Как был установлен Рождественский пост
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, восходит к древнему христианству. С IV века о Рождественском посте упоминают в своих произведениях святитель Амвросий Медиоланский, Филастрий и блаженный Августин. В V веке Лев Великий писал о древности Рождественского поста.
Первоначально адвентистский пост длился семь дней у одних христиан и несколько дней у других. На соборе 1166 года при Константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле все христиане были обязаны поститься перед великим праздником Рождества Христова в течение сорока дней.
Патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон писал, что «тот же святой патриарх сказал, что хотя дни этих постов (Успения и Рождества. — Ред.) правилом не определены, мы тем не менее обязаны соблюдать правила неписаного церковного предания» и должен поститься.. с 15 ноября».
Адвентистский пост — последний многодневный пост в году. Начинается он 15 ноября (28 по новому стилю) и продолжается до 25 декабря (7 января), длится он сорок дней и потому в Церковном Уставе называется Fortecost, как и Великий пост. Так как заговор на пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа (14 ноября по старому стилю), то этот пост называется Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост
Адвентистский пост — зимний пост, он служит нам для освящения последней части года как таинственного обновления духовного единения с Богом и подготовки к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: «Четырежды запечатывается самосохранение воздержания, дабы в течение года мы знали, что нам постоянно нужно очищаться и что при рассеянии жизни надо всегда стараться истребить грех постом и милостыней, которые умножается на хрупкость плоти и нечистоту желаний».
По Льву Великому, Рождественский пост — это жертва Богу за собранные плоды.
«Как Господь дал нам плоды земли, — пишет святитель, — так и в этот пост мы должны быть щедры к нищим».
По словам Симеона Солунского, «Рождественский сорокадневный пост представляет собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил начертание слов Божиих на каменных скрижалях. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приветствуем живое слово Богородицы, не начертанное в камнях, но воплотившееся и рожденное, и причащаемся божественной плоти Ее».
Адвентистский пост устанавливается для того, чтобы в день Рождества Христова мы очистились через покаяние, молитву и пост, чтобы чистым сердцем, душой и телом с благоговением встретить Сына Божия, явившегося в мира и, помимо обычных даров и жертв, предлагаем ему свое чистое сердце и желание следовать его учению.
Когда начали праздновать Рождество Христово
Начало этого праздника восходит к древним временам. В Апостольских постановлениях сказано: «Соблюдайте, братия, праздники и, прежде всего, день Рождества Христова, который вы можете праздновать в 25-й день десятого месяца» (десембри). Там же сказано: «Да празднуют День Рождества Христова, в который нечаянная благодать дается человекам рождением Слова Божия от Девы Марии для спасения мира».
Во втором веке день Рождества Христова, 25 декабря (по юлианскому календарю), обозначен Климентом Александрийским.
В 3 в праздник Рождества Христова упоминает С. Иполито.
Во время гонений на христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, в тот же праздник Рождества Христова в храме было сожжено 20 000 никодимианских христиан.
С того момента, как Церковь получает свободу и становится господствующей в Римской империи, мы находим праздник Рождества Христова во всей Вселенской Церкви, как это видно из учений святителей Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория. Богослов, Григорий Нисский, святитель Амвросий, Иоанн Златоуст и другие отцы церкви IV века в праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель четырнадцатого века, пишет в своей истории церкви, что император Юстиниан в шестом веке установил празднование Рождества Христова по всей земле.
В пятом веке патриарх Анатолий Константинопольский, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин. Козьма Майумский и Герман, патриарх Цареградский, 9-го числа, монах Кассия и другие, имен которых мы не знаем, написали на праздник Рождества Христова много священных песнопений, которые до сих пор звучат в церквях во славу блистательного торжества событие.
Как питаться в Рождественский пост
28 ноября (15 ноября по старому стилю) начинается Рождественский пост (Филиппов), установленный Церковью для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова. Он длится 40 дней.
В приеме пищи разрешена пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботу, воскресенье и праздничные дни – рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник не едят до первой звезды (символ первой звезды — зажженная свеча, которую снимают с подсвечника после отпущения литургии, совершаемой накануне Рождества Христова, и перед которой священнослужители поет тропарь и кондак праздника Рождества Христова).
(Таково правило монашеского устава. Строгость поста определяют миряне, по согласованию с духовником)
«Из деяний святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благопристойно живущих видно, что прекрасно и полезно быть всегда готовым и пребывать в подвиге, труде и терпении; однако не ослабевать от чрезмерного голодания и не доводить организм до бездействия. Если плоть воспалена в молодости, от многого нужно воздерживаться; если она слаба, то должна есть досыта, независимо от других подвижников: много или мало людей постятся; смотри и рассуждай по немощи твоей, сколько вмещаешь: у каждого есть мера и внутренний учитель — своя совесть… Умеренный и разумный пост есть основание и глава всех добродетелей. Если кто хочет иметь твердый ум от злых помыслов, пусть очистит постом плоть свою. Невозможно быть священником без поста;Как дыхание необходимо, так и голодание).