Празднование праздника Изнесения Честного и Животворящего Креста Господня приходится на 14 августа (1 августа по старому стилю). В этот же день мы отмечаем праздник Всемилостивого Спаса.
Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника
Согласно легенде, в Константинополе (не позднее восьмого века) было принято устанавливать искреннее Древо Креста на дорогах и улицах, чтобы освящать места и отгонять болезни. С 1 августа (по старому стилю) до праздника Успения Пресвятой Богородицы, во время литании всего города, они предлагали Крест народу для поклонения. В Русской православной церкви этот праздник был совмещен с празднованием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом есть запись в хронографе XVI века: «Крещение великого князя Владимира Киевского и всея Руси 1 августа». В Уставе собора Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение этого праздника
На Оригена в день Всехсвятского крестного хода за водой и для просвещения человека совершается крестный ход по всем городам и весям.
Праздник Всехсвятского Спаса и Пресвятой Богородицы установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Креста Господня во время битвы святого князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами (1164), в которой враги были разбиты. В то же время греческий император Мануил победил сарацин в битве, и его войска также имели знамения от святых икон. Это первый из трех праздников Всехсвятского Спаса, отмечаемых в августе (второй — Преображение, третий — перенесение нетленного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь).
Праздник был установлен в Константинополе в 9 веке первоначально как местный праздник. В 12-14 веках он был ратифицирован во всех православных церквях. В России он появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.
Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику
Тропарь, т. 8.
Всемогущий Бог, полный милости, даруй нашим душам эту великую милость по молитвам Божьей Матери.
Кондак, тон 4.
О милостивейший Спаситель, я был автором всех пороков; я упал в яму отчаяния. Но я стою рядом с Тобой всем сердцем и взываю к Тебе, Слово, зажги щедрость и постарайся помочь нам, ибо Ты милосерден.
Происхождение Честного Креста Господня. Иконы
Композиция состоит из двух частей: вверху — поклонение Спасителю в форме Деисуса, а внизу — чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними — крест, увенчанный венком. Это было напоминанием о главной теме праздника — почитании Животворящего Креста Господня. Что касается Деисуса, то ее изображение на русских иконах, видимо, соответствовало традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасителю и Богородице. Икона из Покровского монастыря — одна из самых ранних сохранившихся икон на эту тему. Согласно более позднему преданию, он был помещен в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и позволяют с уверенностью предположить, что икона была написана последователями Дионисия. Не исключено, что Дионисий принимал непосредственное участие в иконографии «Происхождения старцев»; известно, что в 1580-х годах он расписывал церковь Спаса в Чигасе, расположенную через Кремль от реки Яузы, и погиб во время пожара в 1547 году. Освящение церкви в Чигасе в честь Всемилостивого Спаса прямо указывает на день праздника 14 августа, а церковная икона, написанная Дионисием, возможно, послужила образцом для более поздних работ.
Происхождение чтимых рук животворящего креста. 1510-е — 1520-е годы (около 1515 года?). Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник, Владимир
Внешний вид искреннего дерева Святого Креста. Двусторонний перевернутый значок. Крещение Господне. Русский Север. 17 век. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.
Происхождение искренних рук креста. Первая четверть XVI века Ярославский художественный музей, Ярославль.
На иконе Сольвычегодск (?) в центре композиции изображен колодец в форме креста — источник, к которому с двух сторон подходят люди с иконой и крестом. Во главе процессии идут святые. Ангел парит над источником, опуская Крест в крестильную купель. Архитектурные сцены со сложными контурами на верхнем фоне указывают на то, что действие происходит у городских стен. Дева Мария и Иоанн Креститель являются защитниками и заступниками горожан, которые молят Христа о милости и благословении, что видно по трем фигурам Деисуса, парящим над «городским пейзажем». Из источника с горы стекает широкий поток воды, с помощью которого люди исцеляются от различных недугов. Сцена исцеления больного занимает большую часть композиции иконы.
Происхождение искреннего дерева Животворящего Креста. Савин Истома. Деревня. Москва начала XVII века.
Храмы в честь происхождения Креста Господня
В Москве в Симоновом монастыре над древними западными воротами в 1591-1593 годах была построена небольшая церковь Всемилостивого Спаса, или церковь Изнесения Честных Древ Креста Господня. Каждый год 1 августа, в день Явления Искренних Рук Животворящего Креста Господня, крестный ход от церкви направлялся к Москве-реке для освящения воды. Церковь была закрыта вскоре после Октябрьской революции 1917 года. Он был взорван вместе с большинством зданий бывшего монастыря в январе 1930 года.
Утраченная церковь Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Симоновом монастыре в Москве. Альбом «Виды православных церквей и зданий Московского ставропигиального, первоклассного Симонова монастыря, 28 марта 1893 года».
Придел Преображенского собора Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде был освящен в честь происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Деревянный собор во имя Всемилостивого Спаса и в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был построен монахом Димитрием Прилуцким на месте, выбранном им для основания монастыря. Когда деревянный собор сгорел, было решено, с благословения митрополита Московского Данила, построить каменный. Для того чтобы строительство велось как можно быстрее, Иван Грозный даже приказал освободить монастырь от всех обязанностей. Собор был построен между 1537 и 1542 гг. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и новопостроенный собор. Это была первая каменная церковь в Вологде. 17 сентября 1811 года внутри собора вспыхнул пожар из-за забытой свечи. Вся внутренняя отделка была сожжена. Некоторые главы были сожжены. Между 1813 и 1817 годами проводились работы по восстановлению собора. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря в состав РПЦ началось в 1990 году.
Спасо-Преображенский собор в Спасо-Прилуцком монастыре
Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня
Праздник Сошествия со Святого Креста называют «медовым праздником», а иногда «мокрым праздником». Эти названия произошли от того, что на первый Спас, или медовый праздник, пчеловоды обмазывали свои ульи медом во второй раз и, выбрав лучшую липовую дольку, несли ее в церковь, «в память о родителе». В тот же день был сварен «медный» квас, которым угощали всех желающих. Первый Спас назван «Мокрым», потому что, по церковному преданию, в этот день совершался крестный ход к рекам и источникам для освящения воды. А поскольку после процессии крестьяне не только купались, но и купали в реках и весь скот, который, как говорили, после этого становился здоровее, неудивительно, что праздник назывался «Мокрым». Первому Спасителю поклонялись особенно в южной части Большого Китая, где хлеб и фрукты созревали раньше и где значение Второго Спасителя приписывалось этому празднику, так как освящение хлеба и овощей на юге очень часто происходило перед Преображением, или 14 августа.
14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников, Маккавеев, которые были замучены в 166 году до нашей эры. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маками, которые созревают в это время. В этот день с маком и медом пекли пироги, рулеты, булочки и пряники. Трапеза часто начиналась с блинов с маком. К блинам прилагалось маковое молоко — смесь маковых зерен и меда, в которую макали блины. Маковое молочко готовили в специальном сосуде, который в России называется макальник, в Украине — макитра, в Беларуси — макатер. Семена мака упоминаются во многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках: «Мак с медом — усы», «Мак черный, а бояре его едят», «Яков рад, что пирог маковый», «Помни мак и не сердись», «Есть город на жезле, в нем семьсот военачальников». В день Маккавеев молодежь исполнила песню «О, на горе маков», с игривыми танцами по кругу, девушки осыпали мальчика маками, щипали и щекотали его, пели: «Маки, маки, маки, маки, золотые головки!».
Спасов день на севере. I. М. Прянишников, 1887.
В некоторых сербских селах на Медовый Спас приносили в жертву воду и молодой базилик. С того дня люди перестали купаться в водоемах. Считалось, что тот, кто работал в этот день, мог заразиться неизлечимой болезнью. В Македонии погода во время праздника Маккавеев (6 или 12 дней) использовалась для предсказания погоды на следующие 6 месяцев или на весь следующий год (погода первого августа предсказывала погоду на следующий январь и т.д.) Болгары наблюдали за солнцем, ветром и дождем с 1 по 12 августа и предсказывали погоду на следующие 12 месяцев, которые начинались 1 сентября. В северо-западной Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом нового урожая и вином, отсюда и название дня — «Зетовден».