Житие святителя Антония Смирницкого

Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский Портрет 19 века. Киево-Печерский национальный историко-культурный заповедник

АНТОНИЙ, архиепископ Воронежский и Задонский (Смирницкий Авраамий Гаврилович) родился 29 октября 1773 года в селе Поветина Пирятинского уезда Полтавской губернии в семье священника.

Авраамий получил базовое образование дома; его первым учителем был его собственный отец. С ранних лет Абрахами воспитывался в духе благочестия и любил посещать церковные службы. Однажды ночью (в канун Нового года), догоняя отца, который ушел в церковь, Авраам упал в прорубь и чуть не утонул. Однако Господь спас Своего избранника. В это время мимо проезжали крестьяне на лошадях. Лошадь, напуганная тем, что мальчик барахтается в воде, отпрыгнула в сторону, и крестьяне заметили его, вытащили из проруби и отнесли к матери.

Абрахами получил начальное образование дома, его первым учителем был отец.

В 1783 году Абрахами поступил в Киевскую богословскую школу. Хорошо подготовленный дома, он прилежно учился и отличался тихим и кротким нравом, за что и получил фамилию Смирницкий.

После окончания школы Авраам поступил в Киевскую духовную академию.

В 1796 году он окончил Академию, и перед Авраамием встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Он долго колебался, не решаясь стать монахом, потому что ему было жалко покидать мир.

Он решил стать монахом после того, как прочитал книгу Ефрема Сирина о Страшном суде.

Он попросил митрополита Иерофея постричь его в монахи, но Авраамий отклонил предложение учителя риторики и выразил желание стать членом братии в Лавре. Просьба Абрамиана была принята, и с этого момента началось его служение в монастыре.

21 февраля 1797 года он принял монашеский постриг с именем Антоний в честь преподобного Антония Печерского. Через неделю монах Антоний был рукоположен в иеродиакона, а 20 ноября 1799 года — в священника.

С первых дней своей монашеской жизни Антоний посвятил себя подвигам воздержания, молитве и смирению. Его смирение было удивительным: «Я прожил много лет, — говорил он, — но не сделал ни одного доброго дела». Если кто-то хвалил его, он всегда замечал: «Он еще не знает всех моих слабостей и недостатков».

Иеромнич Антоний выполнял все, что входило в его обязанности во время обычных служб (пение, чтение, проповедь), а с 1808 года заведовал типографией Лавры.

Личная жизнь иеромниха Антония отличалась большой строгостью в соблюдении монастырских правил.

20 сентября 1814 года он был назначен настоятелем Ближних пещер. Посещая пещеры для надзора за порядком, он сам мечтал о полном уединении, желая угодить Богу, отказавшись от всего мирского, порочного, от всякой суетной славы и почестей.

Иеромнич Антоний попросил постричь его в схиму, но ему было отказано, так как для него заранее был приготовлен другой путь.

2 января 1815 года отец Антоний был назначен наместником Киево-Печерской лавры. Он не гордился своим новым назначением, но воспринял его как поощрение к дальнейшему духовному совершенствованию. Отец Антоний стал уделять больше внимания церковному богослужению; его монашеская жизнь стала еще более строгой. Он не позволял себе снисхождения и в повседневных делах монастыря, во всем являясь примером для братьев. Он был редким лидером для монахов, вел их просто и духовно, молился за всех, направляя их по Божьему указанию, и именно тогда выяснилось, что Господь наделил его даром ясновидения.

Он не оставлял без внимания паломников, посещавших Лавру. Его келья была открыта для всех перед вечерней, и он уделял свое внимание всем, кто приходил к нему, обучая их истинам православной веры и доброй христианской жизни.

10 июля 1817 года наместник Киево-Печерской лавры иеромнич Антоний был возведен в сан архимандрита, в котором проработал 8 лет, отличаясь необыкновенной преданностью делу, которому посвятил себя. Он уделял особое внимание богослужениям. Он исполнял их с благоговением, без излишней спешки. Однажды Александр I посетил Лавру со своим хором. По просьбе императора литургию служил наместник лавры Антоний, а пели придворные певчие. После литургии царь спросил Антония, хорошо ли пел его хор. «Поспешно, — ответил Антоний, — так, что мне было трудно читать молитвы». «Люди дороги» — оправдывался государь. «Божья работа, — сказал благочестивый и праведный викарий, — должна выполняться в надлежащем порядке.

