Волхвы — разговорное название, ранее применявшееся к магам, чародеям, колдунам, астрологам (астрономия и астрология в древности были практически неразделимы).
Среди первых, кто пришел поклониться новорожденному Христу, были волхвы с Востока (Мф.2:1-12). Волхвы (зороастрийские или вавилонские священники), получившие откровение о пришествии Христа в мир, являются примером того, как человек отвечает на действие призывающей благодати. Получив откровение в виде особой звезды, которая явилась как знак рождения Христа, евангельские волхвы увидели в ней знак рождения великой Личности. Прибыв в Иерусалим, они узнали от царя Ирода, что Мессия должен родиться в Вифлееме. Они явились Иисусу Христу и преподнесли ему дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку) (сейчас хранится на горе Афон в монастыре Святого Павла).
Традиция гласит, что мудрецов было трое. Их имена — Каспар, Мельхиор и Белшаззар — впервые встречаются у святого Беды Достопочтенного (+ 735). В некоторых рассказах они описываются как представители трех эпох и ветвей человечества: Каспар предстает как «бородатый юноша», Бальтасар — как «бородатый старик», а Мельхиор — как «темнокожий мужчина», родом из Эфиопии. Реликвии волхвов сейчас находятся в Кельнском соборе.
В Библии есть упоминания и о других мудрецах. Самые известные — Валаам, который вместо того, чтобы проклинать Израиль, исполнился Духа Божьего и благословил Израиль (Числа 24), и Симон Волхв, который обратился к Христу и попросил у апостолов благодать исцеления, предлагая за это деньги (Деяния 8,9-24).
В чем состояло значение поклонения волхвов Богомладенцу Иисусу?
Поклон волхвов показал готовность не только иудеев, но и язычников принять Иисуса Христа как Царя царей. Более того, принятие их даров, которые, согласно традиции, имели символическое значение, свидетельствовало о желании и готовности Самого Бога принять язычников, вообще всех людей, в качестве участников Нового Завета (следует отметить, что согласно традиции Римской Церкви, которая сообщает о волхвах как о царях, и упоминает их имена — Мельхиор, Каспар, Белшазар — эти три человека представляли три возраста и трех отцов человечества после Потопа (первый был стариком, потомком Шема, второй — юношей, потомком Хама, третий — зрелым человеком, потомком Иафета) (следует добавить, что точное число мудрецов достоверно неизвестно: В раннехристианском искусстве изображения этого сюжета могли включать двух, трех или четырех поклонников; некоторые отцы Церкви допускали, что волхвов могло быть 12; ср. по этому вопросу см. Иванов А. И. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета).
В то же время поклонение волхвов озадачило иудеев, которые должны были узнать Спасителя одними из первых, но не сделали этого по ряду причин. В ветхозаветные времена на еврейский народ была возложена особая миссия — быть хранителями веры в Единого Бога: «Им вверено было слово Божие» (Рим.3:2). Проповедь ветхозаветных пророков включала ссылки на время (Дан.9:24-27) и место (Мф.5:2) рождения Христа, на определенные обстоятельства Его служения, на Его смерть и воскресение (Ос.6:1-2). Именно по этой причине иудеи, особенно книжники и священники, должны были признать Мессию в первую очередь. Но, будучи хранителями Писания, они придали ему извращенный смысл. Книжники, подсказав Ироду, где должен родиться Христос, не пошли поклониться Ему, как и сам Ирод, который затем послал палачей в Вифлеем, чтобы убить там младенцев (Мф. 2:16).