Давид, согласно Ветхому Завету, второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи. Предположительно он правил с 1010 по 970 г до н.э. Изображен как доблестный воин, одаренный поэт и музыкант, автор многих (или всех) псалмов, содержащихся в Псалтири. Согласно библейским источникам, царь Давид — справедливый и мудрый правитель, сведущий в области гражданского и уголовного правосудия. Библия говорит о нем:
Господь найдет Себе человека по сердцу Своему, и поставит его Господь быть вождем народа Своего… (3 Царств, глава 13)
Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В Новом Завете царь Давид упоминается как предок Иисуса.
Семья царя Давида
Первая книга Самуила рассказывает о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея Вифлеемского (в 1 Паралипоменон — младшим из семи сыновей). Его мать не упоминается по имени ни в одной книге Библии, но Талмуд идентифицирует ее как Никевет, дочь Адаэля. Книга Руфи прослеживает ее родословную до моавитянки Руфи.
Жены царя Давида.
У царя Давида было много жен. Благодаря браку Дэвид укрепил свои отношения с различными политическими и национальными группами. Очень вероятно, что у него было 8 жен:
- Мелхола, вторая дочь царя Саула;
- Вирсавия, первоначально жена одного из полководцев Давида6
- Ахиноама;
- Абигейл кармелитка, бывшая жена Навала;
- Маахи, дочь Талмая, царя Гесура;
- Агифа;
- Важно;
- Эгле.
Дети царя Давида.
У Давида было много сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон от Ахиноамы; Даниил, Абигель, Авессалом из Маахи; Адоний Аггифский; Сафатия Авитали; Джетераам из Эглы. От любимой жены Вирсавии: Шима, Шовав, Натан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме, — это Евеар, Елисуа, Елифалет, Нафек, Иатия, Елисам и Элиаде. Иеримоф, который не упоминается ни в одной из генеалогий, также упоминается как сын Давида во 2 Паралипоменон.
Генеалогия царя Давида
Царствование царя Давида
Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не выполняет его волю, и поэтому он посылает пророка Самуила помазать молодого Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь показал Своё намерение.
…Он был светловолос, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и далее…
После этого случая в жизни Давида ничего не изменилось, он по-прежнему пас скот и играл на лире для своих стад.
Давид и Саул
Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух Господень. Придворные Саула советуют ему найти талантливого музыканта, чтобы успокоить Саула своей музыкой. Так Давид, прекрасно игравший на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.
Между Израилем и филистимлянами идет война, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая им поединок один на один. Давид заявляет, что может победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть королевские доспехи, он убивает Голиафа из рогатки. Подробнее о Давиде и Голиафе.
СТРАНИЦ. Рубенс Давид и Голиаф. 1616
Саул назначает Давида командующим армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убить Давида, но сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах отца, и Давиду удается бежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхиса. Через некоторое время Дэвид понимает, что ему снова угрожает опасность, и вместе с семьей прячется в пещере Одоллама.
Давид планировал искать убежища у царя Моава, но пророк Гад передает ему повеление Бога идти в лес Херет, а затем в Кейл, где Давид вступает в новую битву с филистимлянами. Саул планирует захватить Кеилу и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.
Карта побега Давида от Саула
Местные жители рассказывают Саулу, где прячется Давид. Саул входит в пещеру, где прятались Давид и его люди. Давид понимает, что у него есть возможность убить Саула, но не может. Вместо этого он тайно отрезает уголок одежды Саула, а когда Саул вышел из пещеры, Давид подошел к Саулу поклониться и показал ему часть разорванной одежды, тем самым дав понять Саулу, что он не имеет права на Царство и нет Он собирался сразиться с Саулом. Таким образом, они примирились, и Саул признал Давида своим преемником. По словам богослова Дональда Спенс-Джонса, «одной из самых прекрасных черт многогранной натуры Давида является его преданность Саулу и дому Саула».
У Давида была возможность убить царя Саула и позже, но он ею тоже не воспользовался. Этот случай описан в Первой Книге Царств, глава 26. Давид застал Саула спящим, но не последовал совету Авиша и не ударил спящего Саула копьем и не позволил Авессе сделать это.
После смерти Саула и его сына старейшины Израиля отправились в Хеврон к Давиду, считавшемуся помазанником Божиим. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророча, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. Всю свою жизнь Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы облегчить жизнь своему сыну.
Нафан также пророчествует, что Бог заключил завет с домом Давида:
Твой трон останется навсегда
Давид регулярно одерживал победы над филистимлянами. Моавитяне, эдомитяне, амаликитяне и аммонитяне платили ему дань. Почти все войны, которые вел Давид, изначально носили оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обеим сторонам реки Иордан, вплоть до Средиземного моря.
Давид разделил страну на двенадцать округов, в каждом из которых были свои гражданские, военные и религиозные учреждения. Он также сделал Иерусалим светским и религиозным центром двух королевств. Люди из других районов стали ежегодно совершать паломничества в Иерусалим на праздники.
Давид и Вирсавия
Марк Шагал. Давид и Вирсавия, 1956 год
Давид соблазняет Вирсавию, жену своего полководца, и желает смерти ее мужу. В ответ Натан пророчествует о наказании, которое постигнет Давида.
…этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, сын, родившийся у тебя, умрет…
Сын Давида Авессалом восстал против своего отца. Давид подавляет восстание, но приказывает солдатам, преследовавшим Авессалома в Ефремовом лесу, пощадить жизнь его сына. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и становится жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть любимого сына.
Греховная связь Давида с Вирсавией также считается причиной многих печальных событий в семье царя Давида. Например, изнасилование его дочери Фомар старшим сыном Амноном, а также убийство Амнона от руки его брата Авессалома.
Старость и смерть царя Давида
В старости Давид был прикован к постели. Ему постоянно было холодно, и он не мог согреться. Он завещал свой трон Соломону, сыну Вирсавии. Адония, старший сын Давида, провозгласил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал Соломона царем. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, но Соломон помиловал его. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона идти Божьими путями и мстить своим врагам.
Царь Давид был похоронен на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно здесь состоялась Тайная вечеря.
Царь Давид в истории и археологии
Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической личностью, остается актуальным. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако некоторые недавно найденные археологические артефакты позволяют предположить, что Давид, вероятно, является реальной исторической личностью.
Эстела Тель Дан
На стеле Тель Дан (камень с письменами), воздвигнутой в Дамаске в конце IX — начале VIII века н.э в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержится словосочетание bytdwd, которое большинство ученых переводит как «дом Давида». Вполне вероятно, что это ссылка на династию Иудейского царства.
Стела Стола
Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давида в двух местах. Помимо двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида взяты из библейской литературы. В то же время многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии является всего лишь идеологической пропагандой, созданной в VI веке, и что фигура Давида не является исторической.
Археологические данные свидетельствуют о том, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида) Иудея была малонаселенной, а Иерусалим был небольшим городом. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского царства. Иудея постепенно выросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможности существования царя Давида как реальной исторической личности.
Некоторые ученые верят в историчность Давида, но не в его статус. Например, Барух Гальперн считает, что Давид всю жизнь был вассалом Ахиша, филистимского царя. Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Давида как харизматичного лидера банды бандитов, захвативших Иерусалим и сделавших его своей столицей. Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя царствами. Они предполагают, что он был второстепенным правителем Южного царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские рассказы о Давиде созданы по преданиям гораздо позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии как раз чтобы отстаивать современные интересы.
Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, считает, что Давид на самом деле происходил из богатой семьи и был «честолюбивым и безжалостным» тираном, убивавшим своих противников, в том числе собственных сыновей, на пути к власти.
Псалмопевец Давид
Давид считается автором всех или большинства псалмов псалмов. По другой версии, он только редактировал Псалтирь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (например, псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).
Фигура Давида в Христианстве
Концепция Мессии занимает центральное место в христианстве. Первым земным царем, правившим по божественному назначению («помазаннику»), был царь Давид. История Давида является предысторией концепции мессианизма в раннем христианстве. Так Давид, как вождь и царь, был посредником между Богом и народом. Ранняя Церковь считала, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.
Память Давида
В Римско-католической церкви и Лютеранской церкви память Давида отмечается 29 декабря. В Восточной Православной Церкви День святого пророка Праведника и царя Давида отмечается в Неделю Святых Отцов (за два воскресенья до великого праздника Рождества Христова). Память Давида празднуется и в воскресенье после Рождества Христова вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господним.