Святитель Василий Рязанский

Лаврентьевская летопись упоминает рязанского монаха Чудотворца как одного из четырех епископов 13-14 веков. В ней рассказывается о строительстве Благовещенской церкви и церкви Бориса и Глеба в Муроме князем Георгием Ярославовичем, которые находились под духовной опекой епископа Василия, известного своей честностью и благочестием.

Святитель Василий Рязанский — епископ Муромский и Рязанский, жил в XIII веке, прославился своим благочестием и особой ревностью по Богу; через него проявились чудеса и знамения иконы Божией Матери «Муромская».

Биография: краткие сведения

Историки кропотливо собирали информацию о святом; дата его рождения и сведения о его юных годах остаются окутанными тайной. Известно лишь, что будущий епископ Муромский родился в середине XIII века, в младенчестве проявлял особый интерес к познанию Бога, а в юности уже имел репутацию духовно и нравственно устойчивого молодого христианина.

Святитель Василий Рязанский

Юноша принял монашеский постриг в Муроме, обладая особым даром смирения и кротости, и вскоре стал святым Борисоглебской церкви. Истинный пастырь Православной Церкви, епископ Василий посвятил все свое время служению своей пастве. Чтобы укрепить веру народа, он стремился помочь слабым и сокрушенным душой и телом.

Обладая даром высокой добродетели, преподобный Василий был примером для многих, обладая удивительными качествами:

  • мудрость
  • доброта;;
  • недоброжелательность;
  • любовь-доброту;
  • смирение;
  • терпение;
  • чистота; и другие.

Испытание верой

Жители Мурома не могли поверить в чистоту и невинность святой, видя, как босоногая дева часто выходит из покоев епископа. Это был дьявол, принявший облик девушки, чтобы обесчестить святого, и люди поверили в то, что видели. Горожане во главе с боярами пришли в дом священника и потребовали ответа, обвинив его в беспорядочной жизни и прелюбодеянии.

Еще недавно люди восхищались духовной чистотой священника, а тут, не побоявшись Бога, готовы были устроить самосуд. Не обращая внимания ни на преклонный возраст священника, ни на его заслуги, было решено изгнать опального и презираемого святого из Мурома. Отец Василий не оправдывался, но смиренно попросил дать ему время до утра. Помазанные Богом монахи молились всю ночь в церкви Бориса и Глеба, а утром в церкви Благовещения перед светлым образом Божией Матери была совершена Божественная литургия.

Помолившись, инок Василий Чудотворец вверил себя в руки праведного Бога, принял светлый лик Божией Матери и отправился к реке Оке. На глазах у огромной толпы гонимый священник снял рясу и покрыл ею реку, встал на тонкую тканевую пелену, держа перед собой икону Божьей Матери, и начал двигаться вверх по течению.

Любопытно! Раскаявшись и устыдившись, муромцы пали на колени перед вопиющим чудом, которым Сам Господь защитил честь Своего помазанника, и не успел народ опомниться, как святой Василий был перевезен в Рязань.

Чудесное явление святого в Рязани

Рассказывают, что в тот день жители Рязани присутствовали на вечерней службе, и дьякон, выходивший на середину церкви, вдруг позвал всех на берег Оки встречать святого. Изумленные люди появились у реки, как раз когда появился протоиерей, стоя на своей мантии, которая сама плыла вверх по течению. Радостные крики были слышны далеко вокруг, рязанский князь с крестами вышел встречать святого.

Святитель Василий Рязанский

Пастырское служение продолжалось недолго, в результате татарских нашествий Рязань с ее церквями была сожжена, и в 1288 году святой в плаще отплыл в Переяслав, остановившись в церкви Бориса и Глеба.

Церковь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба стала кафедральным собором при новой епископии, где отец Василий правил до 1295 года.

Славная кончина и причисление к святым

Исторически точной даты смерти святого не существует. Одни источники утверждают, что он умер 3 июля 1295 г., другие — в 1292 г. Первоначально гробница святого находилась в самой церкви, после реорганизации храма нетленные святые мощи были помещены вне церковных стен, но потомки не забыли чудеса, связанные со святым Василием Рязанским, и заботились о гробнице.

О других православных святых:

  • Святой Исаакий Далматский
  • Святой Артемий Веркольникский
  • Святой Павел Таганрогский

В середине июня 1609 года, по благословению архиепископа Рязанского и Муромского Феодора, святые мощи были открыты и перенесены в Успенский-Успенский собор кремля в Переяславле. Неповрежденные мощи были захоронены с левой стороны иконостаса, в это время появился тропарь, который был отслужен епископом Муромским.

Православные верующие Рязани не переставали почитать мощи рязанского чудотворца и в 1636 году покрыли святые мощи каменной гробницей, поставив рядом с ней икону Богоматери «Муромская» или «Молитва Василия Блаженного».

  • Архиепископ Мисаил, правивший во второй половине XVII века, по преданию, был почитателем и учеником рязанского протоиерея. Им был изготовлен и установлен в церкви Бориса и Глеба большой серебряный потир с надписью, гласящей, что он сделан в честь мучеников Бориса и Глеба, а также отца Василия, Рязанского чудотворца.
  • В 1655 году появляется серебряный крест с изображением преподобного отца Рязанского, стоящего рядом с Иоанном Предтечей и святителем Иоанном, митрополитом Московским.
  • Митрополит Стефан Яворский в 1712 году благословил возведение каменной часовни над местом первоначального захоронения чудотворца, помазанника Божьего
  • Петр I в 1722 году приказал изучить житие святого, после чего была составлена служба в честь Василия Рязанского.
  • Более чем через 100 лет после его погребения, в 1753 году, гробница была перестроена и обрела форму ковчега, который был украшен образом преподобного Василия Чудотворца; с 1783 года ее охраняет светящийся образ преп.
  • В 1810 году архиепископ Рязанский и Зарайский Феофилакт и Святейший Синод издали указ о почитании преподобного Василия в неделю Всех святых.
  • Ктитор собора, Борис и Глеб Пановы, в 1834 году, по благоволению Божию, данному священнику свыше, благословили воздвигнуть чугунный памятник над местом погребения рязанского монаха.

Святитель Василий Рязанский

В 1871 году, 3 июля, архиепископ Алексий совершил первую Божественную литургию над обретёнными мощами в день смерти святого.

В 1881 году архиепископ Палладия подписал указ синода, утверждающий дни почитания святого:

  • 3 июля — день смерти святого Василия;
  • 10 июня — день перенесения мощей.

Прихожане и паломники каждую среду приходят на службы в кафедральный собор Рязани, чтобы вознести свои прошения и молитвы к святому, исполняя акафист ему. Святые мощи Василия Рязанского до сих пор хранятся под землей в кремле в Переяславе, в соборе Рождества Христова; рядом с ними стоит копия иконы святого, невероятным образом найденная в 2002 году.

Память святого совершается в день памяти Муромских чудотворцев, 12 апреля и 21 мая, и 6 июля, в день синаксаря святых Владимира и Рязани.

Точное время канонизации Василия Рязанского неизвестно, но точно известно, что он почитался во время прославления Муромских святых, канонизированных Собором в 1547 году.

Дань памяти

Иконописец Александр Казанцев написал икону Константина, Михаила и Федора в Житии в 1714 году, изобразив в центре преподобных святых Муромских, с 87 каймовыми сценами, 14 из которых изображают жизнь Василия Рязанского.

Святитель Василий Рязанский

Отдельные изображения святого обычно изображают его стоящим на мантии, плывущей по воде, а Василия — полулежащим, держащим в одной руке Муромскую икону Божией Матери, а другой опирающимся на посох. После печально известного для жителей Мурома случая эта картина известна под вторым названием «Молитва Василия Блаженного», изображающая отчаяние и надежду.

Больше икон Девы Марии:

  • «Волоколамск».
  • «Курск Коренной
  • «Лидда».

На другой иконе, появившейся в первой половине XIX века, святой одет как святой, за ним — голубое небо, над ним — Бог Отец, благословляющий святого на чудеса. Открытые руки Чудотворца показывают его открытость. В одной руке он держит Святое письмо, другой благословляет. Глядя на эту икону, возникает желание прислониться к этой руке для помазания.

На иконе XVIII века «Сретение Рязанских святых» при ближайшем рассмотрении мы видим Василия Рязанского, стоящего слева в третьем ряду.

Епископ Рязанский Никодим в 1909 году благословил повторное обретение мощей святого, подняв их из-под плит в честь 300-летия со дня погребения святого. Чудеса или знамения проявлялись с первых минут работы. Небольшие на первый взгляд, плиты отказывались двигаться, хотя и не казались такими уж тяжелыми.

Любопытно! Как только плита была сдвинута, из-под земли хлынула вода, затопив место захоронения, а затем из воды вырвался столб огня. Все присутствующие замерли в благоговении; работа была остановлена, так как стало ясно, что Бог не благословил перемещение реликвий.

Любимец Бога, он жил скромно, вел себя смиренно и предпочел остаться скрытым от людских глаз после своей смерти.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector