Как православные христиане должны отмечать 8 марта? Что думают священники о Международном женском дне — читайте в нашем обзоре.
«Христианам не нужно использовать 8 марта, чтобы воздать должное женщинам».
Архимандрит Иов (Гумеров)
Является ли день «международной солидарности женщин в борьбе за экономические, социальные и политические права» праздником? Это не было целью инициаторов. В советское время только 8 мая 1965 года 8 марта было объявлено праздником в СССР. Большинство людей в нашей стране, не обращая внимания на идеологические цели властей, использовали этот день для выражения своего сочувствия и человеческого внимания к женщинам, которых они знали и любили.
Христианам не обязательно использовать 8 марта, чтобы отдать дань уважения женщинам. Все христиане говорят о великом призвании женщин не только в праздники, посвященные Богоматери, избранной для великого дела спасения человечества, но и в третью неделю Пасхи, посвященную женам-мироносицам. Святое Евангелие рассказывает нам трогательную историю о всеохватывающей любви мироносиц к своему Божественному Учителю. Они были первыми, кто удостоился особой чести увидеть Воскресшего Господа. Именно к ним впервые было обращено великое слово: «Радуйтесь! Христианство — это религия любви и радости.
В праздник Жен-мироносиц христиане имеют возможность проявить внимание и любовь ко всем знакомым женщинам и пожелать им, чтобы их жизнь была озарена теплым и радостным Светом Христа, чтобы с Божьей помощью жизнь всегда была доброй, мирной и здоровой.
«Что вы боитесь нарушить, если нет предписания, что нельзя праздновать 8 марта?».
Архиепископ Димитрий Смирнов
Давайте откроем Евангелие: запрещено ли там поздравлять людей с 8 марта? Нет, это не запрещено. Кто-то скажет, что 8 марта — не христианский праздник, а вот День защитника Отечества — христианский праздник? Является ли Новый год христианским праздником? Получается, что православному христианину не разрешается поздравлять других людей с этими праздниками?
Таджикский мужчина убирает снег во дворе моего дома. Каждый день я выхожу и говорю ему: «Ас-саламу алейкум», а он всегда отвечает: «Ва алейкум ас-саламу». Он замечательный человек. Я никогда в жизни не видел, чтобы люди так работали. Я сам работал сторожем, но не каждый может так разгребать снег. Каждый раз, когда я выхожу на улицу, мне хочется упасть ему на грудь, обнять и поцеловать его. За свои 60 лет жизни я не видел такой идеальной работы. Если он мусульманин, а я ортодоксальный христианин, разве мне нельзя сказать «спасибо»?
О чем мучаются люди? В чем проблема? Что вы боитесь нарушить, если нет постановления о том, что нельзя праздновать 8 марта? Вот что интересно: когда человек спрашивает меня о чем-то, я отвечаю: «Вы постоянно молитесь?». Он скажет: «Нет. Я даже пропускаю вечерние молитвы». Так поступайте, ибо написано: «Молитесь не переставая». Почему вы спокойно нарушаете и не беспокоитесь, а беспокоитесь о 8 марта?
Почему вас не волнует, что вы сегодня злитесь? Написано: «Радуйтесь всегда». — почему вы не радуетесь? Почему бы вам не поразмыслить над тем, что написано? Почему кто-то мучается над тем, что не написано? Вот что меня удивляет…
«Я всей душой выступаю за 8 марта! Я для людей, время от времени разглаживающих морщинистое лицо их забот и распространяющих добрые улыбки».
Протоиерей Андрей Ткачев
Человек предполагает, а Бог располагает. Люди создают нечто прекрасное по замыслу, но затем отступают в страхе перед чудовищем, которое вышло из-под их рук. Или, наоборот, они хотят снести все до основания, но в итоге лишь расчищают строительную площадку для проекта будущего.
Короче говоря, человек никогда не получает того, чего хочет. Тем более, что он редко знает, чего хочет на самом деле.
Таким образом, создаются церемонии, которые имеют одну цель в момент их создания, а затем, по прошествии времени, уходят от своей первоначальной цели в противоположном направлении. 8 марта — одно из таких событий.
Где память о «маршах домохозяек»? Где борьба за всеобщее избирательное право? Где попытка сделать из женщины спутницу жизни и желание, чтобы на эту «спутницу» не смотрели с искрой желания, а лишь крепко пожали руку и похлопали по плечу?
Вся эта чепуха уходит, и остается только желание женщины быть женщиной и согласие мужчины предоставить ей, хотя бы изредка, это скромное и естественное право.
Нет, в некоторых местах гендерные проблемы по-прежнему вызывают такой же накал, какой вызывал в Гондурасе скромный житель тундры из анекдота. Но здесь, в стране, где социализм победил окончательно (но не полностью), а затем внезапно и окончательно рухнул, женщина просто хочет быть женщиной.
Весной 1857 года нью-йоркские проститутки приняли участие в марше «Пустые кастрюли». Они требовали выплаты заработной платы морякам, задолжавшим женщинам.
Ей не нужны ни ткацкий станок, ни лопата, ни полет в космос, ни годовой отчет бухгалтера.
Она хочет подарков, хочет комплиментов, хочет услышать невинную полуправду о том, какая она красивая, хочет украсить свою пещеру подснежниками и ждать своего благоверного вечером трезвым и не с пустыми руками.
В этом смысле я выступаю за 8 марта! Я за то, чтобы люди иногда разглаживали свои изможденные заботами лица и дарили добрые улыбки.
Но помимо этого, в каждом факте жизни есть своя метафизика, есть возможность постичь высший смысл и извлечь серьезный урок. Говоря о Международном женском дне, мы можем спокойно отбросить социально-политический пафос и поговорить о теплоте человеческих отношений и … рыцарство.
Да, рыцарство, которого у нас не было.
«Вечером 8 марта во всех церквях проходит служба, посвященная первому и второму обретению главы святого пророка Божьего Иоанна Крестителя, который был обезглавлен мечом именно за предательство женщины…».
Преподобный Павел Островский
8 марта — праздник только в странах бывшего СССР; почитайте в интернете историю его учреждения — поседеете. А еще я сообщу вам интересную деталь, о которой мало кто пишет в интернете, но которая имеет прямое отношение к празднику.
8 марта всегда выпадает на Великий пост; обычно все торжества проходят вечером этого дня. И мы знаем, что в дни особого празднования в Церкви накануне проводятся большие торжественные службы.
Поэтому вечером 8 марта во всех церквях проходит служба, посвященная Первому и Второму обретению главы святого пророка Божьего Иоанна Крестителя, который был обезглавлен мечом из-за предательства женщины.
Как вы думаете, случайно ли Цеткин и ее друзья (феминистская группа) выбрали эту дату для празднования? Вместо того чтобы идти на постную службу, где вспоминаются страдания и смерть величайшего из пророков; убитого, как я уже писал ранее, из-за женских сплетен и расточительной страсти — мы должны поздравлять женщин с «международным» женским днем. Отстреливайтесь.
Я люблю свою жену, я люблю свою мать, я люблю своих дочерей…. и я готов дарить им подарки, когда захочу.
Но заставлять меня праздновать что-то особенно женственное в день, когда церковь назначила самый строгий период поста (Великий пост + праздник главы Иоанна Крестителя)… моя совесть убивает меня.
«8 марта — это не день женщины, а день женщины-революционерки».
Протодиакон Андрей Кураев
Правда ли, что 8 марта — женский день? Ведь всем известно, что 8 марта — это «Международный женский день». Кроме того, все знают, что женщины живут во всех странах. Кроме того, почти все знают, что 8 марта в последние годы отмечается только в СССР. П
Почему женщины в других странах не празднуют его? — Так что это не был день для женщин как женщин. Это был день чествования женщин с определенными характеристиками. И по какой-то причине эти качества не были оценены в других странах.
Причина этого странного явления ясна: 8 марта — не женский день, а день революционных женщин. Поэтому в странах, где революционная волна начала 20 века утихла, празднование Женщины революции не прижилось.
Христиане не должны отмечать этот праздник. Христианам не подобает отмечать этот праздник, даже под другим названием. В конце концов, это праздник, который хочет, чтобы мы вернулись в прошлое.
«Мужчина, покупающий букет мимоз для своей возлюбленной на 8 марта, меньше всего думает о Кларе Цеткин и Розе Люксембург».
Отец Евгений Дорофеев
С первыми каплями весны, с первым ароматом долгожданной весны, приходит к нам праздник — 8 марта, Международный женский день.
Как много говорится в православных СМИ о несовместимости женского дня с христианством, о его сомнительном происхождении. У многих наших братьев и сестер сложилось стойкое убеждение, что праздник «феминистский», «масонский», «коммунистический» и можно перечислить еще десятки страшных для православного уха слов. Но соответствует ли это истине? Давайте попробуем вникнуть в суть вопроса.
Те, кто ругает 8 марта и День святого Валентина, знают ли они о глубоких языческих корнях Масленичной недели, широко отмечаемой всеми православными приходами нашей страны? Или кто такой Дед Мороз с христианской точки зрения (для западных людей, по крайней мере, Святой Николай)?
Читали ли эти люди на ночь русские народные сказки в той форме, в которой они были собраны фольклористами в 19 веке, а не в той сглаженной и цензурированной форме, которая привычна для нашего изображения? Мы не хотим рассказывать детям и родителям о том, что друиды и древние германцы вешали на елку вместо игрушек.
Вот интересная мысль: следуя логике «поиска корней» любого явления, возьмите и изгоните все вышеперечисленное, и в итоге останется огромная пустота.
Оказывается, тех, кто решил «обратиться к истокам», ожидает множество сюрпризов.
Но все в нашей жизни строится не на оригинале, а на актуальных смыслах. Важно не то, что кто-то когда-то вложил в празднование события, а то, что мы, здесь и сейчас, вкладываем в него.
Существует распространенное мнение, что 8 марта — это революционный праздник коммунистической эпохи.
Это правда, что прошлая советская действительность привнесла в нашу жизнь много атрибутов, которые не имеют ничего общего ни с Церковью, ни с традиционной жизнью нашего народа. Но должны ли мы отказаться от всего?
В Церкви не слышно голосов, призывающих прекратить празднование 23 февраля. Но что это за дата — 23 февраля — и каковы ее «корни»?
Рождение Красной рабоче-крестьянской армии в 1918 году. Армия, которая своими штыками укрепляла власть большевистских ополченцев. Но отмечая этот праздник, помним ли мы всех «красных демонов революции»? Нет, к счастью, мы забыли.
Но в этот день мы вспоминаем ветеранов Великой Отечественной войны, вспоминаем участников всех наших «очагов напряженности», вспоминаем всех мужчин, служивших и не служивших, действительных и потенциальных защитников Отечества. И, конечно, мужчина, покупающий букет мимоз для своей возлюбленной на 8 марта, меньше всего думает о Кларе Цеткин и Розе Люксембург.
Международный женский день в нашей стране уже давно приобрел совсем не ту форму, которую задумывали его создатели. Это не праздник политических и социальных потрясений, а праздник души, счастья и семейного уюта, праздник любви к родственным душам. Это именно то значение, которое он приобрел.
Поэтому давайте праздновать в тихом семейном кругу, поздравляя наших бабушек, мам, жен, сестер и дочерей, даря им радость и внимание. Мы не должны придумывать никаких особых православных женских или мужских дней. Если мы будем продолжать в том же духе, то придумаем «православный день электрика» или «православный день комбайнера». Мы не должны превращать Церковь в цирк.
«Вопрос праздновать или нет связан с тем, какой смысл вы в него вкладываете».
Протоиерей Андрей Ефанов
Давайте разберемся. Международный женский день — это чисто светский праздник, он не включен в церковный календарь. В церковном календаре 8 марта — праздник обретения мощей святой Матроны Московской и память ряда других святых.
Вопрос о том, нужно ли его праздновать, зависит от того, какой смысл в него вкладывается. Если речь идет о том, чтобы порадовать семью и друзей, подарить им цветы, помочь им дома или на работе и так далее, то почему бы и нет? Но для этого не нужен особый день: вы можете дарить цветы и небольшие подарки, помощь и поддержку без всякого повода. И это не только возможно, но и необходимо! Поэтому если вы знаете, что вашим друзьям будет приятно получить от вас внимание в этот день, то можно это показать. Но не стоит делать особый акцент на 8 марта.
У Церкви есть свои замечательные праздники, когда мы можем вспомнить о женских добродетелях и поздравить матерей, бабушек, жен и дочерей. Это праздник святых, несущих миро, который отмечается на третьей неделе после Пасхи. Это также день памяти Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, который отмечается 30 сентября.
Священник Максим Каскун
«Сегодня, 8 марта — просто женский день. Нет необходимости возвращаться к истории этого праздника».
Священник Максим Каскун
Давайте посмотрим на этот праздник глазами современной женщины: если эта женщина ходит в церковь, молится Богу, то для нее это не праздник.
Никто в православной семье не задается вопросом: нужно ли отмечать этот праздник или нет? Они просто не празднуют его, потому что в этом нет смысла. Если мужчина является священником в семье, а женщина не пришла к Богу, она будет понимать этот праздник как женский день, как свой праздник.
Если вы скажете ей, что 8 марта — это сатанинский праздник, вы оскорбите ее. Это не то место, с которого следует начинать. Если мы хотим, чтобы человек пришел к Богу, мы должны отбросить второстепенные вещи и не обращать на них внимания.
Если человек считает это праздником, пусть празднует. Особенно если она понимает, что это женский день. Никто не помнит ни Клару Цеткин, ни Розу Люксембург. В этот день никто не выдвигает лозунги феминизма (освобождение от мужского гнета и тому подобное). 8 марта женщинам дарят цветы, а у людей поднимается праздничное настроение, потому что они считают этот день Женским днем. Я предлагаю относиться к этому как к таковому.
Есть православное чествование женщин — Женский день Мирра — и есть светский праздник — 8 марта. Нет необходимости углубляться в историю праздников, потому что многие праздники были созданы по разным причинам, а потом люди забыли эти причины. Праздники наполнились совершенно другим смыслом. Сегодня, 8 марта, отмечается просто Женский день. Тот, кто участвует в этом празднике, празднует его, а тот, кто не чувствует радости и смысла в этом празднике, не празднует его.
Протоиерей Владимир Сорокин
«Гораздо важнее праздновать не «женский день» или «мужской день», а день семьи, день матери, день отца».
Протоиерей Владимир Сорокин
Что касается 8 марта как женского праздника, то о его происхождении и значении давно ведутся споры. Некоторые считают, что корни праздника уходят в глубокую древность, другие связывают его происхождение с протестными движениями начала XX века. Однако для православных христиан это бесплодные споры, поскольку у православной церкви есть свой «женский» праздник, связанный с радостными вестями и добрыми делами — Женская мироносицкая неделя. Это наша четкая и ясная позиция, которая была выражена еще в советское время.
Есть непримиримые противники 8 марта, которые предлагают отменить праздник и упразднить выходной день. Пусть отменяют этот праздник, для нас это не имеет никакого значения, мы все равно не придаем этому дню никакого значения. На самом деле, сейчас общество начинает пересматривать многие вещи. Если светское общество созреет настолько, что отменит 8 марта, это будет прекрасно, но на церковном календаре это никак не отразится, потому что этого праздника нет в церковном календаре. Конечно, нет ничего плохого в том, что женщин поздравляют без необходимости, но это вопрос этикета, а не Церкви.
Я уверен, что если бы 8 марта не был государственным праздником, ему вряд ли придали бы большое значение. 8 марта считается праздником в основном потому, что это дополнительный выходной день и не более того. То же самое относится и к 23 февраля — Дню защитника Отечества. Женским днем принято считать 8 марта, а мужским — 23 февраля. С православной точки зрения, гендерные различия людей не так уж важны. Самое главное — не то, что человек мужчина или женщина, а то, что он христианин. Гораздо важнее праздновать не «женский» или «мужской» день, а день семьи, день матери, день отца. Для православной церкви и православного богословия важны не гендерные различия людей, а такие ценности, как семья, отец и мать. Зачем делать различие между мужчинами и женщинами, если мы все равны перед Богом?
Женская демонстрация 19 марта 1917 года.
Наше общество должно быть просвещенным и наполненным христианским содержанием. Это наша миссия. Мы слабые проповедники, потому что 8 марта было омрачено и отодвинуто на второй план Неделей женщин, несущих мирру. Если мы будем более активны и настойчивы в этом отношении и по-настоящему оценим служение женщин семейным ценностям и моральным принципам, если нам будут постоянно напоминать об этих ценностях, в том числе и православные (которые, по некоторым данным, составляют 80% населения России), то Неделя жен-мироносиц восторжествует.
Тот факт, что до сих пор именно 8 марта, а не Неделя ношения мирра, считается женским праздником, показывает нашу пассивность, нашу инертность. Конечно, 8 марта — это временный праздник. И после того, как Бог направит, так и будет. Но я считаю, что необходим праздник, который воспитывает в людях моральные и семейные ценности, поощряет союз мужчины и женщины в их близких отношениях и совершение добрых дел. Я выступаю за поздравление женщин по случаю недели женщин Мирра.
Священник Константин Пархоменко
«В дни моего неофитства я насмехался над 8 марта перед своими ненавистными бабушками. Сегодня я со стыдом думаю: зачем я это сделал? Зачем я испортила праздники, настроение?».
Священник Константин Пархоменко
Уже 8 марта наступит праздник, как его торжественно называют: Международный женский день. Насчет международности — я не знаю. Однажды я был как раз в это время во Франции, в другой раз в Германии, и нигде не увидел не только никакого праздника, но даже напоминания о нем. (Может быть, он и был, но нужно было очень постараться, чтобы его заметить).
По правде говоря, именно в России этот день отмечается по-особенному, ведь праздник пришел к нам из недавнего советского прошлого.
Идея праздника хороша. В Древнем Риме и Греции тоже существовали женские праздники. Женщина, нежное, изысканное, прекрасное Божье существо, безусловно, заслуживает того, чтобы в году был день, в который можно праздновать идею материнства, женственности.
Этот праздник был тем более уместен в стране, где не было различия между мужчиной и женщиной. Женщины также работали, ходили на шахты, сидели за рулем грузовика, прокладывали рельсы и т.д. Эта советская «уравниловка», жестокая пародия на христианство: во Христе «нет ни мужского, ни женского пола». — эмансипировал все женское от женщины, лишил ее возможности, права быть женщиной!
И этот весенний праздник заставил вспомнить о женщинах. Это было напоминанием для самих женщин, которые хотя бы раз в год официально имели возможность почувствовать себя слабыми и женственными….. Это было напоминание для мужчин, которые в безумии интересов, планов и целей партии и правительства рассматривали женщин как просто винтики в гигантском механизме.
Советские работающие женщины добровольно отказались от выходного дня 8 марта
К черту тот факт, что к созданию этого праздника приложили руку немецкие рабочие-большевики, мало кто из женщин помнил, кем была Клара Цеткин….. Это был праздник весны, улыбок, женственности и ухаживания за дамами.
В советское время это был безальтернативный праздник! Светлый и радостный. Новый год с его бенгальскими огнями и запахом мандаринов напомнил нам о мистике времени; 8 марта напомнило нам о женщинах, весне и любви.
Для христианских женщин, для которых каждый праздник, посвященный Богородице, является их, женским днем, нет необходимости праздновать 8 марта. Но не все россияне находятся в Церкви, не все являются православными христианами. Или они обращаются сегодня, но за ними стоит целая жизнь, связанная с этим праздником и его славными моментами. Можно ли лишить людей праздника? Необходимо ли это?
Когда я был неофитом, я смеялся над 8 марта перед своими ненавистными бабушками. Сегодня я со стыдом думаю: зачем я это сделал? Зачем я испортил праздник, настроение? Сегодня я был бы более осторожен с их воспоминаниями и чувствами.
Давайте будем терпеливы и добры к нашим дорогим соотечественникам, которые были лишены веры и правды в течение страшных 70 лет. Но они жили своей жизнью. Не легкая, не ужасная жизнь, а жизнь со своими праздниками, радостями.
Я благословляю своих прихожан поздравить в этот день своих близких и коллег. Мы можем не праздновать его сами, но мы не должны высмеивать то, что дорого сердцам многих из нас с юности.