Хиротония

Таинство священства (от греч. χειρ — рука и τονεω — наложение, рукоположение) — это таинство священства (также рукоположение), в котором христианину дается особая благодать учить и принимать рукоположение.

hirotonija - Хиротония

Таинство священства дается только тому, кто принадлежит к духовному сословию, является членом Православной Церкви, вступил в первый освященный церковный брак или принял монашеские обеты. Таинство священства возвышает один из трех уровней церковной иерархии: дьякон, пресвитер и епископ.

Рукоположение в священство может происходить только во время Божественной литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого и не может происходить во время Литургии Сретения Господня, так как Евхаристический канон, на котором должен присутствовать новорукоположенный священник, не совершается во время этой службы.

Рукоположение диаконов может происходить как на литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, так и на литургии Сретения Господня.

Рукоположение в диаконат происходит от иподиаконов, в священство — от диаконов, а в иерархию — от монастырских священников (архимандритов). Существует три обряда рукоположения соответственно.

Диаконы и священники могут быть рукоположены одним епископом. Епископское рукоположение совершается собором епископов (согласно Первому апостольскому правилу, не менее двух епископов). Посвящение в диакона, пресвитера и епископа совершается у алтаря во время литургии.

  1. Посвящение в диаконы происходит после освящения Пресвятого Таинства, после произнесения слов «и благодать великого Бога…».
  2. Рукоположение в священство принимается после экспозиции Благословенного Таинства от алтаря до алтаря.
  3. Для епископа, перед чтением Апостола.

Призванный к священству причащается вторым, после 1-го священника. Новорукоположенный священник произносит молитву «Вход». Когда он закончил, он дает крест людям для целования.

***

Архиепископ Геннадий Нефедов

В таинстве священства Святой Дух через рукоположение сходит на правильно избранного священника и ставит его совершать таинства и пасти стадо Христово.

Внешняя, видимая сторона таинства священства включает в себя возложение рук епископа на голову рукополагаемого и молитвенное призывание Святого Духа. Внутреннее, невидимое действие рукоположения (посвящения) — это особая благодать Священства. Она возвышает избранных над остальными верующими и наделяет их духовной силой и властью учить, управлять священством и управлять паствой. Таинство священства «по праву можно назвать венцом и связью всех остальных, ибо оно служит спасительным инструментом их соединения благодатью, данной апостолами и постепенно нисходящей через постоянное рукоположение на нынешних служителей Церкви Христовой». Сам Святой Дух призывает людей быть священниками Всевышнего Бога, хранителями Его тайн, и, по словам апостола, «никто не принимает сего от себя, но призван от Бога, как призван был Аарон» (Евреям 5:4).

Рукоположение — это священнодействие, в котором, по словам Иоанна Златоуста, «человек прикладывает руку, но все делает Бог, и Его рука касается головы рукополагаемого, если он рукоположен правильно» (Деяния, Беседы XIV:4). Благотворное действие таинства священства заключается во внутреннем освящении рукополагаемого, в преображении его души. Святой Григорий Нисский говорит, что «рукополагаемый в священство остается по наружности тем же человеком, но в душе преображается в лучшего невидимою силою и благодатью».

Рукоположение — это дверь, через которую пастор входит «в стадо», наделенный духовной властью над своей паствой и ответственностью перед Богом. Поэтому в своем ежедневном молитвенном ходатайстве перед Богом он должен возгревать в своем сердце благодать, которую он получил, чтобы быть достойным Призвавшего его. «Священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам своей души и жизни, и по высшему небесному, священническому и тайносовершительному сану» (Праведный Иоанн Кронштадтский).

Благодать священства избранные Церкви получают от Святого Духа силой примирительной молитвы. Поэтому рукоположения совершаются в присутствии всей Церкви — народа Божьего, с его согласия и одобрения. Они происходят у алтаря во время Литургии, которая является высшим выражением церковного соглашательства, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу.

***

Термин «крещение» (χειροτουτα), который был принят епископами (также пресвитерами и диаконами), является, согласно Евстеллию (толкующему Пятое правило Лаодикийского собора), заимствованным Церковью («извне»). У классических народов chirketion имел значение избрания, которое совершалось путем подачи голоса, а голоса подавались поднятием руки, — поэтому со временем рассматриваемый термин перешел из светского в собственно церковный смысл и приобрел значение, с одной стороны, избрания в клир, а с другой — акта рукоположения в ту или иную степень. С таким значением мы встречаем его уже дважды в новозаветном тексте (2 Кор 8:19 и Деян 14:23).

В греческих церковных писателях, в апостольских и концилиарных предписаниях слово «крещение» также используется с этим двойным значением. Зонара в своем комментарии к Первому апостольскому правилу, которое требует, чтобы епископ был рукоположен двумя или тремя епископами, пишет: теперь отправление молитв священнического посвящения и призывание Святого Духа на избранных называется крещением, потому что епископ, благословляющий рукополагаемого, протягивает руку, а затем епископ отдает себя Святому Духу, и так далее). А в древности сами выборы назывались хироподией, как говорят, потому, что когда гражданам разрешалось избирать епископов и когда они собирались, чтобы отдать свой голос за того или другого, эти, чтобы узнать, на чьей стороне больше голосов, протягивали руки и по вытянутым ладоням считали избирателей каждого кандидата. Кандидат, получивший большинство голосов, был объявлен избранным епископом. Отсюда произошло слово «хризмация». Это слово в таком смысле использовали и отцы различных соборов, называя само избрание «крещением». Примеры такого использования можно найти в 4 Пр. Первого Вселенского Собора, 13 и 19 Пр. Антиохийского Собора, 5 Лаодикийского Собора и многих других. Однако, как видно из слов Зонара, термин «крещение» со временем утратил свое древнее значение и используется только для обозначения духовного рукоположения. Поэтому все степени рукоположения в греческих и славянских богослужебных книгах называются хиркетонами.

Наши каналы TG Наши каналы VB

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector