Один из основателей Благовещенска, небесный покровитель духовно-просветительского центра Благовещенской епархии
«Господу угодно было призвать меня на поприще служения в Америке, и это исполнилось, даже несмотря на противодействие моей воли» Святой иерарх Иннокентий (Вениаминов)
Долгий, полный миссионерства путь сына сибирского писаря до митрополита Московского научил святителя Иннокентия видеть свою жизнь под знаком Божественного провидения и безоговорочно доверять ему.
Потеряв отца в раннем возрасте, Иван (так его звали до принятия монашества) с девяти лет был отправлен учиться в семинарию в Иркутске. По обычаю того времени, некоторым семинаристам изменили имена. Прославленный Иван Попов становится Вениаминовым в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского), человека необыкновенной судьбы, выпускника Лейденского университета в Нидерландах.
Неоднократные попытки матери уговорить Ивана стать псалмопевцем вместо отца «были напрасны….. потому что мне было суждено служить не на родине, а в Америке», — напишет позже святой.
Мысль о женитьбе также пришла к семинаристу Джону неожиданно вовремя. Ректор намеревался отправить богатого семинариста в академию и не благословил бы его брак, но река Ангара рано прервала связь ректора с семинарией, и Иоанну удалось жениться в его отсутствие: «Если бы не это событие, ректор наверняка не разрешил бы мне подать заявление о браке, и тогда мне пришлось бы ехать в академию, а не в Америку.
Распоряжение Иркутской епархии о направлении священника на Алеуты на остров Уналаска было воспринято иркутским духовенством без особого энтузиазма. Дьякон, на которого выпала партия, предпочел службу солдата отправке на край света в сане священнослужителя.
Первоначально Джон также отклонил это предложение. Однако слова приехавшего жителя Уналашки об усердии алеутов в молитве и слушании Слова Божьего вызвали в нем неожиданный поворот, он «загорелся желанием пойти к таким людям», несмотря на слезы жены, матери и тещи.
«Желание уехать в Америку было вовсе не моим: Господь по Своей великой милости дал мне его». — пишет святой. — И на самом деле, … для меня, если судить по-человечески, рассчитывали, что я поеду Бог знает куда — когда я был в одном из лучших приходов города, уже имел собственный дом, получал доход больше, чем жалованье, установленное в Уналаске?».
Просветив Алеуты, Иннокентий намеревался отправиться с проповедью к индейскому племени колоссов, но по разным причинам отложил поездку. Наконец, когда он решает, что дальше медлить не стоит, среди колоссян вспыхивает эпидемия оспы. Если бы священник прибыл в Колоссы немного раньше, и он, белый новичок, входящий в духовные устои язычников, был бы обвинен шаманами в начале эпидемии. И они, конечно, убили бы его, но еще хуже то, что «посетив моих колоссян до оспы… они преградили бы путь евангелистам Слова на полвека». — пишет святой. Так Божественное провидение избавило святого от преждевременных действий.
В 1840 году святитель находился в Санкт-Петербурге по делам, связанным с печатанием церковных книг для Алеутских островов. Здесь он получил известие о смерти своей жены. Он внял уговорам московского митрополита Филарета (Дроздова) и других иерархов и принял монашество как новое указание Провидения. Поручив своих шестерых детей заботам благородных опекунов, он отправился монахом в новооткрытую Камчатскую епархию, приняв имя Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского.
Свой последний призыв из Благовещенска в Московский собор в 1868 году святой, недавно попросивший об отставке и почти ослепший из-за катаракты, вновь принял с покорностью воле Божией: «Кто я такой, чтобы бросать вызов Богу — Царю Небесному, без воли которого ни один волос не упадет с нашей головы? В качестве итога жизни, проведенной в послушании Провидению, святой в своем завещании распорядился, чтобы вместо речей на его похоронах была произнесена проповедь на тему «От Господа — добрые пути человека».
1817 – 1823. Иркутск, 6 лет
Святой начал свое служение в качестве диакона, а затем священника в Благовещенской церкви в Иркутске. Это событие впоследствии повлияло на выбор названия города Благовещенска.
Святой вспоминал время, проведенное в Иркутске, как самые счастливые годы своей жизни. Он основал воскресную школу и был, по его собственным словам, «почитаем и даже любим своими прихожанами».
1824-1834. о. Уналашка, 10 лет
Остров Уналашка встретил святого полуразрушенной часовней — остатком миссии Кадьяк конца XVIII века, в которой служил его великий предшественник, отец Герман Аляскинский. Иннокентий построил церковь, обучая алеутов плотницкому, слесарному и кузнечному делу. Это был первый шаг, который привлек к нему местных жителей.
Выучив алеутский язык, святой построил приходскую школу, в которой преподавал сам. Он создал алфавит для алеутского языка на основе кириллицы. Перевод Писания и Катехизиса на алеутский язык способствовал распространению грамотности среди населения, и на многих островах более половины жителей умели читать.
Алеуты отличались искренним, благоговейным принятием веры. Они могли неделями не поститься; они стояли в церкви неподвижно, самозабвенно, не переминаясь с ноги на ногу.
Под влиянием проповеди святого все 2 000 алеутов, рассеянных по 60 островам архипелага, в конце концов приняли крещение.
Многие отказались от табака, число незаконнорожденных детей резко сократилось, а население увеличилось на 20%.
1834-1853. о. Ситка (г. Новоархангельск), Аян, 19 лет
Индейское племя колоша (тлинкиты) на Аляске заметно отличалось от алеутов в своей враждебности к русским. Авария способствовала изменению их настроения. Прибытие святого в Ситку совпало с эпидемией оспы, которая уничтожила половину населения Коломыи, но не затронула русских. Шаманские заклинания не помогли, но вакцинация помогла. Это дало Колодзей пищу для размышлений.
Несмотря на запрет шаманов, Колоши брали антисептические прививки из рук Иннокентия, а затем научились делать их сами. Это помогло остановить эпидемию. Святой стал желанным гостем в домах Колоши и мог беспрепятственно проповедовать. Он выучил колосский и кодианский языки. Из пятитысячного населения Колоса на службу 1837 года собралось около полутора тысяч человек.
В 1841 году Святейший Иерарх вернулся в Ситку из Санкт-Петербурга в качестве епископа Камчатского и Курильских островов и большую часть времени проводил в поездках по своей обширной епархии.
В 1841 году в Ситке была основана Новоархангельская богословская школа, позже преобразованная в семинарию. К этому времени святой крестил более 10 000 человек в русско-американских поселениях.
Заслуги Святого были признаны в 1850 году с возведением его в сан архиепископа.
В 1852 году святой переехал в порт Аян.
1853-1862. Якутск, 9 лет
В связи с миссионерскими успехами Камчатской епархии, в 1852 году к ней была присоединена Якутия. Его население, составлявшее в то время 200 000 человек, в десять раз превышало все камчатские и алеутские стада. Поэтому епископ Иннокентий решил перенести резиденцию епископата в Якутск.
В 1855 году здесь был создан комитет по переводу церковной литературы на якутский язык. В 1858 году Святой перевел богословскую семинарию с Алеутских островов в Якутск.
1 августа (н.ст.) 1859 года в Троицком соборе Якутска впервые была проведена служба на якутском языке. Евангелие читал сам Святой Иннокентий. Старейшины якутского народа попросили, чтобы этот день навсегда остался праздником, так как «впервые они услышали в храме божественное слово на родном языке».
Специальные часовни с алтарем, которые были освящены как храмы, играли важную роль в духовном и культурном развитии этой местности. Во время визита священника здесь была отслужена литургия. Тоены, благородные якуты, поселились рядом с этими часовнями и построили бревенчатые дома с деревянными полами в качестве примера для других. Якуты, тунгусы и другие кочевые народы имели канонические индульгенции в церковных браках. Они женились без разбора в будние дни, а также в дни поста.
В 1870 году сбылась мечта святителя Иннокентия о выделении Якутии в отдельную епархию.
1862-1868. Благовещенск, 6 лет
В 1850-х годах Россия стремилась защитить свои дальневосточные границы от британцев. В то время империя Цин терпела неудачи во Второй опиумной войне с Англией. Это побудило Китай рассматривать Россию как геополитического союзника, предоставив ей беспрепятственное судоходство по Амуру, а позже сделав территориальные уступки. Экспедиция Г.И. Невельского в 1849 году доказала судоходность Амурского лимана, что придало реке стратегическое значение.
В 1856 году Святейший Иерарх совершил первый сплав по Амуру, исследуя левый берег и подыскивая удобные места для поселений. Результатом стало его исследование «Кое-что об Амуре», в котором святой доказывал необходимость освоения государством Амура, а также необходимость создания тяжелого Тихоокеанского флота.
Низменность вблизи устья реки Зея показалась святому подходящим местом для поселения и возможным центром речного судоходства: «Перед устьем Зеи, у подножия последних гор… должен быть город, и не менее чем губернский город». В 1856 году здесь был основан казачий форпост Усть-Зейск, куда в 1857 году владыка Иннокентий направил священника-миссионера Александра Сизого. Семья священника стала первой семьей будущего города.
21 мая (н.ст.) 1858 года святой заложил здесь Благовещенскую церковь, станица Усть-Зейская была переименована в Благовещенскую, а в июле того же года — в город Благовещенск. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. N. На этот раз Муравьев отказался от обычая называть поселения в честь своих соседей и соратников: Станицы Екатерино-Никольская (в честь француженки Екатерины Николаевны, жены генерал-губернатора), Корсаковская (в честь М.С. Корсакова, губернатора Забайкальской области), Казакевичево (в честь П.В. Казакевича, губернатора Приморской области). Он был назван Благовещенском в честь первого места служения святителя Иннокентия в Благовещенской церкви в Иркутске и одноименной церкви в новом городе.
28 мая 1858 года святитель Иннокентий встретился в Благове с Н.Н. Муравьевым, который произнес торжественную речь после подписания договора об уступке России левого берега Амура в Айгуне (Китай).
Речное сообщение между Сибирью и Приморьем по реке Амур было в то время единственной транспортной артерией, что делало Благовещенск ведущим транзитным центром.
В 1859 году святитель Иннокентий перенес епископскую резиденцию Камчатской епархии в Благовещенск, и город стал духовным центром Дальнего Востока. Первой заботой святого на новом месте было строительство семинарии и собственной резиденции. Все духовенство и хор разместились в епископском доме (сейчас там находится судостроительный завод). В новом доме «вышло (…) очень холодно, так что, когда наступили морозы, я не оставила пальто и теплую обувь». — писал святой об условиях своей жизни.
В 1862 году в Благове было открыто духовное училище (с 1871 года — семинария).
Во время своих ежегодных путешествий по Амуру святой закладывал новые церкви, часто сам изготавливая для них деревянные алтари, благодаря своей любви к плотницкому делу. За 17 лет в Амурской области появилось 30 церквей, несколько школ и две миссии. Всего в Камчатской епархии к 1869 году насчитывалось 111 церквей и около 200 часовен.
Его Святейшество хотел послать миссионеров в Маньчжурию, но этот проект столкнулся с серьезными трудностями. Миссионер, знавший маньчжурский язык, посланный из Русской духовной миссии в Китае, умер вскоре после прибытия в Благовещенск. Надеясь воспитать собственные кадры, епископ Иннокентий в 1864 году ввел маньчжурский язык в учебную программу богословской школы. Первый миссионер, иеромнич Роман Цыренпилов, отправился в Маньчжурию через год после отъезда Иннокентия в Москву, но не достиг никаких ощутимых результатов.
С другой стороны, миссии Голду и Тунгус были вполне успешными. В 1857 году протоиерей Гавриил, сын Иннокентия, крестил 154 человека, в 1866 году для тунгусов были построены церковь и школа, и все жители на берегу реки Амгунь были крещены. Всего в Камчатской епархии с 1865 года постоянно действовало 11 миссий разных народов.
В своем проекте заселения Дальнего Востока Святитель Иннокентий отдавал предпочтение не ссыльным, а целым станицам переселенцев, освобожденных от военной службы, забайкальским казакам и семьям диссидентов.
Нехватка кадров, наиболее острая проблема на Дальнем Востоке, ощущалась и среди духовенства. В Якутии епископ столкнулся с тем, что многие священники ранее были «сосланы» на Дальний Восток из Иркутска за свои проступки. Тем более Приамурье, колонизация которого едва началась, казалось священникам местом изгнания и наказания. Однако льготы и повышенные зарплаты вскоре облегчили кадровую проблему. Уже в 1859 году поступило 50 прошений о служении в Камчатской епархии.
В своем докладе Святейшему Синоду святитель дает интересную оценку нравственного состояния духовенства Камчатской епархии в сравнении с центральной Россией: «Местные жители….. при всей своей завидной простоте и доброте, гораздо более склонны к употреблению алкоголя, чем русские аборигены, а между тем их характер и ум слабее, чем у аборигенов.
Удаленность священников «на сотни километров» в Камчатской епархии затрудняла их самостоятельную исповедь. Этот вопрос потребовал изменений в канонической жизни. Святой Иннокентий предложил разрешить священникам делать письменные исповеди. Но митрополит Филарет Московский подтвердил право священника в таких случаях совершать таинство исповеди самому себе.
В 1867 году в Благовещенске святой получил известие о продаже Аляски и роспуске Российско-Американской компании. По его настоянию в договор купли-продажи был включен пункт о том, что православная церковь сохранит право собственности на церкви на Аляске и что часть ежегодных поступлений будет использоваться для поддержки этих церквей.
Позже Иоанн Креститель добивался создания отдельной епархии алеутов и жителей Аляски со штаб-квартирой в Сан-Франциско. По его совету литургические тексты были переведены на английский язык, и любой американец мог стать священнослужителем.
1868-1879. Москва, 11 лет
В 1868 году, после смерти святителя Филарета, синод назначил Иннокентия митрополитом Московским. Он занимает Московскую кафедру в возрасте 71 года, почти ослепший от катаракты. На новом посту он решал проблемы социального обеспечения: построил альматы, богадельню для воспитания детей бедных священнослужителей, учредил пенсию для пожилых священнослужителей. В 1873 году он открыл Московскую епархиальную школу иконописи.
В Духовной академии святой ввел курс естественных наук, чтобы защитить веру от растущего светского безбожия. Он поддержал решение синода о введении Устава коэнов как наиболее эффективного в тех монастырях, где он еще не был введен.
Церковное образование в то время не имело специальных учреждений для подготовки миссионеров, как того требовала специфика этой работы. Поэтому в 1870 году святитель основал Православное миссионерское общество и призвал епархиальных архиереев направлять способных молодых людей на миссионерское обучение в Покровский монастырь в Москве. В течение трех лет потребность в персонале для всех миссий была удовлетворена.
В 1876 году был заложен алтарь для церкви Христа Спасителя.
После смерти в 1879 году святитель Иннокентий был похоронен в Троице-Сергиевой лавре, рядом с мощами святителя Филарета.