Праздник Твоей святой мантии сейчас в полном расцвете, о Матерь Божья!
Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не является каноническим, но это один из самых распространенных и необычных праздников. Согласно благочестивой традиции, это один из великих праздников. Заступничество Богородицы известно на Руси со второй половины XII века. Согласно легенде, праздник был учрежден князем Андреем Боголюбским.
Содержание
- Покровский Покров Богородицы. Событие и история праздника.
- Покров от Пресвятой Богородицы. Богослужение
- Храмы Покрова Пресвятой Богородицы в России
- Старообрядческие храмы заступничества Богородицы
- Ходатайство Богородицы. Иконки
- Народная традиция праздника заступничества Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
В праздник Покрова Богородицы верующие вспоминают чудесное явление Богородицы известному христианскому святому Андрею, юродивому Христа ради, и его ученику Епифанию. Это видение описано в житии святого Андрея Первозванного, найденном в Больших книгах памяти святителя Макария Московского на 2 октября (по старому стилю), на следующий день после праздника Покрова.
Видение святая святых (т.е. святая святых — в славянском языке есть двойственное число рядом с единственным и множественным числом — ред. Пресвятую Деву Марию видели Андрей и Епифаний, когда она входила в святую церковь с ангелами и Предтечей и Иоанном Богословом и со многими другими святыми. Люди, стоящие в церкви, видят, как они со слезами молятся Сыну за весь мир. И сказал Андрей Епифанию: «Видите ли вы Королеву и Госпожу всех, молящуюся о мире? Он ответил: «Да, отец». И как только он закрыл глаза своей святой мантией света, он засиял в церкви больше, чем небесный светильник.
Согласно описанному видению, Богоматерь пришла по воздуху через царские врата во Влахернскую церковь в Константинополе в сопровождении ангелов, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись возле кафедры, перед алтарем, Богородица сняла со своей головы омфорион и держала его над молящимися в церкви. Таким образом, омфорион сиял, как лектор (от греческого ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, находившийся когда-то в византийском плену. Омфора или вуаль — это женский головной убор, большая вуаль, покрывающая голову и плечи. Андрей и Епифаний видели, как Богоматерь покрывала всех молящихся в храме своим омфором, защищая их от бед и невзгод — видимое выражение молитвенной помощи Богоматери, молящейся «со слезами к Сыну Своему за весь мир». Песнопения этого праздника пронизаны чувством радости и благодарности. Богоматерь — наша заступница перед Богом; благодатная мантия ее молитвы защищает нас от зла и невзгод.
Библиотека русской веры
Увещевание о заступничестве Пресвятой Богородицы. Великий Менюиа Чтных
Читать онлайн в оригинале
Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
Среди самых ранних русских стихир (сборников стихир, рождественских гимнов) — песнопения на Покров Богородицы. Известна самая ранняя служба, посвященная Покрову Богородицы; она датируется минаретом XIV века. Первое упоминание об этом празднике встречается в «Прологах» — сборниках дидактических текстов конца XII — начала XIII века. К 15 веку праздник Покрова Пресвятой Богородицы уже распространился по всей России. В Великих памятных книгах, составленных святителем Макарием, уже содержится несколько панегириков на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, в период правления святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси (ок. 1482-1563) и первого царя России Ивана Грозного (1530-1584), этот праздник стал одним из самых почитаемых в Русской Церкви.
Чувство радости и благодарности проникнуто в церковном пении этого праздника. Пресвятая Дева Мария — наша заступница перед Богом, благодатный покров Ее молитвы защищает нас от зла и невзгод. Об этом говорится и в праздничном тропаре:
Вот, мы празднуем праздник света среди верных, освящая Бога Твоим пришествием, и, взирая на пречистый Образ Твой, с жаром возвещаем: Ты покрываешь нас чистым и святым Твоим покровом и избавляешь от всякого зла, молясь Сыну Твоему, Христу Богу нашему, о спасении душ наших.
Русский текст:
Сегодня мы, православные христиане, радостно празднуем, осененные, Матерь Божия, Твоим пришествием, и, взирая с созерцанием на Твой Непорочный Образ, просим Тебя покрыть нас Твоим прекрасным покровом и избавить от всякого зла, молясь Сыну Твоему, Христу Богу нашему, о спасении душ наших.
Библиотека русской веры
Канон о заступничестве Богородицы
Читать онлайн
Кондак празднику:
Сегодня Божья Матерь присутствует в Церкви и незримо молится Богу среди святых. Ангелы и святые поклоняются, апостолы и пророки радуются. Богоматерь молится вечному Богу о нашем деле.
Русский текст:
Сегодня Богородица находится в храме и вместе с сонмом святых незримо молится за нас Богу. Ангелы с епископами поклоняются, а апостолы с пророками радуются. Ибо Матерь Божья молится за нас Пресвятому Богу.
Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
В России строительство церквей в честь Покрова Богородицы началось в 12 веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Богородицы — церковь Покрова Божией Матери на Нерли. Эта белокаменная церковь, всемирно известный памятник архитектуры, построена на искусственном холме среди пойменных лугов у слияния рек Нерль и Клязьма. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменная церковь кажется стоящей на небольшом острове.

После завоевания Казани на реке Нерль была построена Покровская церковь, которая в народе известна как «Собор Василия Блаженного». Первый временный деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора заняло шесть лет и было завершено в 1561 г. До постройки колокольни Ивана Великого в 1600 г. Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.

Покровский монастырь в Суздале был освящен во имя Покрова Божией Матери. Основание монастыря датируется 1364 годом. Активное каменное строительство в монастыре началось в 16 веке. В первой четверти XVI века на территории Покровского монастыря были возведены величественный собор, Святые ворота с вратами в церковь Благовещения, колокольная церковь Явления Животворящего Креста и некоторые хозяйственные постройки. К сожалению, Покровский собор не избежал неуместных переделок. В 18 веке древние своды были перекрыты шатровой крышей, которая накрыла центральный барабан почти до половины. Сводам придали абсурдную форму вытянутых луковиц и продолговатых барабанов. Отделка стен сильно пострадала. В 1923 году монастырь был закрыт и пришел в упадок. В 1980-х годах в отреставрированных помещениях музейного комплекса размещались гостиничные номера и бар-ресторан. В соборе располагался концертный зал. В 1992 году монастырь был передан Русской православной церкви.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в монастыре Большого Новгорода. Самым старым из сохранившихся зданий монастыря является Покровская церковь. Он был основан в 1335 году архиепископом Власовым из Новгорода. Он был освящен в 1399 году. В последующие годы церковь неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Муравьев-Апостол. В 1919 году Зверинский монастырь был преобразован в приходскую церковь. В 1920 году приход оказался под угрозой окончательной ликвидации. В январе 1930 года работа прихода была прекращена по решению властей. Защита собора Пресвятой Девы Марии была возвращена верующим только в 1989 году.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в Великом Новгороде. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы расположена в западной части Кремля, примыкая к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башне. Впервые он был зафиксирован в 1305 году. В 1389 году старая церковь была снесена, а на ее месте построена новая. В конце 16 века Покровская церковь была построена заново, так как древняя стена памятника датируется именно этим временем. Между 1692 и 1693 годами Покровская церковь была перестроена: появились новые святилища, новые окна и южная двухэтажная пристройка. С тех пор Покровская церковь стала одной из главных церквей Кремля и домовой церковью новгородских правителей. В конце XVIII века Покровская башня была превращена в тюрьму, а Покровская церковь стала тюремным храмом. В 1860-х годах Покровская башня и церковь были приспособлены под губернский архив. В 1889 году башня Святой Марии и церковь были приспособлены под дом престарелых. Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена во имя заступничества святого Николая Антониева Краснохолмского монастыря в селе Слобода Краснохолмского района Тверской области. Церковь была построена между 1590 и 1594 годами, заменив собой трапезную церковь великомученика Димитрия Солунского. Белый камень для фундамента и известь ломали в Мологе своими монастырскими скребками — жолневыми клиньями, которые делали в Устюжине. Церковь была теплой, двухэтажной, длиной около 29 м с полукругом для алтаря, шириной около 13 м, толщина стен около 180 см. Длина собственно церкви с алтарем, где могли проводиться службы, составляла всего около 8 м 64 см. Остальное пространство занимали трапезная, амбар с двумя хлебными складами и крыльцо. В 19 веке церковь претерпела некоторые изменения. Во второй половине 20-го века Антониев монастырь прекратил свое существование. Монастырь был разорен: большая часть ценностей была конфискована и вывезена, книжные коллекции и архивы лежали в руинах, предметы религиозной, культурной и исторической ценности Средневековья и Нового времени были утрачены, и лишь немногие сохранились. Монастырь был закрыт до 1930 года. Церкви и здания монастыря начали разбирать в конце 1930-х годов. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР Краснохолмский Антониев монастырь как архитектурный объект был поставлен на государственную охрану. В конце 1960-х годов были проведены первые работы по консервации Николаевского собора. Сегодня храмы и другие монастырские здания остро нуждаются в реставрационных работах.

Монастырь в селе Доброе Тульской области был освящен во имя заступничества Богородицы. Монастырь был основан в 14 веке, по некоторым источникам в 1477 году. Из монастырских записей 1564 года известно, что в монастыре было две церкви с шатровыми крышами, одна из которых была посвящена Зачатию Святой Анны, а другая — Плащанице Божьей Матери. В мае 1667 года началось строительство каменной защиты собора Пресвятой Девы Марии. Деревянная Покровская церковь пришла в упадок и была снесена для строительства монастыря. Монастырь был закрыт в 1918 году. Собор и небольшие части стен уцелели. В 2015 году было принято решение о восстановлении монастыря.

Освящен храм во имя заступничества Богородицы в деревне Болотово Псковской области. Существовавшая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Знахлице Псковского района датировалась XIII веком и была слишком мала для прихода. В 1898 году к церкви была пристроена новая часовня, посвященная Преображению Господню, а в 1912 году на месте старой колокольни из кирпича были построены притвор и колокольня. На колокольне находилось 4 колокола, самый большой из которых весил около 13 пудов.

Церковь, посвященная Покрову Пресвятой Богородицы, была освящена в деревне Сояла Пинежского района Архангельской области. Деревянная церковь была построена в 1605 году и перестроена в 1786-1790 годах после того, как шатер был разрушен молнией. Церковь восьмиугольная, завершенная шатром, с прямоугольным алтарем и атриумом, покрытым бочками и окруженным галереей. Во время перестройки она была заколочена досками, а в 1879 году была построена новая деревянная колокольня. Церковь была закрыта не позднее 1930-х гг. Позже галереи были снесены, а шатер обрушился. В настоящее время ведется консервация церкви Покрова Богородицы для последующей реставрации.

В Брянске, на Покровской горе, была освящена церковь, посвященная Покрову Пресвятой Богородицы. После упразднения, вероятно в 1500 году, самостоятельной Брянской епархии, собор был перенесен из Покровской церкви в древнюю Покровскую церковь, расположенную в Брянской крепости. С тех пор он стал называться Покровским собором. Новая двухэтажная церковь была построена в 1626 году взамен старой деревянной на средства брянского помещика Е.Т.Алымова. Нижняя церковь была освящена в честь святого Алексея, митрополита Московского и всея Руси. Верхняя, летняя, церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году Преображенский собор Поликарпова монастыря стал городским собором, а собор Заботы Пресвятой Богородицы — приходской церковью, которая с 1876 года была приписана к Преображенскому собору. В 1896 году епархиальное управление передало церковь 144-му Кашубскому пехотному полку, и богослужения в ней проводились полковыми священниками. В апреле 1919 года военная часовня бывшего Кашубского полка была закрыта и отдана под школу. После его закрытия здание церкви неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Глава и колокольня были разобраны. Обслуживание было возобновлено с 24 мая 1991 года.

В Медведкове (Москва) освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский построил деревянную Покровскую церковь в своем родовом имении в Медведкове в 1620 году. Каменная вальмовая церковь была построена князем Пожарским в 1634-1635 гг. Храм построен очень высоко, его подвалы имеют форму четырехугольника и окружены арочными галереями. Над ним находится тетверк и восьмиугольник, увенчанный шатровой крышей с небольшими луковичными куполами по углам тетверка и над алтарем. Ряды небольших колонных арок дважды окружают основание восьмиугольника и основание шатровой крыши, придавая всему храму особую гармонию и упорядоченность. Храм не был закрыт в советское время и сохранил свое убранство, часовни и колокола. Сегодня богослужения проводятся в верхнем храме.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен в Москве, в Покровском-Стрешне. Церковь была построена в 1629 году. С этого времени началась история села Покровское. Согласно переписной книге 1646 года, там было 8 домохозяйств. Согласно другим источникам, первоначально церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена из дерева, но позже, в 1646 году, была возведена каменная церковь. Церковь несколько раз перестраивалась, отражая архитектурные тенденции, преобладавшие в разное время. В середине 18 века ему придали стиль барокко и пристроили трапезную. И с 1822 года церковь стоит, перестроенная в стиле ампир. В 1896 году ему были приданы эклектические формы. Колокольня была построена в 1770-х годах. Корпус церкви с парадным крыльцом и угловыми башнями был построен в конце 18 века. В 1930-х годах церковь была закрыта, а колокольня частично разрушена. Службы в Покровской церкви возобновились в 1994 году.

В московском районе Рубцово освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь датируется 1618 годом. Церковь была дворцовой и стала приходской в 1761 году. Церковь имеет подкровельное пространство и открытое крыльцо на арках. В 1787 году прежняя колокольня была заменена нынешней, открытые крыльца были превращены в закрытые трапезные для придельных церквей, а нижние арки под крыльцом были закрыты. При церкви была создана епархиальная община сестер милосердия. При общине действовали детский приют, аптека, амбулатория, хоспис для престарелых, курсы неотложной медицинской помощи и шелковая школа. В 1934 году церковь закрыли, кладбище разорили, а высокую каменную ограду с воротами снесли. Здание было передано «Метрострою» в качестве площадки для электромонтажного цеха. В свое время он использовался как жилое помещение. Между 1961 и 1962 годами церковь была отремонтирована. В 1992 году церковь была возвращена церкви. В настоящее время церковь Покрова Богородицы является одноконфессиональной церковью. С 3 июля 2009 года при церкви действует патриарший центр древнерусской литургической традиции.

В селе Ножкино Костромской области освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор был первым каменным зданием Авраамиево-Городецкого монастыря и самым древним из сохранившихся его сооружений. Он был заложен во время «Смутного времени» в 1608 году и завершен 23 года спустя. Собор был освящен в 1632 году. Собор представлял собой прямоугольную одноэтажную пятикупольную церковь с трапезной. Он служил летней церковью, а зимой службы проводились в отапливаемой церкви Рождества Христова, построенной немного позже (примерно в середине 17 века) и снесенной в 19 веке. В советское время сильно пострадал собор Покрова Божией Матери, в котором размещалась машинно-тракторная станция; там стояли трактора. Собор Покрова Богородицы в настоящее время восстановлен.

Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы
Большинство церквей в России были освящены в честь праздника Пресвятой Богородицы. Эта традиция сохранилась у старообрядцев. Старообрядцы, в частности, освятили множество церквей в честь заступничества Пресвятой Богородицы. Это, по-видимому, связано с тем, что первой церковью, построенной после Ветковского раскола, была церковь Покрова.
Главным храмом Русской православной старообрядческой церкви является Покровский собор на Рогожинском кладбище, построенный в 1790-1792 годах по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятикупольную церковь в стиле классицизма. Однако его значительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по указанию императрицы Екатерины II проект был пересмотрен: один из пяти куполов был оставлен на месте, алтарная апсида и высота здания были уменьшены. В результате этих переделок интерьер церкви кажется больше, чем ее внешний вид. До восстановления Храма Христа Спасителя он был самым большим храмом в Москве.

Помимо соборов, дни святых отмечают и многие другие приходские храмы: в старообрядческих общинах РПЦ в Санкт-Петербурге, Барнауле, Ижевске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Ржевской области, Миассе, Челябинской области, Верее, Московской области и многих других городах и селах России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канады.


Собор другой старообрядческой общины, Русской православной церкви, также был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен между 1908 и 1910 годами общиной Белокриницкого соглядатая. В советские годы он был закрыт, а в 1990 году передан общине Русской православной церкви.
Покров также является церковным праздником для общин Сревлеправославной Русской Православной Церкви в городах Самара и Белгород, а также в селах Новый Заган и Бичура.

Сегодня праздник отмечает поморская община храма на Токмаковой полосе в Москве и многочисленные приходы в России, Беларуси, Молдове, Украине и странах Балтии. В США праздник храма отмечается одновременно Белой Церковью и Померанской общиной в Вудберне, штат Орегон. Вудберн, штат Орегон, также празднует этот фестиваль.

Покров Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография Покрова Богородицы основана на Житии Андрея Первозванного, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Самые ранние изображения праздника Покрова в России относятся к 14 веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова — «суздальская» и «новгородская». На некоторых иконах Богородица изображается перед святилищем, протягивая свой омфорион просящим.


На других иконах Богоматерь изображена стоящей внутри церкви и молящейся вместе с другими людьми, а омофор поддерживают ангелы.
К концу 15 века эти две иконографические традиции начали сливаться.

Покров Богородицы/современная икона старообрядцев. Борисовская мастерская в Коломне.
Народные традиции праздника Покрова Богородицы
В народной традиции заступничество Богородицы было началом свадебного пира — после сбора урожая, когда основные полевые работы были закончены и оставалось достаточно времени и еды для пира. Поэтому праздник Покрова считался покровителем свадеб и был девичьим праздником. В этот день невесты старались попасть на службу, чтобы поставить свечу перед образом Богородицы, и считалось, что та девушка, которая первой поставит свечу, и выйдет замуж раньше всех остальных.
Отсюда и популярная поговорка: «Заступничество — это праздник, покрой землю снежком, а мою голову — короной». С тех пор девушки устраивали вечерние посиделки с играми.
Также считалось, что в это время начинается зима, выпадает первый снег и покрывает землю. Плиты поджигали, хижины запечатывали, а скот «кормили» на зиму. В этот день скот кормили снопом от последнего снопа, который назывался «жнец». Сноп жали всей семьей во время жатвы, а затем хранили в переднем углу дома до Покрова. В этот день его скармливали скоту в надежде, что он защитит его от зимней нехватки кормов и любого зла, которое может подстерегать в самое суровое и жестокое время года.




