История, традиции, иконы и почитание праздника
Сретение Господне — двенадцатый вечный праздник, отмечаемый ежегодно 15 февраля, 2 февраля по древнему стилю. Установлен в память принесения в храм Христа Спасителя через 40 дней после рождения для совершения установленной жертвы. «Теперь отпусти раба твоего, владыко», — это изречение старца Симеона, известное из церковных служб и даже светской литературы и музыки, является лейтмотивом праздника. Церковнославянское слово «канделария» можно перевести на русский язык словом «собрание». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоносца и Анны пророчицы с Господом Иисусом Христом. Слово «собрание» более полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто собрание,а встреча меньшего с большим, человека с Богом.
Сретение Господне. Событие праздника
Подробности события «Сретение Господне» верующие узнают из Евангелия от Луки. По закону Ветхого Завета первенец Моисеев, то есть старший сын, посвящен Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом иудеев из Египта Ангел Господень поразил всех египетских первенцев, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, на которых жертвенной кровью был помазан дверной косяк.
Во время рождения Господа было принято, чтобы первенцы приносили символический выкуп в Иерусалиме в храм. Женщине, родившей сына, давали 40 дней очищения, после чего она должна была принести в жертву: годовалого ягненка и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, в храм брали только пару голубей (Лев. 12:6–8).
По преданию, после Рождества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме своей родственницы Саломии. 40-го числа Иосиф-Жених и Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом отправились в Иерусалим для исполнения заповедей Закона, в храме их принял престарелый Симеон, ожидавший этой встречи много лет своей праведной жизни и благочестивой. Согласно легенде, он был одним из 72 еврейских толкователей, переведших Священное Писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285–247 до н э.). Когда Симеон перевел слова пророка Исайи: «Се, Дева родит сына во чреве», он решил, что это ошибка, и хотел вместо девы написать «юную женщину». В этот самый момент явился Ангел Господень и взял ее за руку.Симеону было обещано, что он не умрет, пока не исполнится пророчество Исайи.
И вот, много лет спустя, произошла встреча Ветхого и Нового Заветов. Симеон взял Господа, 40-дневного младенца, на руки и радостно воскликнул:
N7 отпустил раба твоего, праведный, по глупости твоей с миром; ћкв видесте џчи мое2 спасение твое, є4єєєс2 ўс2 уготованный пред лицом всех людей; свет в крови кжком и 3 слава народа твоего1х ї}лз.
Эта молитва теперь читается на каждом богослужении в конце вечерни. После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Тогда, обращаясь к Богородице, старец сказал:
Это основано на падении и подъеме многих в Израиле и является предметом споров. И Тебе оружие пронзит душу (Луки 2:34-35).
Праздник Сретения Господня напоминает нам о предстоящем Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминаний о крестных страданиях и смерти Господней. Тогда-то и исполнились пророческие слова Симеона, ибо Пресвятая Богородица страдала в душе Своей вместе с Сыном. Узнала Господа и пророчица Ана, 84-летняя вдова, жившая в храме и служившая Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Ана пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, которые с верой и надеждой ожидали его пришествия. Вероятно, почитание волхвов, о котором вспоминают в праздник Рождества Христова, имело место уже после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет.Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.
Симеон Богоносец умер, по преданию, в возрасте 360 лет жизни. Он не боялся смерти, потому что обещание, данное ему и всем народам, исполнилось. Симеон держал Мессию на руках! И вот он ушел с душой в вечность, чтобы рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.
В православии сохранился ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка. Обычно на 40-й день или позже мать с ребенком идут в храм. Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикоснуться к святыне и помолиться в храме. Перед этим он должен постоять на крыльце. Священник также приносит младенца в храм, ребенок также приносит его в алтарь. Этот обряд можно совершить и раньше, в день крещения, если он совершен до 40-го дня.
Сретение Господне. История праздника
Праздник Сретения Господня — один из древнейших. Уже в четвертом веке его торжественно праздновали в Иерусалимской церкви, завершая 40-дневный праздничный ряд Богоявления, называемого также Богоявлением. Вот как его упоминает Этерия, паломница из современной Европы, отправившаяся в Святую Землю в конце четвертого века:
Здесь с большой честью отмечают сороковой день со дня Крещения Господня. В этот день идет крестный ход к Анастасию, и все маршируют, и все совершается в порядке с величайшим торжеством, как на Пасху. Проповедуют все пресвитеры, а затем епископ, всегда говоря о том месте в Евангелии, где в сороковой день Иосиф и Мария привели Господа во храм, и увидели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и их слова сказали они, видя Господа, и о приношении, которое принесли отцы. А после этого, отправив все в обычном порядке, совершают литургию, а затем прощание.
Затем праздник распространился на все поместные церкви, его стали отмечать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. Он был добавлен к двенадцатому празднику только в 544 году.
В VI веке, при императоре Юстиниане (527-565), Византия постигла множество бедствий. Сначала было землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва: эпидемия оспы, завезенная из Африки. Предание говорит, что в трудные дни, когда весь город переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо отпраздновать торжественнее. В этот день состоялась торжественная служба с ночным бдением и крестным ходом.
Упоминания о празднике Сретения Господня встречаются в проповедях священномучеников Мефодия Патарского (ок. 260–312), святителей Кирилла Иерусалимского (315–386), святителей Григория Богослова (329–389), святителя Амфилохия. Икония (ок. 340 — после 394), святитель Григорий Нисский (ок. 335-394), святитель Иоанн Златоуст (ок. 347-407).
Богослужение праздника Сретения Господня
Сретение Господне – необычный праздник. Он и Господь, и Матерь Божия. Читая тропарь к празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:
Радиуш њбрадованназ бцдэ дв7о, и 3з8 взойдёт праведное солнце хрт0с бг наше, освети счастливую тьму 1сз и 3 ты величайший из праведных, взяв в руки освободителей наших дш7см, дарующий нам воскресение.
Тропарь партии, русский текст:
Радуйся, Богородице Дево, радость Господню приявшая, яко Солнце правды воссияло от Тебя, Христе Боже наш, просвещающий сущих в неведении. Радуйся, праведный старец, в руки свои Освободителя душ наших принявший, воскресение нам дарующий.
В кондаке мы обращаемся к Господу:
И $ўтр0бу њси1в ржцтв0м си2, и 3 рутсе симменнни блзлол1в, так как пре1в лучше, и 3 нхне спас є3си2 нас хртэ б9е но ўмири2 в битвах нашей жизни, и 3 ўрепи2 цРС, є3го2 любил 1л є3си2, є3дилуб не ч.
Праздничный кондак Русский текст:
Иисус Христос, Который освятил чрево Девы Своим Рождением и благословил руки Симеона, как должно; что Ты поспешил нас спасти и ныне спас, Христе Боже. Дай мир обществу среди сражений и укрепи народы, которые ты любишь, о Единый Человеколюбец.
Так и величание праздника, обращенное к Господу Иисусу Христу, прославляет в то же время Богородицу:
Величаем ТС, подателя жизни хэ7, и чтим8 смерть твою2. є3ю1же, по закону, нхне принесли восьмую городскую церковь.
Стихиры праздничные написаны известными церковными песнописцами: Анатолием, патриархом Константиноградским (5 в.); Андрей Критский (7 век); Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, патриарх Константинопольский Герман (8 век); Иосиф Студит (9 век) и многие другие. Они не только рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их смысл.
В вечерних стихах, написанных патриархом Германом, говорится, что Младенец, которого держит ветхий человек, есть Бог, воплотившийся во спасение людей:
Гли, симеНе, кто2 носы в руки2 в восьмой церкви радуются; кого ты зовешь и 3 плачешь, нн7е свобод1хуш, ви1дех бо сп7са мыв2; сей є4ст т дв7й рожденияз сие 4 слово т бга бг, воплоти нам 1 аутз, и сохрани члка. Томи Боу1msz.
«В древности притворяясь плотью», — поют верующие слова церковных песнопений и удивляются смирению Божию. Матерь Божия приводит Господа, Давшего людям Закон, в храм Божий для исполнения установленного…»
Вот стих Андрея Критского, объясняющий нам, что означают два голубя, принесенных в жертву в день Сретения Господня: голубь, а лучше два птенца, во главе ветхого и нового…»
Праздничный канон, написанный Козимо де Майумом, имеет предел: «Христа радостно обнимает старец». Это основная идея канона. В оригинальном греческом тексте первые буквы каждого стиха образовывали эту фразу. Каждый стих канона не только рассказывает какую-то деталь праздничного события, но и поясняет его смысл, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаия, которому серафим дал горящий уголь для очищения уст.
Очищение и 3каіз т серафим старец помнит б9іи мри, ты2 ћкв с клещами, ты зажигаешь МС своими руками давая ми2 є3г0же н0сиши, свет не закатный (имеется в виду не угасающий) и 3 ми1ром њводающа (имеется в виду властный).
Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет рефрен — краткое хвалебное обращение ко Христу или к Богородице, в зависимости от праздника. Припев повторяет его перед каждым куплетом. Вступительный канон отличается от других еще и тем, что в нем нет припева на все стихи, а 14 разных! Это позволяет верующим лучше понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «Бон0се симеNне, когда 3ди2 заливает 3ми2 хртА, є3г0же рожает 2 дв7а чццаз мРжз. N бьет старшего Сименна по руке, иду судиться с сослуживцем, и 3 на любой вкус. Не держи меня, старик, но у меня 2 є3го2 ты бо т меня тпущеніз пр0сить».
В притчах: в 1-й притче (из книг «Исход» и «Левит») вспоминается ветхозаветный закон о посвящении первенцев Богу; в притче 2 (Исайя I, 1-12) описано видение святого Исаии, который видел Бога Саваофа, сидящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исайя XIX, 1, 3-5, 12, 16, 19-21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении египетских идолов перед Господом и обращении египтян к Богу . События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в городе Илиополе, языческие боги этого города пали перед Иисусом Христом и обратились в прах.
Апостол (Евр. VII, 7-17) говорит о превосходстве первосвященства Христова и о принесенных Им жертвах над жертвами Ветхого Завета и об упразднении Ветхого Завета с пришествием Спасителя. Евангелие (Лк. II, 23-40) повествует о введении Младенца Христа во храм.
Поэтому люди, молящиеся не только за литургией, но и за вечерней службой, имеют возможность узнать не только описание, историю праздничного события, но и понять его значение и значение для каждого человека.
Сретение Господне. Народные традиции и обычаи
Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который старообрядцы и новообрядцы отмечают по-разному. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста. В древних богослужебных Правилах, по которым до сих пор совершаются богослужения у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба сочетается с великопостной службой. И в этом случае новообрядцы переносят праздник на день раньше, в Прощеное воскресенье. В старообрядческой периодике начала 20 века это описано очень подробно.
Другое отличие состоит в том, что новообращенные XVII века заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в требнике митрополита Петра Могилы, он скопирован с римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлая месса», во время мессы у всех в руках зажжены свечи. Вероятно, этот обычай идет от древней Иерусалимской церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии верующие держали в руках зажженные свечи. В Византии этого обычая уже не существовало, поэтому со времени крещения Руси наши предки молились «при свечах» только во время полиелея.И вот в старообрядческой церкви накануне Двенадцати праздников, в середине всенощной, при пении благолепия (полиелеос) верующие берут зажженные свечи и держат их почти до конца всенощной.
Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, особенно малограмотные, даже не знали, о каком событии вспоминала Церковь в этот день, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось так, что в этот день зима встречается с летом, то есть морозы начинают спадать и в воздухе витает весна. Приписывая Сретению только значение календарной вехи, крестьяне связывали с этим днем многие земледельческие приметы: «На Сретенье снежок — весенний дождь», — говорили они, гадая о грядущих дождях. Капли в этот день предвещают урожай пшеницы и ветер, плодородие плодовых деревьев, поэтому огородники,которые приходят с заутрени, «потрясите руками деревья, чтобы они принесли плоды». Если день Сретения тихий и красный, то летом хорош будет лен и т п.
Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их почти не существовало во всей Великой России, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне ходили по своим домам с иконой Сретения Господня или Спасителя При этом, когда икону вернули в дом, вся семья, с главой семьи во главе, пали на лица свои и воскликнули: «Господи, Боже наш, приди к нам и благослови нас».
Сретение Господне. Иконы
Одно из древнейших и наиболее необычных в художественном отношении изображений Сретения Господня, датируемое 432-440 годами, встречается в мозаиках римской базилики Санта-Мария-Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения все еще формируется.
Встреча. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта-Мария-Маджоре, Рим, 432-440 гг.
Постепенно, в течение нескольких столетий, в византийском искусстве сложилась симметричная композиционная схема, изображающая Богородицу, Симеона, обручника Иосифа, пророчицу Анну. Между центральными фигурами находится изображение престола храма. Божественное Младенец может быть представлен как в руках Богородицы, так и в руках Симеона.
Пьетро Кавалини. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. 1291 г. Рим, Италия
Икона Эпистия. 2-я половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Среди памятников русской иконописи Сретения одним из древнейших является фреска в церкви Спаса в Нередице, XII век.
Презентация Свежесть. Церковь Спаса в Нередице, 1199 г
Не случайно иконописцы вводят в композицию жертвенник с киворием. Ведь с ее помощью передается высший смысл встречи Божественного Младенца и Симеона.
Икона Сретения Господня из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря около 1497 г Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора во Владимире
После окончания периода иконоборчества появляется новая асимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к вратам Храма, на ступенях которых стоит Симеон.
Икона Сретения Господня. Новгород конец пятнадцатого века
На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.
Икона Сретения Господня. Палей начала 19 века. Палехский государственный художественный музей
Икона мастерской круга работы Гурия Никитина. Кострома 1680-х годов Ярославский художественный музей
Храмы Сретения Господня
Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времен принятия христианства. По какой-то неизвестной причине было очень мало храмов, посвященных этому празднику. От древнего, призматичного сохранилась Трапезная церковь Сретенского Антониевского монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533-36 годах, первоначально без алтарного уступа. Верхняя часть фасадов имела традиционные новгородские врезные кресты. Храм перестраивался в XVIII-XIX веках. Это одна из первых новгородских церквей без колонн.
Церковь Сретения Господня, Великий Новгород. Построен в XVI веке, перестроен в XVIII-XIX веках.
В честь Введения владыки Успенского монастыря освящен храм в городе Александрове Владимирской области. Церковь построена примерно в 1601 году. Внешний вид церкви, простой и лаконичный, выдержан в архитектурных традициях Пскова. В плане храм делится на две равные части: четырехугольник, включающий в себя прямоугольный алтарь, и северный притвор. Основной объем храма, окруженный лопатками, слегка приподнят, покрыт шатровой крышей и завершен глухим барабаном с куполом и крестом. На крыльце небольшая звонница. Каменный западный притвор церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Впоследствии архитектурная физиономия храма подвергалась изменениям. В 1923 г.
Сретенская церковь Успенского монастыря в Александрове Владимирской области
В честь Собора Господня был освящен храм Троицкого монастыря в Астрахани. Храм был построен между 1606 и 1620 годами. Впоследствии его несколько раз перестраивали. В 1918 году, в связи с боями между Красной Армией и белоказаками в Астрахани, по решению революционных военных властей храм был закрыт. В 1920 году Троицкий собор был захвачен реставраторами. Богослужения там совершались редко из-за малочисленности возрожденческой соборной общины. В 1928 году советские власти окончательно завладели храмом. Он был разграблен, иконостас разбит и сожжен. В 1970-е годы на территории Троицкого монастыря начались реставрационные работы.
Введенская и Сретенская церкви Троицкого монастыря в Астрахани
В честь Собора Господня был освящен придел храма святителя Николая Усохского в Пскове. Впервые церковь была построена в 1371 году, в 1536 году после пожара ее перестроили. Большой каменный храм из трех апсид с одним куполом и северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, быть может, стояла теплая часовня во имя Иоанна Богослова; оба зала имели портики. Вестибюли, главный, западный и боковые, северный и южный, соединялись галереей. Однако перестройки XVII-XIX веков значительно исказили внешний вид храма.
Храм Святителя Николая Усохского в Пскове
В честь Собора Господня был освящен придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 гг., является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Воздвигнут деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста на месте, выбранном им для строительства монастыря, еще преподобным Димитрием Прилуцким. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е монастырь был пересыльной тюрьмой для раскулаченных,что их переправили в лагеря к северу от ГУЛАГа; в 1950-х и 1970-х годах территорию бывшего монастыря занимали военные склады.
Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде
В честь Сретения Господня в городе Сольвычегодске Архангельской области освящен придел Благовещенского собора. На здании укреплена надпись: «. построено усердием и зависимостью именитых лиц Строгановых в 1560 году». Эта дата является началом строительства собора. Он был завершен двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой храм с двумя колоннами и пятью куполами на высоком цоколе. Основание собора окружено галереей, которая изначально была открытой. Особое очарование фасадам собора придает широкая лента – фриз из кирпичей, образно размещенный вверху стены под комарами. Однако сегодня собор сильно отличается от оригинала.Части здания были значительно перестроены.
Благовещенский собор в Сольвычегодске
В настоящее время освящен только один старообрядческий храм во имя Сретения Господня – это храм Древнерусской Православной Церкви в Республике Бурятия. Поздравляю с патронатом!