Сергий Радонежский

Памяти преподобного отца нашего игумена Сергия, Радонежского чудотворца

Сергий Радонежский

Память преподобного Сергия Радонежского чудотворца Церковь чтит 8 октября (25 сентября по старому стилю), в день его упокоения. Преподобный Сергий Радонежский по праву является одним из самых почитаемых иноков со времен Древней Руси и до наших дней. Он является основателем нескольких монастырей, среди которых самым известным является Троице-Сергиева Лавра. Не случайно Сергия Радонежского часто называют «игуменом Русской земли».

Подвиги преподобного Сергия пришлись на тяжелую эпоху, когда Русь находилась под игом иноземного монголо-татарского ига, но стремилась обрести независимость и построить сильное и единое государство. Сергий Радонежский, человек пустынной жизни, никогда не бравший в руки оружия, стал духовной опорой для сопротивления монголо-татарскому игу, вдохновил князей и воинов на борьбу за независимость от Руси. Он благословил московского князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, которая состоялась в 1380 году. Кроме того, радонежский игумен прислал в помощь князю двух монахов, бывших когда-то воинами, Пересвета и Ослябю. Таким образом, он стал символом единства Церкви и народа во времена Голгофы.Победа навязывания Москвы над Мамаем на Куликовом поле значительно укрепила молодое княжество.

Юность Варфоломея

Известный церковный писатель древней Руси Епифаний Премудрый (ум. 1420), ставший фактическим агиографом преподобного Сергия Радонежского, сообщает, что будущий подвижник земли русской родился недалеко от города Ростова в село Варницы. Отцом преподобного был местный боярин Кирилл, служивший у князей Ростовских пастбищ, а матерью – его жена Марья.

Сергий Радонежский

Молитва преподобного Епифания Премудрого перед началом работы над житием преподобного Сергия. Миниатюра лика преподобного Сергия. Москва. Москва конца 16 века, РГБ

В отличие от своих старших братьев, которые выучили алфавит и научились читать за считанные месяцы. Учитель ругал его, родители расстраивались. Молодой Варфоломей тем временем со слезами молился Богу, прося о помощи. Но студия по-прежнему не работала на него. И тут случилось событие, о котором сообщают все биографии Серхио.

Однажды отец попросил его позаботиться о табуне княжеских лошадей. В какой-то момент несколько лошадей оторвались от остальной группы и вошли в лес. Бартоломе немедленно пошел их искать. В полоске леса он вышел к кургану, на котором рос изумительной красоты дуб. Мальчик вдруг увидел красивого старика, молящегося под деревом. После того как старец закончил молиться, Варфоломей сказал ему, что хочет научиться читать и писать, но не может, и попросил старца помолиться Богу. Произнеся молитву, отшельник достал из своего рюкзака медальон и вынул из него частицу просфоры и, перекрестив ее, велел съесть со словами:

Это дается тебе в знак благодати Божией и разумения Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не беспокойся: знай, что отныне Господь даст тебе доброе знание грамотности, больше, чем у ваших братьев и сверстников.</…>

Старик уже собирался уходить, но Варфоломей попросил его навестить родительский дом. Родители с честью приняли гостя и накрыли ему стол. Но старец сказал, что надо прежде вкусить духовной пищи, и велел Варфоломею читать Псалтирь. Мальчик начал читать, с легкостью и ясностью произнося псалмы, чем очень удивил родителей. Уходя, старик сказал родителям Варфоломея:

Ваш сын будет велик перед Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа.

Инок Сергий — основатель обители Святой Троицы

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея перебралась на другое место постоянного жительства — в город Радонеж. Епифаний пишет, как обеднел отец Варфоломея: «Поговорим еще о том, как и отчего обеднел он: из-за частых поездок с князем в Орду, из-за частых татарских набегов на Русь, из-за частых татарских посольств, из-за на многие тяжелые дани и сборы с Орды, из-за частого отсутствия хлеба. Старший брат Варфоломея через несколько лет женился, и престарелые родители решили уйти в Хотьково-Покровский монастырь (1308 г.), принять там монашество и жить до самой смерти. После преставления отца и матери Варфоломей и его брат Стефан ушли в Хотьково-Покровский монастырь, чтобы принять монашество.

Сергий Радонежский

Однако жизнь в общежительном монастыре Варфоломею не нравилась. Он стремился к уединенному подвижничеству, к жизни в пустыне. В этом монастыре он прожил недолго. Уговорив Стефана стать отшельниками, он вместе с ним основал скит на берегу реки Кончуры, на Маковецкой горе, посреди дремучих радонежских лесов. Там возвели небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы (освященную в 1340 г.), на месте которой позже был построен соборный храм Троице-Сергиевой Лавры, который можно увидеть и сегодня.

Сергий Радонежский

Стефан, прочувствовав все тяготы пустынной жизни и ее нужды, оставил брата и поселился в Богоявленском монастыре в Москве, где познакомился с монахом Алексием (между 1292-1305 — 1378), будущим митрополитом Московским и всея Руси. Варфоломей, призвав игумена Митрофана, принял от него монашеский постриг под именем Сергий. Это произошло в день празднования памяти мучеников Сергия и Вакха.

Слухи о подвигах юного отшельника стали распространяться по всей России. Через несколько лет в окрестностях Сергиева скита стали появляться новые кельи. Постепенно из учеников Сергия образовался монастырь, который в 1345 г оформился как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева Лавра). Сергий был его вторым настоятелем (первым был игумен Митрофан). Сергий ввел в своем монастыре новые правила жизни монахов, запрещающие прием милостыни, он постановил в монастырском уставе, что все монахи должны питаться своими трудами. Он сам подавал пример в ежедневной работе. Мало-помалу слава Сергиевой обители возрастала. Желающие монашеской жизни приезжали в обитель из разных государств древней Руси,от простых крестьян до князей. Некоторые поселились в окрестностях монастыря, пожертвовали свое имущество на нужды святой обители.

С годами пустынь, страдавшая во всем необходимом, стала одним из красивейших монастырей России. Слава основателя монастыря достигла даже стен Константинополя. Вселенский патриарх Филофей (ок. 1300-1379) направил к Сергию делегацию греческих монахов, которые преподнесли ему крест, параман, схиму и грамоту, восхваляющую его добродетельную жизнь. Патриарх также прислал образцовый Монашеский устав киновии (строгой общинной жизни). Изучив греческое письмо, по благословению московского святителя Алексия, Сергий ввел в обители общинный порядок, который впоследствии прижился и в других русских монастырях. Интересно, что незадолго до смерти

Миротворчество Сергия Радонежского

Еще одним аспектом деятельности игумена Сергия была миротворческая деятельность. Мудрым и кротким словом он влиял на самые зачерствевшие и черствые сердца, очень часто мирил враждующих князей, убеждая их повиноваться великому князю московскому (например, князь ростовский — в 1356 г., нижегородский — в 1365 г., рязанский Олег и др.). В то время Русь терзала монголо-татарское иго. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской (1350-1389) собрал войско и пришел в Сергиев монастырь, чтобы испросить у него благословения на предстоящую битву, вошедшую впоследствии в историю как Куликовская битва. В помощники великого князя Сергия они благословили двух иноков из его монастыря, схимонахов Андрея (Ослябя) и Александра (Пересвета), предсказав победу князя Димитрия.И на этот раз слова настоятеля Троицкого монастыря сбылись.

Сергий Радонежский

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подошло к Москве, Сергий оставил свою обитель и отправился защищать князя Михаила Александровича Тверского (1333-1399 гг.).

Отразив нашествие хана Мамая, московский князь стал с еще большим почтением относиться к игумену Радонежскому и пригласил его в 1389 г для скрепления духовного завещания, узаконившего новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Обители, основанные Сергием Радонежским

Кроме Троицкого монастыря, Сергий основал еще несколько скитов, впоследствии ставших монастырями: Благовещенский в Киржаче (1358 г.), Старо-Голутвин Богоявленский (1385 г.) близ Коломны, Высоцкий монастырь (1374 г.), Георгиевский в Клязьме. В эти монастыри и скиты посылал своих учеников игумен Радонежский, которые становились там игуменами. Всего ученики Сергия Радонежского создали около сорока монастырей.

Сергий Радонежский

Наиболее известными из них были наиболее известные как Савво-Сторожевский (1398 г.) под Звенигородом, Богородице-Рождественский Ферапонтов (1398 г.), Кирилло-Белозерский (1397 г.), Павло-Обнорский (1414 г.) и многие другие.

Сергий Радонежский

Чудеса Сергия Радонежского

Как сказано в Житии, Сергий Радонежский совершил много чудес. К нему приезжали люди из разных сел, поселков и городов за духовным советом, а иногда даже просто повидаться с ним. Как пишут агиографы Сергия, он часто исцелял страждущих, а однажды оживил ребенка, который умер на руках у отца, когда тот нес ребенка к игумену. Слава о чудесах Сергия быстро разнеслась по России. К нему стали стекаться больные из разных мест. И ни один из них не ушел без доброго совета и исцеления. Но человеческая слава переполняла подвижника. Однажды епископ Пермский Стефан (ок. 1330-1340 — 1396) ехал из своей епархии в Москву. Дорога пролегала недалеко от Сергиевского монастыря. На обратном пути епископ решил зайти в монастырь и остановился, он прочитал молитву, поклонился игумену Сергию со словами «Мир тебе, брат духовный». В ответ епископ Стефан Сергий прислал благословение. Некоторые из учеников были очень удивлены поступком настоятеля и побежали к указанному месту, где увидели епископа Эстебана.

Сергий Радонежский

Однажды за Литургией со преподобным Сергием служил Ангел Господень, но из-за его смирения игумен запретил говорить об этом до конца своей земной жизни. За благочестивую жизнь Серджио был вознагражден небесным видением Господа. Однажды он помолился перед иконой Божией Матери и, окончив молитву, сел отдохнуть. И вдруг сказал своему ученику Михею, что их ожидает чудесный гость. Через мгновение явилась Пресвятая Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света игумен упал на землю, но Богородица коснулась его руками и, благословив, пообещала всегда покровительствовать его обители.

Преставление игумена Сергия

В конце своей праведной жизни Сергий, проницательно узнав о своей грядущей кончине за полгода вперед, созвал братию и, после краткого совета старцев, наказал избрать себе ученика Никона (1352-1426), опытного в духовной жизни и послушания, как настоятель. Уже перед кончиной игумен Русской земли созвал братьев к своему смертному одру и обратился со словами завещания:

Будьте осторожны, братья. Прежде всего имейте страх Божий, чистоту души и нелицемерную любовь…

Сергий Радонежский

25 сентября (по старому стилю) 1392 года преподобный Сергий упокоился. Церковный историк Е. Е. Голубинский писал, что Сергий приказал положить свое тело не в церкви, а на общем кладбище монастыря. Это повеление сильно расстроило братьев. Монахи обратились за советом к митрополиту Киприано, который велел положить тело игумена Сергия в храм.

Почитание Сергия, игумена Радонежского

5 июля (ст ст.) 1422 года мощи Сергия обретены нетленными. Вот как писал об этом событии Пакомио Логотета: «Когда Святой собор открыл чудотворную гробницу… все увидели чудное и нежное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и сияющим, но и одежды, в которых он был погребенный оказался целым, совершенно невредимым, тронутым тлением… Видя это, все прославили Бога, что тело преподобного, находившееся во гробе столько лет, сохранилось невредимым». С тех пор дата обретения мощей 18 июля (н.э.) является одним из дней памяти святителя.

Нет документальных свидетельств того, когда началось почитание Сергия. Уже в 1427 году, через пять лет после обретения мощей преподобного Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Сергий Радонежский

Как указывает специалист в области агиологии историк Е. Е. Голубинский, почитание Сергия Радонежского имеет, очевидно, раннее происхождение. Однако это указывает на то, что официальная канонизация стала возможной благодаря настойчивым действиям Московского митрополита Ионы. Мощи преподобного Сергия Радонежского были положены в главном соборе Лавры — Троицком соборе.

Сергий Радонежский

Наиболее популярным источником сведений о Сергии Радонежском, известном памятнике древнерусской литературы, является знаменитое «Житие» Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Мудрым. Спустя десятилетия она была переработана Пакомием Логофетом и дополнена новыми фактами, в том числе рассказом о находке реликвии.

Тропарь, кондак и канон преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4.

Даже подвижник к добродетели, как истинный воин Христа Бога, в страстях великий подвижник, к временной жизни, в песнях, бдениях и постах, будучи образом своего ученика. Так и Пресвятой Дух вселился в тебя, действием Своим немного украсился. Но яко имевший дерзновение ко Святой Троице, помяни стадо ежей, собравшихся умудренных, и не забудь, как обещал, посещая чад твоих, Сергий, Отче наш.

Кондак, глас 8.

Преподобный был уязвлен любовью Христовой, и вслед за невозвратимым желанием, ты возненавидел всякое плотское наслаждение и, как солнце Отечества, просиял. Точно так же и Христос обогатит вас даром чудес. Помяни нас, чтящих твою светлую память, да зовем тебя, радуйся Сергию Премудрому.

Преподобный Сергий Радонежский. Иконы

Древнейшим изображением преподобного Сергия является вышитый покров (1420-е гг.). В настоящее время находится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.

Сергий Радонежский

Древнейшая житийная икона известна с 19 печатями, авторство которых приписывается мастеру круга Дионису, икона датируется примерно 1480 или 1492 годом. Первые изображения Сергия в полный рост происходят из Успенского собора (конец XV-XVI вв.) и, вероятно, из надвратной церкви прп. Сергия Троице-Сергиевой Лавры (начало XVI в).

Сергий Радонежский Сергий РадонежскийСергий Радонежский

С преподобным связана и икона «Обитель преподобного Сергия Радонежского» — список XIX века несохранившейся древней иконы XVII века, когда-то находившейся в северо-восточном приделе Трапезной Троице-Сергиевой Лавры. Эта икона знаменита тем, что представляет собой подробный план Троице-Сергиевой Лавры, в настоящее время она находится в Покровском соборе Русской Православной Церкви в Москве.

Сергий Радонежский Сергий Радонежский Сергий Радонежский

Образ Сергия Радонежского в живописи

Помимо икон преподобного Сергия Радонежского, есть и картины, изображающие события из жизни игумена Радонежского. Среди советских художников можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его произведения: «Творения Сергия Радонежского», «Отрок Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Также среди художников, обратившихся к образу Сергия Радонежского, были В.М. Васнецов (образ преподобного Сергия для храма в Абрамцево), Е.Е. Лиссер («Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой»), Н.К. Рерих («Святой Сергий Радонежский») и другие.

Сергий РадонежскийСергий Радонежский Сергий Радонежский

Скульптурные изображения преподобного Сергия Радонежского

Скульптура – ​​одна из форм почитания святых на Руси. Много скульптурных изображений Сергия Радонежского. Один из них — горельеф, изображающий визит Димитрия Донского к Сергию Радонежскому перед битвой на Куликовом поле, выполненный скульптором А. В. Логановским. Этот горельеф украшал храм Христа Спасителя в Москве, был разобран перед взрывом храма и сохранился до наших дней. Бронзовая копия этого горельефа установлена ​​в восстановленном храме.

Сергий Радонежский

Скульптурное изображение преподобного Сергия Радонежского известно как часть многофигурной композиции на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

В конце 20 века и в 21 веке в местах, связанных с его жизнью, были установлены памятники преподобному Сергию: один (скульптор В. Чухаркин, архитектор В. Журавлев) находится в Сергиевом Посаде «у стен основавший святой монастырь», другой (скульптор В. М. Клыков и архитектор Р. И. Семерджиев) — в селе Радонежском.

Сергий Радонежский

Кроме этих памятников, скульптуры преподобного установлены в Москве, Коломне, Ростове-на-Дону, Элисте, Самаре и многих других городах России, а также Беларуси.

Храмы на Руси во имя преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский всегда был особо почитаем русским народом. Среди храмов, посвященных ему, — церковь преподобного Сергия (1686-1692) в Троице-Сергиевой Лавре; Сергиевский собор в Троице-Сергиевом Варницком монастыре; Собор преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве (1690-1694); Церковь Сергия Радонежского в Кирило-Белозерском монастыре (1560-1594). Храмы посвящены преподобному в Нижнем Новгороде, Орле, Уфе, Туле и других городах.

Сергий РадонежскийСергий Радонежский

В Тверской губернии более 70 престолов были закреплены в храмах во имя преподобного Сергия, но большая их часть была уничтожена в годы советских гонений.

Старообрядческие церкви во имя преподобного Сергия Радонежского

До революции в Тверской губернии действовали две старообрядческие церкви во имя преподобного Сергия Радонежского: церковь в селе Дмитрово Погорельского уезда Калининской области (ныне Зубцовский район Тверской области) и церковь в с д. Матюково (Торжокский район, Тверская область). Оба храма были разрушены в безбожные годы. В старообрядчестве в настоящее время имеется несколько церквей имени преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В Русской православной церкви старообрядцев сегодня храмовый праздник в городе Сычевке, Смоленской области и в селе. Микварово Кировской области. Именем преподобного был освящен и межевой собор Покрова Пресвятой Богородицы в Рогожском.В древнерусской православной церкви во имя Сергия Радонежского в селе были освящены храмы. Чаплыгино Курской области и Орск Оренбургской области. Также в честь преподобного был освящен единоверческий храм в селе Павлово-на-Неве Ленинградской области.

Сергий Радонежский

Во имя преподобного Сергия был освящен и нижний храм знаменитого старообрядческого храма Успения в Апухтинке (сейчас в здании храма находится общежитие).

Сергий Радонежский

Судьба мощей преподобного Сергия Радонежского и его обители в Советские годы

После кончины преподобного Сергия настоятелями Троицкого монастыря в разное время были известные русские подвижники. Из них наиболее известны святители Никон и Дионисий Радонежские, Савва Звенигородский, Мартиниан Белозерский. В Смутное время игумен Дионисий, родом из города Ржева, спас Сергиеву обитель от поругания.

В 1919 году мощи преподобного Сергия были открыты и позже перенесены в качестве экспоната в Сергиевский историко-художественный музей, расположенный в Троице-Сергиевой Лавре. Мощи монастырских стен были заброшены из-за угрозы фашистской оккупации. В 1946 году, после Великой Отечественной войны и открытия Лавры, мощи были возвращены. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Антицерковный террор в советский период коснулся и Троице-Сергиевой Лавры. В 1920 г декретом Совета Народных Комиссаров по личному распоряжению В. И. Ленина Троице-Сергиева Лавра была закрыта и преобразована в историко-художественный музей. В зданиях Лавры размещались Педагогический институт, жилые дома и другие учреждения.

Зимний вид Тринидадско-Сергиевой Лавры

После окончания Великой Отечественной войны началось возрождение Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня Свято-Троицкая Сергиева Лавра имеет статус ставропигиального монастыря. Лавра обладает уникальной библиотекой рукописных и старопечатных книг.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector