Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число Двенадцати, но является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к большим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По легенде этот праздник учредил князь Андрей Боголюбский.
Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие поминают чудо явления Божией Матери известному христианскому святому Андрею, во имя Христа, Юродивому за Христа, и ученику его Епифанию. Описание этого видения дано в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великой Минее преподобного Макария в Москве 2 октября, по старому стилю, на следующий день после Покровского праздника.
Страшное и чудное видение честных святых (то есть честных святых, в славянском языке кроме единственного и множественного числа есть двойственное число, прим ред.) Андрея и Епифания, когда они видят Пресвятую Богородицу Бог в воздухе, Влахерна пришла во святую церковь с ангелами и с Предтечей и с богословом Иоанном и со многими другими святыми. Люди, стоящие в храме, вы видите, как они со слезами молятся Сыну за весь мир. И сказал Андрей Епифанову: «Видишь ли ты Царицу и Владычицу всех, молящихся о мире?» Он сказал: «Я вижу, отец!» И накрыв своей почетной амфорой, выставив напоказ более чем избирателя, людей, существующих в церкви.
Согласно описанному видению, Богородица вошла по воздуху через царские врата Влахернского храма Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись возле кафедры, перед алтарем, Богородица сняла с головы амфору и простерла ее над молящимися в храме. При этом омфор светился, как курфюрст (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим ред.). Андрей Юродивый — будущий знаменитый христианский святой, славянин, некогда попавший в византийский плен. Омфора или покрывало: женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Матерь Божия покрыла Своей амфорой всех молящихся в храме людей, оберегая их от бед и напастей,зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами Сыну за весь мир.
Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
В древнейшие русские стихиры (сборники стихир, праздничные песни) входят и песни на Покров. На сегодняшний день древнейшая служба Покрову Божией Матери известна по минеям XIV века. И первое упоминание об этом празднике есть в Прологах, сборниках назидательных текстов, датируемых концом XII — началом XIII веков. Уже в XV веке праздник Покрова получил распространение по всей Руси. В Великой Четвертой Минее, составленной святителем Макарием, уже не одно, а несколько хвалебных слов к празднику Покрова, написанных в разное время. В XVI веке при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563) и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584.
Чувством радости и благодарности пронизаны песнопения церкви этого праздника. Пресвятая Богородица – наша заступница перед Богом, благодатный покров Ее молитвы оберегает нас от зла и невзгод. Вот как говорится в праздничном тропаре:
Нынче празднуем народ сиянием, затмеваем Богородицу пришествием твоим, и пред пречистым взором твоим образ движущимся глаголом, покрой нас амфорою честного Да, и избави нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христе Боже наш, да спасем душу нашу
Русский текст:
Сегодня мы, православные люди, с радостью празднуем, осенив, Богородица, Твоим пришествием, и умильно взирая на Твой Пречистый Образ, просим Тебя покрыть нас Твоей честной мантией, и освободить нас от всякого зла, молясь Твоей Сын, Христе Боже наш, во спасение душ наших.
Кондак на праздники:
Нынче Богородица в церкви, и от ликов святых невидимо молит Бога о нас. Ангелы со святыми преклоняются, апостолы с пророками радуются. О нас Богородица молится Христу, Вечному Богу.
Русский текст:
Сегодня Девая будет в храме и с сонмом святых незримо молится Богу за нас. Ангелы с епископами поклоняются, апостолы радуются с пророками. Потому что о нас молится Богородица Христа Вечный Бог.
Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери начали строить в 12 веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы — церковь Покрова в Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на искусственном холме в аллювиальной равнине при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм стоит на маленьком островке.
Церковь Покрова на Нерли
После взятия Казани был построен собор Покрова во Рву, называемый в народе «Собором Василия Блаженного». Первый временный деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора длилось шесть лет и было завершено в 1561 году. До возведения колокольни Ивана Великого в 1600 году Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.
Собор Василия Блаженного (Храм Покрова во Рву)
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский монастырь в Суздале. Основание монастыря датируется 1364 годом. Активное каменное строительство в монастыре началось в 16 веке. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре воздвигнут величественный собор, Святые врата с вратами Благовещенской церкви, колокольня церкви во имя Происхождения честных дерев от Дарителя жизни. Крест Господень и некоторые зависимости. К сожалению, Покровский собор не избежал неуместных переделок. В 18 веке были поставлены старые своды с шатровыми крышами, закрывавшие центральный барабан почти на половину его высоты. Купола получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутых барабанов.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Покровского мужского монастыря в Суздале
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен Зверинский Покровский монастырь в Великом Новгороде. Самая старая постройка монастыря, сохранившаяся до наших дней, — Покровская церковь. Он был основан в 1335 году архиепископом Новгородским Власием. Освящен в 1399 году. В последующие годы храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьев-Апостол. В 1919 году Зверинский монастырь стал приходским храмом. В 1920 году приходу грозило окончательное закрытие. В январе 1930 года по решению властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.
Зверин Покровский монастырь в Великом Новгороде
В 1860-х годах XIX века Покровская башня и церковь были приспособлены под губернский архив. В 1889 году Покровская башня и церковь были превращены в богадельню. Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде
Храмы и другие монастырские постройки нуждаются в срочных восстановительных работах. Монастырь начал разоряться: значительная часть церковных ценностей была изъята и разворована, разорены собрания книг и архивов, утрачены ценные изысканные предметы культа, культуры и быта Среднего и Нового времени, художественные и исторический, мало что сохранилось. В 1930 году монастырь был закрыт. Храмы и постройки монастыря начали разбирать в конце 30-х гг.. В 1960 г. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь поставлен Постановлением Совета Министров РСФСР под охрану государства как объект архитектуры. В конце 1960-х годов были проведены первые реставрационные работы Никольского собора. Настоящее время, храмы и другие монастырские постройки нуждаются в срочных реставрационных работах коллекции книг и архивы уничтожены, изысканных предметов культа, культуры и быта средневековья и нового времени, представляющих художественную и историческую ценность, очень немногое сохранилось. В 1930 году монастырь был закрыт. Храмы и постройки монастыря начали разбирать в конце 30-х гг.. В 1960 г. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь поставлен Постановлением Совета Министров РСФСР под охрану государства как объект архитектуры. В конце 1960-х годов были проведены первые реставрационные работы Никольского собора. В настоящее время храмы и другие монастырские постройки нуждаются в срочной реставрации. Храмы и постройки монастыря начали разбирать в конце 30-х гг.. В 1960 г. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь поставлен Постановлением Совета Министров РСФСР под охрану государства как объект архитектуры. В конце 1960-х годов были проведены первые реставрационные работы Никольского собора. В настоящее время храмы и другие монастырские постройки нуждаются в срочной реставрации. Храмы и постройки монастыря начали разбирать в конце 30-х гг.. В 1960 г. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь поставлен Постановлением Совета Министров РСФСР под охрану государства как объект архитектуры. В конце 1960-х гг.
Руины Краснохолмского Никольско-Антониевского монастыря в Тверской области. Справа, возле домов — стены Покровской церкви
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе освящен Лихвинский монастырь. Хороший район Тулы. По одним источникам, монастырь был основан в XIV веке, по другим – в 1477 году. Из монастырских записей 1564 года известно, что в монастыре было две шатровых церкви, одна во имя Консепсьон-де-Санта-Ана, другое, Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1667 года началось строительство каменного соборного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная Покровская церковь пришла в упадок и была разобрана для монастырских нужд. Монастырь был закрыт в 1918 году. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. В 2015 году было принято решение отремонтировать монастырь.
Руины Лихвинского Покровского монастыря в пос. Тип район Тула
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Болотово Псковской области освящен храм. Очень тесной для прихода была каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы XIII века, существовавшая на Знахлицком кладбище Псковского уезда. В 1898 году к храму был пристроен теплый придел во имя Преображения Господня, а в 1912 году старую колокольню заменили притвором и кирпичной колокольней. На звоннице было 4 колокола, самый большой из которых весил около 13 фунтов.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Болотово Псковской области
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сояла Пинежского района Архангельской области освящен храм. Деревянная церковь была построена в 1605 году и перестроена в 1786-1790 годах после того, как молния разрушила склад. Церковь представляет собой восьмигранник, увенчанный шатром, с прямоугольным алтарем и атриумом, перекрытым бочками, перекрытым галереей-скорой. При перестройке его обшили досками, в 1879 году построили новую деревянную колокольню. Церковь была закрыта не позднее 1930-х гг., более поздние галереи были разобраны, шатер рухнул. Сейчас ведутся работы по консервации Покровской церкви для ее последующего восстановления.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сояла Пинежского района Архангельской области
В 1896 году епархиальные власти передали храм 144-му пехотному Каширскому полку, в котором служили священники этого полка. В апреле 1919 года воинский храм бывшего Каширского полка был закрыт и отдан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось к нуждам государственных учреждений. Глава и колокольня были снесены. Богослужения в храме возобновились 24 мая 1991 года.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Брянске, на Покровской горе
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, в Медведково. После изгнания поляков из Москвы князь Д. М. Пожарский в 1620 г построил в своем родовом имении Медведково деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый храм был построен князем Пожарским в 1634-1635 гг. Храм построен очень высоко, его основание имеет четырехугольную форму и окружено арочными галереями. Вверху четырехугольник, вверху восьмиугольник, оканчивающийся шатром, окруженным небольшими луковицами по углам четверика и над алтарем. Ряды небольших кокошников дважды окружают основание восьмиугольника и основание шатра, придавая всему храму особую гармонию и гармонию. Храм не был закрыт в советское время и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас службы проходят в верхнем храме.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Медведково
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, в Покровском-Стрешнево. Церковь построена в 1629 году. С этого момента начинается история села Покровское. По переписной книге 1646 года в нем 8 крестьянских семей. По другим данным, первоначально Покровская церковь была деревянной, каменный храм был построен позже, в 1646 году. Церковь много раз перестраивалась, отражая в своем облике господствовавшие архитектурные тенденции разных эпох. В середине 18 века ему придали великолепные черты в стиле барокко и пристроили трапезную. И около 1822 года храм был построен, перестроен в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектичные формы. Колокольня была построена в 1770-х годах. Церковная ограда с главным входом и угловыми башнями была построена в конце 18 века. Церковь была закрыта в 1930-х годах.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Покровском-Стрешнево
В 1992 году храм был возвращен церкви. В настоящее время Покровская церковь является общеконфессиональной. С 3 июля 2009 года в храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Рубцово
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм Авраамиево-Городецкого монастыря в селе. Ножкино Костромской области. Покровский собор — первая каменная постройка Авраамиево-Городецкого монастыря и старейшая из сохранившихся его построек. Он был основан в Смутное время, в 1608 году, а закончен спустя 23 года. Собор был освящен в 1632 году. Собор представлял собой одноэтажный четырехугольный пятиглавый храм с трапезной. Он служил летним храмом, а зимой богослужения проходили в теплом храме в честь Рождества Христова, построенном несколько позже (примерно в середине XVII века) и разобраном в XIX веке. В советское время Покровский собор сильно пострадал,в нем размещалась моторно-тракторная станция, и были тракторы. Сейчас Покровский собор отреставрирован.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Авраамиево-Городецкого монастыря в с. Ножкино Костромской области
Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы
Большинство храмов на Руси было освящено в честь праздников Богородицы. Эта традиция сохранилась и у старообрядцев. Особенно много храмов было освящено старообрядцами во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Видимо, это связано с тем, что первой церковью, построенной после раздела в Ветке, была Покровская.
Главный храм Русской православной старообрядческой церкви — Покровский собор на Рогожском кладбище, построенный в 1790—1792 годах по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятиглавый храм в стиле классицизма. Но его внушительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по распоряжению императрицы Екатерины II проект был скорректирован: оставлена одна из пяти глав, удалена алтарная апсида и высота здания. В результате этих переделок храм изнутри кажется больше, чем снаружи. До реставрации Храм Христа Спасителя был самым большим храмом Москвы.
Покровский собор старообрядческой Русской православной церкви на Рогожском кладбище
Помимо соборов, и во многих приходских храмах сегодня он является престольным праздником: в общинах Русской православной старообрядческой церкви в городах св других городах России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канада.
Храм Русской Православной Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, г. Миасс, Челябинская область
Храм Русской Православной Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с. Стрельниково Костромской области
Собор другого согласия старообрядцев, Древнерусской Православной Церкви, также освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм построен в 1908-1910 годах с согласия белокриницкой общины. В советские годы был закрыт, передан в 1990 году общине Древнерусской православной церкви.
Покровский собор Древнерусской православной церкви (метро Павелецкая)
Также Покров является храмовым праздником для общин Древнерусской Православной Церкви городов Самара и Белгород, сел Новый Заган и Бичура Республики Бурятия.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (РПЦ), с. Новый Заган (Бурятия)
Сегодня престольный праздник в поморской общине храма в Токмаковом переулке в Москве и во многих приходах России, Белоруссии, Молдовы, Украины и стран Балтии. В США храмовый праздник отмечается одновременно белокриницкой и поморской общинами в Вудберне, штат Орегон).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (ДПК). Белгород
Покров Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография Покрова основана на Житии Андрея, Христа за юродивого святого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Древнейшие изображения на Руси праздника Покрова XIV века. Существуют две основные иконографические традиции Покрова: «суздальская» и «новгородская». На некоторых иконах Богородица изображена перед храмом, Она сама протягивает молящимся свой омфор.
Покров Богородицы. Фреска Ферапонтова монастыря. Дионис, 1502 г
Покров Божией Матери. Первая половина 16 века. Собрание Вологодского музея-заповедника. В точности воспроизводит икону церкви Зачатия Покровского монастыря в Суздале
На других иконах Богородица изображена стоящей внутри храма и молящейся вместе с другими людьми, а омофор поддерживают ангелы.
Покрова Пресвятой Богородицы. Около 1399 г. Новгород
В конце пятнадцатого века эти две иконографические традиции начали сближаться.
«Покров Богородицы» Воскресенского Горицкого монастыря 16 век Покров Богородицы с пуансонами 16 века. Устюженский музей местных обычаев Покров Пресвятой Богородицы / Современная старообрядческая икона. Борисовская мастерская в Коломне
Народные традиции праздника Покрова Богородицы
По народному обычаю время свадеб начиналось с Покрова: после жатвы, когда основные полевые работы были закончены, оставалось достаточно времени и еды, чтобы остыть. Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был, так сказать, девичник. Девицы невесты старались идти в этот день на службу, ставили свечу перед образом Покрова Богородицы, и была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, выйдет замуж раньше всех.
Отсюда народная поговорка: «Крышка партия, землю снежком укрой, а голову короною». С этого момента девушки устраивали вечерние встречи с рукоделием.
Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Стали топить печи, конопатить избы, «подкармливать» скот на зиму. В этот день скоту давали последний сноп последней полосы, который назывался «жатка». Этот сноп во время хлебоуборки непременно собирался всей семьей, а потом хранился в переднем углу избы до Покрова. В этот день скотину кормили, надеясь уберечь ее от зимнего голода и от всех напастей, которые могли подстерегать ее в самое тяжелое и суровое время года.