Происхождение Креста Господня

Празднование праздника Изнесения Честного и Животворящего Креста Господня приходится на 14 августа (1 августа по старому стилю). В этот же день мы отмечаем праздник Всемилостивого Спаса.
Происхождение Креста Господня

Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

Согласно легенде, в Константинополе (не позднее восьмого века) было принято устанавливать искреннее Древо Креста на дорогах и улицах, чтобы освящать места и отгонять болезни. С 1 августа (по старому стилю) до праздника Успения Пресвятой Богородицы, во время литании всего города, они предлагали Крест народу для поклонения. В Русской православной церкви этот праздник был совмещен с празднованием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом есть запись в хронографе XVI века: «Крещение великого князя Владимира Киевского и всея Руси 1 августа». В Уставе собора Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение этого праздника

На Оригена в день Всехсвятского крестного хода за водой и для просвещения человека совершается крестный ход по всем городам и весям.

Праздник Всехсвятского Спаса и Пресвятой Богородицы установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Креста Господня во время битвы святого князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами (1164), в которой враги были разбиты. В то же время греческий император Мануил победил сарацин в битве, и его войска также имели знамения от святых икон. Это первый из трех праздников Всехсвятского Спаса, отмечаемых в августе (второй — Преображение, третий — перенесение нетленного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь).

Праздник был установлен в Константинополе в 9 веке первоначально как местный праздник. В 12-14 веках он был ратифицирован во всех православных церквях. В России он появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, т. 8.

Всемогущий Бог, полный милости, даруй нашим душам эту великую милость по молитвам Божьей Матери.

Кондак, тон 4.

О милостивейший Спаситель, я был автором всех пороков; я упал в яму отчаяния. Но я стою рядом с Тобой всем сердцем и взываю к Тебе, Слово, зажги щедрость и постарайся помочь нам, ибо Ты милосерден.

Происхождение Честного Креста Господня. Иконы

Композиция состоит из двух частей: вверху — поклонение Спасителю в форме Деисуса, а внизу — чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними — крест, увенчанный венком. Это было напоминанием о главной теме праздника — почитании Животворящего Креста Господня. Что касается Деисуса, то ее изображение на русских иконах, видимо, соответствовало традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасителю и Богородице. Икона из Покровского монастыря — одна из самых ранних сохранившихся икон на эту тему. Согласно более позднему преданию, он был помещен в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и позволяют с уверенностью предположить, что икона была написана последователями Дионисия. Не исключено, что Дионисий принимал непосредственное участие в иконографии «Происхождения старцев»; известно, что в 1580-х годах он расписывал церковь Спаса в Чигасе, расположенную через Кремль от реки Яузы, и погиб во время пожара в 1547 году. Освящение церкви в Чигасе в честь Всемилостивого Спаса прямо указывает на день праздника 14 августа, а церковная икона, написанная Дионисием, возможно, послужила образцом для более поздних работ.

Происхождение Креста Господня Происхождение чтимых рук животворящего креста. 1510-е — 1520-е годы (около 1515 года?). Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник, ВладимирПроисхождение Креста Господня

Внешний вид искреннего дерева Святого Креста. Двусторонний перевернутый значок. Крещение Господне. Русский Север. 17 век. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Происхождение Креста Господня

Происхождение искренних рук креста. Первая четверть XVI века Ярославский художественный музей, Ярославль.

На иконе Сольвычегодск (?) в центре композиции изображен колодец в форме креста — источник, к которому с двух сторон подходят люди с иконой и крестом. Во главе процессии идут святые. Ангел парит над источником, опуская Крест в крестильную купель. Архитектурные сцены со сложными контурами на верхнем фоне указывают на то, что действие происходит у городских стен. Дева Мария и Иоанн Креститель являются защитниками и заступниками горожан, которые молят Христа о милости и благословении, что видно по трем фигурам Деисуса, парящим над «городским пейзажем». Из источника с горы стекает широкий поток воды, с помощью которого люди исцеляются от различных недугов. Сцена исцеления больного занимает большую часть композиции иконы.

Происхождение Креста Господня

Происхождение искреннего дерева Животворящего Креста. Савин Истома. Деревня. Москва начала XVII века.

Храмы в честь происхождения Креста Господня

В Москве в Симоновом монастыре над древними западными воротами в 1591-1593 годах была построена небольшая церковь Всемилостивого Спаса, или церковь Изнесения Честных Древ Креста Господня. Каждый год 1 августа, в день Явления Искренних Рук Животворящего Креста Господня, крестный ход от церкви направлялся к Москве-реке для освящения воды. Церковь была закрыта вскоре после Октябрьской революции 1917 года. Он был взорван вместе с большинством зданий бывшего монастыря в январе 1930 года.

Происхождение Креста Господня

Утраченная церковь Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Симоновом монастыре в Москве. Альбом «Виды православных церквей и зданий Московского ставропигиального, первоклассного Симонова монастыря, 28 марта 1893 года».

Придел Преображенского собора Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде был освящен в честь происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Деревянный собор во имя Всемилостивого Спаса и в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был построен монахом Димитрием Прилуцким на месте, выбранном им для основания монастыря. Когда деревянный собор сгорел, было решено, с благословения митрополита Московского Данила, построить каменный. Для того чтобы строительство велось как можно быстрее, Иван Грозный даже приказал освободить монастырь от всех обязанностей. Собор был построен между 1537 и 1542 гг. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и новопостроенный собор. Это была первая каменная церковь в Вологде. 17 сентября 1811 года внутри собора вспыхнул пожар из-за забытой свечи. Вся внутренняя отделка была сожжена. Некоторые главы были сожжены. Между 1813 и 1817 годами проводились работы по восстановлению собора. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря в состав РПЦ началось в 1990 году.

Происхождение Креста Господня

Спасо-Преображенский собор в Спасо-Прилуцком монастыре

Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня

Праздник Сошествия со Святого Креста называют «медовым праздником», а иногда «мокрым праздником». Эти названия произошли от того, что на первый Спас, или медовый праздник, пчеловоды обмазывали свои ульи медом во второй раз и, выбрав лучшую липовую дольку, несли ее в церковь, «в память о родителе». В тот же день был сварен «медный» квас, которым угощали всех желающих. Первый Спас назван «Мокрым», потому что, по церковному преданию, в этот день совершался крестный ход к рекам и источникам для освящения воды. А поскольку после процессии крестьяне не только купались, но и купали в реках и весь скот, который, как говорили, после этого становился здоровее, неудивительно, что праздник назывался «Мокрым». Первому Спасителю поклонялись особенно в южной части Большого Китая, где хлеб и фрукты созревали раньше и где значение Второго Спасителя приписывалось этому празднику, так как освящение хлеба и овощей на юге очень часто происходило перед Преображением, или 14 августа.

14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников, Маккавеев, которые были замучены в 166 году до нашей эры. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маками, которые созревают в это время. В этот день с маком и медом пекли пироги, рулеты, булочки и пряники. Трапеза часто начиналась с блинов с маком. К блинам прилагалось маковое молоко — смесь маковых зерен и меда, в которую макали блины. Маковое молочко готовили в специальном сосуде, который в России называется макальник, в Украине — макитра, в Беларуси — макатер. Семена мака упоминаются во многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках: «Мак с медом — усы», «Мак черный, а бояре его едят», «Яков рад, что пирог маковый», «Помни мак и не сердись», «Есть город на жезле, в нем семьсот военачальников». В день Маккавеев молодежь исполнила песню «О, на горе маков», с игривыми танцами по кругу, девушки осыпали мальчика маками, щипали и щекотали его, пели: «Маки, маки, маки, маки, золотые головки!».

Происхождение Креста Господня

Спасов день на севере. I. М. Прянишников, 1887.

В некоторых сербских селах на Медовый Спас приносили в жертву воду и молодой базилик. С того дня люди перестали купаться в водоемах. Считалось, что тот, кто работал в этот день, мог заразиться неизлечимой болезнью. В Македонии погода во время праздника Маккавеев (6 или 12 дней) использовалась для предсказания погоды на следующие 6 месяцев или на весь следующий год (погода первого августа предсказывала погоду на следующий январь и т.д.) Болгары наблюдали за солнцем, ветром и дождем с 1 по 12 августа и предсказывали погоду на следующие 12 месяцев, которые начинались 1 сентября. В северо-западной Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом нового урожая и вином, отсюда и название дня — «Зетовден».

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector