- Святые праведные Иоаким и Анна. Житие
- Почитание святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
- Кондак, тропарь и канон святым праведным Иоакиму и Анне
- Святые праведные Иоаким и Анна. Иконы
- Храмы во имя святых праведных Иоакима и Анны
- Святые праведные Иоаким и Анна. Картины
- Святые праведные Иоаким и Анна. Народная память
Церковь отмечает память святых Иоакима и Анны 22 сентября (9 сентября по старому стилю). К святым Иоакиму и Анне мы обращаемся за помощью в сохранении мира и благополучия в семье, а также в зачатии детей.
Святые праведные Иоаким и Анна. Житие
Святой Иоаким был мужем святой Анны, отцом Девы Марии. Агиографическая литература приводит следующее происхождение Иоакима: «Родословная его такова: у сына Давида Левия родился сын Натан; Левий родил Мелхия и Панфира; Панфир родил Варпапира; а Варпапир родил Иоакима, отца Девы Марии. Иоаким жил в Назарете. Он женился на Анне, младшей дочери священника Матфана из первосвященнической семьи Аарона. Ее отца звали Левий, а мать — Иуда. О зачатии и рождении Девы Марии известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно этому апокрифу, у Иоахима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести жертву Богу на том основании, что «он не создал потомства для Израиля», он удалился в пустыню, а его жена осталась одна в доме. В это время им обоим было видение ангела, который сказал: «Господь услышал твою молитву; ты зачнешь и родишь, и о твоем потомстве будут говорить по всему миру».
После этой проповеди Иоаким и Анна встретились у золотых ворот Иерусалима. И подошел Иоаким со своим стадом, и Анна, стоявшая у ворот, увидела идущего Иоакима, подбежала, обняла его и сказала: «Теперь я знаю, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я уже не вдова; будучи бесплодною, я теперь зачну!». И Иоаким в тот день обрел мир в своем доме. (Протоевангелие от Иакова (4:7-8)). Тогда Иоаким пришел в храм Иерусалимский и сказал: «Если Господь смилостивится надо мной, то золотую тарелку священника Он покажет мне». И принес Иоаким свои дары, и внимательно смотрел на блюдо, когда подходил к жертвеннику Господню, и не видел в себе греха. (Протоевангелие от Иакова (5:1-2)). Анна зачала, «прошли положенные ей месяцы, и в девятый месяц Анна родила». Дата зачатия — 9 декабря — определяется тем, что это девять месяцев от даты Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября).
В четырех канонических Евангелиях не упоминается имя матери Марии. Анна появляется только в апокрифической традиции, в частности в Протоевангелии Иакова, а также в Евангелии от Псевдо-Матфея и Золотой легенде. На традицию также повлияло «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы» Андрея Критского (7-8 век). Согласно еврейской традиции, на 15-й день после рождения ребенка ангел Божий дал ей имя — Мария. Родители, в знак благодарности Господу, пообещали отдать ребенка в храм. Мария была приведена в храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили свою дочь на первую ступеньку, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взобралась на самый верх, где ее принял первосвященник Захария.
Согласно житию, Иоаким прожил 80 лет. Святая Анна умерла в возрасте 79 лет, через два года после него, проведя их в храме рядом со своей дочерью. Память Успения праведной Анны приходится на 7 августа (25 июля по старому стилю). Иоаким и Анна были похоронены рядом с будущей могилой своей дочери, а также могилой Иосифа Жениха, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, недалеко от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, которая лежала между Иерусалимом и Елеонской горой.
Библиотека русской веры
Житие праведных Богоотец Иоакима и Анны. Великие минуты четвертого
Читать онлайн на языке оригинала
Почитание святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Православная церковь называет Иоакима и Анну крестными отцами, потому что они были прародителями Иисуса Христа по плоти.
Дни памяти:
- Успение святой Анны — 7 августа (25 июля по старому стилю),
- Память Богородицы Иоакима и Анны — 22 сентября (9 сентября по старому стилю),
- Зачатие Пресвятой Девы Марии святой Анной — 22 декабря (9 декабря по старому стилю).
В 710 году мощи и мофорий святой Анны были перенесены из Иерусалима в Константинополь. Записи средневековых паломников с Запада сообщают об обнаружении руки и кисти Святой Анны в монастыре Ставровуни на Кипре.
Кондак, тропарь и канон святым праведным Иоакиму и Анне
Тропарь, тон 1.
И в праведной тени праведников рождается Богомладенец для нас, Иоакима и Анны. В тот же день с радостным ликованием празднуют божественные церкви, твоей досточтимой памяти, прославляя Отца, который в доме Божием воздвиг для нас рог спасения.
Кондак, тон 2.
Анна теперь радуется: ты будешь распущен бездетным. И она — мать Непорочной Конгрегации, та, которая поет от своих земных жен, единственная мать, которую нельзя уязвить.
Библиотека русской веры
Канон святым Иоакиму и Анне
Читать онлайн
Святые праведные Иоаким и Анна. Иконы
В иконописной традиции существуют как отдельные, так и совместные изображения святых праведных Иоакима и Анны. Иконы, изображающие святых вместе, обычно являются иллюстрациями из их жизни, показывая некоторые моменты, описанные в апокрифах, например, встречу пары после объявления радостной новости о зачатии Девы Марии. Иоахим и Анна находятся в центре композиции. Его окружают сцены предшествующих и последующих событий: встреча с ангелом, рождение Марии, введение ее в храм и т.д.
Зачатие Девы Марии. Конец XVI века Музей Андрея Рублева. Музей Андрея Рублева Иоахим и Анна. Деталь фрески «Представление Иоакима и Анны». Последняя четверть XII века. Георгиевская церковь, Старая Ладога Тихвинская икона Божией Матери с житием Иоакима, Анны и Богородицы. О. 1500 г. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный заповедник, Новгород Святые Иоаким и Анна. Декабрьская Минея (отрывок). Начало 17 века. Церковно-археологическое исследование Московской духовной академии Святые Иоаким и Анна. Минея сентябрьская (отрывок). Россия. Начало 17 века. Церковно-археологическое исследование Московской духовной академии Встреча святых Иоакима и Анны. Фрески собора Успения Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре, западный контрфорс южной подпружной арки, 1641 год.
На некоторых иконах святые праведные Иоаким и Анна изображены на уровне пояса или талии. Святой Иоаким изображен с курчавыми черными волосами с большой седой бородой и маленькой круглой бородкой, в хитоне и восковой мантии, а святая Анна — стройной, с продолговатым лицом и острым носом с небольшим крючком; она одета в хитон, с прорезью на фелони над хитоном, а ее голова покрыта вуалью. Самое раннее изображение Святой Анны происходит из фрагментов фресок восьмого века в церкви Санта Мария Антиква в Риме. Фреска из Фарраса (Египет) датируется тем же столетием.
Святой Иустин Иоахим. Церковь Успения, Изник (Ницца), 1065-1067 гг. Святая Анна Праведная. Церковь Успения, Никея, Изник. 1065-1067. Фрески северо-западного и северного парусов Спасо-Преображенского собора Мирошовского монастыря в Пскове. До 1156 года на северо-западном парусе был изображен евангелист Лука, на передней части северной поддуги — святой Иоаким, отец Пресвятой Девы Марии. Фрески юго-восточного паруса и южной опоясывающей арки Спасо-Преображенского собора Мирошского монастыря в Пскове. До 1156 года Иоанн Евангелист изображен на юго-восточном фарватере, Святая Анна, мать Пресвятой Девы Марии, на передней части южной арки. Святая праведная Анна с Девой Марией. Икона. Сербия (?). 14 век Музей «Ризницкая Троице-Сергиева лавра».
Храмы во имя святых праведных Иоакима и Анны
На Востоке церкви, посвященные святым Иоакиму и Анне, появляются с шестого века, а на Западе — только с двенадцатого века. В Константинополе в середине VI века была построена церковь, посвященная Святой Анне. В средние века считалось, что в городах Апт (Прованс) и Дюрен (Германия) хранятся мощи Анны. На Западе усиленное почитание святой Анны началось в 14 веке. Первый монастырь, посвященный Святой Анне на Западе, был основан в 701 году во Флориаке близ Руана.
Базилика Святой Анны в Иерусалиме, XII век.
В селе Брезова, в Рашском районе Сербии, находится церковь Святых Иоакима и Анны, которую также называют Королевской церковью в честь ее основателя короля Милутина. Он был построен в 1314 году, в форме сжатого креста, с восьмиугольным куполом снаружи. Он был построен из камня и туфа.
Церковь святых Иоакима и Анны в Сербии
В Пскове на Успенской улице находился Якманский монастырь (XIV век) и его главная церковь Иоакима и Анны (1544 год). Монастырь был упразднен в 18 веке, а церковь стала приходской. В советское время церковь была закрыта. Он был отреставрирован в период с 1947 по 1951 год. В настоящее время начинается реставрация церкви.
Церковь Иоакима и Анны в Пскове
Церковь Рождества Христова в Ярославле также была освящена во имя святых Иоакима и Анны. Каменная церковь Рождества Христова была построена между 1635 и 1644 годами на месте одноименной деревянной церкви.
Костел Рождества Господня с часовней святых Иоакима и Анны в Ярославе
Святые праведные Иоаким и Анна. Картины
Святых Иоакима и Анну изображали многие художники: Джотто ди Бондоне (1266-1337), Мазолино да Паникале (ок. 1383-1440), Масаччо (1401-1428), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Вольф Траут (1480-1520) и другие.
Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот, мастер «Жизнь Марии», ок. 1460 г., Старая Пинакотека Введение во храм, фреска Джотто, Капелла ди Свегна Святая Анна с Марией и младенцем Иисусом на коленях. Мазолино и Масаччо. 1424-1425, Уффици Мадонна с младенцем и Святая Анна. Дюрер Святое семейство, Волчья форель, 1514.
Святые праведные Иоаким и Анна. Народная память
Святая Анна изображена на гербах городов Кобрин (Беларусь), Санкт-Аннен (Германия), Яхимов (Чехия) и Городец (Беларусь).
Слева направо: герб Кобрина (Беларусь), герб Яхимова (Чехия), герб Санкт-Аннена (Германия). Аннен (Германия)
Названия улицы в Москве — Большая Якиманка и деревни в Шуйском районе Ивановской области — Якиманна, происходят от слияния произношения имен святых Иоакима и Анны.
> Святых Иоакима и Анну попросили помочь в поддержании
> мир и процветание в семье и в зачатии детей.
У каких святых, икон или поясов можно просить об избавлении христианства от язычества, просить об усилении христоцентризма и прекращении молитвенных обращений к иконам, поясам и трещоткам?