Долгое время шли споры о том, действительно ли существовал былинный богатырь Евпатий Коловрат. Историки тоже задаются этим вопросом, известен его подвиг, но был ли он реальным человеком или все-таки собирательный образ всех качеств русского воина? Был ли это на самом деле этот русский богатырь, о котором слагают песни, предания, легенды, и в его честь ставят памятники.
Одним из серьезных старинных доказательств существования Евпатия Коловрата является «Сказание о разорении Рязани Батыем». Различные версии этой истории, имея общие черты, все же различаются в деталях. Например, одна версия указывает, что Евпатий Коловрат был боярином, а другая говорит, что он был воеводой.
Большинство историков склоняются к выводу, что он все же был реальным человеком. Известно, что Евпатий родился в Рязанском княжестве в разгар междоусобных войн. Татаро-монголы время от времени приходили собирать дань, никто не возражал. Измученный бесконечными войнами русский народ был готов отдать последнее, чтобы прожить еще несколько лет в мире.
Евпатий тоже жил такой размеренной жизнью, служил у князя воеводой, был женат и имел двоих детей, до сорока лет особых заслуг перед Родиной не имел, но в войске пользовался большим уважением. У этого также была причуда. В детстве на него напали монголы, в неравном бою Евпатий получил ранение головы и с тех пор страдает потерей памяти. Жена помогла ему вспомнить прошлое.
Во время приближения татаро-монгольской орды хана Батыя к Рязани князь Юрий Игоревич послал на помощь в Чернигов своего родственника Ингваря. Вместе с Ингваром ушел и Евпатий Коловрат.
Войско Батыя напало на родной город Коловрата, рязанцы были перебиты, сожжены заживо, посажены на кол, лишены домов, вся семья Коловрата была перебита. Вернувшись в Рязань, Ингвар и Евпатий увидели жуткое зрелище. Рязань была сожжена и разграблена, оккупанты не оставили камня на камне.
Похоронив родственников, Ингвар объявил траур по погибшим. Убитый горем Евпатий решил во что бы то ни стало отомстить Батыю-хану. Численность его дружины была в десятки раз меньше армии Батыя. Вот он и решил вести партизанские бои. Фактически такая тактика применялась впервые. Сначала Евпатий приказал отравить воду на высотах, где остановилось войско Бату-хана. Воины Евпатия совершали ночные нападения на неприятеля, истребляя их по одному, и настолько преуспели в своей партизанской тактике, что суеверные монголы были уверены, что с ними борются невидимые духи леса.
Евпатию еще предстояло столкнуться с монголами в открытом бою, но и здесь он применил военную тактику. Заняв небольшой холм, отряд Евпатия занял полную оборону и вел окружной бой против монгольских войск. Воины Бату-хана находились в поле зрения дружины Евпатия и не могли подобраться. Этот неравный бой продолжался долго, пока монголы не запустили катапульты — камнеметные машины, снарядами которых были тяжелейшие каменные блоки. Здесь пало войско Коловрата.
Евпатий вышел к хану Батыю с мечом в руке. Батый послал своего величайшего воина Таврула на битву с Евпатием, и оба воина сошлись в последней битве и сразились насмерть. Так умер Евпатий Коловрат.
Хан Батый был поражен большим мужеством и самоотверженностью русского воина. Мужество и отвага так поразили Батыя, что он обратился к своему войску со словами «если бы мое войско состояло только из таких воинов, я бы завоевал весь мир». Подойдя к телу Евпатия Коловрата, хан Батый приказал привезти бездыханное тело Коловрата на его родину в Рязань и со всеми почестями похоронить.
Во время нашествия Бату-хана на Русь в 1237-1240 годах среди русского народа часто встречались такие богатыри, которые поражали врага не только оружием, но и поразительной силой.
На арабском языке сведения о борьбе между славянами можно прочитать в труде арабского географа X века Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси в книге «Китаб ал-бад ва-т-тарих» («Книга творения и истории»):
«Говорят, что если у одного из них родится мальчик, то на него надевают меч и говорят: «У тебя нет ничего, кроме того, что ты добудешь своим мечом». У них есть король. Если он решает дело между двумя противниками, и его решение не удовлетворяет, то он говорит им: «Пусть ваши мечи решат дело». Побеждает тот, у кого самый острый меч».
Кровная месть обидчику на Руси была законом. По закону Евпатий Коловрат был обязан мстить врагу за гибель своей семьи и близких соотечественников. Этот способ мести по принципу «око за око, зуб за зуб» за убитых или опальных родственников у славян появился еще в 911 году, после заключения договора между Русью и Византией.
Византийский историк Лев Диакон (10 век) вторит восточным авторам о боевых действиях на Руси.):
«У тавров-скифов (русских) есть еще обычай разрешать споры убийством и кровопролитием».
Часто возникает вопрос, был ли Коловрат христианином или язычником. Известно, что древнее имя Евпатий видоизменено от имени Ипатий, а Коловрат — славянский языческий символ солнца.
Неизвестно, был ли Евпатий Коловрат реальной личностью или легендарным героем, собравшим в себе лучшие черты доблести, отваги и отваги русского воина, о котором в русском народе ходили песни, былины и легенды. Во всяком случае, в памяти народа сохранилось имя легендарного богатыря Евпатия Коловрата и реальные исторические сражения русских воинов с татаро-монгольским войском хана Батыя. И мы обязаны помнить нашу легендарную историю.