- Жизнь и проповедь апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- Преставление апостола Иоанна Богослова
- Почитание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- Тропарь, кондак и канон святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
- Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Иконы
- Храмы и монастыри во имя Иоанна Богослова на Руси
- Старообрядческие храмы во имя Иоанна Богослова
- Образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова в живописи
- Душеполезное поучение
Память святого славного и прославленного апостола и евангелиста Иоанна Богослова Церковь чтит 9 октября (26 сентября по старому стилю). Этот день относят к большим праздникам, причисляемым к двенадцатым. Апостол Иоанн занимает особое место среди учеников Христа. Не случайно Церковь называет Иоанна апостолом любви, так как он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Апостол Иоанн является автором Евангелия от Иоанна, трех посланий и Откровения Иоанна Богослова (Откровения). Иоанн Богослов — единственный из двенадцати апостолов, умерший естественной смертью.
В другой статье читайте: Пророк Илия.
Жизнь и проповедь апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии (дочери праведного Иосифа Обручника). Иоанн вместе со своим старшим братом апостолом Иаковом, который был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число его учеников, это произошло на Генисаретском озере. И они, оставив отца своего Зеведея, последовали за Спасителем. (Матфея 4:21; Марка 1:19). Иоанн был одним из любимых учеников Спасителя. Согласно Евангелию от Марка, Христос назвал братьев Иакова и Иоанна «сыновьями грома» (Воанергес), вероятно, из-за их импульсивного характера. Иоанн всегда следовал за Господом. Он был свидетелем воскресения Господом дочери начальника синагоги Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51) и свидетелем Преображения Господня на горе Фавор (Мф. 17:1; Мк. 9: два) . ; Луки 9:28). Во время Тайной вечери.
Апостол Иоанн следовал за Христом, когда Его, связанного, вели на суд анархистских первосвященников Анны и Каиафы, он также был на архиерейском суде во время допросов Спасителя и следовал за Ним по Крестному пути. У подножия Креста она оплакивала вместе с Богородицей и слушала обращенные к ней слова Господа: «Женщина, вот сын твой» и к нему: «Здесь мать твоя» (Ин. 19, 26, 27).). С этого периода апостол Иоанн заботился о Пресвятой Богородице до Ее Успения. После Успения Божией Матери апостол Иоанн отправился со своим учеником Прохором проповедовать в Ефес. Корабль, на котором они путешествовали, потерпел кораблекрушение. Все, кроме апостола Иоанна, были выброшены волной на берег. На сороковой день волна вынесла его на берег. В Ефесе проповедь апостола сопровождалась многочисленными знамениями,поэтому количество верующих значительно увеличилось.
При императоре Нероне Иоанн был схвачен и доставлен в Рим, где его напоили ядом, затем бросили в котел с кипящим маслом, но Господь сохранил его. Затем апостола сослали на отец Патмос. Во время своего пребывания на острове Иоанн обратил всех жителей в христианскую веру, изгнал многих бесов из идольских капищ, исцелил больных. Волхв Кинопс с особой силой сопротивлялся проповеди апостола Иоанна, но с помощью молитвы, силою благодати Божией, действовавшей через него, Иоанн разрушил все бесовские козни Кинопса, и гордый волхв скончался в глубине море. О. Патмос, апостол Иоанн написал книгу «Апокалипсис» (Апокалипсис), в котором он образно возвестил о тайнах судьбы Церкви и конца света. После окончания изгнания апостол Иоанн вернулся в Ефес, где продолжил свою работу над Евангелием, наставляя христиан остерегаться лжеучений.
Читайте также: Сергий Радонежский.
Иоанн Богослов на Патмосе, 17 век, Нижний Новгород
Не случайно Церковь называет Иоанна апостолом любви, так как он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Будучи старцем, Иоанн узнал, что юноша свернул с истинного пути и стал предводителем разбойников. Апостол отправился в пустыню искать его. Увидев Иоанна, юноша стал прятаться от него, но апостол побежал за ним, умоляя остановиться, обещая взять на себя грех юноши, если только он покается и оставит губящий душу путь. Юноша был тронут добротой и любовью апостола, раскаялся и принялся исправлять свою жизнь.
