Житие Симеона Нового Богослова

Глубокая личность с аскетическими взглядами, кроткий и смиренный характер, с железной волей – так можно охарактеризовать святителя Симеона, получившего за пастырское служение людям имя Нового Богослова.

Житие

Святой Симеон Новый Богослов происходил из провинциального дворянского рода, жившего в Пафлагонии (Малая Азия). Родился в 949 году, за что его часто называют современником князя Владимира, равноапостольным. Отец пророчил сыну светскую карьеру, но служба при императорском дворе юношу не прельщала. С ранних лет он почувствовал склонность к уединению и монашеской жизни. Он изучал курсы грамматики (средние), но отказался от продолжения образования в области риторики и философии. Большую часть времени он проводил за чтением духовной литературы. Достигнув двадцатипятилетнего возраста, он покинул родной дом и отправился в Студийский монастырь, известный на всю округу своими строгими правилами.

Уход в монастырь

В монашеской обители юноша нашел духовного пастыря — Симеона Преподобного, к которому прильнул всей душой. Иноческие братья соблазнились, видя его более глубокую привязанность к своему наставнику. Инокам казалось, что будущий святой слишком усерден в своем подвижничестве. Настоятель Студийского монастыря был настолько недоволен поведением юноши, что изгнал его из монастыря.

Впоследствии Симеона Нового Богослова не раз будут упрекать в том, что он слишком усердно чтит память своего духовника…

Святой Симеон нашел убежище в близлежащем монастыре Ксерокерк во имя святого Мамана. Здесь в 980 году он принял монашество, а через три года был возведен в сан игумена.

За двадцать пять лет своей деятельности настоятелем преподобный Симеон значительно улучшил хозяйственные и административные дела монастыря, находящиеся в плачевном состоянии. Особое внимание он уделял духовно-нравственной жизни монастыря. Установленные им строгие правила не всем понравились, и через некоторое время братья стали жаловаться. Дошло даже до открытого восстания.

Собрав в группу около тридцати человек, монахи написали коллективную жалобу Константинопольскому Патриарху Сисинию, но тот, изучив дело, не удовлетворил просьбу об увольнении игумена. Но сами возмутители спокойствия были наказаны изгнанием из монастыря. Как повествует в житии преподобного Симеона, написанном его келейником Никитой Стифатом, игумен принимал активное участие в судьбе ссыльных, и его стараниями опозоренные братия вернулись в монастырь.

Через десять лет после этого случая, примерно в 1005 году, святой Симеон сам попросился на покой. Он передал управление монастырем своему преемнику Арсению, продолжая жить в монастыре.

Изгнание из монастыря

Духовная практика, основанная на личном опыте (как утверждал сам святой Симеон) общения с Богом и обширная проповедническая деятельность привлекли к богослову-философу внимание церковных властей. В конце концов он был изгнан из Константинополя и, удалившись на берега Босфора, уединился в молитвенном доме святой Марины, в котором впоследствии основал монастырь.

Духовные последователи старца всеми силами старались скрыть имя своего господина от глаз высшего духовенства. То ли по его убеждению, то ли по личным причинам святой Симеон послал Константинопольскому Патриарху книгу своих писаний. Содержание книги было рассмотрено на заседании Священного Синода и признано православным, то есть полностью соответствующим догматам и декларациям Православной Церкви. В чертах характера старика решили исключить излишний мистицизм. Святой Симеон был приглашен в столицу, где патриарх сделал ему предложение вернуться в родной монастырь, но уже придерживаться более умеренных взглядов. Более того, он даже обещал сан епископа. Святитель отверг предложение патриарха и предпочел всю жизнь прожить в монастыре Санта-Марина.

Детские и юношеские годы

Святой Симеон Новый Богослов родился в богатой семье провинциальных дворян, в Пафлагонии (Малая Азия), в городе Галаце, в 949 году.

Родители стремились дать сыну хорошее образование. С этой целью, когда Симеону было одиннадцать лет, отец взял его в Константинополь. По планам отца, после получения образования Симеон должен был поступить на императорскую государственную службу.

Дядя Симеона Василий, занимавший важное положение и пользовавшийся некоторым влиянием при дворе, пообещал заступиться за племянника и лично представить его государю. Однако построение светской карьеры не было в центре желаний Симеона. Пройдя курс обучения на уровне средней школы, он даже не хотел получать высшее образование, хотя такие возможности у него были.

В этот период, вероятно, под влиянием духовной литературы, Симеон уже хотел посвятить себя Богу. Но как это сделать? Какие шаги предпринять? И начал Симеон искать святого человека, который бы наставил его и наставил на правильный путь. Многих из окружения Симеона такое желание, учитывая их положение и возможности в светской жизни, смущало. Кто-то сказал ему, что святого, которого он ищет, не существует, что он никогда его не найдет. Симеон молился и взывал к Богу о помощи.

Наконец он встретил искомого праведника, пожилого монаха из Студианского монастыря. Его тоже звали Симеон. Сначала Симеон продолжал жить гражданской жизнью, но регулярно советовался со своим духовником. Постепенно он возрастал в духовном возрасте, привыкая к делу молитвы. Однажды во время ночной молитвы он удостоился увидеть необычное свечение. Внутренне он был полон неописуемой радости. Считается, что в этом мистическом опыте Симеон стал очевидцем божественного света.

Вскоре после периода религиозного вдохновения, как и у других подвижников, Симеон немного остыл и вернулся к повседневной жизни. Правда, в то же время молитвами старца, однако, он избегал бесстыдных греховных желаний, грязных греховных дел и поступков. Симеон оставался в таком состоянии несколько лет.

Учение преподобного Симеона Нового Богослова

Формулируя мысль Симеона как можно короче, можно сказать, что главным для него в христианской вере является личный, непосредственный опыт общения с Богом. В этом он продолжает традицию преподобного Макария Великого. Симеон, основываясь на своем опыте, свидетельствует, что Бог открывается человеку и становится видимым, причем не в будущей жизни, а уже на земле.

Подвижническая деятельность Симеона предвосхитила исихазм XIV века

Житие преподобного Симеона говорит о том, что он непрестанно молился Иисусовой молитвой и почитал Симеона Благоговейного

В «Житии преподобного Симеона» он говорит, что с помощью Божией Симеон Новый Богослов решил отречься от суетного мирского жития и вступить в Студинский монастырь.

В монастыре он познакомился со своим духовником Симеоном Благоговейным, под руководством которого готовился стать монахом. Святитель ревностно исполнял любые пожелания наставника, так как искренне уважал его.

Святые Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный. Симеон Новый Богослов отличался особой привязанностью к своему духовнику Симеону Благоговейному

В Студийском монастыре преподобный Симеон прославился таким духовным подвигом, как непрестанное чтение Иисусовой молитвы в ее краткой форме: «Господи, помилуй!» В то же время он всегда стремился к уединению для достижения молитвенного сосредоточения.

Даже на литургии он держался в стороне от братьев. Чтобы привыкнуть к воспоминаниям о смерти, он часто оставался на кладбище и ночевал в церкви.

В Студийском монастыре преподобный Симеон прославился непрестанным чтением Иисусовой молитвы.

В результате таких усилий он смог добиться особого состояния восхищения. В этот момент на него сошел Святой Дух, и он закрыл глаза всем окружающим. Особенно состояние его просветления обнаружилось, когда он служил на литургии.

Учебный монастырь. Константинополь (19 век). Преподобный Симеон был игуменом в Студийском монастыре, но оставил его из-за недовольства установленными в нем строгими порядками

К сожалению, монахи обители не восприняли привязанность преподобного Симеона к своему духовнику. Говорили, что такая чрезмерная привязанность к духовнику противоречит уставу обители. Святитель в ответ на это решил оставить монастырь, не желая ослаблять своего послушания и веря, что Бог дал ему духовника.

Духовное наследие

Преподобный отец Симеон оставил много трудов. Некоторые из них были даже переведены на русский язык и изданы в России. Среди его самых известных произведений:

  • «катехизические слова»;
  • «Богословско-созерцательные главы»;
  • Активные и богословские главы;
  • «Гимны» — стихотворения, выражающие личный опыт созерцания святого;
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

Житие Симеона Нового Богослова

Преданный Богу и его заповедям Симеон Новый Богослов не всегда находил поддержку и понимание у современников. Однако это не мешало ему вести достойную и богоугодную жизнь и помогать другим людям проникаться христианством.

Творения преподобного Симеона Нового Богослова

  • Творения, том 1. Слова м.: 1892 г
  • Творения, том 2. Слов м.: 1890
  • Божественные гимны. Сергиев Посад: 1917 г
  • «Катехизисные слова» (обращенные не к оглашенным, а к монахам, так как, по их мнению, постриг в монашество равнозначен второму крещению).
  • «Богословско-созерцательные главы»
  • Активные и богословские главы.
  • «Гимны» — это стихи, в которых поэтические образы служат для выражения личного христианского созерцания и духовного опыта.
  • «Гимны в стихах в переводе с греческого»
  • «Симеон Новый Богослов»
  • Слова очень полезны. — 1852 г.
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

«Слова» и «Гимны» ― это наиболее известные произведения преподобного Симеона Нового Богослова

В богословии преподобный Симеон Новый Богослов прежде всего известен как богослов и проповедник, при этом отличительной чертой его богословия является приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

К сожалению, труды монаха изданы на славянском и русском языках очень ограниченным тиражом. Так, например, в «Добротолюбии» (книга православных духовных писаний издана: «Действительные и богословские главы» (числом 152; в русском переводе напечатана в «Христианских чтениях», 1823 г., под заглавием «Сто пятьдесят две деятельные и богословской»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христианских чтениях», 1821 г.) и «Слово о трех видах молитвы».

