- Что это такое
- Происхождение слова
- Значение понятия по Библии
- Современное определение
- Кто такие еретики
- Историческое значение
- Суть учения и веры
- Причины появления
- Историческая справка
- Современные еретики
- Борьба католической церкви с еретиками
- Причины развития
- Преследования еретиков
- Инквизиция и публичная казнь
- Видео
Именно распространение христианства привело к появлению ереси: любого, кто оспаривал или отрицал католическую церковь, называли еретиком. Вопреки мнению, распространяемому церковниками, еретики редко были сатанистами или неверующими. Во многих случаях у них была более сильная и твердая вера в Бога, чем у самих священнослужителей. Они считали классические религиозные пути несовершенными, поэтому решили создать свои собственные верования.
Что это такое
Еретик — это человек, который проповедует ложное учение, принимая его за истину. Обычно этот термин используется в религиозном смысле. Часто разница в его толковании может показаться незначительной для посторонних, но для людей верующих это часто вопрос жизни и смерти.
Происхождение слова
«Ересь» в переводе с греческого αἵρεσις означает «направление», «выбор» или «течение». Когда этот термин используется в еврейском, исламском или христианском контекстах, в каждом из них он имеет разное значение. В иудео-эллинистической культуре оно использовалось для обозначения философских или религиозных движений, школ и течений. Например, религиозные и политические предубеждения саддукеев и фарисеев были названы так. Лидер или основатель еретического движения был ересиархом, а люди, которые поддерживали эти учения, были еретиками.
Значение понятия по Библии
В апостольских посланиях Нового Завета этот термин приобретает иное значение: он редко встречается в писаниях и в большинстве случаев означает принадлежность к секте, противостояние правильному учению, отрицание истинности Божьего откровения.
Библейские значения слова «ересь»:
- Утверждение, концепция или доктрина, противоречащая учению Церкви.
- Заблуждение относительно ортодоксальных доктрин, поддерживаемое сознательным, упорным противостоянием Истине.
- Преднамеренное искажение православной догматики.
Современное определение
Широко определяется как любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или убеждениям. Этот термин также используется для описания человека, который пропагандирует взгляды, категорически противоречащие общепринятым представлениям, а не просто означает неправильное толкование религиозных учений.
Первоначальное значение определения в истории — это ошибка в вопросах веры, закрепившаяся в чьем-то учении или мнении, возникшая в Церкви. В философии еретическими считаются те учения, которые отрицают веру в Христа, в Котором нераздельно соединены совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).
Кто такие еретики
Людей, сознательно отклоняющихся от религиозной доктрины, принятой за истинную, называют еретиками.
Историческое значение
Первоначально так называли гностиков, хотя гностицизм вряд ли можно считать христианским учением. Симон волхв считается первым еретиком (Деян. 8:9).
Следующие еретические доктрины относятся к раннему периоду:
- Эбионитизм;
- Церинтианство;
- Элькезитанизм;
- Докетизм;
- Манихейство;
- Монтанизм;
- Чилианство.
Историческое значение появления еретиков и раскольников заключается в том, что они провоцировали Церковь на повышенную интеллектуальную активность, тем самым побуждая ее более точно и подробно формулировать свое учение. Конечной целью была систематизация, которую Иоанн Дамаскин уже осуществил для Восточной церкви в восьмом веке.
Суть учения и веры
Еретические доктрины были широко распространены в Средние века, и их суть была весьма разнообразна.
Основные направления доктрин и верований еретиков:
- Отрицание одновременного присутствия божественного и человеческого начала в Спасителе.
- Мир — это арена борьбы между силами добра и зла.
- Акцент на широком распространении социальных реформ.
- Требование равенства собственности или полный отказ от всякой собственности.
- Возвещение о скором приходе Царства Божьего на землю.
- Отказ от принятия таинства причастия.
- Проведение крещения одним возложением рук.
- Отрицание культа Распятия.
