Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Крестителя

Рождение честного и славного пророка и предтечи, Крестителя Господня, Иоанна — так называется праздник, установленный в честь рождения сына праведных Захарии и Елизаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе называемый Предтечей) в старообрядческих преданиях. Имеются в виду большие, непреходящие праздники, отмечаемые ежегодно 7 июля (24 июня по старому стилю). Этот день всегда приходится на пост Петра. Праздник Рождества Иоанна Предтечи, по евангельскому повествованию, наступает через шесть месяцев после Рождества Христова. Так как Рождество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, то Рождество Иоанна Предтечи праздновалось к летнему солнцестоянию. После рождения Христа день начинает прибавляться, а после рождения Иоанна Крестителя начинает уменьшаться. Это напоминает нам слова самого Иоанна Крестителя:

Я не Христос, но я послан перед Ним.Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, который стоит и слушает, радуется, когда слышит голос жениха. Эта радость исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Иоанна 3:28-30).

Сам Господь Иисус Христос назвал Иоанна ангелом и сказал, что из рожденных женами не восстал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:10-11). В православной традиции Иоанн Предтеча почитается как величайший святой (после Богоматери); его называют первым монахом, первым миссионером и даже первым мучеником.

От редакции: Написание и произношение эпитета «Предтеча» имени владыки Иоанна Крестителя различается в традициях старообрядцев и новообрядцев. Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором оно образовано от глагола продтечи — «идти (течь) вперед, идти вперед» по кальковому методу греческого продромос (где про — «перед», дромос — «движение»). Предтечей (буквально «предтечей») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил о пришествии Иисуса Христа. В древней дораскольной традиции Иоанна Крестителя принято называть «Предтечей» (в результате языкового развития вместо Ъ появилось О), тогда как в современном русском и постраскольном (никонианском),звук Ъ почему-то был убран, а имя «Предтеча» стало общеупотребительным. В данной статье мы будем придерживаться общепринятого названия «Предтеча» в современном русском языке».

События праздника рождества Иоанна Предтечи

Рождение Иоанна Крестителя было предсказано пророком Исайей на 700 лет вперед:

Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу; сделайте прямыми пути в пустыне для нашего Бога (Исаия 40:3).

О рождении Иоанна Крестителя и событиях, которые ему предшествовали, мы узнаем из Евангелия от Луки. Священник Захария и его жена Елизавета долгое время были бездетны. Ветхозаветные священники посменно служили в храме в Иерусалиме. Когда пришло время Захарии, он воскурил в храме фимиам и увидел архангела Гавриила. Закария смутился и даже испугался, но Архангел сказал:

Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит сына, и ты наречешь ему имя: Иоанн; и будете иметь радость и веселье, и многие возрадуются рождению его, ибо оно будет велико пред Господом (Луки 1:13-15).

Закариас не поверил тому, что услышал, так как он и Изабель были уже пожилыми. За это архангел Гавриил лишил его речи, поэтому Захария до конца своего служения общался с людьми знаками. Люди понимали, что у него было какое-то видение. Елизавета зачала, но пять месяцев скрывала от всех. Через полгода Пресвятая Богородица услышала Благовещение:

Дух Святой сойдет на тебя, и сила Всевышнего покроет тебя своей тенью; поэтому рожденный святой будет называться Сыном Божьим. Вот родственница твоя Елисавета, нареченная бесплодна, и зачала сына в старости своей, и ему уже шесть месяцев (Лк 1, 35-36).

Пресвятая Богородица поспешила к Елизавете. В момент их встречи, находясь в утробе матери, Иоанн вздрогнул – так он приветствовал своего Господа. Таким образом, Елизавета поняла, что Дева Мария пришла к ней не просто так:

Благословенна ты среди женщин и благословен плод чрева твоего! И откуда пришла ко мне Матерь Господа моего? (Луки 1:43-44).

Рождество Иоанна Крестителя

Со временем у Захарии и Елизаветы родился ребенок. На восьмой день, по ветхозаветному Закону, он должен был совершить обрезание и дать ребенку имя. Его хотели назвать в честь отца, но Елизавета сказала собравшимся родственникам, что малыша следует назвать Джоном. Они не согласились, ведь в их роду не было никого с таким именем! Мы решили спросить нашего отца. Захария не мог ответить, но взял планшет и написал: «Его зовут Иоанн». После этого Господь освободил его от молчания, и Захария пророчествовал о великом будущем своего сына:

И ты, дитя, наречешься пророком Всевышнего, потому что предстанешь перед лицом Господа приготовить пути Ему (Луки 1:76).

Жизнь Иоанна Предтечи

О детстве и юности Иоанна Крестителя мы знаем из Предания Церкви. Когда царь Ирод, узнав от мудрецов о рождении царя иудейского, приказал убить всех младенцев, праведная Елизавета успела уйти с сыном в пустыню. Захария в эти дни вернулся служить в Иерусалимский храм. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил:

Теперь я служу Господу Богу Израилеву, но где в этот момент мой сын, я не знаю.

Разгневанные воины убили его прямо возле алтаря. В память об этом в православных храмах на соли (возвышение возле иконостаса) стелили красную ковровую дорожку, от Престола у алтаря до подножия амвона. На нем могут стоять только облачения священника. Джон вырос в пустыне. После кончины праведной Елизаветы он провел дни в посте и молитве. Он носил одежду из верблюжьей шерсти, подпоясанную кожаным ремнем. Он ел саранчу и дикий мед. Акрид — род саранчи, которой по закону Моисееву разрешалось есть. Также саранчу в Палестине также называли плодами рожкового дерева. Они заменили хлеб беднякам и пошли пасти скот. Вот как описывает Иоанна Предтечу его современник, еврейский историк и полководец Иосиф Флавий:

Характер у него был странный и образ жизни его не был похож на человеческий, ибо как дух бесплотен, так и жил. Уста его не знали хлеба: он даже опресноков не ел на Пасху, говоря, что «на память о Боге, освободившем людей от рабства, дана пища для бегства, потому что путь близок». Он не позволял подносить к себе вино или топоры. И он ненавидел все, что свойственно животным. И он осуждал всякую ложь. Источник: Личная летопись Ивана Грозного.

В возрасте тридцати лет Иоанн Креститель начал публичную проповедь:

Покайтесь, ибо Царство Небесное близко!

Многие люди стекались к берегам Иордана, чтобы услышать пламенную проповедь. Потрясенные словами проповедника, люди крестились в водах Иордана. Это был прообраз христианского таинства крещения. Сам Господь Иисус Христос пришел на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна. В молитве мы обращаемся к великому святому со словами:

Святитель великий Иоанн, Пророк и Предтеча, Креститель Господень, моли Бога о нас!

Мы называем его пророком, потому что он возвестил о скором пришествии Спасителя. Предшественник — потому что он пришел незадолго до публичной проповеди Христа, сказав: «Позади меня идет Человек, который стоял передо мной, потому что он был прежде меня» (Ин. 1, 30). Креститель — потому что он крестил Иисуса Христа в Иордане.

Праздники в честь Иоанна Предтечи

Уже в первые века христианства возникла традиция праздновать рождение Иоанна Крестителя и день его мученической кончины: усекновением главы. С третьего века праздник Рождества Иоанна Крестителя известен как среди восточных, так и среди западных христиан. С начала IV века этот праздник приобрел общецерковное значение. Продолжая древние традиции, старообрядцы отмечают следующие события, связанные с жизнью и служением Иоанна Предтечи:

  • 20 (7) января — Иоанно-Предтеченский собор (на следующий день после Крещения Господня);
  • 9 марта (24 февраля) — первая и вторая находки его головы;
  • 6 июня (25 мая) — третье обретение головы;
  • 7 июля (24 июня) — его рождение;
  • 11 сентября (29 августа) — обезглавливание;
  • 5 октября (23 сентября) — зачатие.

Перенесение десницы Иоанна Крестителя с Мальты в Санкт-Петербург празднуется и в Новообрядческой церкви 12 (25) октября.

Рождество Иоанна Крестителя. Богослужение

По смыслу и торжественности службы праздник Рождества Иоанна Предтечи приравнивается к двенадцатому. Стихи праздничного богослужения написали Анатолий, Патриарх Константинопольский (5 век), Иоанн Дамаскин и Андрей Критский (8 век) и другие православные гимнографы. Во время вечерней службы читаются два канона: один написан Иоанном Дамаскином, второй – Андреем Критским. В праздничных песнопениях вспоминается встреча матери Иоанна Крестителя с Богоматерью:

Елизавета была зачата Предтечей Благодати, Девой Господа славы. Поцелуйте обеих матерей, и ребенок будет прыгать. Внутри слуга хвалит Мастера. Удивленные матерью Предочева, они стали кричать: откуда я, чтобы пришла ко мне Матерь Господа моего? Отчаявшихся да спасет, имея великую милость.

Перевод: Елизавета зачала Предтечу Господа, Деву, Господа славы. Когда, приветствуя друг друга, обе матери поцеловались, малыш Джон подпрыгнул. В утробе матери раб восхваляет Господа. Мать Предотечева была потрясена и сказала: «Откуда я взяла это, что Матерь Господа моего пришла ко мне»? Да спасет отчаявшихся людей Тот, Кто имеет великую милость. Кондак и икос праздника, читаемые после шестой песни канонов, объясняют нам смысл и значение праздника.

Кондак:

Сегодня бесплодный плод Христа рождает Предтечу, и это есть исполнение всех пророчеств. Потому что это проповедовали пророки, возложившие руку на Тома в Иордане, явившиеся Слову Божию пророком и проповедником вместе с Предтечей.

Перевод: Сегодня бесплодная женщина рождает Предтечу Христа, Который есть исполнение всех пророчеств. Потому что на того, о ком проповедовали все пророки, он положил руку свою в Иордане. И явился Слову Божию пророк и проповедник, и в то же время предтеча.

Иконки:

Славим ныне Господа Предтечу, родившую его жрицу Елисавету, от бесплодного ложа, да не без семени. Христос, потому что единственный сосуд остался нетронутым без семени. Иоанн приносит бесплодный плод, но без мужа они не приносят плода. Иисус, тенью Отца и Духа Божия, Непорочное Девственное Зачатие. Но Бессемянный пророк и проповедник явился из бесплодного вместе с Предтечей.

Перевод: «Славим сегодня Предтечу Господа, Которого Елисавета родила священнику (Захарии) от неплодной утробы, но не без семени. Только Христос родился без семени. Джоанна родила бесплодно, но не без участия мужа. Иисус, с другой стороны, родился от Чистой Девы, от тени Отца и Божественного Духа. Но безсеменному (Богу) явился пророк и проповедник, и в то же время Предтеча».

Народные традиции праздника рождества Иоанна Предтечи

В мифологии славян до принятия христианства дни летнего солнцестояния были связаны с почитанием языческих богов. Эти идеи оказались настолько сильны, что спустя столетия Стоглавый собор 1551 года заявил: «на праздник Рождества великого Иоанна Предтечи и в ночь на самый праздник, и во весь день и в ночь мужчины и женщины и дети в домах и на улицах и на прогулках и на водах, дураки творят всякие игры и всякие скромности и сатанинские песни и пляски, арфы и многие другие мелкие формы и формации. А когда ночь проходит, то идут в рощу с криком великим, как бесы, водой омываются».

Церковь всегда осуждала подобные языческие отголоски и кощунства, но, несмотря на это, переселенцы твердо придерживались купальских традиций. Ночь на Ивана Купалу была наполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами. Славянские народные названия праздника: Иван Купала, Иванов день, Иван Цветной, Иван Травный, Иван Чародей, Иван Любовный, Иван Чистый, Иван Весёлый, Иван Травник и другие. Фамилия указывает на народное поверье, гласящее, что все чудодейственные и целебные травы расцветают именно в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего максимального напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно сельские врачи и знахари,ни при каких обстоятельствах не пропускают Иванову ночь и круглый год собирают коренья и целебные травы. Обязательным обычаем этого дня было массовое купание.

Рождество Иоанна Крестителя

К сожалению, в наше время многие считают, что Иван Купала непременно должен плести венцы и прыгать через огонь. Но следует понимать, что это отголоски язычества, подмена православного понимания праздника суеверными представлениями. Святому Иоанну Крестителю принято молиться от головной боли и за детей.

Храмы во имя рождества Иоанна Предтечи

Русские летописи сообщают, что в начале XII века, при Владимире Мономахе, в Киев из Константинополя был привезен перст (то есть перст) Иоанна Крестителя. В связи с этим была построена церковь «Святого Иоанна на Сетомлы». Во имя Рождества Иоанна Предтечи известны и другие древнерусские храмы. В 1243 году княгиня Ефросинья основала в Пскове монастырь. Его главный храм был посвящен рождению Иоанна Крестителя. Новгородские мастера построили четырехглавый собор с цоколем (кирпич) и облицовкой из местного известняка. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, часть его была уничтожена снарядами и пожарами. В 1949-1959 годах проведена реставрация по проекту П.М.Максимова.Исследования и реставрация продолжались в 1970-1980 годах архитектором С.П.Михайловым.

В Великом Новгороде известна церковь св. Иоанна в Опоках, заложенная в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем. В 1130 году по грамоте храм был передан общине ивановских восковых торговцев, торговавших медом и воском. В храме хранились как «Иванов локоть» для измерения длины ткани, «гривна рубль» для взвешивания драгоценных металлов, весы — «вощеная скальва», «медовый пуд». В середине 15 века архиепископ Евфимий перестроил храм. На основе фундаментов и нижней части старых стен был возведен большой одноглавый храм. Он также пострадал во время Великой Отечественной войны и был восстановлен в середине 1950-х годов, в настоящее время внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рождество Иоанна Крестителя

В начале XII века в Москве был построен храм во имя Рождества Иоанна Предтечи в Бору. При митрополите Петре храм стал соборным. Дело было во дворе митрополита, на вершине Боровицкого холма. В 1461 году на месте старой деревянной церкви была построена новая каменная церковь. После пожара он разрушился и был перестроен в начале 16 века Алевизом Новым. После рождения царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, придел этого храма был освящен во имя мученика Уара. В некоторых источниках под этим названием упоминается вся церковь. Император Николай I приказал разобрать храм из-за ветхости и несоответствия панораме Кремля, где только что был возведен Большой Кремлевский дворец.

Рождество Иоанна Крестителя

Один из древнейших храмов Нижнего Новгорода также был посвящен рождению Иоанна Предтечи. Упоминается в летописях с пятнадцатого века. В Смутное время с портика именно этого (тогда еще деревянного) храма Козьма Минин призывал нижегородцев освободить Москву от захватчиков. В 1683 году на месте деревянной церкви была построена каменная. По имени этого храма ближайшая башня Нижегородского Кремля называется Ивановской.

Рождество Иоанна Крестителя

Старообрядческие храмы во имя рождества Иоанна Предтечи

Старообрядцы сохранили традицию строительства церквей во имя Рождества Иоанна Предтечи. Сегодня день святого покровителя отмечают приходы Русской православной старообрядческой церкви в селе. Сепыч, Пермский край, пос. Шамары Свердловской области и поселок Кувакуш Кировской области. Храмовый праздник сегодня в Белокриницком приходе села Мануйловка Сучавского района Румынии).

Рождество Иоанна КрестителяРождество Иоанна Крестителя

Во имя Рождества Иоанна Крестителя в селе Подмолодье Псковской области построен храм поморских старообрядцев.

Иконография праздника рождества Иоанна Предтечи

Древнейшее изображение рождения Иоанна Крестителя сохранилось во фресках византийской церкви Охрида – оно датируется серединой XI века. В эпоху Византии иконописцы изображали праведную Елисавету на ложе, рядом с ними изображали Захарию со скрижалью в руках (эпизод имянаречения). Внизу: горничные стирают и заворачивают младенца. Эту традицию продолжили русские иконописцы. Постепенно сюжет иконы усложнялся, стали включаться бытовые детали: стол, поставленный рядом с кроватью, сцена укачивания младенца.

Рождество Иоанна КрестителяРождество Иоанна КрестителяРождество Иоанна Крестителя

В XVI — XVII веках образы Рождества Иоанна Крестителя стали частью его жизненных циклов: в центре большой иконы он изображался ангелом пустыни — в полный рост с крыльями на спине, печатями со сценами из жизни были размещены вокруг.

Рождество Иоанна Крестителя

Распространен также древнейший тип иконописи Деисус — Господь Иисус Христос с очередными Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей. Эта иконописная композиция возникла в Византии. Сейчас мы видим его на иконостасах всех православных храмов, на отдельных иконах.

Рождество Иоанна Крестителя

Великий святитель Иоанн, Предтеча Господня, моли Бога о нас!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector