Земля обетованная — земля, по которой, с Божьего благословения, странствовал Авраам (по родству и из дома отца своего (Быт.12:1)), и которую Бог обещал дать в наследие будущему народу, сформированному из его потомков.
Почему Милосердный Бог повелел сынам Израилевым, вступавшим на территорию обетованной земли, изгонять из неё местных жителей?
После чудесного освобождения евреев из египетского рабства Бог заключил с ними союз завета. Главная задача, обозначенная условиями этого завета и возложенная на весь народ, заключалась в том, чтобы евреи как община стали хранителями веры в единого и истинного Бога (Исх 23:24-25).
Им было бы трудно избежать искушений и соблазнов идолопоклонства и широко распространенного разврата среди грубых язычников. Учитывая это, мы понимаем, что это было изолированное существование, которое должно было способствовать правильному устройству религиозных и нравственных отношений сынов Израиля с Богом и друг с другом (Исх.23:32-33).
Более того, местные языческие племена заслужили свое изгнание бесчисленными мерзостями и преступлениями. Как когда-то Адам был изгнан из рая за непослушание (Быт.3:23), а Каин за братоубийство — еще дальше в землю Нод (Быт.4:16), и эти изгнания соответствовали нормам Божественной истины, так и изгнание ханаанских племен с территории Палестины, по решению Бога, было законным и справедливым делом.
Этот вывод становится еще более очевидным, если учесть, что в ответ на массовое непослушание Божьих предписаний сынами Израиля и их бесконечное уклонение от своих религиозных обязанностей, через несколько веков они сами были изгнаны из Земли Обетованной (от рук иноземных завоевателей), сначала из Северного, а затем из Южного царства (оба возникли в результате разделения единого государства Израиль на две части).
Наконец, еще одной важной причиной изгнания язычников было то, что такая особенно красивая, плодородная земля и географически лучше подходила для размещения Храма, посвященного Единому Всевышнему, чем сосредоточение на ее территории всевозможных языческих храмов и идольских рощ.
Если Храм был построен, а потом восстановлен на обетованной земле по распоряжению Божию, то почему Бог попустил, чтобы он вновь был разрушен при римлянах?
До пришествия Христа Иерусалимский храм был единственным местом, где евреи могли приносить ритуальные жертвы. С приходом Мессии, искуплением человека и основанием Церкви Иерусалимский храм перестал быть единственным религиозным центром (Ин 4:20-24).
После завершения Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения утратили свою религиозную силу и цель. Все они были прообразом жертвы на кресте Иисуса Христа. Сегодня Крестная Жертва воспроизводится в Пресвятом Таинстве Евхаристии во всех православных церквях, независимо от их географического положения.