуются обильные чудеса, бывшие в твоей общей могиле. Поэтому мы ублажаем вас этим:
Радуйся, чаша, источающая нам елей милосердия Божия;
Радуйся, исцеление больных.
Радуйся, сила немощных;
Радуйся, скорая помощь страждущим.
Радуйся, наставнице спотыкающихся о камень искушения;
Радуйся, заступнице обиженных.
Радуйся, омраченных просветительнице;
Радуйся, утверждающая просвещенных.
Радуйся, расточительному собрату;
Радуйся, к свету небесному не мерцающему направляющемуся.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 11
Святую Троицу непрестанную песнь принес еси, святой Димитрий, ово мысль, ово голос, ово слово, ово благость. И ныне предстоя Престолу Божию, молися о поющих тебе: Аллилуиа.
Икос 11
Твое светоносное учение, открывающее небесный ум, ныне подтверждаемое нетлением твоих мощей и многими чудесами, есть ясное и действительное средство наделения человеколюбивого Бога обличением еретиков и утверждением православных; ныне святым и медовым твоим учением, опьяненный, с чувством благодарным, возопи, что:
Радуйся, премудрый учитель;
Радуйся, пастырю предчувствие.
Радуйся, непоколебимый исповедник;
Радуйся, слепое око.
Радуйся, нога хромого;
Радуйся, рука беспомощных.
Радуйся, небесного учения главу исполненная;
Радуйся, укрепленный щит.
Радуйся, источник золотых струн;
Радуйся, духовная ветвь.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 12
Благодать, дарованная тебе от Бога, для врачевания недугов телесных и душевных, святой Димитрий, отовсюду зовет тех, кто чтит твой вид и надеется, что ты получишь то, о чем просишь у Бога. Он сам и мы, умильно кланяясь, молим Тебя, избавь нас от зол греховных, да славословим Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Чудеса твои воспевая, святой Димитрий, славим Бога, давшего тебе столько целительных сил. Не презри нас, грешных и недостойных рабов Его, но услышь нас, умильно вопиющих тебе:
Радуйся, свет неприступный зрителю;
Радуйся, яко жених Христос яркую лампаду сохранил.
Радуйся, губительнице уныния, пагубляющая душу;
Радуйся, жестоким путем в небесные селения пришедшая.
Радуйся, бедною богатая;
Радуйся, смирением великая.
Радуйся, узкостью вечное пространство стяжавый;
Радуйся, Христа на вечную славу с ним поругавшая.
Радуйся, Троицею увенчанная;
Радуйся, не прорицанием, но лицезрением Бога.
Радуйся, поклонник православия;
Радуйся, душегубных расколов губительница.
Радуйся, Димитрий, новый и великий чудотворче.
Кондак 13
О великий святитель Димитрий, истребитель расколов и ересей, прими сию похвальную песнь и моли Всевышнего об умиротворении мира и спасении наших душ, вопием Православному Троичному Богу: Аллилуиа.
Прочтите этот кондак трижды, а потом икос 1 и кондак 1.
Молитва
Услышь молитву нашу, отче Димитрий, и моли непрестанно о нас Всемогущего Бога, прославляемого и почитаемого в Триех Ипостасях, достоин всякой славы, чести и силы во веки веков. Аминь.
Иконография
Митрополит Ростовский изображен по пояс и в полный рост в торжественном архиерейском облачении. В левой руке святого архиерейский посох. На голове митра или клобук. Его часто изображают с книгами. Иконописцы брали за основу прижизненные портреты. Поэтому святой появляется либо на фоне храма, либо рядом с аналоем. В келье митрополита висела Ватопедская икона Божией Матери. Образ находился в гробнице святого и стал частью его иконографии.
Цитаты из его писаний добавляются к иконам святого Димитрия, часто из Келейного летописца. Имеются также изображения с текстом тропаря святому.
В чем помогает
У святого просят помощи в просвещении и овладении искусством ораторского искусства. Он покровительствует школьникам и студентам, беднякам, сиротам и вдовам. Святой страдал болезнью легких, поэтому к нему можно прийти с молитвой об исцелении. Его мощи обладают чудодейственной силой.
Почитание
Христиане прославили святого со второй половины XVIII века, после распространения слухов о его чудотворных мощах. Общество того времени не верило в появление новых святых.
К мощам митрополита Ростовского устремился поток паломников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны они были помещены в серебряную раку. А Екатерина II подарила Яковлевскому монастырю икону итальянского художника Ротари, которая впоследствии была утеряна. До начала 20 века миряне получали духовное образование по житиям святых и печатным проповедям святителя. Книги святителя Димитрия почитались классиками: Достоевским, Гоголем, Тургеневым.
Друг А. С. Пушкина, поэт В. Кюхельбекер, благодаря молитвам святому даже излечился от глазной болезни и посвятил ему стихотворение и стихотворную молитву. Есть и посвящение Димитрию Ростовскому в произведении И. Бунина, написанном после посещения Яковлевского монастыря.
День памяти
Память святителя совершается 3 мая в Ростовском соборе святых и 28 октября, в день кончины.
Обретение мощей
Дата обретения нетленных мощей святителя — 21 сентября/4 октября. В этот день в 1752 году при ремонте сруба у гроба митрополита Ростовского обнаружили, что тело его не разложилось. Рукописи, лежавшие рядом, лежали в руинах, а реликвии и одежда остались нетронутыми.
Праздник
19 июля совершается Собор Трех Святителей Российских: Тихона и Митрофана из Воронежа и Димитрия из Ростова. Этот день почитался еще в XIX веке, но постепенно его убрали из православного календаря. Сейчас церковный праздник возрождается.