Максим Исповедник — православный монах, философ и писатель, причисленный к лику святых за бескомпромиссную борьбу с ересью и неуклонное следование Божьим заповедям. Праведник оставил после себя множество глубокомысленных трудов. Его богословские тексты были использованы Иоанном Дамаскиным в его «Точном исповедании православной веры». Максим Исповедник прославлен как святой в Римско-католической церкви. Его память отмечается 13 августа и 21 января (26 августа и 3 февраля по н.ст.).
Житие и убеждения святого
Будущий проповедник и богослов родился в Константинополе. Примерная дата его рождения — 580 г. Преподобный Максимин был воспитан благочестивыми родителями, истинными христианами. Он получил хорошее образование и был всесторонне развитым человеком.
В молодости Максимос получил должность секретаря при императоре Ираклии, но ему наскучили его обязанности и придворная жизнь. Вскоре он стал монахом в монастыре Хрисополис, где пользовался глубоким уважением монахов и стал образцом редкого смирения. Позже Максим был избран игуменом монастыря.
В 633 году, по просьбе патриарха Софрония, святой отправился в Александрию. Там Максим продолжал распространять христианскую веру и стал ближайшим советником правителя Григория.
Борьба с ересями
С наступлением 638 года в христианском мире начали распространяться ереси, суть которых заключалась в отрицании двойственной природы Спасителя. Сторонники этой ереси (монофелиты) придерживаются следующих взглядов:
- Они утверждали, что Спаситель не был одновременно человеком и Богом;
- Они выступали против официальной позиции Церкви, которая утверждала, что Христос имел две единые по своей природе природы.
Из-за процветания ереси в Византийской империи произошел раскол. Максим Исповедник не мог остаться равнодушным к такому развитию событий. Он посоветовал Святому Мартину, тогдашнему Папе Римскому, публично осудить монотеистов. С этой целью был проведен Четвертый Вселенский Собор, на котором монофелитство было осуждено, а теория о двух природах Христа была принята как догмат Церкви. Такие претензии не совпадали с позицией Византийской империи, поэтому Максим и Мартин попали в немилость к императору.
В период распространения монофелитства Максим Исповедник создал множество богословских трудов, в которых уверенно говорил о наличии двойственной природы Мессии. Он также встречался с влиятельными людьми, убеждал их отказаться от ложных теорий и вступал в открытые христологические споры с ведущими представителями духовенства, среди которых был патриарх Пирр.
Суд над праведником, изгнание и смерть
После Вселенского собора и публичного осуждения монофелитства император Константин II почувствовал ослабление своей власти, поэтому он начал преследовать Мартина и Максима. Папу осудили как предателя государства и сослали в Херсонес, где он умер от голода. Максим Исповедник и его ученики были подвергнуты многолетним испытаниям и пыткам, после чего их объявили еретиками и предали анафеме. В наказание им отрезали языки и правые руки и отправили в изгнание.
В возрасте 70 лет монах Максим Исповедник оказался в отдаленном районе Грузии. 12 августа 662 года он умер в городе Цагери, где впоследствии в его честь был построен православный монастырь.
Через восемнадцать лет после смерти праведника состоялся Шестой Вселенский собор, который объявил Максима и его последователей невиновными, а их палачей — еретиками. После похорон исповедника на его могиле стали происходить необъяснимые чудеса, поэтому идола стали почитать как святого.
Характеристика творчества
При создании своих трудов преподобный Максимин руководствовался традициями представителей Александрийской и Каппадокийской школ. Его считают продолжателем таких выдающихся христианских богословов, как Евагрий, Псевдо-Макарий и Диадох.
Большинство исследователей считают, что Исповедник начал писать в возрасте 45 лет и продолжал по крайней мере в течение десятилетия. Труды Исповедника разнообразны по своему характеру:
- философский;
- аскетический;
- догматический.
Каждое из сочинений Максима Исповедника — это ответ на вопрос, который касается определенной темы или адресован конкретному человеку. Достаточное внимание автор уделяет концепции гномической воли человека, под которой он понимает возможность выбора между добром и злом.
Структура и жанровые особенности сочинений Максима Исповедника разнообразны. Во многих случаях писатель сильно углубляется в богословскую мысль, поэтому он не всегда четко придерживается границ жанра.
Основные труды
Основными трудами Максима Исповедника являются:
- «Двусмысленности, или О различных недоумениях святых Дионисия и Григория». Эта работа представляет собой объединение двух независимых произведений, написанных в разное время. Она включает в себя большую работу под названием «Двусмысленности для Джона» и меньшую работу под названием «Двусмысленности для Томаса»;
- «Вопросы к Фалассию». В этой книге Максим Исповедник проявил лучшие стороны своего богословского таланта. В работе дается доступное толкование трудных для понимания отрывков Писания. Произведение состоит из 65 «допросов», касающихся вечных и неизменных истин о Боге, спасении верующей души;
- «Толкование молитвы «Отче наш». В этой работе Джастис анализирует текст самой важной христианской молитвы. Автор объясняет, почему Господь называется Отцом, о каком царстве идет речь в молитве, кто такой лукавый, и подчеркивает другие важные моменты;
- «Десять глав о добродетели и манерах». В своей работе богослов делает акцент на негативном влиянии греха. Он упоминает эгоизм как главную причину греховности. Именно этим и пользуются нечистые духи, вводя человека в искушение. Цитата из произведения: «Берегитесь матери зла — себялюбия, которое является иррациональной любовью к своему телу»;
- «Мистагогия». Работа считается довольно сложной и многоплановой. «Мистагогия имеет дело с великим таинством церковной литургии. В ней рассматривается структура литургии, особенности ее протекания в храме и ее роль в спасении души христианина;
- ‘Главы о любви. Самое известное произведение Максима Исповедника посвящено пониманию любви к Богу, которая является высшей добродетелью. В этом труде преподобный старец перечисляет пути его достижения, которые заключаются в очищении собственного сердца, неустанной борьбе с пороками и страстями.
Существуют также богословские труды, авторство которых приписывается Максиму Исповеднику, но это не полностью подтверждено. К таким произведениям относятся «Совесть веры», «Гимны» и «Диалоги о Троице».