Незадолго до принятия епископского сана Антоний получил откровение свыше. Он отслужил утреню и сидел в своей келье, читая книгу. Около 8 или 9 часов дверь открылась, вошла красиво одетая, усыпанная бриллиантами королева и сказала ему: «Отец. Антоний, следуй за мной». Она привела его в церковь. Королева приказала священнику жениться на отце Антонии и сама повела его к алтарю. Она взяла его за руку и повела вокруг пюпитра. Она взяла его за руку и повела вокруг трибуны, после чего они вернулись в дом викария, где его поздравили. Затем королева провела его в другую комнату. Там подружки невесты держали большую вощеную ткань (вощеную бумагу — ред.), которая была потрепанной и довольно тонкой. Царица сказала: «Вы видите, что она тонкая, поэтому вам следует закрепить ее снова». Затем она ушла. Проснувшись, святой Антоний рассказал о видении своему духовнику, монаху схиме Вассиану. «Небесная королева пришла к тебе, и, соединившись с ней в святом браке, то есть на тебе было Божье благословение, ты стал епископом, и тебе дали жалкую епархию, которую ты должен был непременно починить, что означало очень ветхую церковь».

Это было за шесть месяцев до его назначения епископом.

31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Воронежского в Лавре. В своем епископском сане он оставался таким же скромным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он сказал: «Я не полагаюсь на свои силы. Есть два великих иерарха Христовых: Митрофан и Тихон. На них я возлагаю свое доверие. Они укрепят и помогут мне».

Новый епископ был торжественно принят в Воронеже. Во время его первой литургии собравшиеся заметили на лице епископа какое-то неземное сияние — знак Божьей благодати.

Воронежская епархия в то время была очень обширной, охватывая весь Донской край, но она была очень бедной. Его Светлости Антонию пришлось многое там сделать.

Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство церквей. Таким образом, благодаря его усилиям Благовещенский собор, место погребения святого Митрофана, был полностью отреставрирован. Впоследствии были отремонтированы, восстановлены и перестроены другие церкви и различные религиозные здания.

Большое внимание Преосв. Антоний уделял работникам церкви и их благочестию.

Венцом славы и улучшения церквей стало именно служение епископа Антония. Сохранилось много восторженных мнений о серьезности и уважении его служения. Это оказывало сильное воздействие на его просителей, так что, стоя в церкви, они невольно забывали обо всех земных делах и сосредотачивались на совершении богослужения. Действие Божьей благодати во время служения Энтони ощущали все присутствующие. Вот что говорит советник Симбир Н.А. Мотовилов, известный как человек, близкий к отцу Серафиму, рассказал об одной преосв. Антонию пасхальной литургии.

«Когда Владыка вышел из алтаря, чтобы благословить собравшихся и произнести молитву о высшем благословении виноградной лозы, посаженной десницей Господней, я увидел, как из уст Владыки Антония вырвалось пламя в виде огненного языка, устремилось к духовенству и молящимся и окутало каждого из них своим неописуемым светом. Не всех коснулось это чудесное пламя. Некоторые, кого коснулось пламя, стали ярче и засияли тем же светом, что и мастер, а других это божественное пламя обошло стороной, и они стали черными, как уголь. Среди сопровождающих был один первосвященник, который был весь опоясан, как при пеленании (длинная узкая полоса ткани для заворачивания младенцев в пеленки — ред.), черными полосами. По внешнему виду он напоминал зебру. Впоследствии этот первосвященник был уличен в некоторых дурных поступках и лишен сана.

Слуги епископа Антония испытывали особое благоговение и некий священный страх.

Торжественность службы поддерживал и великолепный хор собора. Епископ Антоний был любителем хорошего церковного пения.

В церкви не было ни одной службы без проповеди. Часто архиепископ говорил сам или священники от его назначения. После литургии начался прием гостей. Двери покоев епископа Антония были открыты для всех, и он принимал каждого с одинаковым вниманием.

Он был озабочен благоговейным воспитанием своей паствы и призывал всех священников делать то же самое.

В 1829 году преподобный Антоний предпринял первую инспекцию своей епархии. Он находился в пути 24 дня и за это время совершил 22 литургии.

В 1831 году Воронежскую губернию поразила страшная болезнь — холера. Люди умирали сотнями, люди были в панике. Покорный и хрупкий на вид епископ Антоний отважно взялся за борьбу с болезнью. Он обошел все дома и улицы, совершая процессии, окропляя дома святой водой, ввел трехдневный пост и призвал всех к покаянию. Все это укрепило веру людей в свое спасение, и паника прекратилась.

В 1832 году произошло обретение мощей святителя Митрофана Воронежского (память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря). Это событие стало венцом праведной жизни епископа Антония.

Многие желали иметь образ святого Митрофана до обретения его мощей, так поступил и праведный священник Антоний. Он попросил своего губернского секретаря, художника по призванию, Шевцова, сделать копию с более раннего портрета святого. Однако, поскольку портрет был сильно поврежден, Шевцов не смог воспроизвести изображение. Затем епископ Антоний сказал ему: «Вы увидите святого наяву или во сне. На следующую ночь Шевцов увидел во сне старца, в котором узнал святого Митрофана. Он так хорошо запомнил его лицо, что Чевцов без труда нарисовал образ святого.

Прежде чем получить разрешение Священного Синода на открытие мощей святителя Митрофана, епископ Антоний много ночей молился перед его гробницей. Он надеялся и чувствовал, что в Воронеже будет благодать. В этой надежде его укрепил и его современник, подвижник, ныне известный преподобный Серафим Саровский. Он поздравил епископа Антония с обретением мощей богоносного Митрофана задолго до их обнаружения.

Поэтому, когда 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие мощей святого Митрофана, радость епископа Антония и народа была переполнена.

6 декабря 1832 года он был возведен в сан архиепископа.

С первых дней своего служения в Воронеже епископ Антоний вынашивал идею основания нового монастыря при своем кафедральном соборе. Эта идея была реализована после обнаружения мощей святого Митрофана.

1 сентября 1836 года при Благовещенском соборе был открыт первоклассный мужской монастырь в честь этого божественного святого в Воронеже.

Архиепископ Антоний горячо почитал святителя Митрофана и называл себя его слугой. Во время правления преосвященного Антония были написаны житие святого Митрофана и акафист ему благочестивого князя С.А. Шихматов-Шеринский (монах Иеромнич Аникита).

С момента открытия мощей святого Митрофана между архиепископом Антонием и святым установилась духовная связь.

Когда архиепископа Антония стала преследовать мысль оставить свою епархию, уйти от славы и провести конец своей жизни в Киево-Печерской лавре, святой Митрофан сказал ему в видении: «Напрасно вы так думаете, вы ошибаетесь. Епископат — это распятие Христа на кресте. Они не сходят с Креста, но возносятся и сходят с него. Господь видит вашу работу и помогает вам. И с Его помощью вы совершите трудные дела, необыкновенные дела. Хочешь на пенсию — езжай в Киев отдыхать. И когда вы окажетесь там, вы будете полагаться только на свои силы, что вы будете делать? Беды будут с вами, и не будет вам помощника; неужели вы полагаетесь на свои силы?»

«Да, я думал ради Бога сделать это». — тихо сказал Антоний; «лучше заботиться о моей душе, чем о моей неспособности удовлетворить потребности моей паствы».

«Если ты думаешь, что Бог сделает это, обрати свою работу к Богу. Когда Бог сочтет вас неспособным, Он Сам прикажет снять вас с креста. И будете спокойны, что не ваша воля, но воля Божия совершается над вами».

С этого момента архиепископ Антоний отбросил мысли об отдыхе и предался воле Божьей.

За время своего архипастырского служения в Воронеже архиепископ Антоний снискал всеобщую любовь и уважение.

Духовенство его времени благоговело перед ним. Он никогда не злоупотреблял своей властью и был снисходителен к людям. Он решал многие проблемы, насколько это было возможно, в присутствии заявителей, не производя никакой переписки. Если кто-то приходил к нему с жалобой на другого, епископ Антоний старался поговорить с жалобщиком, а затем с тем, на кого была подана жалоба, чтобы каждый понял свои ошибки и постарался загладить свою вину перед другим. Поэтому во всех других вопросах он старался примирить людей и исправить их. Он не любил наказывать людей за их проступки, зная, что наказание иногда больше ожесточает, чем исправляет. Основным средством исправления архиепископа Антония было наставление, исправление и увещевание.

Со словами назидания архиепископ Антоний обращался к своим собратьям-пасторам Церкви при каждом удобном случае. Архиепископ особенно проповедовал тем, кого он сам рукоположил, призывая их быть примером для своей паствы. Он настоятельно не рекомендовал молодым выпускникам семинарии искать преимущества перед старшими священниками. Его наставления принесли добрые плоды.

