Житие преподобного Антония Печерского
Святой Антоний (в миру Антипы [1]) родился в 983 году в Любече. Антипа принял монашеский постриг под именем Антоний в одном из монастырей Афона и через некоторое время вернулся в родные края. Не ранее 1051 года он поселился близ Берестова, под Киевом, в пещере, оставленной уехавшим в митрополию епископом Иларионом. Вскоре монашеский подвиг Антония получил известность, и уже после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 году вокруг Антония начала формироваться община монахов, среди которых были голоса ближайшего окружения киевского князя. Изяслав Ярославич: Варлаам и Ефрем. Сам Антоний не постригся в монахи, а благословил на это святого монаха Никона, имевшего сан священника.Видя умножение братии и борьбу за монашеское уединение, Антонио поставил игуменом возникшего монастыря инока Варлаама.
События 1068 г. (разгром русских князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и княжение в ней полоцкого князя Всеслава Брячиславича) привели к новому противостоянию между Антонием и Изяславом, вернувшимся в мае 1069, причины которого не совсем ясны. В 1069 году Антоний был вынужден укрыться в Чернигове со Святославом Ярославичем, где стал основателем Болдинского пещерного монастыря, вернувшись, по-видимому, в Киев только после марта 1073 года, когда там княжил Святослав. Здесь он и скончался в 1073 году. Незадолго до этого он участвовал в закладке камня Успенского собора монастыря, место которого было чудесно указано по молитвам святителя. Антония похоронили в его пещере.
Читайте также: Святитель Лука.
Почитание преподобного Антония Печерского
Подобно Прологам Спасо-Прилуцкого и Успения под 7 мая, под 7 мая помещается переработка «Рассказов, почему прозван Печерский монастырь», именуемая «Повесть об Антонио» или «Успение Антонио». Однако дата этих списков не определяет время создания памятника, так как предыдущие списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились. В середине — третий триместр. В XV веке, возможно, одновременно с написанием службы Антонио, был создан новый вариант «Слова о святом», названный в названии «Житие», также основанный на «Сказании о пещерном монастыре». Текст помещен под 10 июля и снабжен стихом: «Антонио, возлюбив темную пещеру, плюя на благо земли, ярко светил. Кто течет к Антонио, принимает прощение грехов. Антонио перейдет от земного к Богу под названием «Балада де Антонио» или «Ла Дормисион де Антонио». Однако дата этих списков не определяет время создания памятника, так как предыдущие списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились. В середине — третья четверть. В XV веке, возможно, одновременно с написанием службы Антонио, был создан новый вариант «Слова о святом», названный в названии «Житие», также основанный на «Сказании о пещерном монастыре». Текст помещен под 10 июля и снабжен стихом: «Антонио, возлюбив темную пещеру, плюя на благо земли, просиял ярко. Течет к Антонио, также по мотивам «Сказки о пещерном монастыре». Текст помещен под 10 июля и снабжен стихом: «Антонио, возлюбив темную пещеру, плюя на благо земли, сияет лучезарно. Кто течет к Антонио, принимает прощение грехов. Антонио перейдет от земного к Богу».
В 1459-1461 годах по благословению святого Ионы в Новгороде Пакомио Логофет написал службу Антонио де лас Куэвасу. Бдение содержит два канона преподобному. В службе подробно рассказывается о жизни святого. На старопечатном русском языке. Типикон 1610 г. В 1643 г в Киеве был составлен канон для преподобных отцов Печерских, автором которого считается Мелетий Сириг.
Читайте также: Мария Магдалина.
Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому
Тропарь, глас 4:
От мирского бунта ушел ты и прибыл в тихую гавань святой горы Афон. Отвергнув мир, ты последовал за Христом евангельски, и прожил равно ангельскую жизнь, и оттуда пришло благословение Отца на гору сию, трудолюбив в пещерах житие. И ко многим монашествующим, показывая им путь, который ведет в Царство Небесное, и к этим Христос привел тебя. Преподобный умоляет тебя, спаси нашу душу.
Кондак, глас 8:
Предавший себя Богу от юности, преподобный. Возлюбив его больше всех и всем сердцем с любовью следуя за ним. Я ни к чему не приписал мир скоропортящихся продуктов. Сделав в земле пещеру, в ней он лукавством совершил доброе дело против невидимого врага. И как лучистое солнце до концов земли, от радости своей прошел в чертоги небесные. И ныне из ангелов стоит Владыка престола, помяни нас, чтящих память твою. Давай позвоним тебе, подбодри Антонио, нашего отца.
Другой кондак, голос тот же:
Жила ты в мире ангелом отца, пещеру себе на земле устроив, в ней хорошо поработала против невидимого врага хитростью. И оттуда, радуясь, прошел ты в горницу небесную. Вспомни нас, чтящих твою память, позволь нам звать тебя, радоваться Антонию, отцу нашему.
Киево-Печерский монастырь
После запустения набегами и другими бедствиями в 14 веке монастырь был восстановлен. После Брестской унии 1596 г были предприняты попытки подчинить монастырь, находящийся в непосредственном подчинении Вселенского Патриарха, Киевской митрополичьей униате; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов завладеть монастырем в 1598 году также не удалась. Монастырю также удалось силой отстоять свои обширные владения от униатов. Затем, в конце 16 века, монастырь получил статус ставропигиального патриарха Константинополя. На фоне распространения униатства Лавра стала оплотом православия на юго-западе Руси. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском, постановлением Совета Министров УССР территория Дальних пещер была передана вновь созданной Печерской монашеской общине. В настоящее время Киево-Печерская Лавра является действующим монастырем.
Преподобный Антоний Печерский. Иконы
Известны различные типы изображений преподобного Антония Печерского: единственный, наряду с преподобным Феодосием Печерским, среди избранных святых, на иконах Киево-Печерского собора святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что еще в XII веке здесь находились иконы преподобного Антония и Феодосия Печерского. Древнейший образ Антония, пришествия Пресвятой Богородицы, сохранился в Печерской иконе Божией Матери, ок. 1288: Преподобный Антонио представлен справа, в монашеской ризе с золотыми фибулами, поручнями, заостренным интриганским запястьем с крестами, левая рука его в молитве, на правой развернутый свиток с текстом: «Прошу Ты, Боже, прилепись […] к умеренности и не ленись и […] но на сего Б[…]гого помощника», слева преподобный Феодосий.Эта иконография распространилась с 16 века.
К единственным изображениям св свитка с текстом, сходным с надписью на Печерская икона.
Первоначальная Софийская иконопись второй четверти XVII в предписывает изображать Антония «в наброске, близ головы малой, седой кудерцы, брата Иоанна Богослова, санкирской рясы с белыми».
Храмы во имя преподобного Антония Печерского
В Успенском соборе Киево-Печерского монастыря один из четырех престолов, устроенных на клиросах храма, был посвящен преподобному Антонию. С 17 века есть упоминания о церкви имени Антонио в Куэвас-Серканас. Между 1473 и 1510 годами в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антонио и Теодосио де лас Куэвас. 1522 — 1523 на его месте, при расширении пещерной соборной церкви Асунсьона, была построена одноименная часовня. Часовня имени Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря и датируется 1648 годом.