Эта брошюра поможет нам достойно провести очистительные дни Великого поста. В его основу положен известный труд Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия». Даруй нам, Господи, благоприятный пост!
Сущность и значение поста
Инструкции для христианина по посту могут сильно различаться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Вы можете быть полностью здоровы в молодом человеке, не совсем здоровы в пожилом или тяжело больны. Поэтому указания церкви относительно соблюдения постов (по средам и пятницам) или в периоды многопостных дней (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно различаться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все инструкции в полной мере относятся только к физически здоровому человеку. Для физических заболеваний или для пожилых людей инструкции должны быть приняты с осторожностью и рассудительностью.
Сколько раз среди тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение постом, непонимание его смысла и сути.
Пост рассматривается ими как обязательное дело только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток древних обрядов, мертвая буква буквы, на которой пора положить конец, или, во всяком случае, как нечто неприятно и угнетающе.
Всех, кто думает так, что не понимает ни цели поста, ни цели христианской жизни, следует предостеречь. Может быть, напрасно они называют себя христианами, так как живут в сердце своем нечестивым миром, имеющим свое тело и свое баловство как культ.
Христианин, прежде всего, должен думать не о теле, а о душе и заботиться о своем здоровье. И если бы он действительно начал об этом думать, то радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории — на исцеление тела.
Время поста – это время особой важности для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Коринфянам 6:2).
Если душа христианина жаждет чистоты, ищет духовного здоровья, то он должен стараться наилучшим образом использовать это полезное для души время.
Поэтому среди истинных боголюбцев принято взаимные поздравления в начале поста.
Но что такое издание по существу? И нет ли самообмана у тех, кто считает нужным исполнить его только до буквы, но не любит и устал от него в душе? И можно ли назвать голоданием только соблюдение каких-то правил о неупотреблении фаст-фуда в разгрузочные дни?
Разве пост есть пост, если, кроме известного изменения в составе пищи, мы не помышляем ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца усердной молитвой?
Надо полагать, что это будет не пост, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены преп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без поста духовного внутреннего человека, состоящего в отвращении страстей.
Этот пост внутреннего человека угоден Богу и вознаградит тебя за отсутствие телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как желаешь).
То же самое сказано и о святителе Иоанне Златоусте: «Кто ограничивает свой пост одним воздержанием от пищи, тот сильно бесчестит себя. Не только уста должны поститься, но и глаза, и уши, и руки, и ноги, и все наше тело должно поститься».
Как ты пишешь о Александр Ельчанинов: «Существует принципиальное непонимание поста в общежитиях. Пост не важнее сам по себе, как не есть то или это, или как лишение себя чего-то в виде наказания — голодание — это всего лишь проверенный способ добиться желаемых результатов — через изнурение тела, достичь утончения мистического духовные способности затемняются плотью, и тем легче приблизиться к Богу…
Пост — это не голодание. Голодают диабетик, факир, йог, заключенный и просто нищий. Нигде в великопостных службах не говорится о посте только в обычном для нас смысле, то есть как о неупотреблении мяса и т.п. Везде призыв: «Братья, будем поститься телесно, будем поститься и духовно». Следовательно, пост имеет религиозное значение только тогда, когда он сочетается с духовными упражнениями. Пост равен очищению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое самочувствие человека, и тогда он становится более доступным для потусторонних воздействий, продолжается его духовная наполненность».
Как было сказано выше, человеческая душа тяжело больна. Церковь выделяет определенные дни и периоды времени в году, когда внимание человека должно быть особенно сосредоточено на исцелении душевных болезней. Это дни поста и поста.
Согласно эп. Герман: «Пост есть чистое воздержание для восстановления утраченного равновесия между телом и духом, для восстановления нашему духу его превосходства над телом и его страстями».
Пост, конечно, имеет и другие цели (о которых речь пойдет далее), но главная из них – изгнание души от нечистого духа – древнего змея. «Сей род только молитвою и постом изгоняется», — сказал Господь Своим ученикам.
Сам Господь дал нам пример поста, постясь 40 дней в пустыне, откуда Он «возвратился в силе Духа» (Лк. 4:14).
Как преподобный Исаак Сирин: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если Сам Законодатель постился, то как мог не поститься кто-либо из обязанных соблюдать Закон?..
До Великого поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не знал поражений… Наш Господь был вождем и первенцем этой победы…
И как только диавол увидит это оружие на ком-либо из людей, этот враг и мучитель тотчас же испугается, думая и вспоминая свое поражение в пустыне от Спасителя, и сила его сокрушается… Кто постится, тот его ля ум нерушим» (Слово 30).
Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и постной молитвы должны сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно же, воздерживаться от всяких развлечений: походов в театр, кино и в гости, легкого чтения, музыки веселой, просмотра телевизора на протяжении долгого времени развлечения и т д. Если все это еще привлекает сердце христианина, то пусть стремится вырвать его, даже в постные дни.
Здесь нужно помнить, что в пятницу преподобный Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом безмолвии. Как ты пишешь о Александр Ельчанинов: «Пост — это период духовного подвига. Если мы не можем всю свою жизнь отдать Богу, то посвятим Ему хотя бы безраздельные периоды поста: умножим молитву, умножим милость, обуздаем страсти и примиримся с врагами».
Здесь применимы слова мудрого Соломона: «Всему свое время, и время всему под небом. …время плакать и время смеяться; время плакать, и время плясать.. время молчать, и время говорить и т д. (Еккл. 3:1-7).
Для физически здоровых людей воздержание от пищи считается основой голодания. Здесь можно выделить 5 степеней физического голодания:
- Отказ от мяса.
- Молочный отказ.
- Отказ от рыбы.
- Отказ от масла.
- Лишите себя еды вообще на какое-то время.
Естественно, на более поздние стадии голодания могут входить только здоровые люди. Больным и пожилым людям больше соответствует первая степень голодания.
О силе и эффективности поста можно судить по силе лишений и жертв. И естественно, что не только формальная замена постного стола постным составляет истинный пост: из постной трапезы можно приготовить вкуснейшие блюда и таким образом удовлетворить до известной степени и свое сладострастие, и свое чревоугодие.
Нужно помнить, что человеку, кающемуся и сожалеющему о своих грехах, неприлично есть во время поста сладко и обильно, хотя (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек встает из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством переполненности желудка.
Здесь будет мало жертв и лишений, а без них не будет истинного поста.
«Почему мы постимся, а вы не видите?» — восклицает пророк Исаия, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердце которых было далеко от Бога и заповедей Его (Ис. 58:3).
В некоторых случаях больные христиане сами (самостоятельно или по совету духовников) заменяют воздержание от пищи «духовными» постами. Последнее часто понимается как более строгое внимание к себе: избегание раздражительности, осуждения и драк. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволить себе грех, гнев или осуждение? Совершенно очевидно, что христианин всегда должен быть «трезвым» и осторожным, остерегаясь греха и всего, что может оскорбить Святого Духа. Если вы не можете сдержаться, то, вероятно, так будет и в обычные дни, и в пост. Поэтому замена пищевого поста подобным «духовным» постом часто является самообманом.
Поэтому в тех случаях, когда по болезни или сильному недостатку пищи христианин не может соблюдать обычные правила поста, пусть сделает для этого все возможное, например: откажется от всех развлечений, от сладостей и нежных блюд, голодать хотя бы по средам и пятницам, он постарается, чтобы самая вкусная еда подавалась только по праздникам. Если христианин по старческой болезни или нездоровью не может отказаться от постной пищи, то он должен хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мяса; словом, в той или иной степени все же поститесь.
Одни отказываются от поста из боязни ослабить свое здоровье, проявляя болезненную подозрительность и маловерие, и всегда стремятся обильно питаться фаст-фудом, чтобы добиться крепкого здоровья и сохранить «жирность» тела. А как часто они страдают от всевозможных болезней желудка, кишечника, почек, зубов…
Помимо проявления чувства раскаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие аспекты. Время поста — это не случайные дни.
Среда есть предание Спасителя — высочайшего из мгновений грехопадения и позора человеческой души, идущего в лице Иуды на предательство Сына Божия за 30 сребреников.
Пятница – это терпение устрашения, мучительных страданий и крестной смерти Искупителя человечества. Помня о них, как христианину не ограничиться воздержанием?
Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве.
Душа человеческая не имеет права, не смеет, если она христианская, пройти равнодушно эти величественные дни, знаменательные вехи времени.
Как смеет же тогда на Страшном Суде быть одесную Господа, если Он равнодушен к Его боли, крови и страданиям в те дни, когда о них вспоминает Вселенская Церковь, земная и небесная.
Каким должен быть пост? Здесь нельзя дать общую меру. Это будет зависеть от состояния здоровья, возраста и условий жизни. Но тут надо непременно повредить свою плоть и свое сладострастие на всю жизнь.
В настоящее время, время ослабления и падения веры, те правила поста, которые в старину строго соблюдались благочестивыми русскими семьями, кажутся нам недосягаемыми.
Вот, например, из чего состоит Великий пост по уставу церкви, обязанность которого распространяется в равной степени и на монаха, и на мирянина.
Согласно этому письму, Великий пост полагается: вообще не есть в течение всего дня в понедельник и вторник первой седмицы и в пятницу Страстной недели.
Только для самых слабых можно принимать пищу во вторник вечером первой недели. Во все остальные дни Великого поста, кроме субботы и воскресенья, разрешается только сухая пища и только один раз в день (хлеб, овощи, горох) без масла и воды.
Отварная пища с растительным маслом допускается только по субботам и воскресеньям. Вино разрешается только в церковные поминальные дни и во время долгих служб (например, в четверг пятой седмицы). Рыба: только на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье.
Хотя такая мера кажется нам излишне суровой, тем не менее, для здорового организма она посильна.
В жизни старинной русской православной семьи можно увидеть строгое соблюдение разгрузочных дней и постов. Даже князья и короли постились так, как, наверное, сейчас не постятся многие монахи.
Так, обедал царь Алексей Михайлович во время Великого поста только три раза в неделю: по четвергам, субботам и воскресеньям, а в остальные дни ел только кусок соленого черного хлеба, соленые грибы или огурец, запивая их квасом.
Некоторые египетские монахи в древности практиковали полное воздержание от пищи в течение сорока дней во время Великого поста, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.
Один из братьев Оптиной Пустыни, схимонах Вассиан, живший здесь в середине XIX века, дважды соблюдал сорокадневные посты. Этот схимник, кстати, как и преподобный Серафим, в немалой степени питался травой «пыжиком». Он дожил до 90 лет.
в течение 37 дней монахиня Любовь из Марфо-Мариинской обители не ела и не пила (кроме одного причастия). Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления своих сил и, как говорили о ней, «голос ее эхом отдавался в клиросе, как будто он был еще сильнее, чем прежде».
Он постился перед Рождеством; она закончилась в конце литургии Рождества, когда он вдруг почувствовал непреодолимое желание есть. Не в силах больше контролировать себя, он сразу же пошел на кухню есть.
Следует, однако, отметить, что описанная выше и рекомендованная Церковью норма Великого поста уже не всеми считается столь строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как минимум, только переход от поста к постной пище согласно ее предписаниям для каждого из постов и разгрузочных дней.
Соблюдение этой нормы для достаточно здоровых людей считается обязательным. Однако больше оставляет на усердие и усердие каждого христианина: «Милости хочу, а не жертвы», говорит Господь (Мф. 9,13). При этом надо помнить, что пост нужен не для Господа, а для нас самих, чтобы спасти свою душу. «Когда вы постились… для Меня ли постились?», — говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).
Есть и другая сторона поста. Его время подошло к концу, Церковь торжественно празднует праздник, завершающий пост.
Может ли кто-нибудь знать и достойно прожить эту партию сердцем, кто в известной степени не участвовал в этой должности? Нет, вы почувствуете себя дерзким в притче о Господе, посмевшим прийти на вечеринку «не в брачных одеждах», то есть не в духовных одеждах, очищенным покаянием и постом.
Даже если человек по привычке пойдет на праздничное богослужение и сядет за праздничный стол, он почувствует только беспокойство совести и холод в сердце. И его внутреннее ухо услышит обращенные к нему страшные слова Господа: «Друг, как ты попал сюда без свадебного платья?» И душа его будет «брошена во тьму внешнюю», и останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода – «плача и скрежета зубов».
Помилуй себя, пренебрегающих, избегающих и убегающих от поста.
Пост воспитывает способность человеческого духа бороться со своими поработителями: сатаной и испорченным и развращенным телом. Последний должен быть послушен духу, но в действительности он чаще является хозяином души.
Как пишет пастор отец Иоанн Сергеевич (святитель Прав. Иоанн Кронштадтский. – Прим ред.): «Кто отвергает пост, тот обезоруживает себя и других против своей многострастной плоти и против диавола, сильного против особенного нашим невоздержанием, от которого проистекает всякий грех».
Истинный пост — это борьба; это в полном смысле слова «прямой и узкий путь», о спасении которого говорил Господь.
Господь повелевает скрывать свой пост от других (Мф. 6:18). Но христианин не может скрыть свой пост от соседей. Тогда может случиться, что родные и близкие вооружаются против постящегося: «пожалей себя, не мучени себя, не убивай себя» и т д.
Сначала легкие, уговоры близких впоследствии могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через его близких, возражает против поста и насылает искушения, как он когда-то пытался сделать с Господом, постясь в пустыне.
Пусть христианин все это предвидит. Также пусть не ожидает, что, начав пост, тотчас же получит благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточение в молитве.
Это приходит не сразу, его нужно также завоевать борьбой, делами и жертвами: «Служи мне, и тогда ешь и пей», — говорит притча рабу (Лк. 17:8). Прошедшие путь сурового поста свидетельствуют даже об ослаблении молитвы временами в начале поста и притуплении интереса к духовному чтению.
Голодание — это лекарство, и последнее часто бывает непростым. И только по окончании его течения можно ожидать выздоровления, а от поста можно ожидать плодов Святого Духа: мира, радости и любви.
По своей сути пост является подвигом и связан с верой и дерзанием. Пост угоден и угоден Господу как порыв души, ищущей чистоты, стремящейся сбросить оковы греховные и освободить дух от рабства тела.
Церковь также считает его одним из самых действенных средств, с помощью которых гнев Божий может быть обращен в милость или воля Господня склонена к исполнению молитвенной просьбы.
Так, в Деяниях Апостолов описано, как христиане Антиохии, прежде чем идти на проповедь святых Павла и Варнавы, «постились и молились» (Деян. 13:3).
Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки к любому начинанию. Нуждаясь в чем-либо, отдельные христиане, монахи, монастыри или церкви постились с усиленной молитвой.
Пост имеет и еще одну положительную сторону, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерма (см книгу «Пастор Ерма»).
Заменяя ее более простой и дешевой пищей или уменьшая ее количество, христианин может сократить свои расходы. И это даст вам возможность тратить больше денег на дела милосердия.
Ангел дал следующее указание Ерме: «В день поста не ешь ничего, кроме хлеба и воды, и, подсчитав расходы, которые бы ты сделал в этот день на пищу, по примеру минувших дней, отложи остаток этот день и отдай вдове, сироте или бедняку; так смиришь душу твою, и получивший от тебя насытится и помолится о тебе Богу».
Ангел также указал Ерме, что пост не самоцель, а лишь вспомогательное средство для очищения сердца. И пост стремящегося к этой цели и не соблюдающего заповедей Божиих не может быть угоден Богу и бесплоден.
В сущности, отношение к посту есть пробный камень для души христианина в его отношении к Церкви Христовой и через нее ко Христу.
Как ты пишешь о Александр Ельчанинов: «…В посте человек проявляет себя: одни проявляют высшие способности духа, а другие только становятся раздражительными и злыми — пост раскрывает истинную сущность человека».
Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. В противном случае он присоединится к равнодушным ко Христу и к религии, к которым, по словам о. Валентин Свенцицкий:
«Едят все – и в Великий Четверг, когда Тайная Вечеря празднуется и отдается Сыну Человеческому; и в Страстную Пятницу, когда мы слышим вопль Богородицы пред гробом Распятого Сына в день его погребения.
Для таковых нет ни Христа, ни Богородицы, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой тип должности они могут иметь?»
Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: «Храните и соблюдайте пост, как великую церковную святыню. Всякий раз, когда вы воздерживаетесь от запретного поста в постные дни, вы со всей Церковью. Вы делаете в полном единодушии и единодушии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с первых дней существования Церкви. И это придаст вам силы и твердости в вашей духовной жизни».
Значение и назначение поста в жизни христианина можно свести к следующим словам преподобного Исаака Сирина:
«Пост есть защита всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержания, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предвестник всех добрых дел…
От поста и воздержания рождается в душе плод: познание тайн Божиих».
Рассудительность в посте
Все сказанное о голодании относится, однако, повторимся, только к здоровым людям. Как всякая добродетель, для поста нужна и благоразумность.
Как говорит преподобный Касиано эль Романо: «Крайности, как говорят святые отцы, одинаково вредны с обеих сторон, как избыток поста, так и пресыщение матки. Мы знаем некоторых, которые, не будучи побеждены чревоугодием, изнемогли от безмерного поста и впали в самую страсть чревоугодия из-за немощи, происшедшей от чрезмерного поста.
Кроме того, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, через покаяние, можно перейти к правильному действию, а от первого нет.
Общее правило умеренности в воздержании состоит в том, чтобы каждый по силам своим, телесному состоянию и возрасту брал столько пищи, сколько необходимо для поддержания здоровья тела, а не столько, сколько требует стремление к пресыщению.
Монах должен выполнять работу поста так же разумно, как если бы он должен был оставаться в теле сто лет; и таким образом прекратите духовные движения — забудьте обиды, прекратите боль, ни в чем не ставьте боли — как тот, кто может умирать каждый день».
Стоит вспомнить, как Павел предостерег тех, кто неразумно (произвольно и самовольно) постился, — «это имеет вид мудрости в добровольном служении, смиренномудрии и утомлении тела, в некотором пренебрежении к пище плотской» (Кол. 2: 2. 3).
В то же время пост – это не ритуал, а тайна души человеческой, которую Господь повелевает скрывать от других.
Господь говорит: «Когда поститесь, не падайте духом, как лицемеры, которые принимают мрачные лица, чтобы казаться постящимися. Истинно говорю вам, они уже получили свою награду.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы показаться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6: 16-18).
И потому христианин должен скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и воздержание от пищи.
Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от других и уметь скрывать от них свои достижения и свои трудности.
Вот несколько примеров тому из житий святых и подвижников.
Преп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако в гостях у других монахов он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание.
Но его ученики старались предостеречь хозяев, говоря им: «Если вместо вина выпьет, то знайте, что, вернувшись домой, даже воды лишит себя».
Старцу Оптинскому Леониду однажды пришлось провести несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был ломлен рыбой и разными вкусными блюдами, весьма непохожими на скромную скитскую трапезу Оптиной Пустыни.
Старик не отказался от вкусных блюд, но, вернувшись в Оптину, лишил себя пищи на несколько дней, как бы нагоняя утраченное воздержание в гостях.
Во всех тех случаях, в которых постящийся должен есть вместе с другими более слабыми братьями, он не должен, по наставлению святых отцов, упрекать их в воздержании.
Вот почему святой авва Исаия пишет: «Если хочешь удостовериться, что воздерживаешься более других, то удаляйся в отдельную келью и не огорчай немощного брата твоего».
Не только для того, чтобы оградить себя от тщеславия, надо стремиться не выставлять своего положения.
Если по каким-то причинам пост смутит окружающих, вызовет у них упреки или, возможно, насмешки, обвинения в лицемерии и т.п. – и в этих случаях нужно стараться хранить тайну поста, сохраняя ее в духе, но отступая от нее формально. Здесь имеет применение повеление Господа: «Не мечите жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6).
Пост будет неразумен, хотя бы и препятствовал гостеприимству угощающих вас; Этим мы будем упрекать окружающих в пренебрежении постом.
О митрополите Московском Филарете рассказывается следующая история: однажды он приехал к своим духовным чадам как раз к обеду. В знак гостеприимства его следовало пригласить на обед. Мясо подавали к столу, и день был постным.
Митрополит не подавал вида и, не смущая хозяев, ел скромно. Так снисходительность к душевной немощи ближнего своего и любовь ставь выше соблюдения поста.
Вообще к церковным учреждениям нельзя относиться формально и, следуя точному выполнению правил, нельзя делать исключения из последних. Мы также должны помнить слова Господа о том, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).
Как пишет митрополит Московский Иннокентий: «Были примеры, что даже монахи, как святой Иоанн Лествичник, употребляли во все времена всякую пищу и даже мясо.
Но сколько? Настолько, что я могу только жить, и это не помешало ему достойно участвовать в Святых Тайнах и, наконец, не помешало ему стать святым…
Конечно, неразумно нарушать пост без необходимости, поедая фаст-фуд. Кто может соблюдать пост, анализируя пищу, тот соблюдает ее; но, главное, соблюдай и не нарушай поста души, и тогда твой пост будет угоден Богу.
Но кто не имеет возможности заказать еду, употребляй все, что Бог дает, но без излишеств; а с другой стороны, обязательно постись строго душою, умом и помыслами, и тогда пост твой будет так же угоден Богу, как пост строжайшего отшельника.
Цель поста – облегчить и подчинить себе тело, обуздать желания и обезоружить страсти.
Поэтому церковь, спрашивая его о еде, не так много спрашивает: какую пищу ты ешь? — Как много о том, для чего вы его используете?
Сам Господь одобрил поступок царя Давида, когда ему по необходимости пришлось нарушить правило и съесть «хлебы предложения, которых ни он, ни бывшие с ним не должны были есть» (Мф. 12:4).
Поэтому, учитывая нужду, можно делать послабления и исключения во время поста даже при больном и слабом теле и в преклонном возрасте.
Приложение Св. Павел пишет своему ученику Тимофею: «Пей уже не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых болезней твоих» (1 Тимофею 5:23).
Преп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: «Что есть пост, как не наказание тела, чтобы покорить здоровое тело и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: «Когда я немощен, тогда я силен». ? (2 Коринфянам 12:10).
А болезнь больше этого наказания и вменяется вместо поста, ценится даже выше его. Кто терпит его, вознося благодарение Богу, тот через терпение получает плод своего спасения.
Вместо того, чтобы ослабить силу тела голоданием, оно уже ослаблено болезнью.
Слава Богу, что ты освободился от работы поста. Если вы едите десять раз в день, не переживайте: вас за это не осудят, потому что вы делаете это не в свою пользу».
Об исправлении нормы поста преподобные Варсонофий и Иоанн также дают следующее наставление: «О посте скажу тебе: коснись сердца твоего, не украдет ли его у тебя суета, и если не украдено у тебя, прикоснуться к секунде? Опять же, если этот пост не сделает вас слабыми в совершении дел, потому что этой слабости не должно быть, и если это не вредит вам, то ваш пост правильный».
Как сказал отшельник Никифор в книге В. Свенцицкого «Граждане Неба»: «Господь требует не голода, а подвига. Подвиг — это то, что человек может сделать больше по своим силам, а остальное — по изяществу. Наши силы сейчас слабы, и Господь не требует от нас великих дел.
Я много пробовал поститься и вижу, что не могу. Я измотан, нет сил молиться, как положено. Однажды я так ослабел от поста, что не могу прочитать правило вставать».
Вот пример некорректного поста.
Эп. Герман пишет: «Утомление есть признак неправильного поста; это так же вредно, как пресыщение. А великие старцы ели суп с маслом в первую неделю Великого поста. Больной плоти нечего распинать, но ее нужно поддерживать».
Итак, любое ослабление здоровья и работоспособности во время голодания уже говорит о его неправильности и превышении его нормы.
«Мне нравится больше уставать от работы, чем от поста», — сказал пастор своим духовным чадам.
Лучше всего, когда постящиеся руководствуются наставлениями опытных духовных лидеров. Мы должны помнить следующий случай из жизни святой Пакомии Великой. В одном из его монастырей лежал в больнице монах, измученный болезнью. Он попросил слуг дать ему мяса. Они отказали в этой просьбе, согласно правилам монастырского устава. Больной попросил, чтобы его отвезли в Святую Пакомию. Преподобного поразило крайнее истощение преподобного, он заплакал, глядя на больного, и стал упрекать братьев в больнице за их жестокосердие. Он приказал немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и оживить унылую душу.
Мудрая подвижница благочестия игумения Арсения писала пожилому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: «Боюсь, что ты обременяешь себя тяжелой постной пищей и прошу тебя забыть, что пост есть сейчас, и есть быструю, питательную и легкую пищу. Разница дней дана нам церковью, как уздечка здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости».
Однако тем, кто разговляется из-за болезни или другого недомогания, следует помнить, что здесь может быть известная доля неверия и невоздержания.
Поэтому, когда духовным чадам старца о я, по немощи моей, нарушил святой пост», и не думать, что это как бы так и нужно.
Говоря о посте как о бедности и изменении состава пищи, следует отметить, что Господь ничему не вменяет этот подвиг, если христианин не соблюдает при этом заповедей Господних о любви, милосердии, бескорыстном служении ближним…иные, словом, все, что попросят у него в день Страшного Суда (Мф 25, 31-46).
И приведи в свой дом бедных скитальцев; когда увидишь голого, одень его и не прячься от своей дворняги. Тогда откроется, как заря, свет твой, и скоро разум твой возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; вы будете восклицать, и Он скажет: «Вот Я» (Исайя 58:3-9).
Этот замечательный отрывок из книги пророка Исаии обличает многих, как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Он осуждает тех, кто считает, что может спастись только соблюдая букву поста и забывая заповеди милосердия, любви к ближнему и служения. Он обличает тех пастырей, которые «связывают бремена тяжкие и невыносимые и возлагают на плечи народа» (Мф. 23:4). Это пастыри, которые требуют от своих духовных чад строгого соблюдения «правила» поста, независимо от их преклонного возраста или немощи. Ведь Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13).