В Православной Церкви есть ряд святых, прославившихся как целители. Это рабы Божии, получившие силу Христа оживлять и исцелять, прогонять болезни и исцелять всякие недуги. Они приняли свой дар как апостольское служение. Агапит Печерский был одним из них. Имя святого происходит от слова «агапе», что означает любовь, причем в высшем смысле жертвенная.
Житие преподобного Агапита
Преподобный Агапит, вольный врач Печерский, прибыл в монастырь одним из первых. Родом он был из Киева, родился и умер в 11 веке. Ничего не известно о жизни до прихода в монастырь. Он принял постриг еще при монахе Антонио де лас Куэвасе. В народе преподобного Агапита называли лекарем. Святитель сострадательно заботился о больных, с любовью молился о них, и Господь по его молитве исцелял людей. И когда монах увидел это, он понял, что люди могут прославить его.
Чтобы избавиться от человеческого тщеславия, то есть от тщеславия, он стал скрывать свой дар врачевания просто тем, что угощал больных своей пищей. Люди ели обычное вареное зелье, а когда вылечивались, то думали, что вылечились от снадобья, которое специально приготовил монах. Поэтому Агапита Печерского называли врачом.
В то время в Киеве жил врач, армянин, который занимался врачебной практикой. Но если он не мог помочь человеку, однозначно звонил в день его смерти, не допуская ошибок: обладал редким даром определения пульса. Когда Владимир Мономах заболел, он не смог его вылечить, но предсказал, что ему осталось жить три дня. Тогда больной пошел к Агапиту, и святой молил Бога, чтобы он продолжал жить для великого князя.
Армянин, восприняв случившееся как личную обиду на себя, решил отравить Агапита. Он подослал к святому людей, которые напоили его ядом. Он взял чашу смерти из ее рук. Убийцы ждали, но монах еще не умер. Исполнились слова Господа: «Всякий верующий в Меня, даже если и выпьет из смертного, не причинит ему вреда».
В одиночестве на старости лет Агапит заболел, монахи решили помочь и вызвали врача. По промыслу Божию, врач оказался все тем же армянином. Он вошел в камеру, посмотрел и сказал Агапиту с Печерска: «У тебя лицо перекошено, ты уже не жилец». Я взял его за руку и сказал, что он проживет всего три дня. Агапит ответил: «Да, я знаю день своей смерти, я проживу еще три месяца». Он засмеялся и сказал: «Если ты проживешь больше трех дней, я постригусь здесь, в Лавре, как монах».
Прошло три месяца, Агапит умер, и армянин пошел к игумену просить монастыря. Он говорит: «Я не собирался сдерживать своего поспешного обещания, но мне явился Агапит и предупредил, что если я нарушу клятву, то умру». И здесь он принимает православие, принимает постриг монашества, подвижничества, угодного Богу, и, наконец, заканчивает дни своей земной жизни в Лавре. Тогда Агапит явился своему врагу, чтобы спасти его. Господь не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и жил.
Личность святого
Агапит был ласков, но в то же время строг и не смотрел на лица. Он одинаково лечил бедных и богатых, не покидая стен монастыря. Я никогда не покидал стен Лавры с тех пор, как принял монашеский постриг. Даже когда князь Владимир Мономах заболел и просил его приехать к нему в дом, святитель отказался нарушить монастырские правила. Агапит сказал, что монаху бесполезно ходить среди людей и заниматься лечением.
Я брал из еды овощи, укроп или петрушку, которые ели все монахи. И послал часть этой благодатной пищи великому князю для исцеления. Так и случилось. Благодарный князь сам отправился в монастырь благодарить преподобного, но преподобный, по свойственному ему смирению, скрылся, чтобы избежать почестей.
Агапит не брал взяток, чтобы вылечиться. Он не был наемником, подобно Господу, сказавшему апостолам: «даром получили, даром дайте», то есть делайте добро людям, но не берите за это денег. Между прочим, назначение цены за исцеление, за ожидаемое чудо, которое часто обещают разные целители, есть начало антихристианства, признак лжеапостольства.
Истинный раб Божий, получивший дар свыше, не ставит цены за свои услуги и добрые дела. Люди могут благодарить его по его усердию, и хочет он принять его или нет. Это его воля, но назначение цены за то или иное святое дело есть лжехристианское дело, лишенное смирения.
Интересный! В советское время изучались мощи святого Агапита. На его пальцах до наших дней сохранилась пыльца лекарственных растений, которые он собирал на киевских холмах у Днепра. На иконах святой изображается с пучком трав, с отваром и, конечно же, с молитвой, он исцелял людей.
Чудеса и помощь святого
По сей день люди идут к святому, молятся и получают помощь. А в день памяти преподобного бесконечный поток людей приходит поблагодарить за исцеление неизлечимых болезней.
Столько исцелений по молитвам Агапита Печерского. Учета таких случаев нет, их никто не записывает. Но бывает, что даже при обычной встрече с человеком в Киево-Печерской Лавре можно обнаружить еще одно чудо.
Однажды старик рассказал монахам о случившемся. Ему угрожали ампутацией руки, с которой он очень не хотел расставаться. Мужчина добрался до Лавры и умолял монаха спасти его. Когда через несколько дней его осмотрел врач, он с удивлением обнаружил, что его рука зажила. Он стал расспрашивать бывшего пациента, как ему это удалось. Когда старец рассказал, что чудо исцеления произошло по молитвам преподобного Агапита, врач поверил и пошел в пещеру, чтобы поклониться самому святому.
К святому Агапиту можно обращаться не только с просьбами об исцелении. Помощь с другими повседневными потребностями. Но большую часть времени он все же исполняет просьбы об исцелении недугов.
Как просить помощи у святого? При обращении за святыней или иконой следует сказать: «Моли Бога о нас, преподобный отец Агапит Печерский», или сделать это своими словами, идущими из глубины души.
Важно! Святой Агапит почитается наравне с другими целителями, такими же известными, как, например, святой Агапит. Пантелеимон.
Святой целитель Киево-Печерской Лавры известен во всем мире, в том числе и на Аляске. В наши дни чудеса не прекращаются по молитвам святого, их трудно сосчитать, мы не знаем многих. В пещеры Киево-Печерской Лавры к святителю стекаются миллионы людей к Агапиту и другим преподобным.
В свое время здесь также несколько раз бывал Билл Клинтон, который подолгу молился у мощей святого Агапита и других. Он рассказал, что в первое посещение исцелился и с тех пор старается снова и снова посещать Лавру. Здесь бывали и другие известные личности: В. Путин, Д. Медведев, главы многих европейских государств.
Дни памяти
14 июня, в день представления преподобного Агапита Печерского, церковь чтит память святого. Вечером, накануне праздника, в Лавре проходит крестный ход с участием духовенства и верующих. По сложившейся традиции мощи святого переносят из Ближних пещер в Трапезную церковь, где совершается Всенощное бдение. На следующий день на празднике совершается Божественная литургия с пением акафиста при большом стечении народа.
Многие в этот день могут приложиться к мощам святого. Те, кто хоть раз в жизни это делал, помнят ту теплоту, которая исходила от тела святого, как от живого человека.
Дни памяти Сан-Агапит-де-лас-Куэвас:
- 14 июня;
- март, 2-я неделя Великого поста — Киево-Печерский Свято-Киевский собор;
- 11 октября — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах.
Лжеучение Анастасии Новых
В последнее время через книги А. Новых распространяется еретическое отношение к памяти и мощам святого Агапита. Появилось лжеучение о так называемой «святой неделе Агапит-де-лас-Кавернас». 25 февраля к пещерам у мощей святителя стекается множество людей, далеких от истинного православия и его благочестивых традиций. Предвидя сошествие Святого Духа, они встают, шепча молитвы и наполняя проходы к мощам.
Они приносят с собой емкости с водой, чтобы зарядить ее целительной энергией, тем самым создавая беспорядок и хаос в священном месте, мешая посетителям пещеры приложиться к мощам и спокойно помолиться. Жаль, что имя святого используется нечестивыми людьми для достижения каких-то своих личных целей.
Автор и идеолог еретического учения Анастасия Новых. Это очень загадочная личность, которую никто никогда не видел. До нас доходят только ее книги и картины, но не найти ни одной фотографии автора. Р. Новых не дает интервью, не делает презентаций и не участвует ни в каких мероприятиях.
Его книги написаны о свете, доброте, любви и истинном знании. Но Церковь предупреждает, что приверженность еретических учений влечет за собой вечную смерть души. Верующих особенно соблазняет упоминание в книгах А новых имен православных святых. Большое внимание автор уделяет монаху Агапиту де лас Кавернасу, искажая и изменяя его личность и поступки, что породило еретический псевдокульт святого.
В своих книгах автор разоблачает абсолютно лживую историю возникновения Киево-Печерской Лавры, искажает смысл исторических событий, установленных в Киево-Печерском Патерике и Повести временных лет. Он выдумывает жития совсем других святых, далеких от истинных, наполняет их ложными фактами, порочащими известные имена.
Важно! Церковь призывает остерегаться подобных лжеучений, даже если в них используются православные символы, изображения святых и прочее.
Агапит Печерский был травником, врачом. Он ел траву и давал ее больным. Но не это помогало лечить людей, а сила молитв. Обилие благодати, излившееся через подвижника, творило чудеса и спасало от тяжких болезней.
Преподобный Агапит получил такой подарок от Бога за свой великий труд в посте, молитве и воздержании. Господь всегда щедро вознаграждает своих воинов.