Катары и вальденсы были самыми влиятельными доктринами в X-XIII веках. Французский купец Пьер Вальдо был основателем Вальденсов. Он утверждал, что спастись можно только служа Иисусу Христу и следуя его учению, а не через церковь. Уолдо считал, что церковь испорчена богатством и лишена первоначальной святости.
Катары (от греческого Cathar, «чистый») убеждали людей в том, что церковь — порождение дьявола, и поэтому необходимо основать новую. Центром учения был город Альби (юг Франции), поэтому движение получило название «Альбигой». Он пользовался благосклонностью графа Тулузского и был чрезвычайно влиятелен.
Древние еретические тексты обычно уничтожались, поэтому информацию о доктринах можно почерпнуть у их критиков:
- Святой Ириней Лионский;
- Святой Ипполит Римский;
- Тертуллиан;
- Ориген;
- Святой Киприан Карфагенский;
- Святой Епифаний Кипрский;
- Святой Климент Александрийский;
- Евсевий Памфил;
- Бл. Феодорит;
- Бл. Августин;
- Евфимий Сигабенский.
Причины появления
Было много еретиков, но при всех различиях в доктринах их объединяло недовольство существующим порядком. Люди пытались понять причины несправедливости, царящей в обществе. Они искали ответы в Библии, но не нашли ничего из того, что проповедовали священники. Создавалось впечатление, что святые отцы скрывают от верующих истинное значение Писания. В результате вся церковь стала служить дьяволу, а не Богу.
Католическое духовенство навязывало людям комплексы ничтожности и неполноценности перед Богом. С этой целью он начал строить знаменитые соборы, впечатляющие своим величием и великолепием. Священники ревностно проповедовали, что единственный способ получить Божью благодать — это жить в бедности. Сами священники купались в роскоши, собирая десятину и проводя дорогостоящие церемонии, а церковь обладала неограниченной властью и бесчисленными владениями.
Внешний вид пышно одетых и усталых аббатов и епископов не имел ничего общего с образом жизни Христа и его апостолов. Еретики стремились восстановить евангельскую простоту и бедность и требовали, чтобы духовенство отказалось от всех богатств и мирского имущества. Они одевались в лохмотья, раздавали свое имущество бедным, путешествовали, проповедовали и жили на милостыню.
С точки зрения простого человека, еретики были гораздо больше похожи на апостолов, чем «преемник апостола Петра».
Историческая справка
На протяжении всей истории, от зарождения церквей до наших дней, не прекращалась череда бесчисленных еретических движений, древних и новых. Из повторения старых условий возникают внецерковные модифицированные доктрины христианских догм. Церковь опровергает их, борется и побеждает их, отлучает еретиков после неудачных попыток обратить их в свою веру.
Ради мира, «охраняя свою мать, святую Церковь», греко-римское государство подвергает еретиков уголовной ответственности. Западноевропейские средневековые католические государства еще более фанатичны: они сжигают их, часто отказываясь проводить различие между подлинными еретиками и учеными людьми, которые не имеют ничего общего с доктринами Церкви, но вынуждены полагаться на их догмы. Древняя допетровская и частично послепетровская Русь следовала такому примеру.
Во все времена источники еретических движений были обычными:
- Нежелание язычников, иудеев и приверженцев восточного дуализма окончательно расстаться со своим прежним религиозным мировоззрением, приняв христианство. Они пытались объединить новые христианские доктрины со своими старыми.
- Стремление более сильных умов состояло в том, чтобы поставить учение, выдаваемое за божественное, на один уровень с философским мировоззрением древних. Намерения этих учителей были благими, но по своей сути неисполнимыми. Все это привело к рационализму. Таково было самое сильное учение еретиков всех времен — арианство со всеми его ответвлениями.
- Самопровозглашенное богословие учителей церковной традиции и общий голос Вселенского собора. Самоуверенность и самомнение, отсутствие законных начал привели к нарушению нормального состава церковной доктрины.
В фильме анализируется происхождение еретических учений на примере арианства.
Современные еретики
В наше время этот термин используется для описания представителей любого религиозного движения, которые могут заставить верующего порвать с ортодоксией или общепринятой мудростью. Большинство представителей современных движений проповедуют взгляды, противоречащие содержанию Библии.
Современные еретические движения (с 20 века по настоящее время) и их сущность:
- Пятидесятники, США. Ересиарх — Чарльз Фокс Парэм. Придать особый смысл крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, идентичное эмоциональному состоянию апостолов на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. Они убеждены, что сила, полученная через крещение, проявляется в способности говорить на иных языках.
- Антропософское общество (вальдорфские школы), Швейцария. Основатель — Рудольф Штайнер. С помощью свободно выбранных упражнений по медитации каждый может развить свое восприятие духовного мира. Такое обучение должно помочь человеку стать более творческим, нравственным и свободным; стать человеком, который руководствуется исключительно любовью.
- Рериховское движение (Агни Йога, Духовный центр Сергия Радонежского, Живая Этика), СССР. Ересиархи — Николай Рерих, Елена Рерих. Верят, что многие религии противоречат сами себе, и что их приверженцы давно отошли от главных оккультных истин, оставив ложные.
- Церковь Последнего Завета, Россия. Основатель — Сергей Тороп («Виссарион»). Представляет собой синтез авраамических религий, буддизма, индуизма, атеистического учения Карла Маркса, антитринитаризма, апокалиптицизма и многого другого.
- Ивановизм, СССР. Ересиарх — Порфирий Иванов. Культ совершенства тела, единения с природой.
- Родноверы, Россия. Нет единого лидера. Провозгласить целью возрождение язычества, дохристианских и славянских обрядов.
- Virgin Centre, Россия. Основатель — Джон Береславский. Синкретическое движение, вобравшее в себя некоторые католические догмы, софистические, иудео-христианские и гностические верования. Цель — создание тоталитарного теократического государства «Новая Святая Русь» на территории бывшего Советского Союза.
- Белое братство, СССР. Ересиарх — Юрий Кривоногов, Мария Цвигонова. Лидеры движения считают себя новыми ипостасями Триединого Бога, проповедуя свои доктрины.
- Международное общество сознания Кришны, США. Основатель — Бхактиведанта Свами Прабхупада. Договорная группа индуистских направлений вишнуизма. Признайте Кришну единственным истинным богом, а всех остальных — его аватарами.
- Карма Кагью, Дания. Ересиарх — Оле Нидал. «Новый буддизм» сочетает в себе традиционную тибетскую культуру с европейской.
- Харизматическое движение, США. Лидер — Деннис Беннетт. Это движение проповедует, что в его церквях проявляются дары Святого Духа (исцеления, пророчества).
- Саентология, США. Ересиарх — Рон Хаббард. Культ ориентирован на людей, стремящихся к успеху и карьере. Это синтез буддизма, гностицизма, иудаизма, даосизма, философии Ницше и психоанализа Зигмунда Фрейда.
- Анастасия, Россия. Основатель — Владимир Мегре. Он поклоняется мифической женщине Анастасии, героине книг Мегре, которая обладает паранормальными и оккультными способностями.
- Нью Эйдж, США. Ересиарх — Алиса Бейли. Проповедует, что все в мире божественно и имеет неограниченный потенциал.
Борьба католической церкви с еретиками
Еретики проповедовали «истину», тем самым подрывая основу власти католической церкви, поэтому их преследовали.
Причины развития
Возникновение и развитие сектантских доктрин принято связывать с идеологическими и социальными изменениями, произошедшими в обществе в период гонений. Беднейшие слои общества искали в новой религии равенства и примирения. Постепенное обогащение духовенства, отступничество во время гонений и усиление администрации вызвали неодобрение со стороны простых верующих. В беднейших слоях населения еще были живы идеалы простой и скромной раннехристианской жизни.
Причины возникновения и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу:
- противоречивые настроения масс;
- различные интерпретации христианской доктрины …;
- и широко распространенное недовольство жизнью высшего духовенства.
Преследования еретиков
Согласно средневековым хроникам и летописцам, еретиком считался человек, отрицавший авторитет и учение соборов. Первое упоминание о подавлении церковью таких людей относится к 1022 году: в Орлеане всех раскольников приговорили к огню. Первыми жертвами пожаров стали образованные священнослужители, которые оправдывали свое инакомыслие богословием.
Казни в Орлеане подготовили почву для самых жестоких репрессий, а в Тулузе и Аквитании запылали костры. Целые общины неверующих выступали против епископов, являясь с Библией в руках в церковные суды. С помощью цитат из Писания они пытались доказать истинность проповедуемых ими доктрин. Полных осужденных отправляли на кол, не щадя детей и стариков. Сожжение — ярчайший пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.
В XII веке вспышки заболевания вспыхнули в Рейнской области. Осужденных было так много, что монах Эвервин де Стейнфельд обратился за помощью к цистерцианскому монаху Бернарду, который имел репутацию жестокого гонителя еретиков. После повсеместных облав и погромов в Кельне зажгли костры. Вместо беспочвенных обвинений в безнравственности и колдовстве судебные решения четко указывали на спорные моменты между сектантами и ортодоксальными церковными концепциями.
Осужденные и приговоренные «апостолы сатаны» приняли свою смерть с такой стойкостью, что вызвали ропот и волнения в толпе, присутствовавшей на сожжении.
В это время земли Южной Европы считались основными очагами еретических движений. Конгрегации были построены по образцу католических церквей, но руководящие должности также были отданы женщинам. Еретиков в Средние века называли «хорошими людьми». Исследователи более позднего времени стали называть их катарами.
Известно, что еретики имели свои церковные учреждения, проводили свои соборы и привлекали в свои ряды новых последователей. Франция и Германия пресекли инакомыслие в зародыше, но в Италии и Лангедоке катары укрепили и расширили свое влияние. В это время многие знатные семьи приняли новую веру, давали кров и пищу преследуемым единоверцам и распространяли проповедуемые ими доктрины.
Инквизиция и публичная казнь
Несмотря на деспотичную политику церкви, все большее число буржуазии и крестьян стали сомневаться в верности ее учения. Они обвинили духовенство в бездействии и пустой трате денег. Католическое духовенство немедленно отреагировало на религиозные восстания, ответив жестокими репрессиями, которые будоражили Европу на протяжении веков.
Для борьбы с еретиками была создана инквизиция — тайный церковный суд, который расправлялся с «послами дьявола на земле» посредством практики анонимных доносов. Суд не имел инквизиционной процедуры, сопровождался длительными и жестокими пытками и закончился смертью человека.
Часто прокуроры и судьи даже не знали имен осужденных и обозначали их как «обвиняемый номер один, обвиняемый номер два…». Средневековая инквизиция делегировала светским властям полномочия казнить неверующих, но всегда контролировала исполнение. Смертная казнь приводилась в исполнение путем публичного сожжения. Это наказание было широко распространено.
Первоначально жертвами становились те, кто не соглашался с классическими учениями церкви. Со временем категории отступников росли в геометрической прогрессии. Привлекательных женщин и девушек обвиняли в обманных отношениях с дьяволом и колдовстве. Дети, рожденные с физическими дефектами, считались детьми сатаны. Всем им грозила неминуемая смерть.
Семьи еретиков были разрушены; их имущество было разделено поровну между духовенством и казной. Ученые, чьи взгляды радикально расходились с учением церкви, также стали жертвами судов инквизиции. Знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после публичного отказа от доктрины Коперника.
По оценкам, священный огонь инквизиции унес жизни более 12 миллионов европейцев, 98% из которых были невиновны.
Видео
В фильме представлена история возникновения и развития еретических движений.