Кто является кумиром — рок-музыкант или чемпион мира по кулачному бою? Кто считал, что православные иконы — это идолы? И почему израильтяне выковали золотого тельца? Давайте ответим на эти вопросы и поговорим о второй Синайской заповеди.
Золотой телец
Моисей со скрижалями.
На горе Синай Господь дал Моисею каменные скрижали с 10-й заповедью. Вернувшись в стан израильтян, пророк, только что получивший от Бога «правила жизни», к своему ужасу обнаружил, что его народ с радостью нарушает первую и вторую заповеди. Уже не надеясь на возвращение Моисея, евреи попросили его старшего брата Аарона, также участвовавшего в выводе евреев из Египта, создать им нового бога.
И сказал им Аарон: «Выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите их ко мне». И вынул весь народ золотые серьги из ушей своих и принес их к Аарону. И взял он их из рук их, и сделал из них быка, и сформировал его резцом. И сказали они: вот Бог твой, Израиль, Который вывел тебя из земли Египетской. (Исх 32:2-4)
Моисей, конечно же, был в ярости. Его можно было понять. Он чувствовал ответственность за будущее своего народа, а возможно, и всего человечества. Более того, еще на Синае, узнав от Бога без подробностей о том, что происходит внизу, Моисей умолял Творца помиловать евреев от Божьего гнева. Но когда пророк спустился, он увидел своими глазами, что происходит. Пророк не мог примирить в своем сознании свежее соглашение Бога с народом и беспечные, глупые мольбы с плясками перед золотым идолом. В гневе Моисей разбил скрижали завета, уничтожил быка, отругал Аарона и приказал верным израильтянам очистить народ от идолопоклонников.
Прививка от язычества
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за беззакония отцов их до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
(Исход 20:4-6)
Первая половина заповеди ясна, особенно с исторической точки зрения: Бог предостерегает людей от идолопоклонства и язычества, а также от попыток обожествить материальные формы или элементы. Но как насчет второй части?
Никола Пуссен «Культ золотого тельца».
Мы видим предупреждение о том, что дети, внуки и даже правнуки могут пострадать за проступки своих родителей. Грех, как и привычка, может передаваться по наследству, будучи посеянным в одном поколении и вырастая гораздо позже. Блаженный Иероним Стридонский пишет об этом так:
«Наши мысли и решения (…) Бог не наказывает сразу, а измеряет в потомстве, то есть в злых делах и скупости в греховном».
Сколько народов в истории человечества отвернулись от спасительного пути поклонения Истинному Богу? Стали ли они язычниками или сбились с пути в своих религиозных поисках, доверяя собственному пониманию Творца, а не вере, данной Богом? Господь предупреждал об этом еще на Синае.
Икона или идол?
Иконоборцы (картина Доменико Морелли, 19 век)
Христианство боролось с идолопоклонством на протяжении всего времени. Из жизнеописания мучеников первых веков Римской империи мы черпаем множество информации о том, как жители величайшего государства своего времени заразились культом каменных статуй. Перед «божествами» приносили жертвы, проводили ритуалы и пытались заставить христиан участвовать в идолопоклонстве.
Часто контакт христианских святых с языческими «культовыми предметами» прояснял их характер. Например, когда великомученицу Татиану привели в храм Аполлона, чтобы заставить девушку сделать подношение статуе, крыша здания со статуей обрушилась, и из идола с громким криком что-то вырвалось. Известно, что ни одно место не бывает пустым: там, где нет Бога, обязательно появляются темные силы. Ибо человек сознательно сделал выбор в их пользу.
Говоря об идолах, мы невольно можем задать вопрос: а как же, например, православные иконы? Вопрос хороший, но он был решен в девятом веке на Константинопольском соборе. Патриарх Мефодий, поддерживаемый царицей Феодорой, защищал православные иконы от возможных гонений. Император Лев III за 100 лет до этого события заявил, что икона является идолом и что ее присутствие в храмах и домах напрямую нарушает Вторую Синайскую заповедь. Во время иконоборчества были уничтожены тысячи икон, фресок и мозаик. Кто был прав?
Седьмой Вселенский Собор объяснил это просто:
«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и тот, кто почитает икону, почитает ипостась Того, Кто на ней изображен».
Синаитская икона Христа Пантократора
Обратите внимание, что на иконках изображены люди и события. Иисус Христос также был человеком. Еще больше — его святые. Ангелы и развоплощенные силы также имели видимую форму, когда представали перед людьми. Православные иконы изображают некий невидимый мир, несут в образах глубокий символизм, создают нужное настроение для молитвы и несут в себе напоминание о Боге.
Поклоняясь иконам, православные христиане почитают Бога и Его подобие, которое просияло в некоторых святых.
Не сотвори себе кумира
В нашем языке слово «кумир» определяется примерно так: обычно это певец, актер, человек искусства или спортсмен. Реже кумиром становится политик, ученый или профессионал. Кумир — это обычный человек, в выдающихся способностях которого убеждены его поклонники. Они видят в нем своего рода мессию, несущего свет, мотивирующего, дающего надежду.
Обычного человека, пусть даже талантливого, сами люди преувеличенно наделяют сверхкачествами и даже делают центром своей жизни. Для отдельных людей он становится богом. После смерти Курта Кобейна из группы Nirvana по всем странам мира прокатилась волна самоубийств. Для людей Курт был всем, человеком, которым они восхищались. Конечно же, самоубийство стало тем шагом, который преданные фанаты повторили вслед за своим кумиром.
Еще более острым является «поклонение» своим гуру в сектах и даже в приближенных к ортодоксальным общинах. Если светские идолы обычно не претендуют на воплощение истины (скорее, люди сами наделяют своих одаренных любимцев образами божественности), то лидеры религиозных групп более определенно занимают место Бога. Последствия этого печальны для всех. Мы забываем, что каждый из нас, каким бы одаренным, даже святым он ни был в жизни, является всего лишь человеком и без Бога не способен ни на что по-настоящему значимое.