Архиепископ Антоний проявлял не меньшую заботу о своей пастве. Принимая каждого с вниманием, он мог сказать нужное слово и дать добрый совет каждому, и каждый уходил от него утешенным и приподнятым.

Архиепископ Воронежский проявил большую любовь и милосердие к нуждающимся. Он был одним из самых активных членов Воронежского комитета попечительства о бедных, часто сам вносил от 300 до 500 рублей от неизвестных благотворителей и призывал к этому других.

Его покои всегда были полны бедняков. Странники, вдовы, сироты и калеки ежедневно собирались у него на ужин. Все они получали от него какую-то милостыню. Помощь архиепископа Антония нуждающимся была разнообразной и неисчерпаемой.

Архиепископ Антоний отправлял щедрые пожертвования в святые места: Иерусалим, гора Афон, гора Синай.

На Афоне по указанию и с благословения преосвященного Антония иеромнич Аникита (а-ля князь Сергей Александрович Ширинский-Шахматов) основал православный храм во имя святителя Митрофана.

Архиепископ Антоний не оставил без внимания и учебные заведения епархии, как духовные, так и светские. Он помогал им материально. Иногда он присутствовал на экзаменах, где уделял внимание подготовке студентов по богословским предметам.

Служение архиепископа Антония в Воронежском кафедральном соборе продолжалось 20 лет. За этот долгий период он сделал много хорошего и полезного для своей епархии и завоевал всеобщую любовь и уважение. Он был «замечательным человеком добродетели», как сказал о нем наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний. Архимандрит Антоний сиял на кафедре красотой безупречной жизни и дарами Святого Духа. Он постоянно молился молитвой «Отче наш». Никто никогда не видел, чтобы он смеялся. У Него был дар умилостивления и дар слез. Очевидно, Святой Дух почил на нем и прославил его необыкновенными дарами Божьей благодати — даром чудотворения, исцеления и видения будущего, даром проникновения в глубины человеческого сердца и в его сокровенные тайники.

Среди множества печатных рассказов об архиепископе Антонии были и такие, которые пытались очернить его, выставить его очень хитрым, даже «необыкновенным в своей хитрости». Вот как его описывает ежедневная газета «Русский архив». В качестве примера приводится эпизод, когда архиепископ Антоний попросил викария. Был назначен епископ Иринарх, о котором Его Преосвященство Антоний отзывался очень высоко. Поблагодарив его за быстрое выполнение просьбы, он написал, что «присланный сюда епископ настолько выдающийся по своим достоинствам, что мне было бы более уместно быть его викарием, чем ему — моим». После этого епископ Иринарх был переведен на самостоятельную кафедру, а бывший ректор Воронежской семинарии был назначен его викарием.

На беспристрастный взгляд, этот инцидент лишь еще больше подчеркивает смирение архиепископа, в то время как ежедневная газета «Русский архив» недвусмысленно комментировала это как очернение викария Антония: «хитрый старик вскоре заметил, что этот викарий станет сильнее, и попросил изменить его.

Далее он продолжает: «Преподобного Энтони принято считать очень хорошим человеком, поэтому следует предположить, что так оно и есть. Однако в разговорах и отношениях он по-прежнему проявляет лишь ловкость, свойственную малороссам. Он вежлив со всеми, принимает и слушает людей любого ранга и положения, помогает бедным, и его внешние действия никак не порочат его».

В этих словах явно присутствует тонкий яд и прозрачный намек на то, что все его достоинства чисто внешние, и журнал «Русский архив» умело бросает тень на святого, против которого не нашел никаких клеветнических сведений. Очевидно, что характеристика «Русского архива» является предвзятой и необоснованной.

Свидетели, говорящие в пользу Влада Антония, безусловно, авторитетны. Среди них — преподобный Серафим Саровский, который особенно почитал его, и близкие к Дивеевскому монастырю люди, искавшие духовной помощи у архиепископа Антония после смерти преподобного Серафима.

Еще при жизни о. Серафина и по его благословению архиепископ Антоний посетил и исцелил от вторичной болезни N. A. Мотовилов, который в своих записках говорит о духовном единстве этих двух великих подвижников. «Я пробыл в Воронеже более трех месяцев в совершенном и полном здравии». — пишет он. — ‘Вечером 2 января 1833 года я услышал от Его Преосвященства Антония, что о. Серафим скончался ночью того дня, в два часа до полуночи, о чем он сам, очевидно, ему сообщил. В тот же день он сам совершил по нему панихиду в общине. Четвертого января я выехал из Воронежа, а одиннадцатого прибыл в Саровскую пустыню через два дня после похорон. 11 января я приехал в Саровский Эрмитаж через два дня после похорон Серафима.

Следует помнить, что в то время не было не только обычного телеграфа и телефона, но даже железной дороги. Мотовилов, который, несомненно, торопился успеть к погребению о. Поэтому извещение о смерти старца дошло до Воронежа только на восьмой день и не могло быть раньше. И все же архиепископ Антоний провел заупокойную службу в самый день его смерти, перед, надо полагать, большим количеством людей. Поэтому у него не было ни малейших сомнений в правдивости полученного им сообщения.

Также при жизни о. Серафина его посещал архиепископ Антоний и сестра знаменитого впоследствии юродивого из Дивита, Пелагия Ивановна. В то время она была только в начале своей аскетической жизни. Родственники считали ее «сломленной» и принесли ее к мощам святого Мистрофана и архиепископа Антония в надежде на исцеление. Владыка благословил их и три часа беседовал с Пелагией Ивановной один на один. Ее спутники, гордые тем, что могут сделать пожертвование, были раздосадованы тем, что Пресвятая Дама благоволит «глупой женщине», но он сказал им: «Я не ищу земного богатства, я ищу духовного богатства. И он отпустил их с миром.

Нельзя не заметить, что ищущие исцеления ехали в Воронеж не только к мощам святого Митрофана, но и к живому владыке Антонию. Многие так и поступили, в том числе и Н. A. Мотовилов, который писал: «До сих пор … Благодаря милости Божией и совместным молитвам великого старца Серафима и трех великих иерархов Митрофана, Тихона и Антония, я прожил 38 лет в прекрасном здравии, о чем свидетельствую в печати.

Таким образом, слава благодатной жизни архиепископа Антония была настолько велика, что ее свет был виден даже рядом с такими великими светилами, как святители Митрофан и Тихон и преподобный Серафим Саровский.

Незадолго до смерти, уже будучи больным, архиепископ Антоний посетил Задонск, где были открыты мощи святителя Тихона (память 13/26 августа). Это событие наполнило сердце Энтони радостью. Перед гробом святого он воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром, по слову Твоему!».

После возвращения из Задонска преподобный Антоний становился все более слабым.

12 сентября 1846 года он совершил свою последнюю Божественную литургию. Чувствуя общую слабость, он продолжал заниматься своими делами и в декабре продиктовал свои поздравительные письма к празднику Рождества Христова.

17 декабря он попросил своего духовника совершить освящение воды в его кабинете, выпил святой воды и окропил ею свое лицо. Вечером того же дня он пожелал исповедаться и 18 декабря, после ранней мессы, принял Благословенное Таинство в своих покоях.

19 декабря архиепископ попросил отпеть молебен перед образом Богоматери Скорбящей в Благовещенской церкви, а сам долго молился в своем кабинете. Затем он передал все дела викарию и провел всю ночь в молитве.

Утром 20 декабря он назначил поминальную службу на 6 часов вечера. Он приказал раздать милостыню бедным и отправить им письма с деньгами.

В конце заупокойной службы отец Антоний благословил всех, кто был с ним, попросил у всех прощения, а затем пожелал остаться наедине. В последний момент он снова позвал всех к себе, попросил зажечь еще свечи и сам лег на смертное ложе, а окружающие опустились на колени, и он возложил руки на крест, чтобы все видели, его дыхание уже остановилось.

И в десять часов вечера 20 декабря 1846 года, на 74-м году жизни, архиепископ Антоний предал себя Господу.

Его похороны состоялись 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с гробницей святого Митрофана.

Как при жизни, так и после смерти святой Антоний неоднократно являлся различным людям в видениях во сне, утешая, предупреждая, а иногда и наказывая. Иногда он являлся не один, а со святыми митрополитом и Тихоном.

Архимандрит (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов; зап. 28 ноября/11 декабря и Собор новомучеников и исповедников Российских) в своей книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» приводит некоторые сведения об архиепископе Антонии, именно как о человеке, особо почитаемом монахом Серафимом: «В счастливые первые 30 лет девятнадцатого века в России еще были светила и великие служители Божии, которые, может быть, своими молитвами спасли родину в тяжелые годы нашествия двуязычия и западного влияния. К их числу следует отнести и преподобного Антония.

При жизни архиепископа Антония народ считал его святым. Его гробница до наших дней привлекает паломников, которые служили там панихиды и были исцелены благодатью Божьей и своей верой.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector