Фома Аквинский был одним из самых выдающихся европейских мыслителей, философом и теологом. Он прославился тем, что сформулировал основные принципы томизма и систематизировал средневековую схоластику.
Детство и юность
Философ родился в 1225 году в семье зажиточных дворян. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Томас был седьмым ребенком в семье, и его судьба была предопределена с самого рождения — он должен был стать священником, в то время как его старшие братья занимались военным делом.
Фома Аквинский
Томаса ожидало благоприятное будущее, он стал аббатом бенедиктинского монастыря — этот сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Поскольку молодой человек происходил из знатной семьи, в будущем он мог бы даже стать Папой Римским. С детства Томас воспитывался своим дядей в бенедиктинском монастыре.
В детстве Томас был высоким, коренастым и неуклюжим мальчиком. Он был послушным и замкнутым, поэтому его часто дразнили сверстники. В юные годы другие ученики называли мальчика «сицилийским быком». Учитель Томаса, чтобы охладить энтузиазм смеющихся учеников, сказал, что однажды этот бык будет реветь так громко, что его голос оглушит весь мир, и он был прав.
Важно!!! Учение Томаса распространилось по всему миру. Впоследствии он стал известен как универсальный наставник и князь философов.
Образование
У Аквината была очень хорошая память; он дословно запоминал слова своих учителей. В дальнейшем он только оттачивал свое мастерство. Например, Фома составил сборник изречений отцов церкви на Евангелия. Работая над этой темой, молодой человек обращался ко многим источникам.
Томас не делал записей, а просто запоминал информацию. Его память была настолько острой, что он запоминал все, что читал.
Интересно! Сам философ объяснял этот феномен тем, что он много работал над самосовершенствованием. По его словам, память подчиняется разуму, поэтому вы должны располагать нужную вам информацию по частям в правильном порядке. Затем, вспомнив один фрагмент, ум сам предлагает следующий.
Второй способ развить хорошую память — это заинтересоваться тем, что вы делаете. И, конечно, вам следует чаще думать об этом и повторять пройденное. Томас учился сначала в Парижском, а затем в Кельнском университете.
В Париже он был одним из лучших учеников Альберта Великого. Затем Фома стал преподавателем теологии и написал свои первые философские труды. Древние труды привлекали его ум, даже если они противоречили принятым католическим истинам. Поэтому Фома согласился добровольно подвергнуться искушению знанием.
Вступление в орден доминиканцев
Во время учебы молодой человек увлекся наукой. Несмотря на то, что доминиканцы были небольшим орденом, большинство монахов были высокообразованными людьми. В Средние века быть образованным человеком было очень опасно; таких людей обвиняли в ереси и называли слугами Сатаны.
Бенедиктинский орден, в который родители поместили Фому, поражал своим внешним великолепием, но он не ставил своей целью проповедовать истину и доносить ее до простых людей. Томас, напротив, считал такую жизнь бесполезной, поэтому он сбежал из дома и вступил в доминиканский орден.
Старшие братья похитили Томаса по приказу родителей и привезли его в родовое поместье, где юноша пробыл в заточении два года, прежде чем ему удалось бежать. Во время его заключения к нему подсылали даже блудниц, чтобы соблазнить монаха, но он был непоколебим. Его родители хотели, чтобы молодой человек пересмотрел свое решение отказаться от служения науке, но им не удалось добиться желаемого результата.
Преподавательская деятельность
После завершения учебы Фому призвали в Рим, где знаменитый богослов стал советником Папы Римского. Здесь он также читал лекции для студентов Студиума. Аквинский принимал активное участие в преподавании, читая лекции по нескольким предметам в различных отраслях философии.
После 10 лет жизни в Риме Томас вернулся во Францию, где занялся популяризацией трудов Аристотеля, продолжая читать лекции, но теперь уже во французском университете.
После того, как доминиканцы основали Неаполитанский университет, Томас вернулся туда в качестве магистра. Аквинский не мог долго читать там лекции — ему пришлось оставить преподавание из-за проблем со здоровьем.
Подробнее о выдающихся деятелях Церкви:
- Житие Симеона Нового Богослова
- Митрополит Киевский Михаил
- Авва Дорофей
Последние дни жизни философа
Папа Григорий X попросил мыслителя принять участие в переговорах между католической и православной церквями. Мудрый богослов смог внести свой вклад в примирение Церквей после раскола в 1054 году. С этой целью Томас отправился в Лион, но не смог туда добраться. По дороге Фома Аквинский почувствовал недомогание и остановился отдохнуть в одном из римских монастырей. Там Аквинат закончил свой земной путь.
Томизм
Учение Аквинского позже было названо томизмом. Решением Папы Римского томизм был признан официальной идеологией католиков.
Философ различал философские и теологические доктрины. Философия исследует вопросы, связанные с человеческим существованием, и объясняет проблемы, доступные человеческому пониманию и сознанию.
В этом заключается ограниченность философской доктрины; человек может познать Бога только через теологию.
Схоластика — это направление теологии, религиозно-философское движение, направленное на научное обоснование веры. Схоластика передала смысл многих церковных догм и христианских утверждений, которые были недоступны широкому кругу верующих.
До Фомы Аквинского попытки рационализировать священные истины считались большим грехом. Божественные откровения нужно было принимать безоговорочно, не задумываясь над их смыслом. Аквинский считал, что одной веры, без рассуждений, недостаточно.
Основополагающим принципом учения Фомы была гармония разума и веры.
Томизм ставил своей целью доходчиво объяснить христианскую доктрину, не опровергая ее истинности. Это привело к богословской мудрости, которая отражала свет истинного знания так же, как сотворенная вселенная отражает величие и мудрость Всемогущего.
Основные принципы томизма
Опираясь на древние христианские учения и догмы, Фома выделил пять доказательств существования Бога:
- Первопроходец. Согласно Аквинасу, все, что происходит в мире, происходит после толчка извне, все, что движется, приводится в движение по воле Бога.
- ПМ. Не существует события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за ним стоят высшие силы.
- Необходимость. Все, что мы считаем бытием, было создано с какой-то целью, из какой-то необходимости. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
- Степени бытия. Человечество с каждым шагом стремится к лучшему, к новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится на стадии совершенства, и высшим совершенством является Творец.
- Целенаправленный разум предполагает существование того, кто верит в эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.
В своем учении Фома Аквинский также определил принципы, которым подчиняются все вещи. Фундаментальные принципы бытия, согласно Аквинасу:
- Все, что существует на земле, состоит из материи и идей;
- Существование есть не что иное, как единство материи и идеи;
- Идея — это основа, а материя — лишь форма;
- Идея существует в Божественном замысле, в своей собственной форме и в восприятии человека.
Важно! Многие церковные истины, такие как воскресение Христа, не поддаются рациональному объяснению, поскольку свидетельствуют о сверхъестественных атрибутах Бога.
Самые известные труды
Аквинский написал 12 книг Екклезиаста и книгу притч. Его самыми популярными работами были «Сумма теологии» и «Сумма философии».
Сумма теологии» стала очень известной в философских и теологических кругах. Сегодня он считается классическим произведением средневековой европейской теологии. Здесь философ привел свои пять доказательств существования Бога. Книга также отвечает на многие религиозные вопросы того времени.
«Сумма философии» также известна как «Сумма против язычников». Книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников принять христианство. Основное послание книги — убеждение в том, что каждый язычник должен бороться за свою душу. Он состоит из четырех частей.
Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. Третий раздел посвящен сотворению мира, а в четвертом представлены основные доктрины христианства.
Трактат «О правлении государей» был основан на переосмыслении философии Аристотеля, показывая сущность человека как члена общества. Пониманию философии древнего мыслителя посвящена также малоизвестная работа «О единстве разума против аверроистов».
Размышления о человеке и обществе
Мыслитель уделил значительное внимание человеческой душе.
Как схоластика зависит от высших откровений, так и тело подчинено бессмертной душе. Душа создает личность, делает человека ответственным за свои поступки, а единство души и тела составляет человеческую природу.
Важно! Главная особенность человеческой души, которая делает ее подобной Творцу, — это свобода выбора между светом и тьмой, между добром и злом. Человек — не слабое существо; он не поле битвы, на котором Бог и сатана сражаются за его душу.
Сама душа по своей природе христианка, поэтому она слышит голос Бога и откликается на Его призыв. Дьявол не может заставить человека отвернуться от Всевышнего, но он может обольстить и обмануть его. По мнению мыслителя, главный выбор в жизни делает сам человек.
Аквинский также много говорил о социальном порядке. По его мнению, нравственная сущность человека является единственным источником права. Философ разделил законы на человеческие и божественные. Человеческие законы регулировали жизнь общества, а божественные законы вели к достижению блаженства после смерти.
Аквинский видел идеальную политику в симбиозе церковной и светской власти, подчиненной примату первой.
Популяризация трудов Аристотеля
Несмотря на то, что Аристотель был язычником, Церковь не относилась к его учению враждебно. На Аристотеля ссылались и противники католиков, евреи и мусульмане, что означало, что католикам нужно было аргументировать свою точку зрения.
Ранее во Франции они использовали труды древнего мыслителя, переведенные с арабского языка. Томас доказал, что этот перевод содержит множество неточностей и искажает суть мысли философа, и добился того, что работы Аристотеля, опубликованные в этом переводе, были запрещены.
Труды Аристотеля во многом стали основой философской мысли Аквинского. Он не только тщательно изучил мысли античного философа, но и смог адаптировать их к христианскому мировоззрению.
Аристотель считал, что существует 4 уровня познания истины — искусство, знание, опыт и мудрость. Фома относил мудрость к высшему уровню, поскольку считал ее единственным путем к божественному знанию.
Со своей стороны, Фома разделил мудрость на три стадии: мудрость благодати, теологическая мудрость и метафизическая мудрость. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает понять сущность бытия, а теологическая мудрость помогает верить в Бога.
Аристотель утверждал, что факт бытия утверждает жизнь каждого человека или другого живого существа. Томас, с другой стороны, утверждал, что только Бог обеспечивает возможность жизни.
Важно! Таким образом, бытие может быть независимым и зависимым. Самостоятельное и истинное бытие присуще только Богу, все остальное зависит от Его воли и подчинено Ему.
Достижения философской мысли Фомы Аквинского
Достижения Фомы Аквинского таковы:
- Доказательства существования Бога;
- Систематизация схоластики;
- Разделение понятий сущности и существования;
- Доказательство превосходства идеи над материей, следовательно, божественности над бытием;
- Разделение философии и теологии;
- Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
- Создание новой философской доктрины — томизма.
Важно отметить, что под сущностью подразумевается чистая идея или замысел Бога, а под экзистенцией — сам факт бытия.
Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой теологии. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианской доктрине. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека и тем самым укрепили его в вере.