Святой был епископом каппадокийского города Кесарии, о других фактах жизни святого нет никаких сведений. Существует предположение, что Андрей жил на рубеже шестого и седьмого веков. Известно только одно произведение, написанное епископом Кесарии; оно озаглавлено «Комментарий к Апокалипсису». Это литературное произведение считается первым и полноценным комментарием Церкви к Апокалипсису Иоанна Богослова. Труд, созданный преподобным Андреем, оказал большое влияние на будущих авторов, взявших на себя труд истолковать последнюю книгу Писания.
Значение литературного труда
Книга Откровение (Книга Откровения) — последняя рукопись Нового Завета. В ней описываются события, после которых Иисус Христос во второй раз сойдет на землю. Пришествие будет сопровождаться ужасными катаклизмами и катастрофами. Далее в книге описываются события, которые последуют за вторым пришествием Мессии.
Автор Апокалипсиса несколько раз называет себя Иоанном и говорит, что слышал голос Господа, который повелел святому записать все, что он видел. Апокалипсис Иоанна Богослова был написан до начала второго века (80-95 гг. н.э.).
Толкование на Апокалипсис
Андрей Кесарийский считает, что Апокалипсис имеет троякий смысл: прямой, нравственный (тропологический) и раскрывающий тайну Царства Небесного. Более поздние толкования известных в христианском мире святых ссылаются именно на комментарий епископа как на самый авторитетный источник. Есть предположение, что этот трактат был написан Андреем Кесарийским между 560 и 615 годами.
Святой Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской
Пытаясь продемонстрировать подлинность книги Откровения, автор использовал ссылки на раннехристианских ученых и богословов (Папия Иерапольского, Мефодия Патарского).
- В предисловии к изданию преподобный Андрей указал, что толкование не претендует на звание Истины, поскольку даже буквальное объяснение сказанного И. Богословом — дело практически невозможное.
- Великий труд архиепископа Кесарийского был написан на греческом языке; в X веке он был переведен на грузинский и славянский языки, а в XI веке — на армянский. До 15 века славянские племена не имели возможности изучать оригинал Откровения; они пользовались только «Комментарием…» святого Андрея. Работа автора была украшена своеобразными традиционными миниатюрами.
- Андрей Кесарийский назвал главной целью всего произведения развитие аналогового чувства, попытку показать то, что недоступно человеческой чувствительности. Автор стремился указать на исполнение в мировой истории заветов, содержащихся в Апокалипсисе. Большая трудность заключается в том, что демонстрация этих пророчеств возможна лишь частично, потому что многое из того, что сказал богослов, относится к будущему, неизвестному обычному разуму. Автор подчеркивает, что после правления Константина Великого наступит время Антихриста. Дьявол будет править последним, восьмым царством мира.
Предупреждение. Каппадокия была древней провинцией Малой Азии (современная Турция). Его столицей была Кесария, где, по преданию, проповедовали первые ученики Христа, Петр и Павел. Этот город называют центром самого христианства. Во времена гонений на последователей Мессии многие святые, принявшие мученическую смерть, обрели божественную славу в столице Каппадокии. Кесария была резиденцией епископата, и Василий Великий был здесь самым известным епископом.
Анализ Толкования на Апокалипсис
Труд преподобного Андрея Кесарийского разделен на 24 раздела, каждый из которых состоит из нескольких статей.
- В начале книги автор дает определение Апокалипсиса, называя его откровением сокровенных тайн, полученных во время озарения или видения с помощью Бога. О. Андрей отмечает, что те, кто слышит то, что пишет И. Богослов, прославляются. Толкование Апокалипсиса. Святой Андрей Кесарийский
- Тайна Церкви, число ангелов, роковые катастрофы обозначены здесь числом 7. Иисус, по словам автора, всегда верен своим словам, он — Царь, дарующий спасение тем, кто его слушается. Бог и Мессия также обозначаются словами Альфа (начало) и Омега (конец). Поэтому обычным людям подобает восхвалять Творца и Его всемогущество, чтобы стать чистыми душой и получить право наслаждаться вечным блаженством и покоем.
- Св. Андрей Кесарийский пишет, что голос, который слышал апостол Иоанн, не был чувственным, но исходил из духовных областей. Образ Христа, описанный нам в видении, является одновременно новым и предчувствующим, ибо он излучает белый свет и огненный жар. Апостол был потрясен этим видением и упал к ногам Господа, как будто умер, но Господь поддержал его словом и пожелал укрепить пророка Иоанна.
- Иисус Христос хвалит стойкость в вере, усердие, но осуждает недовольство ближним и ограничение добрых дел. Эндрю утверждает, что религиозное учение доступно только тем, кто открыл в себе способность к духовному слушанию и преодолел земные удовольствия.
- Андрей анализирует текст о том, как апостол Иоанн получил в подарок священную книгу, символизирующую его принятие того, что он видел. Ангел повелел евангелисту предсказать будущий конец света. Затем Господь послал двух своих верных слуг, Еноха и Илию, которые также должны были принести весть об апокалипсисе. Однако после завершения их миссии Антихрист выйдет из своего убежища и победит посланников Божьих. Люди (язычники и иудеи) будут радоваться, потому что эти два человека своими пророчествами мучили жителей земли.
Примечание: Святой А. Кесарийский советовал верующим слушать семь церквей, ибо это научит всех терпеть нужду и любить добродетели. Семь язв произнесены для того, чтобы мы обратились к покаянию. Автор называет Бога подателем огня, благодаря которому душа становится чистой и не боится говорить с Ним, даже во времена греховности.
Дальнейшее изложение Толкования
Преподобный Андрей отмечает, что убитые будут воскрешены Господом на третий день, лично войдя в их тела. Это приведет в ужас окружающих и станет великим признаком приближающегося конца света. Нечестие падет от землетрясения, 7000 привязанных к материальному существованию погибнут, лишь часть праведников останется в живых. Святые и ангелы, знающие законы Господа и соблюдающие Его заветы, будут благодарить Бога за то, что Он пришел на землю ради человечества и перенес великие страдания.
- Небеса откроются, и святые получат дары от Всевышнего, но нечестивцев постигнут бедствия. Произойдет противостояние между ангелами и демонами, и сатана падет в подземный мир. Дьявол поплатится за то, что обманывал людей и навлекал на них клевету. Высшие силы будут радоваться победе, но они будут скорбеть, потому что сатана не прекратит свое стремление творить зло.
- Далее преподобный Андрей толкует суть появления на небе новых чудовищ, а также раскрывает подробности семи язв, посланных на землю для уничтожения нечестивых.
- Преподобный говорит, что название Вавилон, которое переводится как «явление», первоначально относилось к городу, построенному персами, а затем к другим крупным поселениям, жители которых предавались блуду и разврату. Ангел возвестил о падении Вавилона, который вскоре будет захвачен злыми духами и страшными зверями. Причиной гибели великого города, по словам Андрея, является избыток неправедно приобретенного богатства, жизнь в гордыне и тщеславии.
- В последней части Комментария на Апокалипсис святой Андрей напоминает нам о подлинности всего, что апостол Иоанн видел своим духовным оком. Апокалипсис Иоанна предназначен для чтения верующими, поскольку он указывает путь к Истине и предупреждает об ужасных наказаниях, которые ожидают всех грешников.
- Каждый человек, напоминает нам автор, имеет право поступать по своему усмотрению, ибо Бог наделил каждого свободной волей. Однако следует помнить, что каждый поступок имеет соответствующие последствия. Блаженны будут те, кто живет по законам Господа, в то время как другие постепенно придут к ужасному концу.
Преподобный Андрей Кесарийский известен тем, что создал первое полное толкование Апокалипсиса Иоанна, последней рукописи Нового Завета. К сожалению, нет сведений о жизни самого автора, но, изучая его труд, становится ясно, что святой был смиренным слугой Господа, четко осознающим законы Творца Вселенной.