Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число Двенадцати, но является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к большим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По легенде этот праздник учредил князь Андрей Боголюбский.
Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие поминают чудо явления Божией Матери известному христианскому святому Андрею, во имя Христа, Юродивому за Христа, и ученику его Епифанию. Описание этого видения дано в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великой Минее преподобного Макария в Москве 2 октября, по старому стилю, на следующий день после Покровского праздника.
Страшное и чудное видение честных святых (то есть честных святых, в славянском языке кроме единственного и множественного числа есть двойственное число, прим ред.) Андрея и Епифания, когда они видят Пресвятую Богородицу Бог в воздухе, Влахерна пришла во святую церковь с ангелами и с Предтечей и с богословом Иоанном и со многими другими святыми. Люди, стоящие в храме, вы видите, как они со слезами молятся Сыну за весь мир. И сказал Андрей Епифанову: «Видишь ли ты Царицу и Владычицу всех, молящихся о мире?» Он сказал: «Я вижу, отец!» И накрыв своей почетной амфорой, выставив напоказ более чем избирателя, людей, существующих в церкви.
Согласно описанному видению, Богородица вошла по воздуху через царские врата Влахернского храма Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись возле кафедры, перед алтарем, Богородица сняла с головы амфору и простерла ее над молящимися в храме. При этом омфор светился, как курфюрст (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим ред.). Андрей Юродивый — будущий знаменитый христианский святой, славянин, некогда попавший в византийский плен. Омфора или покрывало: женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Матерь Божия покрыла Своей амфорой всех молящихся в храме людей, оберегая их от бед и напастей,зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами Сыну за весь мир.
Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
В древнейшие русские стихиры (сборники стихир, праздничные песни) входят и песни на Покров. На сегодняшний день древнейшая служба Покрову Божией Матери известна по минеям XIV века. И первое упоминание об этом празднике есть в Прологах, сборниках назидательных текстов, датируемых концом XII — началом XIII веков. Уже в XV веке праздник Покрова получил распространение по всей Руси. В Великой Четвертой Минее, составленной святителем Макарием, уже не одно, а несколько хвалебных слов к празднику Покрова, написанных в разное время. В XVI веке при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563) и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584.
Чувством радости и благодарности пронизаны песнопения церкви этого праздника. Пресвятая Богородица – наша заступница перед Богом, благодатный покров Ее молитвы оберегает нас от зла и невзгод. Вот как говорится в праздничном тропаре:
Нынче празднуем народ сиянием, затмеваем Богородицу пришествием твоим, и пред пречистым взором твоим образ движущимся глаголом, покрой нас амфорою честного Да, и избави нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христе Боже наш, да спасем душу нашу
Русский текст:
Сегодня мы, православные люди, с радостью празднуем, осенив, Богородица, Твоим пришествием, и умильно взирая на Твой Пречистый Образ, просим Тебя покрыть нас Твоей честной мантией, и освободить нас от всякого зла, молясь Твоей Сын, Христе Боже наш, во спасение душ наших.
Кондак на праздники:
Нынче Богородица в церкви, и от ликов святых невидимо молит Бога о нас. Ангелы со святыми преклоняются, апостолы с пророками радуются. О нас Богородица молится Христу, Вечному Богу.
Русский текст:
Сегодня Девая будет в храме и с сонмом святых незримо молится Богу за нас. Ангелы с епископами поклоняются, апостолы радуются с пророками. Потому что о нас молится Богородица Христа Вечный Бог.
Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери начали строить в 12 веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы — церковь Покрова в Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на искусственном холме в аллювиальной равнине при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм стоит на маленьком островке.

После взятия Казани был построен собор Покрова во Рву, называемый в народе «Собором Василия Блаженного». Первый временный деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора длилось шесть лет и было завершено в 1561 году. До возведения колокольни Ивана Великого в 1600 году Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский монастырь в Суздале. Основание монастыря датируется 1364 годом. Активное каменное строительство в монастыре началось в 16 веке. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре воздвигнут величественный собор, Святые врата с вратами Благовещенской церкви, колокольня церкви во имя Происхождения честных дерев от Дарителя жизни. Крест Господень и некоторые зависимости. К сожалению, Покровский собор не избежал неуместных переделок. В 18 веке были поставлены старые своды с шатровыми крышами, закрывавшие центральный барабан почти на половину его высоты. Купола получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутых барабанов.

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен Зверинский Покровский монастырь в Великом Новгороде. Самая старая постройка монастыря, сохранившаяся до наших дней, — Покровская церковь. Он был основан в 1335 году архиепископом Новгородским Власием. Освящен в 1399 году. В последующие годы храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьев-Апостол. В 1919 году Зверинский монастырь стал приходским храмом. В 1920 году приходу грозило окончательное закрытие. В январе 1930 года по решению властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.

В 1860-х годах XIX века Покровская башня и церковь были приспособлены под губернский архив. В 1889 году Покровская башня и церковь были превращены в богадельню. Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны.

Храмы и другие монастырские постройки нуждаются в срочных восстановительных работах. Монастырь начал разоряться: значительная часть церковных ценностей была изъята и разворована, разорены собрания книг и архивов, утрачены ценные изысканные предметы культа, культуры и быта Среднего и Нового времени, художественные и исторический, мало что сохранилось. В 1930 году монастырь был закрыт. Храмы и постройки монастыря начали разбирать в конце 30-х гг.. В 1960 г. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь поставлен Постановлением Совета Министров РСФСР под охрану государства как объект архитектуры. В конце 1960-х годов были проведены первые реставрационные работы Никольского собора. Настоящее время, храмы и другие монастырские постройки нуждаются в срочных реставрационных работах коллекции книг и архивы уничтожены, изысканных предметов культа, культуры и быта средневековья и нового времени, представляющих художественную и историческую ценность, очень немногое сохранилось. В 1930 году монастырь был закрыт. Храмы и постройки монастыря начали разбирать в конце 30-х гг.. В 1960 г. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь поставлен Постановлением Совета Министров РСФСР под охрану государства как объект архитектуры. В конце 1960-х годов были проведены первые реставрационные работы Никольского собора. В настоящее время храмы и другие монастырские постройки нуждаются в срочной реставрации. Храмы и постройки монастыря начали разбирать в конце 30-х гг.. В 1960 г. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь поставлен Постановлением Совета Министров РСФСР под охрану государства как объект архитектуры. В конце 1960-х годов были проведены первые реставрационные работы Никольского собора. В настоящее время храмы и другие монастырские постройки нуждаются в срочной реставрации. Храмы и постройки монастыря начали разбирать в конце 30-х гг.. В 1960 г. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь поставлен Постановлением Совета Министров РСФСР под охрану государства как объект архитектуры. В конце 1960-х гг.

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе освящен Лихвинский монастырь. Хороший район Тулы. По одним источникам, монастырь был основан в XIV веке, по другим – в 1477 году. Из монастырских записей 1564 года известно, что в монастыре было две шатровых церкви, одна во имя Консепсьон-де-Санта-Ана, другое, Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1667 года началось строительство каменного соборного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная Покровская церковь пришла в упадок и была разобрана для монастырских нужд. Монастырь был закрыт в 1918 году. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. В 2015 году было принято решение отремонтировать монастырь.

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Болотово Псковской области освящен храм. Очень тесной для прихода была каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы XIII века, существовавшая на Знахлицком кладбище Псковского уезда. В 1898 году к храму был пристроен теплый придел во имя Преображения Господня, а в 1912 году старую колокольню заменили притвором и кирпичной колокольней. На звоннице было 4 колокола, самый большой из которых весил около 13 фунтов.

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сояла Пинежского района Архангельской области освящен храм. Деревянная церковь была построена в 1605 году и перестроена в 1786-1790 годах после того, как молния разрушила склад. Церковь представляет собой восьмигранник, увенчанный шатром, с прямоугольным алтарем и атриумом, перекрытым бочками, перекрытым галереей-скорой. При перестройке его обшили досками, в 1879 году построили новую деревянную колокольню. Церковь была закрыта не позднее 1930-х гг., более поздние галереи были разобраны, шатер рухнул. Сейчас ведутся работы по консервации Покровской церкви для ее последующего восстановления.

В 1896 году епархиальные власти передали храм 144-му пехотному Каширскому полку, в котором служили священники этого полка. В апреле 1919 года воинский храм бывшего Каширского полка был закрыт и отдан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось к нуждам государственных учреждений. Глава и колокольня были снесены. Богослужения в храме возобновились 24 мая 1991 года.

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, в Медведково. После изгнания поляков из Москвы князь Д. М. Пожарский в 1620 г построил в своем родовом имении Медведково деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый храм был построен князем Пожарским в 1634-1635 гг. Храм построен очень высоко, его основание имеет четырехугольную форму и окружено арочными галереями. Вверху четырехугольник, вверху восьмиугольник, оканчивающийся шатром, окруженным небольшими луковицами по углам четверика и над алтарем. Ряды небольших кокошников дважды окружают основание восьмиугольника и основание шатра, придавая всему храму особую гармонию и гармонию. Храм не был закрыт в советское время и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас службы проходят в верхнем храме.

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, в Покровском-Стрешнево. Церковь построена в 1629 году. С этого момента начинается история села Покровское. По переписной книге 1646 года в нем 8 крестьянских семей. По другим данным, первоначально Покровская церковь была деревянной, каменный храм был построен позже, в 1646 году. Церковь много раз перестраивалась, отражая в своем облике господствовавшие архитектурные тенденции разных эпох. В середине 18 века ему придали великолепные черты в стиле барокко и пристроили трапезную. И около 1822 года храм был построен, перестроен в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектичные формы. Колокольня была построена в 1770-х годах. Церковная ограда с главным входом и угловыми башнями была построена в конце 18 века. Церковь была закрыта в 1930-х годах.

В 1992 году храм был возвращен церкви. В настоящее время Покровская церковь является общеконфессиональной. С 3 июля 2009 года в храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм Авраамиево-Городецкого монастыря в селе. Ножкино Костромской области. Покровский собор — первая каменная постройка Авраамиево-Городецкого монастыря и старейшая из сохранившихся его построек. Он был основан в Смутное время, в 1608 году, а закончен спустя 23 года. Собор был освящен в 1632 году. Собор представлял собой одноэтажный четырехугольный пятиглавый храм с трапезной. Он служил летним храмом, а зимой богослужения проходили в теплом храме в честь Рождества Христова, построенном несколько позже (примерно в середине XVII века) и разобраном в XIX веке. В советское время Покровский собор сильно пострадал,в нем размещалась моторно-тракторная станция, и были тракторы. Сейчас Покровский собор отреставрирован.

Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы
Большинство храмов на Руси было освящено в честь праздников Богородицы. Эта традиция сохранилась и у старообрядцев. Особенно много храмов было освящено старообрядцами во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Видимо, это связано с тем, что первой церковью, построенной после раздела в Ветке, была Покровская.
Главный храм Русской православной старообрядческой церкви — Покровский собор на Рогожском кладбище, построенный в 1790—1792 годах по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятиглавый храм в стиле классицизма. Но его внушительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по распоряжению императрицы Екатерины II проект был скорректирован: оставлена одна из пяти глав, удалена алтарная апсида и высота здания. В результате этих переделок храм изнутри кажется больше, чем снаружи. До реставрации Храм Христа Спасителя был самым большим храмом Москвы.

Помимо соборов, и во многих приходских храмах сегодня он является престольным праздником: в общинах Русской православной старообрядческой церкви в городах св других городах России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канада.


Собор другого согласия старообрядцев, Древнерусской Православной Церкви, также освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм построен в 1908-1910 годах с согласия белокриницкой общины. В советские годы был закрыт, передан в 1990 году общине Древнерусской православной церкви.

Также Покров является храмовым праздником для общин Древнерусской Православной Церкви городов Самара и Белгород, сел Новый Заган и Бичура Республики Бурятия.

Сегодня престольный праздник в поморской общине храма в Токмаковом переулке в Москве и во многих приходах России, Белоруссии, Молдовы, Украины и стран Балтии. В США храмовый праздник отмечается одновременно белокриницкой и поморской общинами в Вудберне, штат Орегон).

Покров Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография Покрова основана на Житии Андрея, Христа за юродивого святого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Древнейшие изображения на Руси праздника Покрова XIV века. Существуют две основные иконографические традиции Покрова: «суздальская» и «новгородская». На некоторых иконах Богородица изображена перед храмом, Она сама протягивает молящимся свой омфор.


На других иконах Богородица изображена стоящей внутри храма и молящейся вместе с другими людьми, а омофор поддерживают ангелы.

В конце пятнадцатого века эти две иконографические традиции начали сближаться.



Народные традиции праздника Покрова Богородицы
По народному обычаю время свадеб начиналось с Покрова: после жатвы, когда основные полевые работы были закончены, оставалось достаточно времени и еды, чтобы остыть. Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был, так сказать, девичник. Девицы невесты старались идти в этот день на службу, ставили свечу перед образом Покрова Богородицы, и была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, выйдет замуж раньше всех.
Отсюда народная поговорка: «Крышка партия, землю снежком укрой, а голову короною». С этого момента девушки устраивали вечерние встречи с рукоделием.
Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Стали топить печи, конопатить избы, «подкармливать» скот на зиму. В этот день скоту давали последний сноп последней полосы, который назывался «жатка». Этот сноп во время хлебоуборки непременно собирался всей семьей, а потом хранился в переднем углу избы до Покрова. В этот день скотину кормили, надеясь уберечь ее от зимнего голода и от всех напастей, которые могли подстерегать ее в самое тяжелое и суровое время года.
