Воздвижение Креста

Воздвижение креста

Вселенское Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — один из Двенадцати владык (от славянского «двенадцать» — двенадцать), то есть крупнейших православных праздников, установленных в память о том, как равно — Апостолы царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Это событие, по церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме близ горы Голгофы, места распятия Христа. Праздник Воздвижения Креста Господня непреходящий, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). У него есть день перед вечеринкой (26 сентября) и семь дней после вечеринки (с 28 сентября по 4 октября). Вечеринка 4 октября. Также празднику Воздвижения предшествуют суббота и неделя (воскресенье),называется суббота и неделя перед Воздвижением.

Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника

День Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Он совершается в память о двух событиях в истории Креста Господня: в память о его обретении в IV веке и в память о возвращении его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после взятия у него Спасителя был закопан в землю евреями вместе с крестами двух разбойников. Позже на этом месте был построен языческий храм. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По свидетельству церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святого Креста. Согласно легенде,Святая Елена пыталась выяснить место, где зарыт Крест евреев Иерусалима. Они указали ему место, где находился языческий храм Венеры. Здание снесли, начались раскопки. Наконец, нашли три креста, надгробие с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их по очереди прикладывали к тяжелобольной женщине. Когда она исцелилась, прикоснувшись к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на самое большое святилище истинного Креста Господня, воздвигнутое архиереем на всеобщее обозрение. Предание также говорит о чуде воскресения мертвых, которые были взяты во гроб, прикоснувшись ко Кресту все собравшиеся прославили Бога,который указал на самое большое святилище Честного Креста Господня, воздвигнутое епископом на виду у всех. Предание также говорит о чуде воскресения умерших, которые были взяты во гроб, прикосновением к Кресту.

Воздвижение креста

Интересно, что на дату праздника повлияло и освящение храма. Архиереи, присутствовавшие на этих торжествах, решили праздновать обретение и воздвижение Креста Господня 14 сентября, а не 3 мая, как в предыдущие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста следует, что в его время в Константинополе празднование Крестовоздвижения происходило 14 сентября. В 614 году, при персидском царе Хосрове, персы захватили Иерусалим и вместе с другими храмовыми сокровищами похитили святой Крест Господень. Святилище оставалось в руках язычников 14 лет, и только в 628 году, при греческом императоре Ираклии, Крест был возвращен в Иерусалим. С седьмого века празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня стало особенно торжественным. Они украли святой Крест Господень. Святилище оставалось в руках язычников 14 лет, и только в 628 году, при греческом императоре Ираклии, Крест был возвращен в Иерусалим. С седьмого века празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня стало особенно торжественным.

Воздвижение Креста Господня. Богослужение

Этот праздник и торжественный, и печальный, напоминающий не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его крестных страданиях. Главной особенностью службы в праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения. После великого славословия священник возлагает на ее голову Крест и при вознесении лампад, ладана и пения «Святый Боже» удаляет ее от алтаря через северные двери. Затем, в конце распева, он провозглашает: «Прости мудрость». Певцы поют: «Спаси, Господи, народ Твой». Священник кладет Святой Крест на аналой, приготовленный в центре храма, и перед ним совершает воскурение. После этого идет культ Креста, когда священнослужители поют:

Поклоняемся Кресту Твоему, Владыка, и славим святое Твое Воскресение.

Одежда священнослужителей в праздник Крестовоздвижения темная, траурная, женщины носят темные платки. В память о крестных страданиях Господа в этот день установлен пост: пища подается только на растительном масле. Стихи праздника раскрывают учение о смысле страданий Христовых. Страдания Иисуса Христа убили убившего нас, то есть диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змея был смыт кровью Иисуса Христа. Стихи и канон Воздвижения составили известные создатели церковных песнопений: Феофан, Козьма и другие. Они показали связь событий Нового Завета с событиями Ветхого Завета, указав виды Креста Господня. Потом,в одном из стихов о литии слышим:

Например, крт твой хртэ, патриарх и3й1ков, вниквм благословение на дар, в головах перемены, создай руки.

Стихиры, которые поются во время поклонения Кресту в конце всенощной, наполнены высоким духовным настроением:

Приидите, верные, поклонитесь древу животворящему, распространим славу славы, вознесем нас к первому блаженству. Вы придете, люди, славные cyu6, чтобы увидеть krta si1le преклоняться перед 1msz. Нынче за тварь, и 3 славы, на которых она липнет, и 3 на 8 желчных ребер протыкается и 3 сети 8 ест, сладость црк0 вназ. и 3 висит ревущей рукой, и той же рукой творит взрыв. Сегодня даже с неприкасаемыми существами мне случается i3 страдать от искусства, свободы от mz t strtє1y.

Паремии на праздник Воздвижения содержат следующие мысли: первая паремия (Исх. XV, 22-27; XVI, 1) повествует о том, как Моисей во время паломничества иудеев по пустыне исцелил источник, в котором был горький вода переворачивает дерево. Это дерево, подсластившее горькую воду, олицетворяло силу Креста Господня. Во второй притче (Притч. III, 11-18) радуется тот, кто заботится о стяжании древа мудрости, которое есть «древо жизни», для того, кто его стяжает, наша мудрость и наше древо жизни, Крест Христа. Третья притча (Ис. LX, 11-16) содержит пророчество Исаии о величии и славе града Господня, святого Иерусалима, который Господь облечет величием и радостью навеки в роды и роды.

В каноне описывается сила креста, которая раскрывалась в крестовых прообразах Ветхого Завета (Моисей, поднявший руки в виде креста во время битвы и таким образом молившийся о победе; дерево, усластившее воды Мерры, д.), а в чудесах Нового Завета — через самый Крест Господень. Апостол говорит (1 Кор., I, 18-24), что Крест, то есть страдания Иисуса Христа, представляют силу Божию и Премудрость Божию. Евангелие (Иоанна XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35) содержит рассказ о страданиях Христа Спасителя.

Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста

Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковнославянский текст:

Спаси22 свой народ и своих, и3 благослови2 свое достоинство, подай победы силе русских в сопротивлении, и3 спаси народ крт0м.

Русский текст:

Спаси, Господи, народ Твой и благослови нас, достояние Твое, даровав Родине нашей победу над противниками, врагами Царства Твоего, и сохрани народ наш силою Креста Твоего.

Отпускной кондак. Церковнославянский текст:

Вознесение к кому хочу, тезка того, что в твоей резиденции2 щедрость твоя, даруй хртэ б9е. Радуйся2 силе своей страны, нашей страны, победам, а 4 в меру, помогай и поддерживай своим оружием, непобедимой победой мира.

Русский текст:

Взошедший на Крест добровольно, людям, носящим имя Твое, даруй милость Твою, Христе Боже; возвысь нашу страну силою твоею, дав ей победу над врагами, да будет у нее твоя помощь, оружие мира, победа непобедимая.

Чин Воздвижения Креста Господня

В России чин Воздвижения Креста Господня известен с XIII века и является неотъемлемой частью службы праздника Воздвижения Креста Господня. Он имеет долгую историю. Древнейшая запись об этом чине сохранилась в так называемом иерусалимском канонаре, датируемом 634-644 годами по времени его возникновения. На разных памятниках мы находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают, как совершается чин во время службы Патриарха с толпой клириков, другие — только священник с диаконом. Святитель Киприан Московский в своем письме 1395 г к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест должен быть воздвигнут в каждой церкви, даже если там только один священник. В старопечатном Московском Типиконе 1641 г.

Епископ, взяв Крест и встав на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение, вознося Крест вверх. Лицом к Кресту, вдали, стоит диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы сто раз поют: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды затмевает Крест на восток, а во время пения первой половины сотника медленно склоняет голову с Крестом как можно ниже, «а пролёт от земли». При пении второй половины сотника он медленно поднимается. Воспевая «Господи, помилуй» в 97-й раз, епископ выпрямляется и, выпрямившись, еще раз трижды затмевает Крест на восток. Второе возведение совершает епископ, поворачивая на запад, третью — на юг, четвертую — на север, пятую — снова на восток. Певцы в это время тоже поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певчие поют очередные стихиры.

Воздвижение Креста Господня. Иконы

В византийском искусстве иконография праздника Воздвижения Креста Господня изначально основывалась не на собственно историческом эпизоде ​​обретения Креста, а на изображении чина Воздвижения Креста, который был ежегодно проводится в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как жертвенник. Первые такие изображения относятся к концу IX — началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.

Воздвижение креста

Воздвижение креста Воздвижение Креста. Ярославль около 1681 гВоздвижение креста Воздвижение Креста. Новгород конец пятнадцатого века

Наиболее распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Крест Христов уже монументален. В центре, на высоком ступенчатом возвышении, стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Дьяконы поддерживают его под руки. Иногда Крест украшают ветками растений. Позади виднеется большой одноглавый храм. Часто на переднем плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, пришедших поклониться святыне. Фигуры царя Константина и императрицы Елены стоят по обе стороны от Патриарха, с молитвенно простертыми руками, или справа.

Воздвижение креста Воздвижение Креста начало 18 векаВоздвижение креста Крестовоздвиженская палехская грамота середины XVIII в

Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси

В России праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня соединил церковные и народные традиции. С давних времен существует обычай возводить в день Воздвижения часовни и небольшие церкви, а также воздвигать кресты в строящихся храмах. Вотивные кресты также ставились на обочинах дорог в праздник Воздвижения в знак благодарности за избавление от бед и моровой язвы. В этот день воздвигали иконы для обхода полей с молитвой о будущем урожае.

Воздвижение креста

27 сентября также называли третьим Осениным или Ставровским днем. Это был последний день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвижением или Смещением — словами, обозначающими движение, смену состояния. Считалось, например, что в этот день зерно «переезжало» с поля на гумно, так как в середине сентября обычно заканчивалась жатва хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что в Воздвижении «зипун сдвинешь, шубу наденешь», или что в Воздвижении «кафтан с шубой сдвинулся и шапка сдвинулась».

Праздник Воздвижения был постом. Считалось, что «кто постится в Воздвижение, тому простятся семь грехов». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда. «В Воздвиженье у славного парня капуста на крыльце» или «Умная, баба, про капусту: наступило Воздвижение», — говорили в народе. По всей России крестьяне считали, что Воздвиженский день был одним из тех дней, когда нельзя начинать никаких важных и значимых дел, так как все начатое в этот день либо кончится полной неудачей, либо будет бесполезным и никчемным успехом.

Однако, судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совершенно не знали, каков истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Люди твердо верили, что в день Воздвижения ни в коем случае нельзя идти в лес, так как нечисть может победить, или просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все гады «преображаются», то есть уползают в одно место, под землю, к матери, где и проводят всю зиму, до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения крестьяне в течение дня тщательно закрывали двери, ворота и ворота, чтобы гады по ошибке не заползли к ним во двор и не спрятались там под навозом, в соломе и в подстилках. Однако крестьяне считали, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусают, так как все гады.

Храмы в честь Воздвижения Креста Господня

Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Креста Господня. Так, по свидетельству Супоневской летописи, около 1283 года в городе Романове-Борисоглебске (ныне Тутаеве) на левом берегу реки, «напротив слобода Борисоглебская». По преданию, первым строителем Кремля был угличский князь благоверный Роман Владимирович Святой (1261-1285). Детинец за свою историю подвергся множеству нападений. Последняя осада Кремля Романовыми произошла во время событий Отечественной войны 1612 года. В боях и эпидемиях погибла треть горожан, но дух народа остался жив. В советское время,в здании храма располагался музей местных традиций, позднее — склад. В 1992 году собор был возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года является действующим храмом.

Воздвижение креста

В 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки была поставлена ​​Крестовоздвиженская церковь. На строительство каменного храма на месте деревянного ушло 18 лет. Главный престол был освящен в 1658 году. На протяжении двух столетий храм постоянно перестраивался, приобретя свой нынешний вид в 1894-1895 годах. В 1918 году храм начали грабить. Власти вывезли отсюда более 400 фунтов столового серебра. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а на территории храма построили навес. Стенная краска была закрашена, а когда стала просвечиваться сквозь побелку, ее сбили. Но сохранилось 70% картины. В конце 2000 года, после возвращения храма РПЦ и длительной реставрации,зданию был возвращен прежний архитектурный облик.

Воздвижение креста

Крестовоздвиженская церковь в Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возникла в XV веке. В 1764 году на месте деревянного строения возвели двухъярусную каменную церковь с колокольней. В 1832-1837 годах церковь была коренным образом перестроена на средства сестер Шараповых, в 1980-х годах помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского музея местного нравов. В 1994 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Воздвижение креста

Ему нужны были даже свечи, ладан и церковное вино. К 1680 году в монастыре проживало 38 сестер и игуменьй, получавших царское жалованье. Просуществовав сто сорок лет после своего основания, Крестовоздвиженский женский монастырь был упразднен в 1764 году. Но запустение монастыря длилось недолго. В 1768 году было решено отремонтировать монастырь Эксальтасьон-де-ла-Крус. В начале 19 века, в 1801 году, во время сильного пожара, опустошившего Белев, монастырские постройки сильно пострадали. В 1869 г церковь монастыря была перестроена, уже каменная, с 5 нефами. На первом этаже: в центре — в честь Воздвижения Креста Господня, справа — в честь иконы Божией Матери «Троеручица», слева — во имя святителя Николая. На втором этаже: налево, на имя Андрея

Во имя Воздвижения Креста Господня в селе освящен храм Введенского Толгского монастыря. Толга, Ярославская область. Сегодня теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня является старейшим из сохранившихся каменных строений монастыря. В 1838 г церковь подверглась переделке: были распущены окна, подняты своды, сняты внутренние столбы, а верхние части церкви украшены письменами на стенах. В 1892 году Воздвиженская церковь была полностью расписана масляными красками.

Воздвижение креста

Во имя Воздвижения Креста Господня в городе освящен храм. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. Церковь построена в 1623 году. Воздвиженская церковь интересна как одна из первых деревянных шатровых церквей типа «восьмиугольник в четверике» с двумя столпами (с запада и востока) и трапезной. Церковь имела красивое крыльцо. Отдельная девятистолпная колокольня была построена в 1605 году и являлась одним из старейших сооружений такого типа. Крестовоздвиженская церковь сгорела в 1919 году.

Воздвижение креста

Во имя Воздвижения Креста Господня в городе Староконстантинове Хмельницкой области Украины освящен храм. Здание датируется примерно 1570 и примерно 1570 годами. Рядом находится огромная сторожевая башня (16-17 вв.). К нему примыкают руины Крестовоздвиженской церкви и одноименного мужского православного монастыря. Когда-то башня была частью городских укреплений. В 1852 году на его первом уровне была построена теплая церковь. А в советское время местные милиционеры использовали этот первый уровень как тир.

Воздвижение креста

Во имя Воздвижения Креста Господня в городе Дрогобыч Львовской области Украины освящен храм. Церковь была построена в 1613 году и считается образцом деревянного зодчества украинского Возрождения. Храм построен на средства владельцев дрогобычского соляного промысла и находится недалеко от корпусов старого соляного завода. За свою историю церковь пережила несколько пожаров, множество реконструкций и перестроек. Сначала это была однокрышная трехсрубная церковь, а позже она была перестроена в двухкрышную и использовалась в оборонительных целях. Рядом с этим храмом в 1661 году была возведена деревянная колокольня, поэтому церковь вместе с колокольней образует гармоничный архитектурный ансамбль.

Воздвижение креста

Во имя Воздвижения Креста Господня в городе Луцке Волынской области Украины освящен храм. Храм был возведен в 1619-1622 годах и носил ярко выраженный оборонительный характер. Это один из самых ранних примеров превращения деревянного зодчества в каменное, в частности, традиционный тип деревянного храма с тремя рамами и тремя куполами. Трехчастную осевую композицию храма подчеркивали три купола. Зал напоминал оборонительную башню с лестницей, ведущей в хранилище. В 1803 году церковь сгорела. В 1888 г на месте храма была построена часовня, а в 1890 г церковь была полностью перестроена, в том числе сохранилась старая апсида с сохранившимся усиленным фризом XVII в с килевидными нишами.

Воздвижение креста

Но его быстро восстановили. В первой половине 20 века, во время войн, церковь была значительно разрушена и лишь в 1954-1959 годах реконструирована

Воздвижение креста

Крестовоздвиженский монастырь в Москве

Крестовоздвиженский монастырь впервые упоминается в летописях в 1547 году. Он располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатских ворот). Первоначальное название – Монастырь Воздвижения Животворящего Креста Господня, который находится на острове.

Воздвижение креста

Во время нашествия Наполеона монастырь был разграблен захватчиками. В 1814 году он был упразднен, а соборный храм стал приходским. Крестовоздвиженская церковь была закрыта после 1929 г., а в 1934 г снесена. Шахта Метрострой была построена на месте церкви.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения

Традиция строительства и освящения храмов в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась у старообрядцев. На Воздвижение Креста Господня храмовый праздник отмечают общины Русской православной церкви старообрядцев: г. Сызрань Самарской области, г. Чайковский Пермского края, д. Давыдово Московской области, и город Меленки Владимирской области.

Воздвижение креста

Праздник также является престольным для Мануйловского Белокриницкого мужского монастыря (Румыния) и храма села Великоплоское Одесской области (Украина).

Воздвижение креста

Празднику Воздвижения посвящен храм Древнерусской Православной Церкви в селе Тарбагатай Республики Бурятия и поморских зарубежных общин: г. Харьков (Украина), с. Капустино Могилевской области, г. Поставы, Витебская область, город Червень, Минский район, дер кресты и право Юзофово (Литва).

Воздвижение креста

Храмовый праздник отмечают также общины старообрядцев согласия часовни г. Ревды и г. Невьянска Свердловской области.

Воздвижение креста

Также сегодня престольный праздник Московской Преображенской общины (согласие Федосеевского). Как и Рогожская община, Преображенская община возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда за Камер-Коллежским Валом было основано кладбище и Екатерина II получила разрешение на строительство церквей. Особую роль здесь сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и проспонсировавший масштабное строительство. А поскольку Ковылин был федосеевцем, центром этой конфессии стала Преображенская община.

Воздвижение креста

В начале 19 века община была разделена на две части: мужские и женские суды. Каждая половина была отделена неправильной каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появилось два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Креста Господня, в которой до сих пор молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной апсиды, так как в настоящее время литургия не служится старообрядцами несвященнического согласия.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector