Неделя 4-ая Великого поста

В четвертое воскресенье Великого поста Святая Церковь празднует память святого Иоанна Климака, аббата Синайской горы. Этот великий преданный известен как автор «Лествицы», классического руководства по духовной жизни. Память преподобного Иоанна Климака также отмечается 12 апреля (30 марта по ст. ст.).

Неделя 4-ая Великого поста

Жизнь и труды преподобного Иоанна Лествичника

Монах Иоанн Климак родился в Константинополе. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно это произошло в 570 г. В юности Джон получил хорошее образование. В возрасте 16 лет он пришел на гору Синай в Египте и избрал своим наставником старца Мартирия. Через некоторое время он принял постриг в монахи. Один из присутствовавших при пострижении монаха, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет монах Иоанн практиковал аскетизм в послушании своему духовному отцу. После смерти мученика Иоанн аскетически удалился в пустыню Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах.

У преподобного Иоанна был ученик, монах Моисей. Однажды Иоанн приказал Моисею принести в сад землю для грядок. Исполняя это послушание, монах Моисей из-за сильной летней жары прилег отдохнуть под сенью большого утеса. В это время Иоанн находился в своей келье, отдыхая после долгой молитвы. Вдруг к нему явился благообразный человек и, разбудив аскета, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, в то время как Моисей в опасности?». Иоанн сразу же проснулся и начал молиться за Моисея. По возвращении Джон спросил, не случилось ли с ним чего-нибудь плохого. Он ответил, что его вот-вот раздавит большой кусок камня, оторвавшийся от скалы, под которой он уснул. Но во сне ему привиделось, что Ян зовет его, он вскочил и побежал, а в это время на то место, где он спал, упал камень.

Иоанн был человеком большой проницательности и глубокого духовного опыта, он с любовью учил и вел всех, кто приходил к нему, к спасению. Однако окружающие стали завидовать и упрекать его за болтливость, которую они объясняли его тщеславием. Иоанн взял на себя профессию молчания, чтобы не быть обвиненным, и молчал в течение года. Те, кто завидовал ему, осознали свою ошибку и умоляли подвижника не лишать их духовных благ общения. Иногда Иоанн уединялся в пещере, скрывая от людей свои аскетические подвиги, но слава о его благочестивой жизни распространилась далеко за пределы места подвижничества, и его постоянно посещали посетители всех рангов и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения.

После сорока лет аскетизма в уединении Иоанн был избран игуменом монастыря на Синае. Он правил Синайским монастырем около четырех лет. К концу жизни Господь наделил Иоанна благодатными дарами ясновидения и чудотворения. Джон умер в 649 году в возрасте 80 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно. Житие Иоанна было написано через несколько лет после его смерти монахом монастыря Раиф Данилом, его другом и современником. Фрагментарные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик; его рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн назван «новым Моисеем».

«Лествица»

Руководя монастырем, Иоанн написал знаменитую «Лествицу» — руководство по восхождению к духовному совершенству. Работа была написана по просьбе Иоанна, настоятеля Раифского монастыря. Зная о мудрости и духовных дарах Иоанна Климака, игумен Раифы от имени всех монахов своего монастыря попросил его написать для них «истинное руководство к стойкости и, как бы, лестницу, восходящую к вратам небесным…». Джон назвал свою работу «Лестница», переведя название так:

Я построил лестницу восхождения … от земного к святому … по образу тридцати лет взросления Господа, построив таким образом лестницу из 30 ступеней, по которой, достигнув возраста Господа, мы будем найдены праведными и защищенными от падения».

Содержание одной из ступеней Лествицы (22-й) раскрывает подвиг искоренения тщеславия. Джон написал:

Тщеславие проявляется в каждой добродетели. Когда, например, я соблюдаю пост, я тщеславен; а когда, скрывая пост от других, я позволяю себе есть, я снова тщеславен — через благоразумие. Если я надеваю честные одежды, то побеждаюсь благочестием; а если надеваю худые одежды, то тщеславен. Если я говорю, то попадаю под власть тщеславия. Если я хочу помолчать, я снова поддаюсь ему. Куда бы вы ни повернули этот шип, он весь в спицах. Тщеславие … смотрит на Бога, но на самом деле стремится угодить людям больше, чем Богу … Люди высокого духа терпят оскорбления произвольно и охотно, в то время как только святые и чистые могут слушать похвалы и не испытывать никакого удовольствия….. Когда вы слышите, как ваш сосед или друг ругает вас в лицо или за спиной, хвалите и любите Его….. Не тот, кто проявляет смирение, злоупотребляя собой: как можно быть угодливым перед самим собой? Но тот, кто бесчестит других, не уменьшает своей любви к ним….. Тот, кто превозносит естественные дары, такие как счастливый ум, высокий интеллект, умение читать, приятное произношение и другие подобные качества, которые легко приобрести, никогда не приобретет сверхъестественных даров. Ибо кто неверен в малом, тот и во многом будет неверен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог унижает то, что тщетно, и посылает неожиданное бесчестье….. Если молитва не уничтожает суетные мысли, давайте вспомним об исходе души из этой жизни. Если и это не удастся, давайте пригрозим ему бесчестьем Страшного суда. «Будьте смиренны», даже здесь, перед грядущим веком. Когда хвалящие, а лучше сказать — льстецы, начинают хвалить нас, мы тут же вспоминаем все свои беззакония и делаем вывод, что недостойны того, что нам приписывают.

Неделя 4-ая Великого поста

Рукописная книга Лествицы

Первый славянский перевод «Лествицы», вероятно, был написан в Болгарии в X веке, Фрагменты этого перевода, вместе с отрывками из Скита и Египетского Патерикона, были включены в сборник, который Изборник относит к 1076 г.

Самым известным из славянских переводов Лествицы на Руси является копия, сделанная в 1387 г. Киприаном, митрополитом Киевским и всея Руси, в Студийском монастыре и привезенная им в 1390 г. на Русь. В собрании рукописей Святой Троицы Сергиевой Лавры имеется 10 копий Лествицы, XV-XVII вв.

В целом они имеют одинаковую структуру: после Жития Иоанна Климака, написанного Даниилом Раифским, и вступительных посланий предлагается предисловие, иногда рисунок цветной лестницы, основной текст, затем «повествование о святых отцах, называемых Иоаннами», и некоторые дополнительные материалы. Поскольку правила предписывали читать Лествицу во время Великого поста, некоторые рукописи содержат разделение на рудименты.

В 1647 году, в соответствии с указом царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Иосифа, в Москве в течение нескольких месяцев было опубликовано первое издание славянского перевода Лествицы, имевшее всероссийское значение. В основу этого издания легла рукопись, автором которой был соловецкий монах Сергий (Шелонин), принимавший участие в работе типографии.

Неделя 4-ая Великого поста

Лествичная книга, рукопись с миниатюрами. 18 век.

Сочинения преподобного Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Климак был автором нескольких трудов:

  • «Лестница божественного вознесения». Работа также известна под названием «Лестница рая». Она была написана в конце VI века по просьбе Иоанна, настоятеля монастыря Раиф: «Передай нам бессознательное, которое ты видел в божественном видении, как Моисей в прежние времена и на той же горе, и запиши его в книгу, как на скрижалях божественного письма, в назидание новым израильтянам». Она дает путеводитель к совершенству. Образ лестницы взят из Библии, где изображено видение лестницы Иакова, по которой поднимаются ангелы (Быт 28:12). Произведение относится к категории аскетической литературы.
  • «Пастырь, или Особое слово к пастырю». Текст адресован аббату Иоанну из Раифа. Слово посвящено роли духовного отца в жизни монаха.
  • «Ответное письмо преподобному Иоанну Раифскому». Настоятель монастыря Раиф просит Иоанна Лестовника прислать ему «драгоценное издание» для назидания учеников; в ответ Иоанн Лестовник обещает прислать свой труд, боясь «смерти от непослушания».

Тропарь, кондак и канон преподобному Иоанну Лествичнику

Тропарь, восьмой тон

Слезами твоими утолила ты бесплодную пустыню, из глубины принесла плод; во сто трудов принесла ты плод. И будешь светильником мира, сияющим чудесами, Иоанн, отец наш. Молитесь, чтобы Христос Бог спас наши души.

Кондак, т. 4

Словно по божественной лестнице, о Иоанн Преподобный, идут твои божественные писания, по ним мы возводимся на небо; ибо с такой добродетелью было твое воображение. Молитесь, чтобы Христос Бог спас наши души.

Кондак, т. 4

На высоте Божией Господь воистину поставил тебя, как малую звезду, просвещающую концы, святой иерарх Иоанн, отец наш.

Преподобный Иоанн Лествичник. Иконы

Иконографические изображения, связанные с преподобным Иоанном Климаком, делятся на две группы: отдельные изображения святого и картины с «климаковской» тематикой. Преподобный Иоанн изображается худощавым, с аскетическим лицом, высоким лбом, иногда отмеченным глубокими морщинами и небольшой лысиной.

Неделя 4-ая Великого поста

Преподобный Иоанн, великомученик Георгий и святой Власий. Новгород, вторая половина XIII века. 13 век. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Неделя 4-ая Великого поста

Преподобный Иоанн. Фреска. Кипр, монастырь Неофитов. 1197 г.

Преподобный Иоанн Климак изображен в монашеском одеянии, которое состоит из хитона, плаща и схимы. В руках он обычно держит крест, свиток или книгу, как автор «Лествицы».

Неделя 4-ая Великого поста

Преподобный Иоанн Климак. Монастырь Святой Екатерины на Синае, конец 14-го — начало 15-го века.

Русские составные иконописные подлинники (XVIII в.) рассказывают о появлении Преподобного в связи с описанием композиции «Лествицы»:

…по подобию седовласого, братии Власия, в схиме, жилет преподобного (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 306; там же: Большаков. Иконописный подлинник. С. 84).

Иконография преподобного Иоанна сформировалась довольно рано, но по сохранившимся памятникам ее нельзя проследить ранее X века. В мозаиках и фресках церквей образ преподобного Иоанна Лестивака часто помещался среди прославленных святых и подвижников.

Неделя 4-ая Великого поста

Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (планшет). Новгород. Конец 15 века.

На иконе «Святые Иоанн Климак и Савва Стратилат, предстоящие Спасителю» из Благовещенского собора в Сольвычегодске Иоанн Климак изображен с короткими волосами, удлиненной, слегка раздвоенной бородой, с раскрытым свитком в руке (текст на свитке гласит: «Поднимайтесь, поднимайтесь, слушайте, братья…». это фрагмент слова 30 «Климакус».

Неделя 4-ая Великого поста

Иоанн Климак и Савва Стратилат, пришедшие к Спасителю. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Сольвычегодск. Начало 17 века.

До нашего времени дошло несколько иллюстрированных рукописей сочинения Иоанна Климака, обычно содержащих 1-2 миниатюры с изображением Преображения и/или преподобного учителя на фронтисписе или в композициях, иллюстрирующих текст. Наиболее распространенным типом иллюстрации является композиция с лестницей, ведущей на небо, и поднимающимися по ней монахами, многих из которых спускают вниз демоны; традиционно на этой миниатюре Иоанн Климак изображается либо внизу лестницы, либо на одном из верхних уровней.

Неделя 4-ая Великого поста

Икона «Видение святого Иоанна Климака». Середина 16 века начало 17 века.

Неделя 4-ая Великого поста

Икона «Видение святого Иоанна Климака». 18 век.

Византийская икона «Небесный святой Иоанн Климак» (конец XII века) из монастыря святой великомученицы Екатерины на горе Синай. Рядом с иконой находится тридцатифутовая лестница, по которой монахи поднимаются по лестнице, ведущей на небо, но многие из них падают, не достигнув цели, пойманные демонами. На самом верху лестницы находится Иоанн Климак, которого благословляет Христос, изображенный на небесном сегменте, за Иоанном следует архиепископ Антоний Синайский, по инициативе которого была сделана икона. В нижней части — группа монахов, в верхней — ангелы.

Неделя 4-ая Великого поста

Небесная лестница преподобного Иоанна Климака. Происходит из монастыря великомученицы Святой Екатерины на Синае. Конец 12-го века.

Иллюстрированные рукописи Лествицы, ярко изображающие идеалы монашеского аскетизма, появляются во второй половине XI века. Некоторые из них содержат подробную серию иллюстраций различных ступеней покаяния и аскетизма, но греческие рукописи первоначально содержали только чернильное изображение лестницы из тридцати ступеней, над которой возвышался крест.

Неделя 4-ая Великого поста

Видение преподобного Иоанна Климака. Древнерусские миниатюры начала XVI века.

В XVII веке появляются печатные книги с гравюрами «Триодь Постная» и «Лествица» (Киево-Печерский монастырь, 1627), «Лествица» (гравюра Ф.И.Попова по рисунку Т.Аверкиева, Москва, 1647), «Триодь Постная» (гравюра В.Л.Ушакиевича, Львов, печать Ставропигийского братства, 1664).

Композиция «Лествица» часто воспроизводилась на стенах русских храмов. Так, на южной стене Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) в лепных ячейках изображены светлые фигуры отшельников в покаянных позах, олицетворяющих 5-ю ступень лестницы (покаяние).

В старообрядческой традиции теме «Лествицы» придается особое значение. Например, в иконе «Видение Иоанна Климака» (конец XVIII — начало XIX века, Государственный Русский музей) каждая из 30 ступеней пронумерована и подписана в соответствии с названием книги. Иоанн Климак изображен слева с развернутым свитком. В верхней части иконы изображен Иисус Христос с ангелами, приветствующими монахов, достигших рая; справа от них — обширная панорама белокаменного города с садом — небесного Иерусалима, за стенами которого находятся святые, достигшие небесного блаженства.

Неделя 4-ая Великого поста

Видение преподобного Иоанна Климака. Конец. XVIII — начало XIX века, Государственный Русский музей

Неделя 4-ая Великого поста

Икона с изображением видения святого Иоанна Климака. Гуслица, 19 век.

Храмы во имя Иоанна Лествичника на Руси

Храм во имя преподобного Иоанна Клемака был освящен на Соборной площади Московского Кремля и известен нам как колокольня Ивана Великого. Церковь преподобного Иоанна Климака находится у основания колокольни. Будучи поднятой до 81 м в 1600 году (при Борисе Годунове), колокольня была самым высоким зданием в России до начала XVIII века. В 1329 году на этом месте была построена церковь во имя преподобного Иоанна Климака по типу «и под колоколами».

В 1505 году старая церковь была снесена, а к востоку от нее итальянский мастер Бон Фрязин построил новую церковь в память об Иване III (1440-1505), который умер в том же году. Строительство было завершено в 1508 году. Между 1532 и 1543 годами архитектор Петрок Малый пристроил прямоугольную колокольню к Вознесенской церкви с северной стороны, которая была полностью перестроена в третьей четверти XVII века и приобрела вид, похожий на современный.

В 1600 году, в царствование Бориса Годунова (1552-1605), вероятно, «царским мастером» Федором Савельевичем Коном (ок. 1540 — после 1606) к двухэтажной колокольне Ивана Великого был пристроен еще один этаж, после чего колокольня приобрела современный вид.

Неделя 4-ая Великого поста

Колокольня Ивана Великого (церковь Святого Иоанна Климака). Москва .

Надвратная церковь Кирилло-Белозерского монастыря была освящена во имя святого Иоанна Климака. Церковь была построена в 1572 году на пожертвования сыновей Ивана Грозного (1530-1584), царевичей Ивана (1554-1581) и Федора (1557-1598). Поэтому главный алтарь и боковая часовня были освящены во имя святых Иоанна Климентария и Феодора Стратилата (ум. 319), тезки царицы.

Неделя 4-ая Великого поста

Кирилло-Белозерский монастырь. Святые ворота с надвратной церковью Святого Иоанна Климака

Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Климака в Савво-Крыпецком монастыре Псковской области, освященные во имя Иоанна Климака. Построенная между 1540 и 1550 годами, церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иоанна Климака.

Неделя 4-ая Великого поста

Монастырь Святого Иоанна Богослова в Савве-Крыпецком

Монастырский храм был освящен во имя Иоанна Климака в селе Куровское Орехово-Зуевского района Московской области.

Неделя 4-ая Великого поста

Униатская церковь Святого Иоанна Климака в Куровском

Душеполезное поучение в неделю Иоанна Лествичника

Каждая неделя Великого поста шаг за шагом ведет нас от Прощеного воскресенья, когда вспоминается преступление Адама и его изгнание из рая, до Пасхи, которая вновь открывает нам вход в потерянное Царство Божье. Четвертая неделя Великого поста посвящена памяти святого Иоанна Климака, автора книги «Лествица».

Он открывает истинный и мудрый путь для тех, кто желает достичь внутренней беспристрастности и совершенства. На протяжении веков «Лествица» была одним из самых читаемых трудов святых отцов. Сегодня его внимательно читают все, кто интересуется высшим и неизменным учением: как спасти свою драгоценную и бессмертную душу, как «сбросить ветхого человека с его страстями и похотями» и стать «новым Адамом», чистым и добродетельным, чтобы вслед за воскресшим Христом войти в вечную небесную пасхальную радость, приготовленную для тех, кто достойно и праведно жил на земле.

Всем тем, кто спешит вписать свое имя в книгу жизни на небесах, эта книга показывает самый совершенный путь. Следуя по этому пути, мы обнаружим, что он безошибочно ведет тех, кто следует его указаниям, сохраняя их невредимыми от всех преткновений и представляя нам лестницу одобрения, восходящую от земного к Святому месту, на вершине которого утверждается Бог Любви (Из введения к «Лествице»).

Когда мы внутренне замедляемся, теряем бдительность и самоконтроль, мы постепенно сходим с пути добродетели и идем в противоположном направлении. Подъем труден и тяжел, но спуск всегда быстрый и легкий. Однако для того, кто хочет вернуться к прежнему и лучшему состоянию, требуется много упорного труда.

Наши умы всегда должны получать наставления и руководство от священных книг, ибо они не могут оставаться праздными. Ибо если он не делает добра, то склоняется ко злу (св. Дорофей).

Живя в этом теле, никто из нас не может быть уверен, что действительно достиг каких-то высот и праведности в жизни, ведь было много случаев, когда даже самые строгие аскеты-авантюристы внезапно подвергались сокрушительному падению. Некоторые находили в себе силы подняться и воскреснуть, но были и те, кто был раздавлен насмерть, то есть психически поврежден, и уходил в ересь или погрязал в грязных телесных пороках.

Вот почему святые отцы всегда напоминают нам о необходимости внимательно и часто заниматься изучением книг, чтобы распознавать козни психического врага и двигаться к спасительному самосовершенствованию, не оступаясь.

Поистине, Лестница может быть самым опытным и мудрым проводником, направляющим и защищающим нас на этом трудном и долгом пути. Краткое изложение его содержания, раскрывающее суть и смысл духовного восхождения, изложено также в «Цветнике» святого инока Дорофея, который по праву можно назвать «жемчужиной» святоотеческой литературы Древней Руси.

Духовная лестница, возводящая на небо

Реальность

Он видел духовную лестницу добродетелей, восходящих к небесам, рассчитанную по годам жизни воплощенного Христа. Начало этой духовной лестницы, восходящей к небесам, основано на отречении от мира и всего земного во всех мыслях, делах и желаниях. Его конец находится в Святом месте. Ступени этой духовной лестницы, ведущей на небеса, построены по-разному, в зависимости от их происхождения. И когда мы ступаем по духовным ступеням, каждый из нас должен надежно держать ногу, на которой он стоит, и не поскользнуться, поднимаясь по ступеням. И поднимайтесь по этой лестнице как в делах, так и в мыслях. И когда мы достигнем вершины, все, кто любит Бога, будут там.

Интерпретация

Жить по заповедям и совершать добрые дела — это как подниматься по лестнице. Вот почему заповеди Господа и добродетели Отца называют духовной лестницей, ведущей нас на небо. И мы, как будто поднимаемся по лестнице, шаг за шагом. Если мы наступим на два или три, мы поскользнемся, упадем на землю и погибнем. То же самое относится к заповедям и добродетелям. Кто преступает первые заповеди и добродетели, тот не повинуется им, но противится им. Поэтому нужно учиться по одному шагу за раз, как будто поднимаясь по лестнице.

Реальность

Я бы также назвал эту лестницу путем спасения, истинным и верным путем, по которому идут многие. И все идут по этому пути, потому что их приглашают в великий город. Но его достигают немногие, только избранные. Остальные остаются на своих местах. Те, кто едва начал путь, те, кто дошел до половины пути и сбился на другие тропы. Некоторые, кто уже достиг великого города этим путем, оказываются у ворот ночью и не могут войти. Другие, усердно следуя по этому пути, разминая ноги своих сердец, сразу же, как стремительный олень, и великий город рассветает, и они с радостью входят в него. Некоторые не желают идти по трудному и нелегкому пути.

Интерпретация

Но сколько призванных и сколько избранных идут по этому пути спасения? Ибо Господь Бог говорит в Святом Евангелии: «Много званых, но мало избранных» (Лк 14:24). Действительно, в Святом Евангелии и других священных книгах Господь Бог призывает весь мир к спасению. Но мало избранных, которые услышали Его призыв. Вот почему Господь называет их малым стадом. Он как будто утешает Свою избранную паству Своей рукой и Своим словом, избавляя их от всякой нужды и защищая их. И Он сказал: «Не бойся, малое стадо! Ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство» (Лк 12:32)». («Книга цветов» святой Дороти).

Начало пути спасения — это твердая решимость и мужество жить по вере и заповедям Божьим с непреклонным терпением при всех скорбях. Чтобы мы решились бесстрашно следовать за Христом и не возвращаться к старым страстям и греховным привычкам, не уподобляться жене Лота, которая бежала из горящего города, но погибла на самой дороге, став соляным столбом. Ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не годится для Царствия Божия» (Лк 9: 62). Каждый прожитый день, в котором мы каким-то образом преодолели свою волю и своеволие ради сохранения и исполнения святой заповеди, подобен новой ступеньке для восхождения вверх.

Как небо далеко от земли, так и душа человека в начале подвига далека от совершенства. Но постепенно трудолюбивый подвижник с великим тщанием и усердием, с постоянным самоотречением восходит к бессмертному покою, преодолевая такие досады и препятствия, которые могут знать только те, кто сам прошел этот путь. «Духовная борьба» — это узкий и тернистый путь в гору, от земли к небу, на котором мы должны «препоясаться» вместе со Христом, чтобы стать достойными обитателями рая и вечной жизни.

В «Лествице Иоанна Синайского» есть замечательное описание аскетической жизни некоего отшельника, аввы Исидора, на примере которого можно увидеть, как именно постепенно преображается внутренний мир человека, желающего освободиться от греховных привычек и жить по евангельскому слову Господа.

Об Исидоре

Некий человек по имени Исидор, из числа князей города Александрии, удалился в этот монастырь. Приняв его, почтенный пастух обнаружил, что тот чрезвычайно хитер, злобен и горд. Мудрый отец пытается победить хитрость дьявола с помощью человеческой изобретательности и говорит Исидору:

Если вы действительно решили взять на себя иго Христа, я хочу, чтобы вы сначала научились послушанию.

Исидор ответил ему:

Как железо кузнецу, так и я подчиняюсь вам, святейший отец, в послушании.

Тогда великий отец сразу же приписал этому железному Исидору подвиг учения и сказал:

«Я хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у ворот монастыря и кланялся до земли каждому входящему и выходящему, говоря: Молись за меня, Отец, ибо я одержим злым духом».

Исидор был так послушен своему отцу, словно ангел Господень. Когда он провел семь лет в этой аскетической жизни и стал чрезвычайно смиренным и сострадательным, всегда памятливый отец, после семи лет справедливых искушений и беспримерного терпения Исидора, пожелал, как достойнейшего, причислить его к братьям и рукоположить. Однако он широко умолял пастуха позволить ему закончить свою жизнь таким же образом, туманно намекая этими словами на то, что его конец близок и что Господь призывает его к Себе, что и сбылось…..

Я спросил этого великого Исидора, когда он был еще жив: какой работой занимался его ум, когда он находился во вратах? Этот памятливый человек, желая быть мне полезным, не скрывал этого от меня.

«Сначала, — сказал он, — я думал, что продал себя в рабство за свои грехи, поэтому я проституировал себя со всей скорбью, членовредительством и кровавым принуждением. К концу года мое сердце больше не печалилось, ожидая награды за мое терпение от Самого Господа. И когда прошел еще год, я уже считал себя в сердце своем недостойным и оставаться в монастыре, и видеть отцов, и смотреть на их лица, и причащаться Пресвятых Таин, и, низко кланяясь, и думая еще ниже, я уже убедительно просил приходящих и уходящих молиться за меня (Лествица, стих 4, 23-24).

Смирение и спокойное терпение в скорбях подобны двум поручням, которые крепко держат нас на пути восхождения к добродетели. Как куколка незаметно превращается из невзрачной гусеницы в прекрасную бабочку, так и душа подвижника украшается и освещается в тайной работе аскетического самосовершенствования. На реальных примерах мы видим, как постепенно, год за годом, бывший первоклассник приближается к уроку высшей математики, который он не смог бы выучить в самом начале, даже если бы имел к этому необыкновенные способности.

Духовную школу справедливо называют «наукой познания», потому что она открывает человеку неведомый, лучший мир и через молитву делает его собеседником Бога и Божьих святых. Но еще более того, эта наука требует особого внимания и длительного изучения, постепенно поднимая человека до его чудесных и сокровенных знаний. Когда старшеклассник оканчивает школу, где, постепенно вырастая телом и умом, из ребенка он становится вполне взрослым, он с тревогой ожидает выпускного экзамена как подведения итогов и оценки прошедших лет перед началом новой и неизвестной жизни.

Но каким страшным и благоговейным будет тот последний, окончательный экзамен всех наших дел, когда мы увидим себя в истинном, бескомпромиссном свете, и когда Господь будет судить нас и даст нам Свое слово, через которое, каждому по его заслугам, откроется неведомая и бесконечная вечность.

Мудрое дело, поистине мудрое, и нет в мире более мудрого дела, чем спасение собственной души. Поскольку все земные хитрости остаются на земле, только эта мудрость пойдет с душой и приведет ее в Царство Небесное. Небеса находятся далеко от земли, и к ним нет ни материальной лестницы, ни видимого входа. К нему возносятся только те, кто был тронут и поражен, и смиренные. Идущие по этой лестнице — это путь добродетели и спасения, те, кто соблюдает заповеди Господа и добродетели своих отцов.

Поднимайтесь, поднимайтесь по этой лестнице постоянно и по этому пути спасения, о братья! Если мы хотим взойти на небо, то вот лестница, которая ведет нас на небо, и путь спасения.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector