Синагога — это центр еврейской религиозной общины, где проводятся общественные службы, поэтому ее часто называют молитвенным домом. Помимо молитвенных служб, синагоги также занимаются образовательной, социальной и благотворительной деятельностью.
Названия молельного дома
Слово синагога происходит от греческого synagog (синагога), что переводится как община.
Существует также специальный термин бейт кнесет (перевод с иврита), который означает дом общины. На идише синагога называется шул (от немецкого Schule — школа), что подчеркивает возможность обучения в ней. Иногда можно услышать, что синагога — это маленький храм, так как любое место встречи, где произносятся молитвы, в некотором смысле заменяет храм в Иерусалиме.
История возникновения
Первые синагоги появились более 25 веков назад, когда был разрушен Первый Храм. Евреи изгонялись, собирались в жилищах членов общины, читали молитвы и изучали Тору. Затем последовали специальные молитвенные дома, синагоги. Синагоги начали массово строиться в период Второго Храма. Когда римляне разрушили Второй Храм, синагоги стали центрами еврейских общин, где люди изучали Тору и возносили молитвы. Синагоги также часто выполняли роль крепости, защищая евреев от врагов.
Что делают в синагоге
Одно из названий синагоги — бейт тефила, что переводится как дом молитвы. Во-первых, это место, где евреи вместе читают особые молитвы. Общинные молитвы имеют большую силу, слова людей, объединенных одной целью, быстрее будут услышаны Богом.
Есть молитвы, которые можно произносить только в присутствии миньяна. Миньян — это 10 взрослых мужчин (старше 13 лет), собравшихся вместе для молитвы. В результате их совместного действия обращение к Богу приобретает особую силу.
Во-вторых, синагоги — это места изучения Торы. Место, где они занимаются чтением и толкованием главной книги евреев, на иврите называется Бейт Мидраш, что означает дом учебы. Он может располагаться в здании синагоги или в соседнем здании, соединенном с ним коридором. Изучение Торы не заканчивается в возрасте бар-мицвы — совершеннолетия, поскольку евреи обязаны изучать Тору на протяжении всей своей жизни.
В обсерватории Торы по праздничным дням проводятся лекции, на которых раввин объясняет главы Торы или занимается толкованием еврейского закона.
В библиотеке хранятся основные книги по иудаизму: Пятикнижие, Талмуд, Сиддур и другие обязательные названия. Право пользования книгами принадлежит всем членам общества.
Иногда синагога выступает в роли своеобразной ратуши, где проводятся религиозные и нерелигиозные мероприятия и обсуждаются важные дела общины.
Синагога также является центром социального обеспечения, где материальные блага раздаются бедным и нуждающимся в общине.
Организация синагоги и основные должности
Главой синагоги является габай, который занимается финансовыми и административными вопросами. Ха’бай отвечает за организацию молитв и распределение должностей и полномочий.
Раввин — духовный лидер общины. Раввином может быть человек, получивший высшее еврейское религиозное образование и глубокие знания Торы. Раввин выполняет административные и религиозные функции и решает вопросы, связанные с еврейским законодательством. По праздникам и субботам он ведет уроки на важные для общины темы и читает лекции.
Хазан означает «посланник общины», что на иврите звучит как «шалиах тзибур». Хазан ведет службы в синагоге, поэтому у него должен быть хороший музыкальный слух и голос. Богатые синагоги содержат Хазана на постоянной основе. Он читает молитвы в Шаббат и праздники, а в обычные дни хазан может исполнить раввин или опытный член общины, знающий молитвы.
Еще одним важным представителем синагоги является шамаш. Шамаш — это служитель, в обязанности которого входит поддержание чистоты в синагоге и сохранение имущества синагоги.
Синагога финансируется за счет добровольных пожертвований и членских взносов. В синагогах принято собирать пожертвования во время утренних будничных служб. Для этого в центре синагоги устанавливается специальный ящик, называемый пушкой. Собранные деньги жертвуются на благотворительность или используются на нужды синагоги.
Расположение и архитектура
Писание не предписывает никакого конкретного канона для строительства синагоги, и ее функцию может выполнять любое помещение в доме.
Фасад синагоги всегда должен быть обращен к Святой земле. В частности, при чтении Шмоне Эсрех лицо молящегося должно быть обращено к Иерусалиму.
Внутреннее убранство синагоги
Самой важной частью синагоги является Священный ковчег, расположенный в передней части помещения, то есть у стены, обращенной к Иерусалиму. Ковчег — это отдельно стоящий шкаф или углубление в стене, используемое для хранения Торы. На иврите ковчег называется арон а-кодеш.
Ковчег имеет завесу, называемую парохет. Во время чтения самых важных молитв завеса приоткрывается. Право открывать и закрывать завесу предоставляется человеку из общины, который заслуживает этой чести. Когда завеса открывается, все прихожане должны встать.
Внутри корпуса находятся священные свитки Торы, которые вынимаются во время общих молитв и по особым случаям.
Над ковчегом находится еще один обязательный элемент нерв тамид — неугасимый светильник. Он выполнен в форме свечи и символизирует священную Менору.
В центре святого места находится небольшая платформа, называемая бима. На биме находится специальная платформа для свитков Торы, на которую их кладут для чтения.
Рядом с арон ха-кодеш находится молитвенный стенд, на котором читает молитвы хазан. На иврите такая подмышка называется амуд.
Структура синагоги характеризуется наличием отдельных помещений для мужчин и женщин, как в Иерусалимском храме. Женская половина называется эзрат нашим. Обычно он располагается на галерее на первом этаже здания и является своего рода балконом. В небольших синагогах принято отделять мужскую часть от женской плотным занавесом, называемым мехица.
Правила поведения в синагоге
Неевреям разрешается входить в синагогу, если они соблюдают все необходимые условия и ведут себя подобающим образом.
Чтобы войти в синагогу, необходимо одеться строго и скромно в соответствии с обычаями иудаизма. Традиционно мужчины должны носить головной убор — кипу. Замужние женщины должны покрывать свои волосы головным покрывалом. Согласно закону кашрута, женщины должны прикрывать плечи до локтя, а юбки должны быть ниже колен. Женщинам также не разрешается носить брюки.
Необходимо вести себя прилично: не допускается сквернословие, крики и пустые разговоры, так как синагога предназначена для молитвы и общения с Богом. Маленьких детей обычно не берут в синагогу, так как они еще не понимают указаний родителей и могут помешать чтению молитв.
Во время молитвы все присутствующие должны слушать хазан. Хазан читает молитву от начала до конца, а остальные могут повторять ее друг за другом. Если молитвенный отрывок содержит благословение, все должны произнести слово «Аминь» в знак согласия.
Книга молитв называется сиддур. Сиддур содержит полные тексты как праздничных, так и ежедневных молитв. Они есть в каждой синагоге, и каждый может ими воспользоваться.
Запрещается использовать синагогу как укрытие от непогоды, есть, пить, спать или обсуждать какие-либо важные дела.
Староновая синагога
Сегодня по всему миру существует множество синагог. Все они отличаются друг от друга архитектурой, историей происхождения и многими другими особенностями. Многие из них становятся туристическими достопримечательностями.
Одна из самых известных синагог в мире — Старая синагога в Праге. Это самая старая синагога, сохранившаяся до наших дней в Европе. Он был построен в 1270 году. В то время в Праге было много других синагог, поэтому вновь построенную синагогу назвали Новой синагогой. Однако позже, когда были построены еще более новые синагоги, эта синагога состарилась, отсюда и ее странное название.
Самая старая синагога в России
В России старейшей действующей синагогой является Московская хоральная синагога. Он был построен царем Александром II, который разрешил евреям купеческого статуса жить за пределами Палеи. В 1886 году председателю еврейской общины Лазарю Соломоновичу Полякову удалось купить участок земли в Москве для строительства молитвенного дома. Его строительство было завершено в 1891 году, но потребовалось 15 лет, чтобы получить право на его открытие. С момента своего открытия Московская хоральная синагога является одним из важнейших центров еврейской религиозной жизни в России.
Сегодня синагоги продолжают оставаться центрами духовной и общественной жизни евреев. Еврейский народ почитает традиции, связанные с этим святым местом, и верит в силу общественной молитвы.