Память его совершается 25 января в Синаксаре новомучеников и исповедников Российских и Синаксаре Санкт-Петербургских святых.
Митрополит был выдающимся духовным писателем и проповедником. Все свои усилия он посвятил просвещению русского народа и устройству его жизни в соответствии с традициями святого Патрика: открыл многочисленные миссионерские курсы, создал множество образовательных и благотворительных учреждений, приютов и убежищ, организовал школы и народно-церковные хоры. Простой в обращении со всеми, но твердый и настойчивый в своих требованиях и приказах, он настаивал на том, чтобы все столичное духовенство было как можно ближе к народу, а московские священники чаще проводили службы и проповедовали. Святой также придавал большое значение пышности церковных служб. В конце 1911 года Владыка основал церковно-общественный журнал «Голос Церкви», который способствовал духовному общению между пастырями и паствой и создал большую духовную семью из авторов и читателей.
Святой стал первым из святых мучеников Русской Церкви впоследствии в сане епископа (1848-1918).
Житие
Митрополит Киево-Галицкий Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в семье благочестивого священника в селе Малые Моршки Тамбовской губернии. Начальное и среднее образование он получил в Тамбове. На протяжении всей своей жизни он оставался благодарен своим первым наставникам. Митрополит Евлогий (Георгиевский) сказал: «Он любил вспоминать свое детство, идеализировал семинарию, своих учителей…».
После семинарии в Тамбове Василий Богоявленский отправился в Киев, где в 1874 году окончил Духовную академию. 31 января 1882 года будущий святой был рукоположен в священники и определен в соборную церковь Покрова Божией Матери в Козлове. Вскоре он стал настоятелем приходской церкви и в том же году получил набедренный пояс. В 1883 году он был назначен настоятелем городских церквей и получил шаль.
В Козлове проявились богатые духовные дарования и административные способности священника Василия. Здесь он проявил себя как выдающийся проповедник и ревностный декан, заслужив всеобщую любовь.
В эти годы священник пережил страшную утрату — он потерял жену и ребенка. 8 февраля 1886 года праведник принял монашество с именем Владимир. На следующий день иеромнич Владимир был возведен в сан архимандрита и назначен игуменом Свято-Троицкого монастыря в Козлове.
Он занимал свой новый пост всего несколько месяцев. В октябре 1886 года он был назначен настоятелем первоклассного Антониева монастыря в Великом Новгороде, а чуть более двух лет спустя стал викарием Новгородской епархии в качестве епископа Старорусского. Освящение под председательством митрополита Исидора Петербургского состоялось в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года.
Преосвещенный Владимир был известен своей редкой отзывчивостью. Он выделялся своей простотой и общей доступностью. Святой Владимир проповедовал слово Божье с апостольской ревностью. По словам тех, кто посещал его проповеди, «простая, безыскусная форма речи была согрета огнем такой глубокой искренности, что производила поразительное впечатление, неотразимо притягивая слушателей». Неудивительно, что церковь, где проповедовал Господь, всегда была полна.
19 января 1891 года отец Владимир был назначен епископом Самарским. Менее чем за два года он организовал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительское братство, почетным председателем которого был; открыл в городской думе бесплатные вечерние чтения религиозного содержания; решал вопросы разработки и правильного произнесения катехизических проповедей; организовал для любителей духовного просвещения чтения в залах семинарии. Его Владыка особенно заботился о распространении церковных школ для женщин, чтобы поддержать роль женщины в русской семье.
Святой также уделял большое внимание красоте церковного богослужения. Он любил служить очень часто, даже в самых отдаленных церквях Самары. Он предписал через деканат ввести ревностное соблюдение канонов богослужения, особенно церковного пения и чтения. Благодаря активному участию Владыки, который изыскивал необходимые средства, в Самаре было построено 10 церквей. Кроме того, святой заботился о членах духовенства, особенно о пожилых, немощных и нуждающихся.
В дни бедствий епископ делал все, что было в его силах, чтобы облегчить положение людей. Когда в Самарской области разразился голод, были созданы епархиальные комитеты для работы с губернскими и уездными властями. В монастырях и богатых церквях были организованы столовые и чайные комнаты, а в школах учеников кормили бесплатно. Когда разразилась холера, во Владыке проводились службы, утешали больных и подавленных, помогали врачам, являясь сильной моральной поддержкой самарцев в эти трудные времена.
Миссионерская деятельность
18 октября 1892 года Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. За пять с половиной лет управления Грузинским экзархатом епископ Владимир поднял духовное просвещение народа на небывалую высоту. В годы его правления были введены проповедь во время литургии и внелитургические встречи с паствой, открыто более 300 приходских школ, основана богословская семинария в Кутаиси, проведена большая работа с диссидентами и сектантами, а также с представителями других национальностей и конфессий по привлечению их к православию. Было построено и восстановлено более сотни святынь, в том числе многие древние святыни, до того времени заброшенные.
Апогеем архипастырского служения митрополита Владимира стал Московский кафедральный собор. Назначение Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 года, а 28 марта того же года он стал управляющим епархией. Здесь, в полном осознании своей ответственности, руководствуясь идеей роста духовной жизни, Владыка продолжил свою работу. Простой в обращении со всеми, но твердый и настойчивый в своих требованиях и приказах, он настаивал на том, чтобы все духовенство столицы было как можно ближе к народу, чтобы московские священники чаще проводили службы и проповедовали. Чтобы укрепить и оживить пастырскую деятельность, митрополит Владимир открыл новые вакансии в митрополичьих приходах и назначил священников. Были введены богослужебные беседы, лекции по религиозному воспитанию для масс, для детей бедняков, для учащихся средних и старших классов, специальные лекции для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские лекции для интеллигенции.
Владыка учредил четыре поста для епархиальных миссионеров, специальные миссионерские беседы и многочисленные миссионерские курсы, начиная с курсов в здании Преображенской церковно-приходской школы, которую сам Владыка посещал для изучения успехов заводских рабочих.
Его Святейшество принимал народно-церковные хоры, создал ряд образовательных и благотворительных учреждений: миссионерское Братство Воскресения Христова и его отделения в епархии, специальный Московский епархиальный миссионерский совет, Братство святителя Алексия при монастыре в Чудове, расширил антирасистское Братство святителя Петра, открыл ежегодные епархиальные миссионерские курсы для духовенства епархии. Чтобы противостоять давлению сектантства, Владыка основал Златоустовский религиозно-философский кружок студентов и женские богословские курсы. В 1907 году он добился открытия в Московской духовной академии специальной кафедры, посвященной истории и изгнанию сектантства. Такая кафедра была открыта не только в Московской духовной академии, но и во всех других вузах, что стало величайшим вкладом митрополита Владимира в Церковь.
Заботясь о нравственности народа, епископ Владимир возглавил борьбу с пьянством. Создание Московского епархиального общества по борьбе с пьянством, издательская деятельность, первый Всероссийский съезд практикующих врачей по борьбе с пьянством, потребовавший значительных средств и усилий, — все эти события происходили по инициативе Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира и при его личном трудовом и материальном участии. Митрополит Владимир способствовал открытию благотворительных обществ, приютов и детских домов. Постоянной заботой митрополита было единство паствы с пастырями на основе истинной православной экклесии. С этой целью он дал свое благословение на создание Братства московских святых.
Усилиями архиепископа в центре Москвы был построен Епархиальный дом, а вместе с ним и прекрасный православный храм святого князя Владимира.
Преданный делу апостольского служения и благотворительности, Его Высокопреосвященство Владимир глубоко осознавал важность печатного слова. Он ответил на все насущные проблемы своего времени, касающиеся государства, общества, семьи, богатых и бедных, труда и капитала, религии и морали, веры и науки, веры и неверия, трезвости, церковной дисциплины. Он опубликовал и бесплатно распространил тысячи памфлетов и листовок. Его труд «Евангелие детства» особенно полюбился всем (без различия возраста и образования). В то время это была единственная и очень ценная помощь по религиозно-нравственному воспитанию детей.
В конце 1911 года Владыка начал издавать церковно-общественный журнал «Голос Церкви», который способствовал духовной связи между пасторами и паствой и создал большую духовную семью из авторов и читателей.
В силу своего положения митрополита Московского Владыка присутствовал на заседаниях Священного Синода, а в связи с болезнью митрополита Антония (Вадковского, 2 ноября 1912 года), первого члена Синода, сменил его. После смерти митрополита Антония владыка Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и получил титул и права старшего члена Священного Синода.
В ноябре 1915 года Владыка был переведен в Киев и назначен митрополитом вместо покойного митрополита Флавиана (Городецкий, 14 ноября 1915 года), сохранив титул и права высшего члена Святейшего Синода.
Мученическая кончина
22 января 1918 года большевики начали бомбардировку Киева, а вечером 23 января заняли Лавру, расправившись с монахами с такой жестокостью, что превзошли монголов, разрушивших Киев и Лавру в 1240 году. Епископ Владимир не покинул монастырь и продолжал, внешне мирно, вести свою обычную жизнь и даже занимался литературным трудом. Вечером 25 января пять вооруженных солдат во главе с матросом ворвались в покои Владыки и, дав ему чуть более получаса на сборы, вывели митрополита Владимира сначала во двор Лавры, а затем через Экономические ворота Лавры. В свой предсмертный час в молитве к Господу митрополит также просил прощения для своих убийц. Благословив их обеими руками, Владыка принял мученическую смерть: при осмотре тела убитого митрополита было зафиксировано, что в протоиерея стреляли разрывными пулями и кололи холодным острым оружием.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, назвал мученическую смерть Владимира «благословенной жертвой для очищения грехов матери-России».
Митрополит Арсений (Стадницкий) добавил: «Основным элементом его духовной жизни было смирение мытаря, а не фарисея — то истинное смирение, которое заключается в осознании своих немощей. И слова Спасителя исполнились на нем: «Кто унижает себя, тот возвысится». Он был возвышен до таких высот, которые возможны только в иерархическом положении. Но это смирение, эта скромность, эта робость сочетались в нем с пламенным духом. В нем исполнились слова святого апостола Павла: «Трудитесь в Господе с пламенным духом». Он действительно горел духом, горел ревностью по Дому Божьему. Он отметил, что Церковь Христа была подорвана ее многочисленными врагами, и что страдания Христа повторяются в страданиях Церкви Христовой, которая является Его Телом. Подобно Христу, Который перед Своими страданиями призвал учеников бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение, Он призвал всех верующих, особенно пасторов, не спать и отдыхать, но вступить в духовную битву против темных сил этого века. Его ревностный дух показывал, что он хотел, чтобы все христиане понимали заветы Христа, чтобы они были не христианами только по названию, но христианами на самом деле.
Он смотрел на свое служение как на послушание, которое должно быть исполнено до конца, твердо и непоколебимо, как настоящий воин, стоящий на своем даже до смерти. И никто из тех, кто его знал, не обвинил бы его в том, что он склоняет семо и овамо. Он шел прямым путем, и на его светлом челе нет ни пятнышка адаптации. Он окропил своей кровью служение Русской Церкви и не отказался от своих обязанностей. И на нем исполнились слова Провидца: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, совершается 25 января, в день его мученической кончины, а также в воскресенье после 25 января, в день Собора новомучеников и исповедников Российских.