Слава Богородицы — торжественный праздник, отмечаемый в субботу пятой недели Великого поста. Праздник был установлен в 7-9 веках в связи с неоднократным избавлением Богородицей города Константинополя от нападения вооруженных захватчиков (626, 668-685, 716-741).
История праздника Похвалы Пресвятой Богородицы
В конце июля 626 года, во время правления императора Ираклия I (610-641), персидские и скифские войска начали интенсивный штурм городских стен Царьграда, используя тяжелые орудия. Затем, по благословению византийского патриарха Сергия I (610-638), народ собрался на ночную молитву в церкви Пресвятой Богородицы во Влахерне, где хранилась Ее святая икона, написанная по преданию святым евангелистом Лукой. Затем, выйдя из церкви с чудотворной иконой Влахерны, все крестным ходом направились к городским стенам, прося помощи и заступничества Пречистой Девы. И тогда поднялась на море великая буря, которая разбила и потопила корабли врагов. Это событие подробно описано в Синаксаре на пятую субботу Великого поста:
«Патриарх со всем множеством народа, неся божественные иконы Божией Матери, обошел стены города сверху и собрал оттуда свою крепость. Ибо как Сарвар с востока, так и каган с запада приходят, и огнем сжигают ближайшие к царю города….. Скифский каган из земных стран, к стенам города Константина приближается, с непокорными войсками облеченный, с оружием крепким утвержденный. И велика была толпа, как один грек с десятью скифами, чтобы сражаться. Но Непобедимая Защитница с маленькими солдатами, которые были в ее храме и назывались голубями, уничтожила многих из них. Поэтому греки, получив дерзновение от правителя непобедимой Божьей Матери, потерпели решительное поражение. И когда граждане были унижены, они отказались принять это.
Каган ответил им: не обманывайтесь Богом, в которого вы верите. Утром я приведу твой город и приму его.
Жители, услышав это, простерли руки к Богу. И собрались они единодушно, каган и сарвар, с суши и с моря, и попытались завоевать город искусной войной….. И наполнились Лодии доспехами, обогнув море, которое называет рог чрева, против церкви Божией, которая называется Влахерна. И когда бури обрушились на море, они разделили его на части. Со всеми кораблями все враги погибают вместе».
Греки отражают нападение арабов. 677-78 Хроника Иоанна Скилицы
В истории России также известны многочисленные случаи, когда Божия Матерь оказывала Свою благодатную помощь на поле боя православным воинам, защищавшим свою Родину от вторгшихся врагов. Знаменательно, что, согласно русинским летописям, святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в день прославления Непобедимого воинства: в 1242 году 5 апреля выпало на пятую субботу Великого поста, то есть на чтение акафиста. Владимирская и Казанская иконы Божией Матери особенно заслуженно помогали в борьбе с монголо-татарскими захватчиками и в годы польско-литовской интервенции.
Похвала Пресвятой Богородицы. Богослужение
Служба благодарения в честь Пресвятой Девы Марии имеет свой особый порядок распорядка. В этот день, единственный в году, во время службы в старообрядческих церквях поэтапно читается акафист Божией Матери (неседальная молитва), состоящий из 24 гимнов, или песен: 12 Контакнов и 12 Икос, которые расположены в соответствии с 24 буквами греческого алфавита. Каждый новый гимн начинается со следующей буквы алфавита, Кондак заканчивается псалмом «Аллилуиа», Икос — приветствием Архангела «Радуйся, Невесто Неневестная».
Первоначально праздник Акафиста отмечался в Константинополе во Влахернской церкви, где хранилась чудотворная икона Божией Матери и священные предметы Ее земной жизни — мантия и пояс; однако позднее он был внесен в монастырские уставы Саввы Студийского и в церковные богослужебные книги и стал общепринятым во всей Восточной Церкви. В то же время святой Иосиф Фессалоникийский (брат святого Феодора Студитского) составил праздничный канон в честь Пресвятой Богородицы.
Помилуй наследие Твое, Боже, все грехи наши ныне презри. В девятом гимне канона прославления Богородицы мы поем: «На этом мы имеем ту, которая молится и которая родилась без семени на земле.
Пресвятая Мать — наша главная помощница не только в борьбе с явными врагами, но и в непрекращающейся невидимой духовной битве, победа в которой важнее всего в жизни для спасения человеческой души. Мы молимся Ей в час беды и уныния, в трудных жизненных обстоятельствах: известно, что благодаря заступничеству Божией Матери даже самые отчаянные грешники могут получить прощение своих грехов. «Радуйся, я всегда буду твоим молитвенником перед Богом!». — Так, явившись в Своей неизреченной славе, Пресвятая Дева обещала апостолам Христа, когда они были в печали из-за Ее недавнего вознесения. «Пресвятая Дева Мария, спаси нас!». — взываем мы в каждом предании, обращаясь к нашей Небесной Покровительнице с любовью и великой верой.
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист в основном приписывается церковной традицией византийскому патриарху Сергию I. «Ангел предстательства с небес…». Первый икос акафиста начинается с приветствия Архангела Пречистой Деве, за которым следует последовательное изложение евангельских событий до его средней части: встреча Богоматери с Елизаветой, рассеивание сомнений святого Иосифа относительно тайны Боговоплощения, Рождение Христа, поклон пастухов и волхвов, обращение к святому Симеону Искупителю, бегство в Египет. К сожалению, мы не так много знаем о земной жизни Пресвятой Девы Марии: традиция Церкви сохранила здесь относительно краткие сведения. Одним из самых выдающихся исторических документов, дающих особенно подробный рассказ о первых годах и Успении Божией Матери, является «Гимн преподобного Епифания о жизни Богородицы» (Лирический кодекс, Всеобщая история, книга 3). Это издание «Жития» было составлено из раннего византийского «Слова о почитании Богоматери» греческим монахом Епифанием, который поступил в монастырь Святого Каллиста в середине XX века. Чтобы лучше понять литургический текст акафиста, мы должны внимательно прочитать и вспомнить, как Пресвятая Дева провела годы своей земной жизни — «небесную лестницу, по которой сошел Бог».
В начале жития приводится родословная Божией Матери, происходившей из колена Иудина и царского рода царя Давида. Далее читатель узнает о видении святого Иоакима, отца Богородицы в храме, когда он услышал чудесный голос во время молитвы: «У тебя будет ребенок, и так ты будешь прославлена». До глубокой старости святой Иаков ждал исполнения пророчества, после чего его родители назвали свою благословенную дочь Марией, в честь сестры святой Анны, прекрасной. Рассказывая в своем повествовании о Введении Пречистой Богородицы во храм, монах Епифаний описывает подробности этого события. Так, он пишет, что родители принесли Пречистую Деву не один раз, как принято считать, а дважды: первый, когда трехлетняя Мария была торжественно принята в святость. Родители принесли ей много подарков, которые принял от них священник Варахия — отец Захарии и двоюродный дед Иоанна Крестителя. Однако в это время Мария не осталась в храме навсегда, а вернулась домой вместе со своими родителями. Когда девочка достигала семилетнего возраста, она уже полностью вверялась заботам духовенства на время своей жизни и службы в храме, училась читать и рукодельничать.
Восьмидесятилетний священник Иоаким вскоре после этого ушел на покой, а святая Анна покинула Назарет, чтобы жить в Иерусалиме, но через два года также ушла на покой. Блаженная Мария, когда осиротела, ходила только к своей родственнице, святой Елизавете, жившей в городе Вифлееме, быстро научилась читать и глубоко вникла в Писание. Среди всех других дам ее мудрость и высокая добродетель выделялись. Как пишет монах Епифаний:
«В церкви было место слева у алтаря, и там оставалась Мария, работая у алтаря в церкви, прислуживая только священникам. Ее манера поведения была такова: целомудренная во всем, тихая, немногословная, благочестивая, не отчужденная ни от одного мужчины, так что все удивлялись ее уму и ее словам. Она занималась прядением шерсти, льна и тонкого льна. Она была среднего роста, некоторые говорят, что совсем невысокого, с золотистыми волосами, ясными черными глазами, длинными руками, круглым лицом, длинными пальцами, полная Божьей благодати и красивая, не легкомысленная, не легкомысленная, с непоколебимым смирением: так Бог смотрел на нее, когда она говорила, прославляя Господа. Она любила и носила темные одежды, о чем свидетельствует ее священный плащ. Священники церкви Господней верили в нее, и она ела в церкви, пребывая в молитве и чтении, в бдении и играх и во всякой добродетели.
Пресвятая Дева получила первое откровение о великом Таинстве, которое должно было совершиться над ней, когда ей было еще двенадцать лет: однажды ночью, «когда она молилась перед дверью алтаря, в полночь воссиял свет, превосходящий яркость солнца. И пришел к ней голос из святого места, говорящий: «Ты родишь Сына Моего». Но она молчала и никому не говорила об этой тайне, пока Христос не вознесся».
«Слово монаха Епифания о жизни Богородицы». Эскиз иллюминированной хроники
Когда Богоматери было 14 лет, святой Захария, отец Иоанна Крестителя, молясь за нее, взял 12 жезлов у священников и у родственников других девственниц и положил их на алтарь, чтобы узнать у Бога, чьей девственницей она будет. В ответ на его молитвенную просьбу жезл пророс от святого Иосифа, которому тогда было около 70 лет и который был двоюродным братом Пресвятой Девы. Первосвященник с честью доверил ему Пресвятую Деву, но не для брака, а для сохранения и поддержания ее непорочной девственности. Святая Мария стала жить в доме Иосифа, воспитывая двух его младших дочерей и пребывая, согласно обычаю, в посте и молитве. Через шесть месяцев, в 5499 году, на 36-м году правления Августа, в месяце Дустра (март), в 25-й день недели, в девятом часу дня, к Богоматери был послан Гавриил. Этот месяц, как повествует Енох Епифаний, является «первым из месяцев года, в котором Бог изгнал тьму и сказал: ‘Да будет свет’ — и был свет».
В Божественном провидении нашего спасения нет случайностей, но все события имеют скрытый смысл. В то самое время, когда, согласно библейской истории, началось сотворение мира и был создан свет, Небесный несотворенный Свет сошел на Землю и воплотился в утробе Божией Матери, Которая, согласно традиции Церкви, называется «Матерью Света». «Радуйся, Свет неизменный» поется в 11-м гимне акафиста, вторая половина которого посвящена прославлению Пресвятой Девы Марии: «Радуйся, дверь спасения», «Радуйся, место Бога Слова», «Радуйся, ибо вознесены будут победы ее…».
Акафист завершается пением 13-го кондака (который не имеет своей иконы) и повторением иконы открытия и кондака «Избранному»:
О победоносный избранный вождь, ћ избавившись от зла, мы предаем Тебя рабам Твоим, Богородица, но ћ непобедимой силой Твоей избавь нас от всех бед, чтобы мы могли призывать Тебя, радуясь неподкупной верой.
Похвала Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография «Славы Божией Матери» основана на ветхозаветных пророчествах, согласно которым Божия Матерь — это «Станна», «Жезл», «Свеча», «Ничья гора», «Золотой касик», «Лествица», «Царский престол» и др. Здесь иконопись очень богата по содержанию и изображает множество древних пророков, которые окружали Богородицу почитанием и объясняли свои изречения о ней через видимые предметы. Например, святой праотец Иаков изображен с лестницей, святой Исаак — пророк Моисей с неофитской Богоматерью. Пророк Моисей изображен с лестницей, Валаам — со звездой, Гедеон — с руной, Иессей и Аарон — с посохами, Давид и Соломон — с моделью Иерусалимского храма, Исайя — со щипцами и углями, Иеремия — со скрижалью, Иезекииль — с воротами, Даниил и Аввакум — с горами. Самой ранней русской иконой Славы Божией Матери является икона Славы Божией Матери с акафистом из Успенского собора Москвы, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.
Икона «Слава Божией Матери» с акафистом в кайме из Успенского собора Москвы, конец XIV века.
Икона «Слава Богородицы» с акафистом из московского Успенского собора, XIV век, греческий мастер
Похвала Божией Матери с акафистом. Из местного ряда иконостаса в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре. С середины XVI века, Музей А. Рублева. A. Рублев
Чудесное спасение Константинополя с помощью ризы Божией Матери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле,
1644 год. Похвала Божьей Матери. Ярославский художественный музей. Первая половина 17 века.
Храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы
В XV веке на углу Вышовского проспекта и Пречистенской набережной в Москве был освящен православный храм в честь Славы Пресвятой Богородицы. Впервые он был упомянут в 1475 году. Эта церковь была единственной в Москве, освященной в честь праздника Славы Пресвятой Богородицы. В нем хранилась чудотворная икона Святого Николая. В старину у этой церкви было и другое название — «старая прощальная», потому что человека, получившего исцеление от иконы, называли «прощальным». В 1629 году деревянная церковь сгорела и была отстроена заново в камне. Старое название места, «Башмаков», происходит от фамилии думского дворянина, перестроившего каменную церковь в конце XVII века, — Дементия Башмакова. В 1932 году здание церкви было снесено, чтобы освободить место для строительства Дворца Советов.
Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмакове (Москва), 1881 год.
Церковь Троицкого Данилова монастыря в Переслав-Зальском была освящена в честь Славы Пресвятой Богородицы. Каменный храм был построен в 1695 году.
Троицкий Данилов монастырь в Переслав-Залесе. 1994.
В конце XVI века в Димитровском погосте близ Медного (Тверская область, Новоторский район, Димитровский погост) была освящена церковь в честь Славы Пресвятой Богородицы. Каменная церковь в стиле барокко была построена взамен прежней деревянной (1652 г.) благодаря И.П. Рожнову. В трапезной были установлены теплые нефы: Димитровский и Никольский. Закрытый в 1930-х годах, он лежал в руинах. Внутри основной части часовни частично сохранились интерьерные росписи в академическом стиле. В 1991 году церковь была возвращена РПЦ и медленно восстанавливается, но освящен только главный алтарь.
Церковь Явления Пресвятой Богородицы на Димитровском кладбище близ Медного (Тверская область, Новгородский район, Димитровское кладбище), фото: Анатолий Максимов
Часовня Богоявленской церкви в селе Красное на Волге в Костромской области освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Богоявления в Красном-на-Волге, Костромская область. Храм был построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном — единственная каменная шатровая церковь XVI века в Костромской области. В интерьере храма находится восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи 16-17 веков. В советское время церковь использовалась как зернохранилище, овощехранилище, библиотека и клуб. Церковь была полностью отремонтирована в 2009 году.
Церковь Богоявления. Красное на Волге
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме в тульском Предтеченском монастыре была построена в XVII веке, примерно между 1640 и 1660 годами. Он был отремонтирован и частично перестроен в 1864-1865 годах. Она закрылась около 1919 года, когда епископский дом был передан ВЦК, и позже была снесена. Уцелевшие строения были заняты администрацией СТФ в Тульской области.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в архиерейском доме в Туле
Русская православная старообрядческая церковь в честь Славы Пресвятой Богородицы существовала в поселке Добрянка Черниковской губернии.