Преставление апостола Иоанна Богослова
Апостол Иоанн закончил свой земной путь в возрасте более ста лет. Он лег живым в гроб и приказал своим ученикам засыпать его землей, что они и сделали, пожалев его. Узнав об этом, остальные ученики апостола пошли к месту погребения и раскопали гробницу, но она оказалась пустой.
Преставление апостола Иоанна Богослова. Миниатюрная минология Василия II. Константинополь, 985 г. Библиотека Ватикана. Рим
В 4 веке на месте гробницы Иоанна Богослова была построена небольшая церковь, а при императоре Юстиниане здесь была возведена огромная базилика с шестью куполами (каждый высотой 30 метров). В настоящее время остались только плиты перекрытия и колонны.
Руины базилики святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Почитание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Каждый год из гробницы апостола Иоанна появлялся мелкий порошок в виде манны, с помощью которой христиане исцелялись от болезней. В ознаменование этого чуда установлено 21 мая праздновать память святого апостола и евангелиста Иоанна. Также память святого апостола празднуется 13 июля, в день собора славных и прославленных двенадцати апостолов, и 9 октября, в день упокоения апостола Иоанна Богослова.
Тропарь, кондак и канон святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
Тропарь, глас 2:
Возлюбленный Апостол Христа Бога, пытаясь спасти безответных людей, я принимаю бота, который присел, даже лег на человека на приеме. Умоли его, Богослова, скорого отпора язычника, яко тучи рассеять, прося нам мира и великой милости.
Кондак, глас 2:
Кто исповедует твое девственное величие; чудеса изливает, и исцеления изливает, и о душе нашей молится, как Богослов и друг Христов.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Иконы
Святая Церковь дала только святому апостолу Иоанну, как провидцу судеб Божиих, звание богослова. Иконографический символ апостола и евангелиста Иоанна – орел. Кроме того, апостол Иоанн представлен с ангелом, который дает ему Божественное Слово. В раннехристианском искусстве апостол Иоанн Богослов чаще всего изображался юношей, в частности, таковым он изображен на мозаиках в Равенне: на куполе православного баптистерия (середина V в.) и на медальоне в западная арка церкви Сан-Витале (546-547 гг.).
Апостол Иоанн Богослов. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547
Однако есть и древнейшие изображения апостола в образе старца в церкви Сан-Витале в Равенне.
Апостол Иоанн Богослов. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547
На более поздних иконах апостол Иоанн изображается в виде старца с чернильницей, пером, книгой в руках и в присутствии ангела или орла.
Апостол Иоанн, 1408 г., святой Андрей Рублев. Фрагмент фрески «Страшный суд» Успенского собора во Владимире
Апостол Иоанн. Значок. Россия 16 век Рязань Апостол Иоанн жив. Значок. Россия. ГТГ начала 16 века. Москва
Храмы и монастыри во имя Иоанна Богослова на Руси
Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен храм в Варяжках на Смоленске. Церковь построена в 1160-х годах и представляет собой одноглавое, крестово-купольное здание. Фасад церкви разделен на три части, каждая из которых имеет окна. С восточной стороны фасада находится портал. Здание венчает шлемовидная голова с огромным восьмиугольным барабаном. На вершине находится небольшой выпуклый купол. В годы после революции храм был закрыт и разграблен. Сильно пострадал во время боев за город в 1941-1943 гг.: полностью разрушены колокольня, трапезная и часовня. В 1993 году храм был передан местной епархии Русской Православной Церкви.В 1994-1995 годах внутри храма были проведены реставрационные работы, установлен иконостас.
Церковь Иоанна Богослова в Варяжках. Смоленск
Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен храм на Мишариной горе в Пскове. Церковь датируется 1547 годом. Храм стоит на основании с четырьмя колоннами и тремя полукружиями апсид. В декоре фасадов с лопастными арками и апсидами с валиковыми, бордюрными и коридорными мотивами появляется новая деталь: крест без валика, расположенный вокруг центрального окна апсиды. Церковь действующая.
Храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова на горе Мишарина псков
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен собор Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря в селе Крипецкое-1 Псковской области. Соборная церковь во имя апостола Иоанна Богослова освящена в 1557 году. Собор каменный, четырехстолпный, с единым куполом, на высоком постаменте. В начале 20 века собор был перестроен. В 1922 году из монастыря и собора были вывезены все ценности. Богослужения в соборе прекратились в 1923 году. В 1950-е годы в подклете храма находились загон и конюшня. В 1995 году Крыпецкий монастырь снова стал действующим.
Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь в Псковской области
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен Чердынский Иоанно-Богословский монастырь в городе Чердыни Пермского края. Иоанно-Богословский монастырь был основан святителем Ионой, епископом Пермским, в 1462-1463 годах. В 1718 году в монастыре была построена новая церковь с двойным каменным престолом. В 1764 г. Екатерина II провела церковную реформу, в результате которой были закрыты многие монастыри и церкви, остался один Иоанно-Богословский монастырь, из-за которого он пришел в полный упадок и был закрыт в 1784 г. С Начало революционного переворота в 1917 г., монастырь подвергся гонениям со стороны безбожников. В 2004 году Чердынский монастырь был вновь открыт как мужской монастырь.
Церковь Иоанна Богослова Чердынского Иоанно-Богословского монастыря
В 1478 году был основан Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, расположенный на полуострове на озере Череменец в Лужском уезде Ленинградской области в местечке Череменец Скребловского сельского поселения. Первое упоминание о монастыре относится к 1498 году. По преданию, в царствование Иоанна III (1440-1505), в 1478 году на острове, где находится монастырь, явилась икона святого апостола и евангелиста крестьянин Мокий Иоанн Богослов. Князь, узнав об этом явлении, приказал основать на острове монастырь во имя апостола.
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Фото начала 20 века
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен древнейший деревянный храм в Переяславле-Хмельницком, Украина. Здание датируется 1606 годом. Это трехглавое здание с главами, расположенными в один ряд. Деревянные избы притвора и нефа имеют прямоугольную форму, алтарь граненый, построен на пяти сторонах восьмигранника. Церковь перенесена из села Островки и находится на территории Музея народной архитектуры и быта. В советское время здесь располагался музей атеизма, сейчас музей УПЦ.
Церковь Святого Иоанна Богослова в Переяславле-Хмельницком, Украина
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен соборный придел в честь Богоявления Господня в Авраамиево-Богоявленском мужском монастыре в Ростове Великом Ярославской области. Монастырь был основан в 1261 году. Собор был построен между 1553 и 1554 годами и представляет собой храм с тремя нефами, пятью куполами, скрещенными куполами, четырьмя столпами и тремя апсидами. В Смутное время Авраамов монастырь был разграблен поляками. В середине XVII века при архимандрите Ионе были возведены Введенская и Никольская каменные церкви. В ХХ-ХХI вв. Монастырь Авраама подвергался некачественной реставрации. В настоящее время состояние монастыря неудовлетворительное.
Монастырь Авраама в Ростове Великом
Это оконные рамы. Барабаны пяти куполов собора украшены с особой тщательностью.
Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Муромского Благовещенского монастыря
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел храма святителя Василия Великого на Горке в Пскове. Каменное здание церкви Василия Блаженного в Горке было построено в 1413 году на месте деревянного здания 1377 года постройки. В советские годы церковь была закрыта. Здание сильно пострадало во время Второй мировой войны. С 1945 по 1998 год в здании церкви располагался Государственный архив (хранилище документов) Псковской области. С 1998 года начался восстановительный ремонт, но здание храма сильно пострадало во время пожара в 2003 году. В 2003 году здание храма было передано общине РПЦ.
Храм Василия Великого на Горке в Пскове
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел храма святителя Николая Усохского в Пскове. Впервые церковь была построена в 1371 году, в 1536 году после пожара ее перестроили. Большой каменный храм из трех апсид с одним куполом и северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, быть может, стояла теплая часовня во имя Иоанна Богослова; оба зала имели портики. Вестибюли, главный, западный и боковые, северный и южный, соединялись галереей. Однако перестройки XVII-XIX веков значительно исказили внешний вид храма.
Храм Святителя Николая Усохского в Пскове
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова были освящены грузинские церкви (ок. 1577 г.), в с. Маргариты из Греции (между 1450 и 1500 гг.) и в городе Охриде в Македонии (между 1270 и 1280 гг.).
Старообрядческие храмы во имя Иоанна Богослова
В старообрядчестве в настоящее время имеется несколько церквей во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В Русской православной старообрядческой церкви сегодня престол находится в г. Великий Новгород и в г. Набережные Челны (Татарстанская область), а также в селе Старая Некрасовка Одесской области; в древнерусской православной церкви — в селе Тонкино Нижегородской области.
Церковь апостола Иоанна Богослова. Старая Некрасовка Церковь апостола Иоанна Тонкинского Богослова
Образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова в живописи
Среди художников, представлявших апостола и евангелиста Иоанна Богослова, известны живописцы со всего мира: Эль Греко «Иоанн Богослов» (1595-1605, музей Прадо, Мадрид); Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе» (1504-1505, Берлинская художественная галерея, Берлин), «Сцены из Страстей Христовых и пеликаны с птенцами» (оборот панно «Святой Иоанн на Патмосе»; Ганс Мемлинг «Апостол Иоанн» (ок. 1468 г.); Доменикино «Святой Иоанн Богослов» и др.
Эль Греко «Иоанн Богослов», 1595-1605, Музей Прадо, Мадрид Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе», 1504-1505, Берлинская художественная галерея, Берлин
Душеполезное поучение
Проповедь о юноше, спасенном евангелистом Иоанном
Когда великий ученик Христов Иоанн Богослов прибыл в город Асию, то нашел там юношу, из хорошей семьи, высокого роста и красивого лица, и хотел спасти его душу, чтобы он был верным . Научив его достаточно заповедям Божиим, он отвел его к епископу того города и сказал: «Епископ, я вверяю тебе сего юношу, со свидетельством Святого Духа, чтобы ты сохранил его от всякого зла». И, сказав это, Хуан отправился в другие страны учить их вере Христовой.
Епископ, приняв юношу, наставлял его, хранил и усердно наставлял. И тогда он крестил его, думая, что крещением утвердит его. Молодой человек, однако, стал немного расслабляться и подходил к другим молодым и сумасшедшим людям, сопровождал их на вечеринки, пьянки и ночные блуды. Потом к грабежу, а в конце концов злые друзья увели его с собой в горы. А так как он был велик телом, то воры сделали его своим старшим и сделали его всем безжалостным и нечестивым, горьким и свирепым.
Затем, через год, Иоанн прибыл в Ефес и на глазах у всех сказал епископу: «Приведите ко мне юношу, которого вы мне доверили». Епископ, однако, глубоко вздохнул, пролил слезы и ответил Хуану: «Юноша умер». Хуан спросил: как и каким образом? Духовная или физическая смерть? И епископ сказал: «Да, искренне. Великий разрушитель также является свирепым вором. И Хуан сказал епископу: «Разве я не поставил тебя хранителем души этого юноши, как доброго пастыря овец Христовых? А теперь приведите мне лошадь, и я пойду к тому месту, где прячется юноша».
Сев на коня, Иоанн вскоре повел его на поиски заблудшей овцы Христа. Когда он достиг горы, где прятались воры, его схватили воровские сторожа. И умолял их Иоанн отвести его к старцу его, и они взяли его и увели. Молодой человек был вооружен и, увидев приближающегося к нему Иоанна, со стыдом убежал. Хуан, забыв о своей старости, быстро погнался за юношей и закричал на него: «Почему ты бежишь от меня, дитя, от отца? И почему ты так беспокоишь меня, сын мой? Вставай, не бойся, у тебя есть надежда на спасение. Я отдам свою жизнь за вас, как Господь Иисус Христос за нас. Не бойся, дитя, стой, не ужасайся. Христос послал меня, чтобы дать вам прощение ваших грехов. Я буду страдать за тебя и нести пролитую тобой кровь. На моей шее будет бремя твоих грехов, сынок!»
Услышав все это, молодой человек остановился и бросил ружье, сильно дрожа и плача. Она подошла к Джону со слезами и поцеловала его. Он спрятал правую руку, потому что она все еще была в крови. Иоанн взял его у разбойников и вернулся в Ефес. Там он ввел его в церковь, подав всем нам пресловутый пример покаяния, дабы никто из нас, впав во многие грехи, не отчаялся в своем спасении. Но, придя к покаянию, он получит милость Божию. Господь хочет всех нас спасти и привести к истинному разуму.
Слово о святом Иоанне Богослове, как он научил человека писать иконы
Недалеко от Константинополя был небольшой городок, где жил молодой сирота по имени Гусар. Он подрабатывал, пас гусей. Образ Иоанна Богослова, написанный красками, находился и у ворот того города. И всегда, когда гуси паслись перед городскими воротами, гусар писал пальцем на песке, глядя на образ Иоанна Богослова. При этом он сказал: «Господи, дай мне научиться писать этот образ, потому что этого желает моя душа». Когда ему не удавалось изобразить руки, голову или глаза, он сглаживал свой рисунок и перекрашивал.
Есть царский иконописец по имени Хинар. Пишите в золотых царских покоях и утром отправляйтесь в собор Святой Софии. Дождавшись его, передайте ему это письмо. Скажи мне, что Иоанн Богослов дал мне его, и тогда иди с ним. Сказав все это, Иоанн сделался невидимым.
Гусар скоро пошел в город, и когда было утро, он увидел там этого царского иконописца, возвращавшегося из Святой Софии, дал ему письмо и пошел за ним. Иконописец, прочитав письмо, подивился написанному на нем. Гусар рассказал ему все, что случилось. Тогда зависть овладела сердцем иконописца, чтобы не учить гусара.
В то время муж одного царя построил каменную церковь и заказал Чинару написать икону святого Иоанна Богослова. Иконописец, уехав по каким-то делам, приказал гусару растереть краски. В видении Божием Хинар медлил до обеда, тогда Иоанн Богослов подошел к гусару и спросил, что он делает. Гусар ответил: «Я натираю краску, чтобы мой барин написал икону Иоанна Богослова». Иоанн сказал ему: «Вставай и пиши». Испуганный гусар ответил: «Я-с, даже кисти держать не научился». Хуан сказал: «Посмотри на меня и напиши». Взяв трость и вложив ее в руку, он начал писать изображение на доске. И, написав, отошел от него. Тогда вся палата озарилась иконой.
Гусар заплакал, думая о том, что будет с ним теперь от барина. Вернувшись, учитель удивился случившемуся. И с этого момента гусар стал искуснее барина. Еще объявили царю, что у иконописца есть свой ученик, приехавший учиться на третий день, и вчера он написал икону Иоанна Богослова так, что камера светит на нее, как на солнце, только что как не может прийти в голову человеку. Взяв икону, они принесли ее царю. Царя охватил страх от света, исходящего от иконы, и было смущение царскому иконописцу среди царских мужей. Одни говорили, что ученик более умелый, чем учитель, другие говорили, что учитель более умелый. Царь сказал: «Воистину, я могу судить, кто кого искуснее».
Они, придя пораньше, нарисовали двух орлов, каждый со своим, и все дивились при виде двух. Посмотрев на сочинение учителя, они сказали, что другого подобного нет в мире. Когда они подошли к письму ученика, то дивились и поражались его большому мастерству. Царь взял сокола и отпустил его. И стал сокол хватать птицу ученика на стене. С тех пор царь брал гусара к себе в палаты писать иконы, и письмо его было искуснее, чем у его господина Хинара. Эти две птицы и по сей день находятся в тех царских покоях, где они были написаны. И внесли в храм икону святого Иоанна Богослова, и освятили этот храм во имя святого Иоанна Богослова, и радостно праздновали о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава ныне и во веки веков,и во веки веков.
(Пролог, 26 сентября).
Насколько неграмотность автора этого произведения выражена даже в самом названии.
В Православной Церкви апостола Иоанна никоим образом нельзя назвать богословом, потому что Он человек, видящий себя, свидетель и участник событий Евангелия. Церковь называет его евангелистом:
Благослови, владыко, вестника святого апостола и евангелиста (произносится имя апостола).
Священник, благословляя крестным знамением, говорит:
Боже, молитвами святого, славного, всеславного Апостола и Евангелиста (имя), да даст тебе слово благовествующему с великой силой, во исполнение Евангелия возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христос.
Аминь.