Преподобный Паисий Величковский

Школа преподобного Сергия Радонежского широко известна по всей России. Его ученики преподобные Савва, Андроник, Никита и многие другие разошлись по нашей необъятной Родине, создавая все новые и новые монастыри по образцу обители преподобного Сергия.

Преподобный Паисий Величковский

Однако помимо знаменитой Троицкой лавры, Звенигородского, Киржачского, Боровского и других монастырей, относящихся к школе преподобного Сергия, существует ряд других, не менее значимых духовных центров. Кто из нас не слышал об Оптиной Пустыни, известной в XIX и начале XX века своими звездочетами? Многие также знакомы с Глинским Эрмитажем, Санаксарским Эрмитажем, известным своими звездолетами. К чьей школе принадлежат эти монастыри?

Преподобный Паисий является возобновителем школы пресвитерства в России, которая выросла и принесла благодатные плоды. По словам историка Г. П. Федотов, «Паисий Величковский становится отцом русского старчества». Оптинский Эрмитаж и непосредственно связанный с ним Эрмитаж Успения Святого в Сарове становятся двумя центрами духовной жизни: двумя огнями, которыми согревается замерзшая Россия».

С детства это великое светило отличалось мягкостью, кротостью и необыкновенной добротой по отношению ко всем. Он родился в Украине в многодетной семье священника и был одиннадцатым ребенком. Мальчик начал читать Писание и святых отцов в раннем возрасте. Древние подвижники, о которых Паисий узнал из литературы, стали его героями. Поступив в Киевскую академию в возрасте 13 лет, Паисий с радостью приступил к учебе. Но в Академии не было ничего о святых подвижниках и отцах Православной Церкви, о которых жаждал услышать молодой подвижник, а преподавалась только «языческая мудрость», как позже сам Паисий описывал науку, преподаваемую в Академии.  Поэтому вскоре после окончания школы будущий старец искал возможность исполнить свою давнюю мечту — начать настоящую монашескую жизнь под руководством духовного старца…..

В то время духовная жизнь империи после правления Петра I переживала глубокий кризис: царь слишком жестко боролся с монашеством. Количество монастырей в стране резко сократилось. Многие были переведены в бараки и дома престарелых. Монашеская жизнь, лишенная своих старцев, полностью угасла даже в прекрасных монастырях.

Однако молодой аскет не позволил себе унывать. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете». — Эти евангельские слова можно отнести к преподобному Паисию Великовскому, который всю свою долгую жизнь, переезжая из города в город, из монастыря в монастырь, находился в духовном поиске, умоляя Бога указать ему путь спасения.

Свой монашеский путь он начал в малороссийских монастырях, где принял монашеский постриг. Тогда, стремясь к духовному совершенству, молодой монах отправился в Молдавию, а вскоре после этого добрался до самой Святой Горы, где надеялся найти духовного наставника. Однако радость от встречи с древними святынями Афона сменилась горьким разочарованием.  Нищета обрушилась на афонские монастыри, так как они были разорены турецкими властями, и монахи стали покидать свои обители. Многое из богатой монашеской традиции было утрачено.

Не найдя духовного руководства даже на горе Афон, Паисий жил в убогой келье, питаясь хлебом и водой. Случайно в монастырских библиотеках Болгарии и Сербии старец Паисий нашел рукописи святоотеческих писаний. «Впитывая опыт древних подвижников, Паисий постепенно превратился в мудрого наставника.

Через несколько лет к нему стали приходить ученики, и на Афоне был основан Ильинский скит. После неоднократных преследований со стороны инославных отец Паисий решил вернуться с братьями в Молдавию. На новом месте старец написал устав, в котором спокойно соседствовали жизнь трудолюбивая и жизнь созерцательная. Таким образом, Паисий поставил последнюю точку в утомительном споре между «приобретателями», считавшими, что главное для монаха — трудолюбивая жизнь, и «нестяжателями», для которых главным было созерцание, а именно молитва. Этот спор привел к поражению старейшин в 16 веке. Основное внимание отец Паисий уделял внутренней организации души каждого монаха. Он постоянно делился своим опытом молитвы с учениками.

Вот некоторые из высказываний о. Паисий: «Разумная молитва — для успешных; для умеренных — песнопения, то есть общие песни Церкви; для начинающих — послушание и труд. «Не осуждай ближнего твоего, даже если видишь своими глазами, как он грешит, не имей ненависти ни к кому и прощай обиды от всего сердца». «Во время работы на устах должно быть молчание, а в сердце — тайная молитва. Охраняйте свой язык, чтобы он не произносил пустых слов. Кто бережет свой язык, тот бережет свою душу от печали. От языка исходит жизнь и смерть.

Очень поучительная история, когда он был молодым послушником. Однажды он проспал и опоздал на математику. Он так раскаивался, что сквозь слезы едва мог повторять: «Как я пойду к святым отцам и с каким лицом предстану перед ними после такого великого греха!».

Последние 15 лет Старец Паисий был настоятелем самого большого монастыря в Нямецком, Молдова, который насчитывал 700 монахов. Монастырь процветал благодаря ремеслам, копированию и переводу книг и, несомненно, мудрым молитвам. Но монах не только управлял таким монастырем, он пытался довести его до идеала духовной жизни, что было очень трудно.

Именно на Афоне монах начал работу по переводу трудов святых отцов с греческого на славянский язык. Со временем он организовал настоящую школу перевода, плодом которой стали единственные в то время в России переводы многих святых отцов, читаемые повсеместно. Это сборник «Добротолюбие», который стал учебником не только для русского монашества, но и для мирян. Произведения Исаака Сирина, Феодора Студита, Варсонофия, Григория Паламы, Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и многих других.

Монах умер в 1794 году — а к началу 19-го его труды уже приносили сторицей плоды. Перед смертью святой не назвал своего преемника, видя своими духовными очами, что их будет много и все они будут столпами веры и монашества, указывая путь всем, кто хочет жить по заповедям Христа.

Для духовного возрождения России в XVIII-XIX веках преподобный Паисий сделал не меньше, чем Сергий Радонежский для Московского царства или Антоний Печерский для Киевской Руси. Преподобный Паисий Величковский был не реформатором Православной Церкви, а обновленцем монашеской традиции. Главным делом его жизни было возрождение ветхозаветной школы в православной церкви. «Жизнь и подвиги старца Паисия повлияли на духовную историю сотен русских монастырей. Знаменитые скиты — Софрониевская, Глинская и особенно Оптина, определившие духовное возрождение русского народа в 19 веке, были наследниками духовного наследия старца Паисия. Оптинские старцы Моисей, Леонид, Макарий и Амвросий были учениками того дела, которому так много послужил знаменитый старец Паисий».

Монах Паисий канонизирован за свою святую подвижническую жизнь, как последователь, исполнитель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель спасительных монашеских подвигов старцев и как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церкви по пути духовного совершенствования.

В нашем монастыре строится часовня, названная в честь преподобных Паисия Величковского и Максима Грека.

Днем памяти монаха Паисия считается день его смерти — 28 ноября.

Здесь хранятся мощи монаха Паисия:

— В Ново-Намецком монастыре (Молдова).

В нем хранится часть мощей святого Паисия:

— В церкви Успения в Николо-Сольбинском монастыре.

Молитва монаху Паисию Величковскому.

О великий наставник, ревностный и мудрый учитель всех ищущих спасения и духовного достижения, преподобный отец Паисий! Услышь нас, грешников, которые с верой и любовью взывают к Тебе и взывают в нашем прошении. С юности, из любви к Богу, ты покинул свою родину и искал тишины в других землях; на святой горе Афон и в монашеских обителях Молдавии ты приобрел небесное богатство. Великим воздержанием, в труде, лишениях и величайших лишениях, ты достиг покаяния сердца, воздержания, истинной стойкости и молитвы сердца; поэтому ты — обновитель древнего монашества и столп Православия; поэтому десница Божия, учитель и воспитатель и отец детей, вознесла тебя и по благодати собрала твой святой вереск, который распространит свои ветви во все концы земли Русской.

умоляем Всемогущего Бога сохранить Святую Русскую Церковь и все Святые Православные Церкви в единстве единой веры, мира и братской любви; кроме того, освободить ее от разрушительных расколов, от внутренних распрей и утвердить в непоколебимом постоянстве, ради спасения всех, кто истинно исповедует Его святое имя. Даруй, Боже святый, отечеству нашему и народу нашему мир и благоденствие, изобилие плодов земли и благоустройство городов и сел наших, а домам религиозным — жизнь, угодную Богу, чтобы в них прославлялось святое имя Господа и Бога и чтобы любящие Его обрели в них вечное спасение.
Помоги нам, блуждающим в этом суетном и грешном мире, преподобный отче, и умоли Господа даровать нам прощение всех преступлений, а по исходе души нашей спасти нас от ада и вечных мук; Дабы молитвами Твоими мы обрели вечное спасение, Созерцая неизреченную славу Христа, Бога нашего, воздадим благодарение Тебе, Заступнику и Покровителю всех любящих и поклоняющихся имени Твоему, и прославим Единородную Троицу, Отца, Сына и Святого Духа, единосущную и нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector