Нестор Летописец
Звание историка великое и ответственное. Мы знаем Геродота, Плутарха, Тацита и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056-114), монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.
9 ноября — день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI век. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра принимали крещеных из Киева, еще были живы свидетели этого чуда. Но гражданские конфликты, нападения внешних врагов уже настигли Россию. Потомки князя Владимира не могли или не хотели присоединяться, с каждым десятилетием распри между князьями усиливались.
В другой статье читайте: Пророк Илия.
Ученый монах Нестор
Кем был монах Нестор? Предание гласит, что семнадцатилетним юношей он прибыл в монастырь святого старца Теодосио де лас Куэваса (ок. 1008 — 3 мая 1074 г.), где принял монашеский сан. Нет сомнения, что Нестор прибыл в монастырь уже вполне грамотным и даже, по меркам того времени, образованным юношей. В то время в Киеве было много учителей, у которых мог учиться Нестор.
Преподобный Нестор Летописец, инок Киево-Печерской Лавры
В то время, по словам монаха Нестора
негры, как корифеи, блистали на Руси. Одни были сильными наставниками, другие непоколебимо бодрствовали или преклоняли колени в молитве; другие постились через день и через два дня, третьи питались только хлебом и водой; другие варили зелье, другие просто сырые.
Все они были влюблены: младшие слушались старших, не смея говорить перед ними, и выказывали смирение и послушание; а старшие проявляли любовь к младшим, наставляя и утешая их, как родители малых детей. Если брат впадал в грех, его утешали и по великой любви делили епитимью на два и три. Такая была взаимная любовь, при строгом воздержании.
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только послушание у него было другое: по благословению настоятеля Феодосия Печерского он написал историю России. В своих литературных произведениях летописец называет себя «грешником», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляются смирение и страх Божий: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие грехи. Чтобы представить себе духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые тень мысли о грехе приняли за грех», даже малейшую мысль, и много раз даже взывали свои добродетели, как грехи.
Читайте также: Сергий Радонежский.
Первые литературные труды Нестора Летописца
Первым по времени было произведение Нестора «Жития святых князей Бориса и Глеба, при святом крещении именуемых Романом и Давидом». Содержит высокую молитву, точность описания, нравоучение. Нестор говорит о сотворении человека, его падении и возвышении милостью Божией. В словах летописца видна великая печаль, что христианская вера медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:
В то время как повсюду умножались христиане и упразднялись идольские алтари, русская страна оставалась в прежнем своем идольском очаровании, потому что ни от кого не слышала ни слова о Господе нашем Иисусе Христе; к нам не приходил апостол и никто не проповедовал слово Божие.
Второй, не менее интересный и значительный труд летописца – «Житие Сан-Теодосио-де-лас-Куэвас». Нестор, будучи совсем юным послушником, видел преподобного Феодосия, затем, много лет спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, а теперь составил его биографию. Написано просто и вдохновляюще.
Моя цель, — пишет Нестор, — чтобы будущие черноризцы, читая житие святого и видя его ценность, прославляли Бога, прославляли угодника Божия и укреплялись на подвиг, тем более, что такой человек и угодник Божий появился в России.
Несторова летопись «Повесть временных лет»
Главным подвигом жизни инока Нестора было составление Повести временных лет за 1112-1113 годы. Необычайно широкий круг источников, понятых с единой церковной точки зрения, позволил монаху Нестору написать историю России как неотъемлемую часть всемирной истории, историю спасения рода человеческого. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сборников:
- Лаврентьевская летопись (1377 г.)
- Новгородская первая летопись (14 век) и
- Ипатьевская летопись (XV в.).
Предполагается, что Нестор использовал материалы Старого Уложения (IX век), Никоновского Уложения (70-е годы XI века) и Первичного Уложения (1093-1095). Текст явно перекликается с византийской хроникой Хорхе Амартолы. Достоверность и достоверность писаний святителя Нестора такова, что историки и по сей день обращаются к ним как к важнейшему и достоверному источнику сведений о древней Руси.
Лаврентьевская летопись 1377 г. (собрание Российской национальной библиотеки)
«Повесть временных лет» — великое творение отца русской истории.
Не временные, а временные годы, охватывающие не малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Называется она полностью так: «Созерцай сказки лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве первый стал княжить, и откуда русская земля стала есть».
Нестор понимает историю строго с православной точки зрения. В нем говорится о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показана великая радость Крещения Руси, плоды ее просвещения. Владимир, равноапостольный, — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подробно и с любовью изображены подвиги и жизнь князя. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в число высочайших произведений мировой литературы.
Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской летописью. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского мироощущения, судьбы и мироощущения человека того времени. Это было не простое перечисление блестящих событий или знакомой европейской биографии, а глубокое размышление о месте в мире новой молодежи — русских. Где мы? Какие красивые? Чем мы отличаемся от других народов? — Вот вопросы, которые стояли перед Нестором.
«Повесть временных лет». Исследования
Первым исследователем «Повести временных лет» был русский историк и географ В. Н. Татищев. Археографу П.М. Строеву удалось узнать о летописи много интересного. Он выразил новое видение «Повести временных лет», как собрания нескольких предшествующих летописей, и стал считать такими сборниками все летописи, дошедшие до нас.
Отрывок из «Повести временных лет
Известный русский филолог и историк конца XIX-XX вв. А.А. Шахматов выдвинул версию, что каждая из летописей представляет собой историческое произведение со своей политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Он связал историю летописи с историей всей страны. Результаты его исследований представлены в трудах «Исследование древнейших русских летописей» (1908 г.) и «Повесть временных лет» (1916 г.). Согласно Шахматову, Нестор написал первую редакцию «Повести временных лет» в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Второе издание было написано игуменом Сильвестром в Михайловском Выдубицком монастыре в Киеве в 1116 году. В 1118 году третье издание «Повести временных лет» было составлено по поручению или даже по политическому заказу,новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Советский исследователь Д. С. Лихачев предположил, что в 30-х и 40-х годах XI века по приказу Ярослава Мудрого были записаны устные народно-исторические предания о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.
Нестор Летописец. Назван отцом истории Древней Руси
Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824-1825, издан в 1831 г.), взял за основу черты характера летописца Нестора, борющегося за правду, даже если кому-то она ничего не нравится «украшает писателя».
Преподобный Нестор пережил пожар и разрушение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Его последние произведения проникнуты мыслью о единстве Руси, о соединении ее с христианской верой. Летописец завещал печерским монахам продолжить дело своей жизни. Его преемники в летописях: святитель Сильвестр, игумен Выдубицкого монастыря в Киеве; аббат Моисей, расширивший летопись до 1200 г.; игумен Лаврентий — автор знаменитой Лаврентьевской летописи 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: он для них — верховный учитель и как писатель, и как молитвенник.
Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи святителя Нестора пребывают нетленными в близлежащих Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. В начале 21 века «Общество любителей истории Киевского университета» окутало раку преподобного серебром.
Мощи святого Нестора