Богоявление (также известное как Эпифания) — двунадесятый праздник православной церкви, отмечаемый ежегодно 19 января (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления отмечает событие из Евангелий — крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещению Иисуса Христа предшествует праздник Крещения Господня в течение нескольких дней, а затем следует праздник Крещения Господня. Всем известно, что вода освящается в этот день и накануне, в канун Рождества. Обычно в эти дни в церковь «за водой» приходят даже те, кто обычно не посещает богослужения.
Крещение Господне. Событие праздника
О событиях Крещения Господня мы узнаем из Евангелий. Почти ничего не известно о жизни Иисуса Христа до его 30-летия. Его публичному служению предшествовала проповедь пророка Иоанна, поэтому его называют Предтечей. Еще до своего рождения великий пророк и проповедник Иоанн приветствовал Господа: «Ребенок плакал во чреве ее». — говорит евангелист Лука о встрече Богородицы со своей родственницей Елизаветой после Благовещения.
Иоанн Креститель был на шесть месяцев старше Иисуса Христа. Легенда гласит, что когда Ирод убил младенца, Елизавета спряталась со своим сыном Иоанном в пустыне, а его отец, первосвященник Захария, был убит в храме за то, что не выдал сына солдатам Ирода. В память об этом в каждом православном храме расстилается красная дорожка от алтаря, через Святые врата к кафедре и вниз по ступеням, как символ пролитой крови праведников.
История празднования Крещения Господня
Праздник Богоявления был известен уже во II-III веках. В то время Рождество Христово и Крещение праздновались одновременно. С IV века праздник Богоявления отмечается 25 декабря, а Крещения — 6 января. Второе название праздника, Богоявление, указывает на явление Святой Троицы. Когда Господь Иисус Христос вышел из вод Иордана, все присутствующие услышали голос Бога Отца и увидели Святого Духа, сошедшего в виде голубя. Празднику Богоявления, как и Рождеству Христову, предшествует Всенощное бдение — день строгого поста. Если бдение выпадает на воскресенье, Божественная литургия переносится на предшествующую пятницу, а литургия Василия Великого совершается в сам день праздника.
Иоанн вестник (то есть тот, кто идет впереди) проповедовал в пустыне Иудеи, подготавливая людей к принятию учения Господа Иисуса Христа. «Покайтесь, — говорил он пришедшим, — Царство Небесное близко!». Толпы людей приходили послушать Его проповедь, каялись в своих грехах и крестились в водах Иордана. Иисус Христос пришел из Галилеи к Иоанну и попросил крестить его. Иоанн ответил ему: «Я должен креститься от тебя, а ты требуешь от меня крещения!». Однако Господь повелел Предтече совершить крещение. Когда Иисус Христос вышел из воды, небеса разверзлись, и Святой Дух сошел в виде голубя, и раздался голос Бога Отца:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Матф. 3:17).
Крещение Господне. Праздничное Богослужение
Торжественные службы праздника Богоявления длятся несколько дней: накануне Богоявления, затем на третий день совершается служба на Богоявление. Эти богослужения включают не только рассказ о событиях данного праздника, но и объяснение его смысла, а также напоминание всех подлинников, пророчеств и чтений. Крещение нашего Господа в Иордане символизировало расступающиеся воды реки, которые Елисей предсказал, используя одежду пророка Илии. О крещении пророчествовал Исаия: «Омойтесь, и будете чисты» (Исаия 1:16-20). Псалмы царя Давида, в которых содержатся пророчества о Крещении Господнем, также читаются во время праздничного богослужения.
В прежние времена праздник Богоявления использовался для крещения катехуменов, которые долгое время готовились к принятию этого таинства. Многие моменты службы напоминают об этом обычае: последовательные чтения из пророческих и повествовательных книг Ветхого Завета, во время которых совершается таинство крещения, пение «Если ты крестился во Христа…» и даже само освящение воды.
Служба Крещения особенно торжественна; в прежние времена она длилась всю ночь. Всенощное бдение начинается с Великого повечерия, во время которого поется гимн пророка Исайи «С нами Бог!». Затем следует Литания — серия строф, в которых говорится о событиях, произошедших на реке Иордан 2000 лет назад. Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня.
Здесь Иоанн Предтеча, зная, кого он должен крестить, не осмеливается подойти к нему: «Как сено может коснуться огня?». Увидев Господа, Предтеча «радуется сердцем и рука его трепещет. он показывает Его и говорит народу: вот Тот, Кто избавит их, освободив нас от плоти».
В другом стихе рассказывается, как рука Крестителя дрогнула, и воды реки отступили, не смея прикоснуться к Господу: «Рука Крестителя дрогнула, когда вы коснулись самой чистой вершины. Река Дживарда8з снова заснула, не смея приблизиться к тебе».
(Перевод: Светило, рожденное от бесплодной матери, увидев Солнце, рожденное от Девы, Господа, просящего креститься в Иордане, говорит Ему с ужасом и радостью: «Господи, освяти меня явлением Твоим»).
Каноны на праздник были написаны гимнографами, жившими в восьмом веке, преподобными Козьмой Маиумским и Иоанном Дамаскиным. Тексты канонов довольно сложны по восприятию, объясняя духовный смысл праздника. Апостол (Тит. II: 11-14; III: 4-7) говорит, что с приходом Спасителя на землю была принесена благодать спасения. В Евангелии (Мф. III: 13-17) рассказывается о крещении Спасителя Иоанном Крестителем.
Библиотека русской веры
Канон на праздник Богоявления
В праздник Богоявления совершаются два акта крещения. Один из них совершается накануне праздника в память о Богоявлении, а другой — в сам праздник. Обычно освящение воды происходит в центре церкви, но в некоторых приходах, в основном в сельской местности, сохранился обычай ходить к ближайшему водоему, где заранее готовится ледоход — «иордань». Обычай освящать воду в день Богоявления был известен уже в III веке. Освящение воды в канун Богоявления происходит следующим образом: священники отходят от алтаря, священник держит на голове Святой Крест в присутствии икон. В это время певцы поют: «Глас Господень вопиет по водам, говоря» и другие тропари. Затем следуют три чтения из Ветхого Завета, а также Послание и Евангелие, повествующие о крещении Иисуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает молитву о Пресвятом Таинстве, в которой просит Господа об освящении, здоровье, очищении и благословении для всех, кто принимает Святое Причастие и обмазывается им. После молитвы священник трижды окунает Крест в воду с пением тропаря «Во Иордане крестились, Господи». Затем священник окропляет церковь и всех присутствующих святой водой. Во время самого праздника питью воды предшествует пение канона-молибена на праздник, после 6-го гимна которого воду пьют в том же порядке.
Тропарь праздника. Православно-славянский текст:
В Евардаане крестил Господь, троекратная хвала, ибо родительский голос свидетельствует о тебе, возлюбленный сын твой по имени, дитя в очах голубицы, и3 слово подтверждения свидетельствует о тебе. Услышь, Боже, и просвети мир, слава Тебе!
Русский текст:
Господи, когда Ты крестился в Иордане, явилась честь Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух Святой в виде голубя подтвердил истинность слов (Отца): Христос Бог, явивший Себя и просветивший мир, слава Тебе!
Кондак празднику. Православно-славянский текст:
Вот, теперь Ты явился миру, и свет Твой — нам; и в умах тех, кто воспевает Тебя, Ты явился и видишь свет нерушимый.
Русский текст:
Ты, Господи, ныне явился вселенной, и свет Твой явлен нам, разумно воспевающим Тебя: «О недоступный свет, Ты пришел и явился нам».
Святая вода, великая Агиа́сма
Согласно церковному уставу, освящение воды совершается пять раз в год: накануне и в день Богоявления, в праздник Пятидесятницы (между Пасхой и Пятидесятницей), в праздник Креста Господня («первого Спаса», 1/14 августа) и в церковный праздник св. Иоанна Крестителя. Конечно, в праздник Богоявления воду можно освящать чаще, в зависимости от необходимости. Крещенская вода считается «годовой».
Вода освящена митрополитом Аллемом (Гусевым).
Эта вода, освященная накануне праздника Богоявления, называется Великой водой, которой можно окроплять все, даже самые нечистые места в доме или на ферме. Его можно пить даже после еды. Но это разрешено только в течение ограниченного времени: три часа после освящения или один час после прибытия в дальнюю поездку. По истечении этого времени использовать его в любых целях строго запрещено. Кроме того, если оно случайно пролито, место должно быть сожжено или вырублено, чтобы его не затоптали (как в случае с пролитым причастием). Великая вода издавна использовалась для причащения тех, кто был отлучен от Тела и Крови Христа за какие-либо грехи. Подробнее об этом см. статью Глеба Чистякова «Большая вода».
Вода, освященная в праздник Богоявления, почитается христианами. Его пьют только натощак, после утренней молитвы.
Существует заблуждение, что на Богоявление вся вода в реках, озерах и даже кранах становится священной. Это не так. Вода становится святой только после службы в церкви, действий, предусмотренных Уставом, и молитв священника.
Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи
Накануне Богоявления в России торжественная служба и освящение воды носили особенно торжественный характер. Это был национальный праздник. Все шли процессией к «Иордану», построенному на реках и озерах. Служба в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и патриарх, была особенно торжественной. В сочельник в соборе был совершен Крещенский ход, а в день Богоявления крестный ход с пением рождественского канона прошел по Москве-реке, где была подготовлена прорубь в виде креста. Церемония водного крещения была очень торжественной, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение.
Б. Кустодиев. Зима. Освящение воды на Богоявление
Целый день накануне Богоявления крестьяне соблюдали строгий пост (даже дети и молодежь старались не есть «до звезды»), а во время вечерни маленькие деревенские церкви обычно не могли вместить всю массу верующих. Во время освящения воды было особенно многолюдно, поскольку крестьяне были убеждены, что чем раньше человек получит святую воду, тем более святым он станет. После возвращения с освящения воды каждый домохозяин и его семья благоговейно выпивали несколько глотков из принесенных ими емкостей, а затем брали из-за иконы святое ивовое дерево и обливали святой водой весь дом, хозяйственные постройки и все имущество, в полной уверенности, что она защищает не только от бед и несчастий, но и от сглаза. В некоторых провинциях считалось правилом наливать в колодец святую воду, чтобы злые духи не проникли туда и не загрязнили воду. При этом строго соблюдалось, чтобы никто не брал воду из колодца до утра 6 января, то есть до освящения воды после мессы.
Крестьяне не только верили в целебную силу этой воды, но и были твердо уверены, что она не может испортиться, и что если заморозить Крещенскую воду в любом сосуде, то она образует на льду четкую форму креста. Крестьяне приписывали более или менее одинаковое сакральное значение не только воде, освященной в церкви, но и речной воде, которая приобретает особую силу в канун Богоявления. По народным поверьям, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Иисус Христос, поэтому вода во всех реках и озерах «колеблется», а чтобы заметить это чудесное явление, достаточно пойти на реку в полночь и подождать на мели, пока «волна» (знак того, что Христос погрузился в воду) пройдет. Это широко распространенное поверье породило в крестьянских кругах обычай, согласно которому считалось большим грехом стирать белье до конца недели в реке, где происходило освящение крещенской воды.
В день Крещения, как только колокол звонил к заутрене, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь пучки соломы перед своими домами (чтобы крестившийся в Иордане Иисус мог погреться у огня), а специальные хоббиты, испросив благословения священника, начинали работу на реке, делая «ерданье». С особой тщательностью они вырезали крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглый светильник, а вокруг всего этого — желоб, по которому вода стекала в «чашу». Во время литургии прихожанин стоял возле потира, и когда читалась лития, особо искусный человек ударял по дну этого потира, и вода хлынула рекой и быстро заполнила углубление, после чего длинный восьмиконечный крест поднялся над водой и засиял матовым серебром на ее поверхности. На эту церемонию обычно приходила огромная масса людей, как молодых, так и пожилых — все спешили в церковь, так что лед толщиной в полдюйма трескался и поддавался под тяжестью верующих. Прихожан привлекала не только красота зрелища и торжественность службы, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились смельчаки, которые даже купались в проруби, помня, что в святой воде нельзя замерзнуть.
К сожалению, помимо благочестивых традиций, в древние времена и в наши дни существует множество суеверий и обычаев, которые являются откровенно языческими. К таким обычаям относятся, например, «жертвоприношение скота» самими крестьянами, особый вид гадания и свадебные экзамены, приуроченные к этому дню.
Есть также люди, которые считают святую воду благословением. Многие люди приходят в церковь не за молитвой, а «за водой». Часто бывает так, что служба еще не закончилась, а у купели со святой водой уже толпятся люди. Нередко возникают сложные чувства и споры.
Многие считают, что во время Крещенского хода нужно обязательно искупаться в проруби. Не обходится и без алкогольных напитков. Этот обычай, далеко не ортодоксальный, становится все более распространенным. О. Иоанн Курбацкий подробно рассказывает о том, как следует относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби в своей статье «Крещенское купание не смывает грехи!».
С древних времен существует также благочестивый обычай призывать священника, чтобы он принес в дом святую крещенскую воду на Богоявление. Сегодня, к сожалению, этот обычай почти исчез.
Крещение Господне. Иконы
Изображения Епифания появились уже в первые века христианства. Одно из древнейших изображений Крещения Господня сохранилось в римских катакомбах раннего христианства, где Христос, принимающий крещение из рук Предтечи, был изображен в виде юноши.
Крещение Господне. Арианский баптистерий в Равенне. 493-526. мозаика купола.
Позже, согласно традиции Церкви, изображение крещения Спасителя во взрослом возрасте станет широко распространенным.
Крещение Господне. Мозаика из собора Сан-Марко. 13 век. Венеция. Фрагмент Крещение Господне. Мистрас. Церковь Богоматери в Перивлепте, XIV век.
Часто изображается в виде трех ангелов, склонившихся над Христом и держащих в руках пелены, как получатели из купели.
Крещение. Двусторонний значок планшета. Конец XV — начало XVI века Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный заповедник, Новгород
Крещение Господне. Двусторонний значок. 2-я четверть 15 века Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей — заповедник.
Крещение Господне. Икона из праздничного обряда в Успенском соборе во Владимире. 1408 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Прозрение. Из рождественского обряда. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир. Вторая половина 15 века.
Богоявленские храмы
В России было относительно немного церквей, посвященных Богоявлению. Вероятно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника.
Известно, что самым древним монастырем в Москве, в Китай-городе, был Богоявленский монастырь. Он был основан в 1296 году сыном благоверного великого князя Александра Невского — первым князем Московским Данилом. Одним из первых его игуменов был Стефан — старший брат преподобного Сергия Радонежского. Церковь Богоявления изначально была деревянной, а каменный храм был построен в 1342 году Протасием Тысячелистником. В 1624 году началась реконструкция церкви. Он состоит из двух уровней. Нижний ярус церкви является самым старым и датируется 1624 годом с главным алтарем в честь Казанской Божьей Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления и Спаса Нерукотворного была построена в 1693 году. В советское время в соборе располагалось общежитие. В начале 1980-х годов начались реставрационные работы. Богослужения были возобновлены в начале 1990-х годов.
Собор старейшего монастыря Москвы — Богоявленского монастыря. Основан в конце 14 века, перестроен в конце 17 века
В Пскове была освящена церковь во имя Богоявления. Впервые он упоминается в 1397 году; нынешняя церковь была построена в 1495 году на месте более ранней, как главная церковь костела Богоявления в Запскуве. Интерьер четырехглавый, с крестовым сводом, с приподнятыми фундаментными арками. Северный неф не имел столбов в конструкции потолка. Фасады церкви разделены лопатками, заканчивающимися пространственными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво расположенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегун — поребрик». Церковь была расписана в древние времена; в настоящее время обнаружены фрагменты фресковой живописи.
Церковь Богоявления Господня из Запшова
Освящен храм во имя Богоявления Господня в Иосифо-Волоколамском монастыре под Волоколамском. Эта церковь была основана в 1504 году монахом Иосифом. Церковь была построена на средства князя Семена Ивановича Бельского и дворянина Бориса Кутузова, друга детства святого Иосифа.
Церковь Богоявления в Иосифо-Волосинском монастыре под Волоколамском
Авраамиев монастырь в Ростове Великом был освящен во имя Епифания. Богоявленский собор был построен между 1553 и 1554 г. Восточный фасад собора сохранил свой исторический облик, неповрежденные узкие окна (украшенные своеобразными порталами в первом этаже) позволяют оценить толщину стен кладбища и понять, как выглядели все оконные проемы этого этажа — некоторые из них были удалены во время ремонтов в 17 и 18 веках. Собор венчает тяжелый пятиугольный купол, который приобрел свою нынешнюю форму после реставрации в 1818 году вместо шлемовидного. Собор стоит на высокой платформе, поэтому первоначально к трем высоко расположенным входным порталам вела лестница. Западный вход в собор проходил через притвор с пристроенным парадным крыльцом с тремя ступенями (не сохранилось). К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом (не сохранилось).
Богоявленский собор в Авраамиевом монастыре
Богоявленский собор был освящен во имя Богоявленского монастыря в Костроме. Богоявленский собор — самое старое сохранившееся монументальное каменное здание в Костроме. Он был построен в 1559 году и является примером древнего здания соборного типа, отличающегося величественными формами и пропорциями.
Богоявленский собор в Костроме
Богоявленская церковь в селе Красное на Волге Костромской области имеет богатую историю. Церковь была построена в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова, Дмитрия Ивановича, по благословению первого патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном — единственная каменная церковь с шатровой крышей XVI века в Костромской области. В советское время церковь использовалась как зернохранилище, овощехранилище, библиотека и клуб. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Шевлева, Богоявленская церковь была отремонтирована и восстановлена. В 1990 году храм был передан Костромо-Галицкой епархии Русской православной церкви.
Церковь Богоявления в селе Красное на Волге в Костромской области
Церковь Богоявления была освящена в деревне Челмужи в Республике Карелия. Церковь была построена в 1605 году. Церковь имеет необычную композицию: большая шатровая крыша находится не на стенах главного зала церкви, как обычно, а частично над трапезной и частично над главным залом церкви, то есть ось крыши приходится более или менее на внутреннюю стену церкви. Таким образом, внешние стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на расположение балок, которые передают нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Двухъярусное крыльцо с резными столбами очень своеобразно.
Церковь Богоявления в Челмузи, Республика Карелия
Церковь Богоявления в селе Пянтег Пермского края — самое старое деревянное здание на Урале. Это уникальный памятник архитектуры, так как больше нет шестигранных деревянных церквей. Он был построен в 1617 году. Основание церкви представляет собой шестиугольный бревенчатый каркас. Его вершина покрыта пологой шестиугольной крышей с небольшим куполом и крестом. Прямоугольная алтарная апсида пересекается с востока шестиугольным крыльцом, фронтон которого расширен водостоком и покрыт двускатной крышей. В стенах прорезаны квадратные и прямоугольные окна для освещения. Описанный внешний вид церкви не является оригинальным. На подкровельном этаже (он был демонтирован в начале XX века) была достроена открытая ярусная колокольня с высокой шатровой крышей.
Церковь Богоявления в селе Пянтег, Пермский край
В селе Кодлозеро Архангельской области находилась Богоявленская церковь. Приход располагался на обоих берегах реки Пукса, впадающей в реку Мехреньга, на расстоянии 200 верст от Холмогоры. Церковь, вероятно, была построена одновременно с появлением здесь скита в 1618 году. Церковь была разрушена в 1933 году.
Богоявленская церковь находилась в городе Мценске Орловской области. Первое упоминание о церкви появилось в рукописной книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 годов, где упоминаются две церкви:
Богоявленско-Парасковская православная церковь, сделанная из дерева, с картинами Божественного милосердия, книгами, облачениями, колоколами и всеми церковными постройками этой церкви священника Евфима Иванова.
Позже, в очерках и мецких списках второй половины XVII века, здесь упоминается только одна деревянная церковь — Богоявленская. В 18 веке деревянная церковь была заменена каменной. Церковь Богоявления была закрыта в 1930-х годах. Церковь значительно пострадала во время Великой Отечественной войны, и вскоре после этого руины были разрушены.
Эльгомский скит располагался на берегу озера Эльгома в бассейне реки Моша в Каргопольском районе (ныне Няндомский район Архангельской области) у притока реки Эльгома в озеро. Точный внешний вид скита неизвестен. Впервые он упоминается в середине XVII века и связан с храмостроителем скита, старцем Тарасием Москвитиным (1631-1642). В книге «Русское деревянное зодчество» (1942) упоминается Богоявленская церковь, построенная в 1643 году среди отшельнических храмов в Елгомской пустыни. Позже церковь была обшита досками, окна увеличены, а купола покрыты железом. Эльгомский скит с его храмами не сохранился до наших дней.
Церковь Богоявления в эрмитаже Эльгомы. Фото из книги И.Э.Грабаря «История русского искусства» т.1 М, 1910.
Также церковь во имя Богоявления находилась на Красновском погосте в деревне Труфановская Архангельской области. Вместе с пятиглавой Богоявленской церковью, построенной в 1640 году, церковь Параскевы Пятницы была частью Красновского погоста.
Церковь Богоявления на Красновском погосте. Фото из архива Мининых
Одна из церквей Ферапонтова монастыря в селе Ферапонтово Вологодской области была освящена во имя Богоявления Господня. Церковь датируется 1649 годом. Церковь представляет собой типичный пример здания с шатровой крышей 17 века. К нему примыкает церковь Святого Ферапонта.
Церковь Богоявления и церковь Святого Ферапонта
В городе Орша Республики Беларусь Богоявленский монастырь был основан в 1623 году на земле, подаренной семьей Стеткевичей. Монастырь располагался в селе Кутейно, на юго-западной окраине Орши, у слияния рек Днепр и Кутеинка. Деревянный Богоявленский собор был построен в 1623-1626 годах и был пятиглавым с пятиярусным иконостасом, имел два яруса и гробницу под спудом. Его стены были украшены изображениями 38 сцен из Нового Завета. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 году и так и не был восстановлен. Богоявленский монастырь в Кутеине был возрожден в 1992 году.
Богоявленский монастырь в Беларуси
Церковь во имя Богоявления была освящена в Остроге (Украина). Прямых свидетельств о времени его строительства нет. Большинство исследователей относят строительство церкви к первой половине XV в., другие — к первой половине XVI в. На четырех ризалитах северной оборонительной стены имеются выгравированные надписи, которые датируются 1521 г. В 1887-1891 годах он был восстановлен из руин, с изменениями первоначальных архитектурных форм, представляя собой выразительное сочетание традиционных древнерусских архитектурных форм с чертами готики и ренессанса. Сегодня это кафедральный собор.
Богоявленский собор в Остроге (Украина)
Во имя Богоявления также были освящены придел (1537-1542) Богоявленского собора Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде и придел (1648) церкви Вознесения в городе Великий Устюг.
В селе Хлыстово Тамбовской области освящен храм в честь Богоявления Господня. Деревянная церковь была построена в 1617 году. Церковь была закрыта и исчезла в советское время.
Выговский монастырь, староправославный центр Поморского конкордата, также носил название Богоявленский: Всех святых и богоносных Киновийских отцов и братьев Всех святых Спасителя Господа и Бога нашего Иисуса Христа Богоявления. Основанный уцелевшими монахами Соловейчикского монастыря, он просуществовал до середины 19 века.
Сегодня в старообрядческих церквях мало Богоявлений. Сегодняшний престольный праздник приходится на приход Белокриницы в Новеньком, Румыния. Новенькое (Румыния). Две поморские общины — в Риге, Латвия, и в Ластовичах, Витебская область (Беларусь) — также отмечают сегодня церковный праздник.
Слава Христу!!!