- Детство
- Юношеские годы и молодость
- Принятие монашества
- Зрелый возраст
- Жизнь в Хакодате
- Церковное служение
- Военные годы
- Последние годы жизни
- Миссионерская деятельность святителя
- Канонизация и почитание
- Храмы во имя Николая
- История мощей святого
- Труды равноапостольного Николая
- Дневники и заметки
- Миссиология
- Письма и послания
- Проповеди и слова
- Переводы
- Молитвы и тропари
- Каноны и акафисты
- Видео
Один из самых известных миссионеров 20 века – святой Николай Японский. Он был основателем и Первоиерархом Японской Православной Церкви, вложившим все свои душевные и физические силы в развитие своего потомства.
Автор книги о святом А. Платонова утверждала, что каждый русский должен знать о жизни равноапостольного Николая, одного из тех, кто составляет величие и гордость России.
Читайте также: Мария Магдалина.
Детство
Будущий святой родился в селе Смоленской области в 1836 году, сейчас на этом месте находится село Береза Тверской области. При крещении мальчик получил имя Иван в честь Иоанна Крестителя. В пятилетнем возрасте Иван потерял мать, которой на момент смерти было всего 34 года. Отец мальчика, диакон Дмитрий Касаткин, остался один с тремя детьми.
Жизнь семьи прошла в нищете и лишениях, что с детства порождало у Ивана сопротивление жизненным испытаниям. Николай впоследствии заботится об отце до самой его смерти, перечисляя часть зарплаты домой.
Юношеские годы и молодость
Юноша окончил Бельское училище, а затем решил продолжить обучение в Смоленской семинарии. До учебного заведения Иван шел много километров, так как железной дороги не было, а денег на лошадь не хватило. Проявив недюжинные способности, юноша в 1856 году окончил семинарию. Для продолжения образования его направляют в Петербург в Духовную академию, где Иван учится за казенный счет.
Окончив Академию, юноша еще не имеет ни малейшего представления о своей дальнейшей судьбе, тем более не думает о монашеском пути.
Однажды в стенах Академии он случайно натыкается на объявление, приглашающее его поехать в Японию, чтобы занять место настоятеля храма при российском посольстве. Юноша горит желанием поехать в далекую страну с христианской проповедью.
Принятие монашества
Приняв твердое решение отправиться в Японию, причем в монашеском сане, Иван обращается с просьбой к настоятелю. Желание молодого человека было передано митрополиту, и вскоре он был благословлен отбыть.
В 1860 году Иван принимает постриг и получает новое монашеское имя — Николай.
Через несколько дней преподобный был рукоположен во иеромонаха. Проведя несколько дней в родном городе, Николай отправился в путь.
В связи с окончанием навигации ему пришлось перезимовать в Сибири, где он встретил владыку Иннокентия. Этот архипастырь в будущем будет известен как Просветитель Сибири. Иннокентий увещевал иеромонаха, советуя ему как можно скорее приступить к изучению японского языка. Он сшил для будущего миссионера бархатную рясу и вручил ему наградной крест. Летом 1861 года Николай прибывает в порт Хакодате.
Зрелый возраст
В русском консульстве в Хакодате находилась деревянная Воскресенская церковь, которая впоследствии сгорела и была заменена каменной. Его бывший приходской священник отец Василий Махов: после года служения заболел и вернулся в Россию.
После этого консул Гошкевич был вынужден просить у Синода нового клирика с высшим духовным образованием. Гошкевич быстро сдружился с Николаем, ведь их объединяли годы учебы, проведенные в Петербургской академии.
Жизнь в Хакодате
Сначала святитель совершал богослужения только консульским служащим и случайным матросам с заходивших в порт русских кораблей. Эта небольшая активность была связана с местным законом, запрещавшим проповедь христианства среди японцев.
Отношение к христианам и вообще к иностранцам было крайне негативным и враждебным.
Новая политика, открывшая страну для иностранцев, вызвала бурю протеста среди самураев. Они вели открытую борьбу с иностранным влиянием, не гнушаясь запугивания и даже покушений. Местные жители не доверяли новому священнику, считая его шпионом из Европы.
Иеромонаха постигло горькое разочарование. Он решил, что миссионерская деятельность в Японии невозможна. К тому же его мучила мысль о неправильно выбранном жизненном пути, а семья отсутствовала. Незнание местного языка и культуры, враждебность японцев, тоска по родине делали жизнь Николая невыносимой. Эти испытания длились несколько лет.
С первых дней своего пребывания в Японии святитель изучал сложнейший в стране японский язык и культуру, на то, чтобы в совершенстве овладеть языком, ему понадобилось около 8 лет. Благодаря упорному и упорному труду, ежедневным занятиям по 14 часов в день Николай смог читать подлинники древней японской литературы.
Позднее пресса писала о святом как о человеке, знавшем японскую культуру и язык лучше, чем сами японцы.
Мало-помалу иеромонах Николай своей добротой и отзывчивостью завоевал расположение местных жителей. Его стали приглашать в гости, появились первые друзья среди японцев. Эта сердечность отчасти объяснялась тем, что святитель никогда не осуждал и не высмеивал буддизм и религиозные традиции местного населения.
Церковное служение
В 1869 году Николай испросил у Синода благословения на организацию русской духовной миссии, для чего лично посетил Россию и пробыл там почти год. Документ, утвержденный Александром II, определял состав миссии, в которую входили начальник и три иеромонаха с писцом.
Святитель был назначен начальником миссии и возведен в сан архимандрита. На нужды миссионеров выделялись средства из казенного казначейства и духовного ведомства. Миссия подчинялась Камчатской православной епархии и епископу.
Миссионерские центры располагались в следующих городах:
- Токио;
- Хакодате;
- Нагосаки;
- Киото.
Вернувшись в 1871 году в Японию, святитель с радостью обнаружил, что число новообращенных христиан увеличилось. Этому способствовала кропотливая работа японских православных священников, на попечение которых была оставлена паства. В 1872 году Николай переехал в Токио, оставив в Хакодате своего верного помощника священника Анатолия (Тихого).
В 1873 году японское правительство приняло декрет о прекращении гонений на христиан и отмене некоторых запретов, касающихся христианства. Это событие открыло перед святителем большие возможности в миссионерской деятельности. Впоследствии он создал первую в Японии православную семинарию, основал Воскресенский собор в Токио.
Военные годы
В 1900 году неприязнь к русским вновь усилилась, что сказалось и на восприятии православной церкви. После заключения союза между Англией и Японией конфликт с Россией становится почти неизбежным. В начале февраля 1904 г по инициативе Японии произошел разрыв дипломатических отношений между странами.
Некоторые русские священники, служившие в миссии, возвращаются домой. Николай вынужден перестать писать своим русским друзьям.
Он глубоко обеспокоен военным конфликтом, перестает посещать светские мероприятия и не хочет возносить молитвы за победу Японии.
После того, как в Японию стали привозить русских пленных, число которых за всю войну составило около 73 тысяч, святитель попросил разрешения организовать Общество духовного утешения. Организация предназначена для христианского окормления заключенных.
Благодаря такту и мудрости Николая во время войны японцы стали еще больше ценить и уважать святого.
Российская сторона также дала высокую оценку их деятельности. В 1906 году Николай был возведен в сан архиепископа Токийского.
Однако из-за тяжелой послевоенной обстановки поток средств, выделяемых на миссию, иссяк. Это привело к закрытию школы катехизаторов. Положение спасло прибытие епископа Сергия (Тихомирова). Он сразу же бросился в активную миссионерскую деятельность, что было большим утешением для святителя Николая.
Последние годы жизни
В 1911 году в честь пятидесятилетия служения архипастыря в Японии собралось много клириков и сыновей старца, его духовника. После торжества, приняв множество гостей, владыка Николай почувствовал сильное нервное напряжение, обострившее ее болезнь сердца.
В 1912 году, через несколько дней после праздника Рождества Христова, святитель попал в госпиталь Цукидзи. Однако через некоторое время неутомимый архипастырь добивается увольнения, чтобы продолжить свою работу. В ту же ночь старый японец умер.
Многие прощались с архиепископом Николаем в его последний путь, за гробом следовал крестный ход, растянувшийся на 10 км.
Среди прочих прощальных венков на могилу святого была возложена корона японского императора, большая честь для иностранца.
Миссионерская деятельность святителя
Недаром архипастырь был прославлен в лике святых как равноапостольный, ведь благодаря его неутомимой деятельности и неутомимому труду в православную веру было крещено около 40 тысяч японцев. Святитель является основателем Японской православной церкви, которая не стала копией русской, но с самого начала имела национальные особенности.
Отец Николай не пытался русифицировать японскую церковь, приспосабливая богослужение и письменность к японской культуре и традициям.
Настоятель прихода большую часть времени посвящал переводческой работе, желая передать пастве сокровищницу христианских текстов.
Особенностью миссии святителя было то, что сами новообращенные японцы активно участвовали в просветительской деятельности. Они передавали суть христианской веры своим братьям, привлекая их в церковь.
Большое внимание уделялось образованию. При миссии были созданы семинария и несколько специализированных духовных школ, существовала хорошая библиотека.
Канонизация и почитание
Архиепископ Николай был канонизирован Русской Церковью в 1970 году, Русская Православная Церковь Заграницей прославила святителя в 1994 году.
В Японии Святителя равноапостольного Николая стали почитать сразу после его смерти.
Уже на похоронах архипастыря люди пытались спасти хотя бы осколок от гроба любимого пастыря, считавшегося святыней.
В Китае чтут память Николая, связывая его со святителем Митрофаном, первым священником этой земли. Архипастырь рукоположил этого святого китайского мученика. Православные кореи хранят память о попечении епископа Николая о своих пастырях.
Храмы во имя Николая
В Воскресенском соборе в Токио находится придел во имя равноапостольного святителя Николая, первый храм, носящий имя святого. Ее освящение состоялось в 1970 году, и в народе эта церковь известна как Николая-до. Впоследствии храмы, носящие его имя, стали появляться и в других городах Японии.
В 90-е годы в России также появились храмы, носящие имя святого. На данный момент насчитывается 7 таких церквей в разных регионах РФ. Храмы в честь святого есть в Беларуси, США и даже ЮАР.
История мощей святого
Похоронили святого в Токио, на кладбище под названием Янака, где находятся захоронения многих людей, почитаемых японцами. После канонизации архипастыря духовные чада хотели забрать мощи святого и положить их в Токийском соборе. Однако городские власти не дали на это разрешения, сославшись на то, что старца Николая почитают многие люди разного вероисповедания.
Частицы мощей владыки находятся в храмах Токио и Хакодате, в церкви Святого Николая в Вашингтоне. В России с 2003 года часть мощей открыта для поклонения в селе Мирном, а с 2008 года — в Успенском храме во Владивостоке.
Труды равноапостольного Николая
Архипастырь много времени уделял изучению истории и культуры Японии, из-под его пера вышло много научных статей, посвященных Японии. Однако большей любовью и популярностью среди читателей пользуются письма и дневники великого миссионера.
Дневники и заметки
Около 40 лет святитель вел дневник; дошедшие до нас записи охватывают период с 1870 по 1911 год. До 1979 года считалось, что дневники были уничтожены в результате пожара 1923 года, начавшегося в Токийском соборе во время землетрясения. Однако тетради с дневниковыми записями профессор Накамура обнаружил в Ленинградском историческом архиве.
Выяснилось, что дневники и письма святителя были переданы в Россию митрополитом Сергием (Тихомировым) еще в 1912 году, но в годы революции оказались в архивах и были забыты.
Дневники представляют собой записанные на бумаге размышления архипастыря о зарождении и развитии Японской Церкви, воспоминания о путешествиях и общении с людьми разных чинов и слоев общества. Дневники несколько раз издавались в России, а также переводились на японский язык.
Миссиология
Главным и главным делом жизни святителя Николая была миссионерская деятельность. Все усилия и труды архипастыря были направлены на то, чтобы как можно больше японцев узнали о Христе. Для этого требовались грамотные и трудолюбивые помощники.
Архипастырь составил проект «Правил о Российской Духовной Миссии в Японии», где изложил требования к миссионеру и его основные обязанности.
Так, например, миссионером может стать монах не моложе 33 лет, понимающий японский язык и уделяющий достаточно времени самообразованию. Одним из правил была терпимость по отношению к другим христианским конфессиям.
Главной целью русских миссионеров была подготовка катехизаторов из местного населения.
Владыка посвятил много статей вопросам миссии. Например, в статье под названием «В Японии урожай обильный…» святитель критикует методы католической миссии, которая выдавала технические устройства за чудеса, державшие японцев в страхе.
Письма и послания
Почти всю жизнь святитель писал письма друзьям и наставникам в России и Японии, своим духовным чадам. В письмах можно найти много интересных подробностей из повседневной жизни японского прихода, проблем, с которыми сталкивался святой в чужой стране.
В сообщениях можно узнать об общении отца Николая с военнопленными в годы войны, его духовном наставнике. Многие письма были опубликованы, например, книга «Видна воля Божия к просвещению Японии» содержит подборку наиболее интересных посланий архипастыря.
Проповеди и слова
Проповеди владыки были наполнены такими яркими образами и обладали такой силой, что не раз срывали аплодисменты слушателей. Святитель легко строил предложения, обладая богатым словарным запасом. В своих речах он использовал пространные, короткие предложения и необычные обороты речи.
Переводы
Святитель Николай посвятил около 30 лет своей жизни переводу христианских текстов и Священного Писания на японский язык. Он работал над переводами каждый день по 4 часа. Сначала были переведены богослужебные книги, над которыми отец Николай работал в Хакодате.
Святитель сначала перевел Новый Завет с китайского на японский, но вскоре заметил неточности и ошибки в китайском переводе. После этого архипастырь использовал для перевода русский текст Священного Писания. Мало-помалу святитель перевел все Священное Писание, все тексты, необходимые для богослужения, и некоторое количество христианской литературы для катехизации.
Молитвы и тропари
Святой Николай считается покровителем миссионеров. Ему молятся за неверующих друзей и родственников, за попавших в секты, за изучающих иностранные языки.
Тропарь – это краткая молитва, посвященная празднику или святому.
Этот вид молитвы является одним из древнейших. В тропаре святителя Николая раскрывается его главный подвиг: озарение японской земли. Святителя также сравнивают с апостолами Христа. Тропарь часто используется во время богослужений в день памяти святого. Но ее можно читать дома в любой день вместе с другими молитвами этому подвижнику.
В молитвах, обращенных к святому, возносятся прошения о сохранении мира и благоденствия в России и Японии, об избавлении от голода, стихии и болезней. В составе молитвы есть отдельные прошения о сохранении и спасении священства, монашества, вдов, сирот и младенцев.
Каноны и акафисты
Канон — древний молитвенный жанр, используемый в православном богослужении. Канон состоит из 9 песен, а каждая песня, в свою очередь, состоит из тропарей и ирмосов. Каноны могут быть посвящены Господу, Богородице, любому празднику или святому. Чтение канонов дома также благословляется.
В каноне святитель равноапостольный Николай проводит параллель между своими подвигами по просвещению японского народа и подвигами праведников в Ветхом Завете, вспоминает наиболее значимые события своей жизни.
Акафист – хвалебная молитва, состоящая из 24 кратких частей (икоса и кондака).
Акафисты обычно не входят в богослужебный цикл, их читают на молебнах или дома.
Если каноны могут быть покаянными или молитвенными, то акафисты бывают радостными и благодарственными.
Акафист святому открывает читателю жизнь подвижника, восхваляя его христианские добродетели и добрые дела.
Видео
О роли святого в развитии борьбы самбо смотрите в этом видео.