Иосиф Волоцкий — глубоко почитаемый святой аскет, богослов и просветитель. Монах жил в 15 веке и был глубоко образованным человеком. Православные христиане почитают память Иосифа Волоцкого 22 сентября и 31 октября.
Детские и юношеские годы
Житие святого было описано в 1546 году его епископом Саввой Чёрным из Крутицка. Мирское имя святого было Ян Санин. Он родился в ноябре 1439 или 1440 года в селе Язвище-Покровское (недалеко от Волокамска). Имя будущего святого также было Иоанн, его мать — Марина. Затем его родители приняли монашество, став Иоанникием и Марией.
Когда Иоанну было 7 лет, ему доверили учить. Мальчик поражал всех своим острым умом и редкой памятью. В детстве он смог выучить наизусть Книгу Псалмов и Священное Писание.
Повзрослев, Иоанн проявил искренний интерес к аскетизму и монашеской жизни. В возрасте 20 лет он прибыл в Саввин монастырь в Твери, где стал послушником старца Варсонофия. Через некоторое время юноша, получив благословение своего духовного наставника, отправился в Боровск. Здесь находился монастырь монаха Пафнутия Боровского, который славился своим глубоким аскетизмом. Прибыв в монастырь, молодой христианин принял монашество и получил имя Иосиф.
Деяния святого подвижника
Вскоре после того, как Джон покинул дом, его отец серьезно заболел. Старец был взят Пафнутием в свой монастырь. Старец постриг его в монашество и окрестил Иоанникием.
В течение 15 лет Джозеф ухаживал за своим парализованным родителем до самой его смерти. Мать и братья монаха также решили оставить мирскую жизнь и приняли монашеские обеты.
Послушничество Иосифа длилось почти два десятилетия. Помимо склонности к наукам, он обладал хорошим даром пения. С его помощью монах исполнял обязанности лектора и певчего в храме. Зная наизусть церковный устав, он также следил за регулярностью богослужений.
Игуменство и создание новой обители
Пафнутий Боровский умер в 1478 году, а перед смертью передал управление монастырем своему ученику. Став игуменом, монах решил навязать монастырю строгое коенобитское правление, но его предложения по реорганизации церкви и храма не понравились многим монахам.
Встретив непонимание со стороны большинства монахов, Иосиф и несколько единомышленников решили основать новый монастырь. Для реализации своей цели они выбрали лесистое болото недалеко от города Волоколамска. Здесь в 1479 году они начали строительство монастыря, средства на возведение которого были пожертвованы праведным князем Борисом Волоцким. Впоследствии он стал называться Иосифо-Волоколамским Успенским монастырем.
Новый монастырь привлек большое количество монахов. Первоначально монахи состояли из бывших послушников Пафнуччи и простолюдинов. К началу 16 века здесь уже проживало много бывших княжеских приближенных.
Особенности монастырского быта
Управление Успенским монастырем было поручено Иосифу. Преподобный создал свой устав, который предписывал монахам
- полное отсутствие джентрификации;
- отказ от своей воли;
- постоянная молитва;
- добросовестный труд;
- коммунальной одежды, обуви и продуктов питания.
Одежда монахов была тонкой, а пища очень простой. Двери келий не имели замков, и каждому монаху приходилось совершать множество поворотов в течение дня. В перерывах между службами монахи занимались ручным трудом, переписывая священные книги. Вечерняя исповедь была обязательной.
Женщинам и детям не разрешалось входить в монастырь и разговаривать с его обитателями. Строго соблюдая это правило, Иосиф Волохский отказывался видеться со своей матерью-матерью.
Игумен неукоснительно соблюдал порядки монастыря и подавал личный пример своим братьям. Он неустанно молился и трудился, воздерживался от пищи и одевался в бедную одежду. Его постоянно посещали для духовных бесед как светские, так и знатные люди.
Биография святого содержит информацию о чудесах, которые он совершил. В 1503 году в монастырь привезли умирающего местного князя. Игумен не успел его увидеть, и в результате человек умер без исповеди и причастия. Вернувшись в монастырь, убитый горем Иосиф заперся в келье с покойным и одним из его учеников. После их усердных молитв мертвое тело ожило, принц исповедался и причастился, после чего его душа отошла к Богу.
Спор Иосифа Волоцкого и Нила Сорского
Во второй половине XV века произошло знаменитое противостояние, оказавшее большое влияние на всю культуру Руси. Он был назван «спором между иосифлянами и несторианами». Лидером первого был святой Иосиф Волоцкий, лидером второго — святой Нилус Сорский.
Среди пресвитеров возник спор о том, может ли Церковь быть богатой или ее члены должны довольствоваться только самым необходимым. Нилус Сорский утверждал, что самое важное в христианстве — это спасение людьми собственных душ. Он предложил передать церковные земли государству, так как собственность является препятствием на пути к этой благой цели.
Иосиф Волокский и его последователи не поддерживали такие идеи. Они отстаивали право монастырей на владение земельными участками и утверждали, что идеалами христианства являются всеобщее спасение и стремление к общине. Под руководством монаха Иосифа церкви богатели, становясь экономическими центрами. Монахи вели скромную жизнь и раздавали все нажитое бедным и нуждающимся.
Путь развития, который отстаивали святой Иосиф Валахийский и его последователи, был связан с идеей сильного государства. Именно по этой причине иосифляне вышли победителями из этого спора. Старейшинам также удалось убедить Ивана 3, великого князя Московского, не проводить секуляризацию церковных земель.
Завершение земного пути
К концу жизни монах Иосиф страдал от постоянных головных болей и ослабленного зрения. В это время руководство монастырем было передано подвижнику Данило, будущему митрополиту Московскому.
Предвидя свою скорую смерть, Иосиф молился много дней и ночей. Он также получил Великую схиму и постоянно принимал Святое Причастие. Не в силах стоять или сидеть, он стал посещать службы лежа. Для этого ему отводилось уединенное место, чтобы его не было видно. 9 сентября 1515 года святой предал свою душу Господу во время юбилея. Перед тем как покинуть эту землю, он трижды перекрестился во имя Святой Троицы.
Мощи святого находятся в соборном святилище основанного им монастыря. После смерти подвижника у гробницы с его мощами стали регулярно происходить чудеса. В 1579 году началось его почитание местным населением. В июне 1591 года Русская православная церковь причисляет Иосифа Волоцкого к лику святых.
Литературное наследие
Главным богословским трудом Монаха является «Просветитель», содержание которого направлено против «иудейской ереси». Работа содержит несколько разделов
- Историческое введение под названием «История новгородской ереси»;
- 16 глав обличительно-полемического содержания, названных автором «словами на ересь новгородских еретиков».
Книга состоит из посланий и рассказов, написанных между 1493 и 1511 г. Ее первоначальный вариант был коротким. Полный текст «Просветителя» был опубликован Казанской духовной академией в 1857 году.
В беседе об осуждении еретиков Иосиф Волоцкий учит, как бороться с отступниками. Он призывает преследовать и казнить их, потому что они неугодны Господу, «обманывая» православных христиан греховными учениями.
Под «ересью жидовствующих» писатель подразумевал движение, возникшее во второй половине XV века в Новгороде. В течение следующих 10 лет это движение набирало силу и проникло в Москву, где ему поддались многие влиятельные люди. Это еретическое движение отрицало Троицу. Она называла Христа не Сыном Божьим, а просто человеком. Он также призывал принять еврейскую веру как истинную и отвергнуть христианскую веру как самосозданную.
Иосиф считал появление еретических течений крайне опасным для духовного развития России. Под словом «иудаисты» он не имел в виду еврейский народ. Старейшины использовали этот термин для обозначения тех, кто отошел от христианской веры.
Монах также был автором нескольких произведений, написанных в эпистолярном жанре:
- «Эпистолы к Василию III о еретиках»;
- «Послания Иосифа Волохского митрополиту Симону»;
- «Послания Иосифа Волоцкого своему брату Васе»;
- «Письма Иосифа к епископу Нифонту Суфдальскому и Торусскому о еретиках» и др.
Литературный стиль произведений, принадлежащих клерикальному писателю, характеризуется гибкостью и разнообразием. В своем «Просветителе» Иосиф Волоцкий часто использует цитаты из Писания, сложные метафоры и развернутые сравнения. В своих письмах аскет старается придерживаться делового стиля.
Храмы святого и молитвы к нему
В России довольно много церквей и соборов, возведенных в честь великого подвижника. К таким местам относятся:
- в Москве, в районах Хамовец и Обруче;
- в городах Зубцов и Осташков Тверской области;
- в городах Развилка и Теряево, Московская область.
Православные христиане молятся святому об обращении неверующих и укреплении их веры, о защите от видимых и невидимых врагов, а также об успешной работе. Святой помогает при различных заболеваниях и облегчает многие трудности. Здесь вы найдете акафист и молитвы Иосифу Волоцкому.
Посвященный считается небесным покровителем «православного предпринимательства и экономики». Поэтому читаются молитвы об успешной торговле и процветании бизнеса.