Чудесные дела Господа можно проследить на примере жизни и чудесного обращения святого апостола Павла. Ревностный гонитель христиан в короткое время обращается ко Христу и становится проповедником христианства, а затем принимает даже мученическую смерть за свою твердую веру. Что может быть прекраснее? Что ярче свидетельствует о чудесах Божиих, чем эта короткая жизнь, посвященная служению Христу.
Святой Павел не был одним из двенадцати апостолов и не был апостолом семидесяти, но его называют «высшим». Почему?
Происхождение Павла
Он родился в Киликии, в городе Тарсе, примерно на пятом или десятом году нашей эры. Точная дата не сохранилась до наших дней. Его звали Саул, скорее всего, в честь царя Саула. Отец его был из колена Вениамина, истинный фарисей. Он также воспитывал своего сына в традициях фарисеев. Он унаследовал римское гражданство от своего отца. В то время он был у немногих.
Латинское имя Савла — Павел, что означает «маленький». Скорее всего, именно это он имел в виду, когда называл себя «наименьшим из апостолов» в посланиях».
Саул с детства изучал еврейский закон под руководством раввина Гамалиила Старшего. Он в совершенстве изучил Тору и ее толкование. Также Саул научился шить шатры, что помогло ему в дальнейшей жизни. Если помните его сообщения, он писал, что обеспечивает себя такой торговлей и милостыни не просит.
Неизвестно, был ли Пол женат или сохранил девственность. В сообщениях он намекает, что знаком с семейной жизнью. Это говорит в пользу того, что он когда-то был женат, возможно, овдовел. Но предания называют его девой наравне с апостолом Иоанном Богословом. Из преданий известно также, что ее сестры, Зинаида и Филонила, стали святыми мученицами.
Сауло обучался риторике, философии, литературе, различным языкам. В его сообщениях замечательно прослеживаются приемы античной риторики.
По описаниям того времени, Саул был среднего роста, с близко сросшимися бровями, лысый и с выступающим носом.
Гонение христиан
В те времена гонения на христиан со стороны фарисеев были широко распространены. Это объяснялось христианской публичной проповедью, несовместимой с ортодоксальным иудаизмом. Во-первых, смерть на кресте считалась самой позорной для евреев. Так обращались с особо опасными преступниками. И иудеи ожидали Мессию, как царя Израиля, который должен был прийти со всей пышностью и величием.
Во-вторых, многие христианские проповеди осуждали израильский храмовый культ. Это не устраивало фарисеев, это даже оскорбляло их религиозные чувства.
Савл, как ревностный фарисей, до своего чудесного обращения участвовал в гонениях на христиан и даже участвовал в некоторых расправах над ними. В частности, в книге Деяний апостольских подробно описано, как во время казни святого первомученика Стефана Савл охранял верхнюю одежду своих братьев, побивших мученика камнями.
Другими наказаниями для христиан были: порка (сорок ударов в пяти сериях) и тюремное заключение. Но побивание камнями было самой жестокой казнью. Даже смотреть на такую процедуру было очень тяжело, зрелище не для слабонервных. А Савл спокойно наблюдал за этим, заботясь об одежде фарисеев-палачей. Скорее всего, его сердце тогда сильно ожесточилось.
Обращение ко Христу
И Христос смог обратить такого жестокого и непробиваемого человека к Себе и растопить его железное сердце. В Деяниях Апостолов это чудо описано очень подробно.
Савлу было тогда около тридцати лет, и он шел по дороге в Дамаск. Внезапно с неба сошел свет и ослепил его. Затем он услышал голос, укорявший его: «Савл, что ты гонишь меня?» Вероятно, это был голос самого Христа. Ведь когда он принимал участие в гонении на христиан, то мучил их, мучил и самого Христа, по евангельскому слову: «Если сделал одному из малых сих, то сделал и Мне».
Остальные люди не слышали этого голоса. После этого чудесного явления Савл ослеп и оставался в таком состоянии целых три дня. Его отвезли в Дамаск, где он был крещен апостолом Ананией. После крещения Савл прозрел.
Таким чудесным образом ярый гонитель христиан всего за три дня сам стал христианином. С тех пор его имя стало «Пол».
Начало проповедей Павла
Сразу после своего крещения Павел отправился на свою первую христианскую проповедь. Это было для жителей Аравии (там тоже жили евреи). После этого он вернулся в Дамаск, где подвергся гонениям со стороны царя Ареты.
Затем Павел отправляется в Иерусалим. Но жители этого города запомнили Павла как яростного гонителя христиан, и здесь он обращается ко всем с христианской проповедью. Они не могли поверить в такое быстрое изменение его точки зрения, поэтому боялись его. Особенно не приняли его апостолы. Только безопасность апостола Варнавы помогла исправить дело.
Итак, Павел отправился в свой родной город, откуда они с Варнавой отправились в Антиохию. Оттуда он предпринял свое первое апостольское кругосветное путешествие.
Из-за разногласий по поводу обрезания в Иерусалиме был созван первый Апостольский собор. В ней Павел представил версию о том, что христианам не нужно обрезаться. Другие апостолы также приняли его точку зрения. Но когда он добрался до Антиохии, у него был спор по этому поводу с апостолом Петром.
Второе и третье апостольские путешествия Павла
Во второе путешествие Павел отправился с апостолом Силой. В городе Листре он встретился с Тимофеем. Он становится учеником Павла, затем они путешествуют вместе. Дорога была в Европу. Они поехали в Филиппы, где Павла ненадолго задержали. Потом мы поехали в Салоники. В Афинах Павел встретил Дионисия Ареопагита. Затем они отправились в Коринф, где встретили благочестивую пару: Прискиллу и Акилу. Затем они вернулись в Иерусалим.
Третье путешествие началось из Ефеса, где Павел написал свое первое послание к коринфянам и галатам. Затем он отправился в Македонию, где было написано второе письмо к Коринфянам.
Затем Павел посетил Элладу, Филиппы, Троаду и Тир. Именно здесь было написано Послание к римлянам.
Суд над Павлом
В Иерусалиме против него было выдвинуто обвинение в том, что он позволял язычникам ходить в храм Соломона. На суде в Синедрионе, куда привели Павла, возник спор между саддукеями и фарисеями. Из-за римского гражданства Павла не могли казнить. Его отправили к прокурору Феликсу для судебного разбирательства, в результате чего он оказался в плену. Прокурор отправил его в Италию к императору для суда.
Затем Павла, как узника, отправляют на корабль. Но у острова Мелит корабль терпит кораблекрушение. Затем он отправляется в Сиракузы и Рим. Здесь он прожил два года и написал множество своих посланий. В них он перечисляет свои страдания и испытания, которые ему пришлось претерпеть за Христа во время своих проповедей. Описывают и чудеса, как то: открытие ангелом темницы, где находились Павел и другие.
Четвертое апостольское путешествие
После этого Павел был освобожден и отправился в свое четвертое апостольское путешествие. Он посетил церкви, которые он основал ранее. Тит был рукоположен Павлом в епископы на острове Крит. Затем он рукоположил Тимофея во епископа Эфесского. В Коринфе он встретил Петра и отправился с ним в Рим.
Затем Павел посетил Испанию, после чего вернулся в Рим, где был арестован. Из тюрьмы он написал свое второе послание к Тимофею.
Последние годы жизни
В Риме, в заключении, Павел был приговорен к смертной казни. Но как римского гражданина он не мог быть распят. Поэтому они отсекли ему голову мечом. Это произошло при Нероне в шестидесятые годы. Точная дата его смерти неизвестна.
На месте его захоронения установлен памятный знак. Позже на этом месте был построен храм Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура.
Католики отмечают его память 29 июня. Православные отмечают 12 июля по юлианскому календарю. Поскольку два апостола, Петр и Павел, прежде всего служили делу просвещения, их называют «главными апостолами».
Обнаружение мощей
В 2009 году Папа Римский издал указ об осмотре мощей, находившихся в храме Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура. Но камень саркофага был слишком толстым. Поэтому в отверстие вставляли специальный зонд, с помощью которого осматривали останки. Были найдены кости и части сохранившейся ткани.
После завершения исследования возможно открытие саркофага с мощами для поклонения в Риме (если образцы найденных останков будут соответствовать описанию внешности апостола).