Книга. «Слова Симеона Нового Богослова». Перевод епископа Феофана. 1890 г. В своих трудах монах пытался применить теоретическое богословие к практике

В 1852 г в Москве было напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из 35; эти 12 «Слов» были переведены на русский язык после тщательного сопоставления с греческой рукописью, находящейся в Московской Синодальной библиотеке.

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного») были переведены с новогреческого епископом Феофаном.

Святитель Симеон Новый Богослов считается основоположником учения о небесном озарении души.

Все произведения святого Симеона отличаются простотой и искренностью. Именно поэтому они производили большое впечатление на современников. При этом в свое время именно за такую ​​простоту его жестко критиковали.

Дело в том, что в Византии всегда ориентировались на риторическое искусство Древней Греции, каноны которой не соответствовали творениям святого.

Преображение Господне (икона Андрея Рублева, 1405 г.). Учение преподобного Симеона Нового Богослова породило спор о Фаворском свете (спор паламитов и враламитов)

Православная Церковь назвала преподобного Симеона Новым Богословом потому, что в его творениях есть сходство с творениями Григория Богослова. Так, например, для них характерно глубокое созерцание истин христианского благочестия.

Сам святой Симеон считается основоположником учения о небесном озарении души. Позже это привело к спору между паламитами и варлаамитами. Стоит отметить, что преподобный Симеон Новый Богослов пользовался большим почитанием у преподобного Нила Сорского, который часто ссылался на него в своих писаниях.

Молитва к причастию

Если открыть Молитвенник на главу «После Причащения», то 6 или 7 (в зависимости от издания) будет молитва преподобного Симеона Нового Богослова. Складная, необычайно яркая по своей художественной форме, не всегда понятная в отдельных своих выражениях, как гимны, она основана прежде всего на мистическом опыте автора. Он постоянно пользуется приемом противопоставления: с одной стороны, осознание собственного греховного ничтожества, с другой – стремление осмелиться и прикоснуться ко Христу. Страх и высокомерие одновременно. Страх вызывается благоговением перед Господом, а непреодолимое и дерзкое желание соединиться с Ним – любовью к Нему.Главный лейтмотив молитвы – важность и необходимость причащения Святых Христовых Таин:

Причащайся без осуждения, но оставайся, как ты сказал, со мной кающейся: да, если не найдет меня благодать твоя, льстиво льстит мне волшебник, и соблазнительно поведет тех, кто обожает слова твои».

То есть, если Господь не соизволит причаститься, то «волшебник», то есть Дьявол, отвратит человека от учения Христова.

Житие Симеона Нового Богослова

Вообще тема таинства занимает важное место в апологетике Симеона Нового Богослова. Известно, например, что он сам каждый день причащался Тела и Крови Спасителя, со слезами исповедуя свои грехи. Участие во всех таинствах Церкви, и особенно в Таинстве Евхаристии, необходимо для того, чтобы человек был причастником Христу.

Молитвословия

Тропарий, тон 3

Божественное озарение, отче Симеоне, / в душе твоей созерцая, / явился светлейший свет в мире, / рассеяв то мракобесие, / и уверяя всех искать, на юг, погубить, благодати Духа, / молиться усердно о нем / даруй нам великую милость.

Тропарь Иоанн, глас 1

Премудрости внешней не замечая, / но Божеством преисполнен был еси, / и Новый Богослов воистину всем был известен, Симеоне. / За сию память твою, премудрый отче, с благоговением вопием ти: / слава прославленному Христу, / слава тебе чудная, явил еси, / слава подвизающемуся тебе на всякое исцеление.

Тропарь Иоанн, глас 4

Яко Светом Три-Солнечного смотрящего / и сказителя таинственного Богословия, / Симеона, отца нашего, / посвятившего, / испроси души наши о просвещении свыше / и прогони тьму от нас, / яко раб величия Христова, дай всем полезного, преподобный.

Кондак, глас 3

Озаренный Светом Трисолнца, Премудрый Бог, / Богослов явился Божественной Троице. / На премудрости слов, обогатившись, / Божественную Премудрость Божию источая, / испивая от них, вопия: / Радуйся, банальный Симеон Бог научил.

Иньский кондак, тон 2 (как: Твоя кровь)

Яко Божественный Богослов Божий/ и великий наш молитвенник ко Господу,/ всегда, Симеоне, моли, да дарует нам отпущение грехов// и исправление живота, преподобне.

Перед смертью преподобный Симеон Новый Богослов основал новый монастырь

Преподобный Симеон Новый Богослов испытывал чувство сильной привязанности к своему духовнику Симеону Благоговейному. Вот почему он ежегодно праздновал его память, писал в его честь хвалебные слова, песни и каноны, а также свою икону.

Патриарх Сергий Манулит одобрил поступок святого, но митрополит Эстебан Никомидийский с частью приходских священников и мирян восстал против этого обычая. Они находили это отвратительным для церковной практики, а также соблазнительным.

Резиденция Константинопольских Патриархов в Константинополе (Стамбул). Записано. 1737. В 1009 году патриарх Константинопольский Сергий Манулит принял решение об удалении святого Симеона Нового Богослова из Константинополя

Чтобы успокоить умы братьев и удовлетворить Стефана, Патриарх вместе с Синодом решил удалить Симеона из Константинополя. Это произошло до начала 1009 года.

Святой удалился на берега Босфора, в земли, принадлежавшие его ученику и поклоннику, патрицию по происхождению, Кристобалю Фагуру. Здесь Патриарх передал преподобному Симеону Богородицкому молитвенный дом, на базе которого впоследствии создал Богородицкий монастырь.

Преподобный Симеон Новый Богослов прожил в монастыре Санта-Мария 13 лет. Здесь он написал большую часть своих «Гимнов». В 1022 году он мирно скончался в монастыре от болезни желудка.

Еще при жизни святого стало известно, что он получил от Бога дар чудотворений. Так, например, после его смерти была чудесным образом обретена икона святого. В православии память преподобного празднуется 12 (25) марта.

День памяти

Преподобный Симеон Богослов почил 12 марта, но день его памяти был перенесен на 12 октября, так как 12 марта приходится на Великий пост.

Иконография

Святые на иконах обычно изображаются такими, какими они были при жизни, и с атрибутикой, указывающей на их род занятий. Так Симеон, новый богослов, изображается на иконах старцем в монашеских одеждах, держащим в руках свиток — символ учения, которое он оставил нам в назидание.

Иногда его правая рука обращена к молящимся с раскрытой ладонью, в знак простоты и изобретательности угодника Божия.

Житие Симеона Нового Богослова

Не менее часто святой изображается благословляющим десницей или держащим крест, что символически указывает на выбор духовного пути («возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34; Лк. 9:23)), как а также апостольское служение. Некоторые иконы иллюстрируют эпизоды из жизни святого: здесь Иисус Христос является молящемуся на солнце Симеону, здесь он пишет очередное произведение в рабочей обстановке…

Исиахизм ― безмолвная молитва, её суть выражена в гимнах преподобного Симеона Нового Богослова

Святителя Симеона часто называют предтечей исихазма. Это особая мистическая практика, зародившаяся в 14 веке. Он направлен на созерцание божественных энергий. Святой Григорий Пальма, заложивший основы этого учения, часто ссылается на писания святого Симеона.

Между прочим, Нил Сорский считается русским продолжателем традиций исихизма именно потому, что в своих сочинениях он часто использует отрывки из своих произведений.

Святитель Григорий Палама Магистр Северной Греции (Салоники?) Начало 15 века. Святой Григорий, основатель исиахизма, часто ссылался на писания святого Симеона Нового Богослова

Сущность исихазма определить очень трудно, так как даже это же понятие происходит от греческого исихия, то есть «молчание». Монах, погруженный в созерцание, не произносит проповедей, не произносит богословских формулировок, его цель — устремиться к внутреннему, чувственному созерцанию Царства Божия.

Исиахизм зародился в 14 веке, и святой Симеон был признан одним из его основоположников.

Полное «умение», как иногда называют этот вид молитвы, доступно только монахам, свободным от мирской суеты. Кстати, братия тех монастырей, где останавливался преподобный Симеон, поначалу скептически относилась к его мистическим практикам.

Многие не верили видениям, которые святитель видел во время «уразумения», поэтому первоначально его прозвище «Новый Богослов» было ироничным.

Видеоролик: Митрополит Иларион (Алфеев) читает песнопения святителю Симеону Новому Богослову. В фильме автор читает песнопения святому Симеону.

В своих гимнах преподобный поэтически показал сущность «умной молитвы». Вот пример одного из таких сочинений:

Кто хочет увидеть этот невечерний свет, должен всегда хранить свое сердце
Страстных движений, дурных мыслей,
От гнева, стыда, лицемерных клятв.
Следует обратить внимание на себя и не помнить злобы,
Не суди людей даже в помыслах сердечных,
Быть внутренне чистым, откровенным в словах,
Будь искренним, кротким, спокойным, смиренным.
Что твоя пища не богата,
Непрестанно молитесь и поститесь.
И весь его подвиг, и любое дело,
И каждое слово пусть будет с любовью.

(Перевод митрополита Илариона Алфеева)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector