12 апреля 2014 года, в субботу Великой седмицы, Православная Церковь празднует чудо воскрешения праведного Лазаря Иисусом Христом (Евангелие от Иоанна 11:1-45). В память об этом великом событии суббота называется Лазаревой. Церковь прославляет воскресение Лазаря как доказательство божественной силы Христа Спасителя и как подтверждение Воскресения Христова и всеобщего воскресения всех мертвых.
В этот день духовенство храма святого благоверного князя Александра Невского во главе с настоятелем священником Сергием Никаноровым соборно совершило литургию святителя Иоанна Златоуста. Во время богослужения молитвенно пел хор Томской духовной семинарии.
Тропарий Лазаревой субботы
Общее воскресение, пред страстями твоими, уверяя тебя, воскресило из мертвых Лазаря, Христа Бога. Темже и мы, яко юноши победы, несущие знамение, Тебе вопием, победителю смерти: осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне.
Кондак Лазаревой субботы
Радость всех Христовых, Истины, Света, Жизни и Мира Воскресения, явившегося сущим на земле Своей благостью и являющегося образом Воскресения, дарующего всем Божественное прощение.
ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА СУРОЖСКОГО АНТОНИЯ В ЛАЗАРЕВУЮ СУББОТУ
С субботы шестой седмицы Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предшествовавшим спасительным страданиям и смерти Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и кончине.
Евангелие от Иоанна (XI, 1-44) повествует о том, как Христос в последние дни жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семью и часто посещал его. Но Лазарь заболел и умер. Прошло четыре дня после его смерти. Пришел Господь к пещере гробницы и сказал: Удали камень. Когда камень был снят, Иисус поднял глаза к небу и сказал: Отче! Спасибо за внимание. Сказав это, он воззвал громким голосом: Лазарь! Выйти). И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком. Иисус, обращаясь к окружающим, сказал: Развяжите его, отпустите.
Весть об этом чуде моментально разнеслась по Иудее… Именно после воскресения Лазаря первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение убить Иисуса. Сила тьмы приближается, а с ней и последние дни жизни Спасителя.
Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх. XXIII, 17) и исполняя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни присутствовал на празднике ветхозаветной Пасхи в Иерусалиме. Четыре Пасхи охватывают время спасительной евангельской проповеди, которую Он начал после Своего крещения и продолжал до Своего вознесения. Таким образом, Иисус Христос отправился в Иерусалим и на праздник своей последней Пасхи, несмотря на то, что божественная слава его учения и чудес, распространившаяся уже повсюду в Земле Обетованной, сильно вооружила против него завистливых старцев иудейских, которые давно планировал и пытался убить его. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху открыло и еще больше умножило Его божественную славу, а также усилило зависть и ненависть к нему книжников).
Лазарь был иудеем и фарисеем, сыном фарисея Симеона (Мф. XXVI, 6), родом из Вифании. Господь во дни земной жизни своей часто ходил в дом Лазаря, которого любил с сестрами и называл своим другом (Ин. XI, 3.5.11). Господь попустил ему умереть, да прославится Сын Божий и сотворит Своих учеников (Ин. XI, 4:15). Узнав о воскресении Лазаря, первосвященники и старейшины иудейские говорили об Иисусе Христе: что он сделал? потому что этот человек творит много знамений. Аш, оставим его так, все в него поверят: и придут римляне и отнимут наше место и наш язык (Ин XI, 47-48). Епископ Каиафа дал синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: ничего не знаете: не думаете, как мы можем есть, что один человек умирает за людей,и не весь язык погибнет (Ин XI, 49-50). С этого дня они решили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав приказ брать его везде, где увидят (Ин. XI, 53). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресшего, но и Воскресшего (Ин. XII, 10).
Лазарь удалился на остров Кипр, где позже апостолы сделали его епископом. Матерь Божия дала ему омофор, сделанный его руками. Лазарь прожил по воскресении 30 лет и соблюдал строгое воздержание. Второй раз отдыхал на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.
Православная Церковь по окончании Фортекосты, вступая в седмицу страданий и кончины Господней, начинает свое священное празднование Лазаревой недели, что послужило началом решительного восстания иудейского собора на смерть Спасителя и даже Лазаря.
Церковь помнит о воскресении Лазаря с христианской древности. Отцы Церкви IV в св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоанн Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои учения, произнесенные ими в Лазаревую субботу. «Ныне, — говорит святитель Златоуст, — Лазарь, воскресший из мертвых, разрушил для нас многие и разнообразные искушения. В V веке св. Андрей Критский также написал четырехдневную речь Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Козимо де Майум и Хуан де Дамаск также написали каноны ко дню воскресения Лазаря, которым сейчас следует Церковь. В конце IX века византийский император Лев Философ перенес мощи святого Лазаря Праведного с Кипра в Константинополь.
Воскреснет брат твой, говорит он, чтобы утешить Марту: мне семь воскресение и жизнь: поверь в меня, и если умрет, то будет жить. И всякий, кто живет и верит в Меня, никогда не умрет. Наконец, как истинный Бог, Иисус Христос после краткой молитвы Отцу Небесному своим всемогущим словом воскрешает Лазаря на четвертый день после его смерти. «Тебе, Владыко, царю всех, все возможно», — говорит Церковь, — «твой голос разрушил царство адское и Твое слово силы воздвигло из гроба четырехдневного, и Лазарь был спасительным преображением воскресения». Затем сам Иисус Христос публично назван животворящим. Воскреснет брат твой, говорит он, чтобы утешить Марту: мне семь воскресение и жизнь: поверь в меня, и если умрет, то будет жить. И всякий, кто живет и верит в Меня, никогда не умрет. Наконец, как истинный Бог, Иисус Христос, Он воскрешает Лазаря на четвертый день после его смерти. «Тебе, Владыко, царю всех, все возможно», — говорит Церковь, — «твой голос разрушил царство адское и Твое слово силы воздвигло из гроба четырехдневного, и Лазарь был спасительным преображением воскресения». Наконец, как истинный Бог, Иисус Христос после краткой молитвы Отцу Небесному своим всемогущим словом воскрешает Лазаря на четвертый день после его смерти. «Тебе, Владыко, царю всех, все возможно», — говорит Церковь, — «твой голос разрушил царство адское и Твое слово силы воздвигло из гроба четырехдневного, и Лазарь был спасительным преображением воскресения».
Как истинный человек, пришел Иисус Христос в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и, увидев плачущую сестру умершего друга своего и пришедших с нею плачущих, сам возмутился, пролил слезы и, как человек невежественный, спросил: где ? ты поставил? Так явился Господь во гробе Лазаря, «уверяя нас в своих двух существах», говорит Церковь. Как мужчина спросил: где тебя похоронили, и как Бог воскресил четырехдневного ребенка? Как говорит Синаксарь в субботу Воскресения Лазаря:
Плачь, Иисусе, это смертное существо:
Оживи своего друга, это божественная сила, воскресение.
Апостольским чтением этой субботней литургии Церковь проповедует установление вечного царства Нового Завета, царства нерушимого, да, имамы, благодати, которою приятно служим Богу с благоговением и страхом (Евр. 12:28; 13). :8); окончательное установление этого царства благодати началось с воскрешения Лазаря. Чтением Евангелия Церковь возвещает о событии воскресения Лазаря.