В 2022 году православная церковь отмечает важную юбилейную дату — 6 веков назад были обретены мощи преподобного и богоносного отца Сергия, игумена Радонежского. На протяжении 6 веков у реликвий была своя история. Как жизнь самого преподобного Сергия была полна скорбей, трудностей и испытаний, так и история обретения его мощей имеет свои трагические страницы, которые, однако, только подтверждают святость подвижника и особое благоволение, дарованное ему Богом свыше для укрепления, просвещения и исцеления душевных и телесных недугов. В святые дни юбилейных торжеств мы хотели бы вспомнить самые значимые страницы этой истории.
Открытие реликвий
Открытие мощей святого Сергия.
Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 года. К этому времени основанный им в 1337 году на горе Маковец Свято-Троицкий монастырь уже был духовным центром русинских земель. Она жила по принципу общения, имела много деревянных зданий и два храма. Перед смертью игумен попросил братьев похоронить его на общем братском кладбище. Однако Киприан, митрополит Киевский, благословил иное, и святые останки подвижника были погребены в деревянной церкви Святой Троицы. В 1408 году, во время вторжения Темника Золотой Орды в Эдигею, эта церковь была сожжена. В 1412 году на том же месте, где сейчас стоит церковь Святого Духа, была построена новая церковь Святой Троицы. Он также был сделан из дерева.
В 1422 году, через 30 лет после блаженного преставления преподобного Сергия, началось строительство нового каменного собора Святой Троицы. Перед началом строительства преподобный явился в видении одному благочестивому христианину и повелел игумену Никону Радонежскому и братии произнести следующие слова:
«Почему Ты так долго оставляешь Меня в гробнице, покрытой землей, в воде, утесняя тело Мое?».
И вот на месте, где сейчас стоит Троицкий собор, были найдены святые мощи. Не только тело, но и одежда не разложились, хотя повсюду была вода. На большом съезде паломников и духовенства, в присутствии князя Юрия Димитриевича Звенигородского, 5 июля 1422 года святые останки были извлечены из земли и временно помещены в деревянный Свято-Троицкий собор. По окончании строительства нового каменного Троицкого собора они были перенесены туда.
Забытый праздник — перенесение мощей преподобного прелата в новый ковчег
Живописный обзор. Санкт-Петербург, 1892.
Возвышение Свято-Троицкого монастыря в 16 веке. Троицкий монах старец Адриан (Ангелов) написал прошение царю Иоанну Грозному, в котором просил о благоволении к монастырю и проявлении усердия в деле обители, которую посетила Пречистая Дева[1]. Царь Иоанн Васильевич не оставил просьбу без внимания и заложил Успенский собор в 1559 году. В 1561 году в монастыре была учреждена архимандрия, первым архимандритом стал Елевферий[2]. Монастырь получил статус первого монастыря русской церкви. Сын царя Ивана Грозного, царь Феодор Иоаннович, продолжил благое начинание своего отца. Во время его правления были созданы святыни для многих почитаемых русских святых.
«По приказу богобоязненного царя… Федор Иванович … И благодаря его безграничной вере и горячим слезам стали изготавливаться кованые серебряные святыни великих светил, столпов земли русской Петра и Алексея, Ионы и Пафнутия, Сергия, Кирилла Белозерского, Макария Коляна и Василия Блаженного. И обезглавил мощи их с великим страхом и трепетом» [3].
Так, для мощей преподобного Сергия была изготовлена новая серебряная рака [4]. В 1585 году митрополит Дионисий освятил Успенский собор, а мощи преподобного Сергия перенес в Троицкий собор. Надпись на ковчеге гласит, что он был сделан по приказу царя Ивана Васильевича
«и сие рака совершена в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повеления сына его царя и великого князя Федора Ивановича, всея Руси самодержца, и царицы его великой княгини Ирины, во второе лето царствования ее» [5].
В связи с перенесением святого тела основателя монастыря была проведена специальная служба, приуроченная к этому торжественному событию, которое было совершено в Троицком соборе в этот день в 17 веке [6].
Пожар и ремонт: как мощи преподобного Сергия покинули Свято-Троицкий собор
Святые мощи преподобного Сергия очень редко покидали стены Свято-Троицкого собора. Известно, что во время пожара 1709 года их вынесли на Красногорскую площадь. Позднее на этом месте, напротив Святых ворот, была построена часовня. Об этой часовне писал Е. Е. Голубинский:
«Часовня, расположенная на площади на Московско-Ярославской дороге, была построена потому, что в 1709 году, во время пожара, вспыхнувшего в Лавре, на занимаемое ею место были перенесены мощи преподобного Сергия. До 1770 года он был деревянным, но в последнем году его построили из камня. В 1781 году он был обставлен своим иконостасом, который недавно был заменен новым».
Сейчас эта часовня называется Красногорской, по названию площади.
В воспоминаниях профессора МДА Александра Дмитриевича Беляева говорится, что искреннее тело священника было перенесено из Троицкого собора в Успенский в 1905 году:
«…Сейчас в полдень вынесли мощи преподобного Сергия из Троицкого собора и обошли Успенский собор с гонфалонами и иконами. Они были помещены Евдокимом и духовенством Лавры на место, приготовленное под балдахином, между двумя правыми колоннами. На момент передачи все скамьи были закрыты. А ранее, Метр. Иоанникий и Леонтий хотели перевести их на лето в Успенский собор, но Победоносцев почему-то воспротивился. Сейчас он согласился, потому что в Свято-Троицком соборе все еще идет ремонт…»[8].
Многострадальный двадцатый век
Двадцатый век, как известно, ознаменовался жестокими гонениями на Русскую Православную Церковь, и Троице-Сергиева Лавра не избежала печальной участи, постигшей многие монастыри и святыни в годы лихолетья.
Гонения на Церковь в различных формах начали проявляться с первых дней советской власти. Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежащего монастырю. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические статьи о монастыре, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их расчленения. Во время Великого поста 1919 года в трапезной церкви Лавры состоялось большое собрание верующих по поводу этого события. Архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник Лавры перед ее закрытием в 1920 году, произнес речь, в которой призвал верующих защитить это святое место от осквернения. Вскоре после этого в церквях Лавры, академической церкви и приходских церквях на окраинах начали собирать подписи под обращением в Совет народных комиссаров с просьбой не открывать мощи преподобного Сергия. 4 марта 1919 года братия монастыря во главе с отцом Кронидом обратилась к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие ковчега с мощами преподобного Сергия. 20 марта Святейший Патриарх Тихон также обратился к Председателю Совета Народных Комиссаров по поводу акции открытия мощей. Однако, несмотря на заступничество верующих, решение о мощах преподобного Сергия было принято на пленуме местного городского совета 1 апреля 1919 года и утверждено Московским губернским исполнительным комитетом 4 апреля.
Обнаружение мощей преподобного Сергия
Обретение мощей преподобного Сергия
Мощи преподобного монаха были открыты 11 апреля. Архимандрит Кронид отказался сам вскрыть гробницу, поручив это дело благочинному Лавры иеромонаху Иону. Тогда отец Кронид сказал, что по моральным соображениям он не может этого сделать, а отец Иона выполнит приказ о послушании. Вскрытие мощей длилось два часа и было заснято на пленку (позже был снят антирелигиозный пропагандистский фильм). После завершения вскрытия был составлен протокол, с мощей преподобного Сергия сняли покровы и накрыли стеклом. Намерение властей состояло в том, чтобы убедить верующих не почитать мощи. Однако число паломников, отправившихся почтить память преподобного Сергия, вопреки ожиданиям властей, только росло.
Свидетель событий С.А. Волков вспоминает:
«Очередь из четырех человек тянулась от маленькой часовни, стоявшей на площади у Красного рынка (ныне охотничий магазин), до самого Свято-Троицкого собора, желая возложить руки на мощи и посмотреть на них впервые в жизни ….. Множество свечей заливали святилище ослепительным светом. Среди рваных обрывков последнего одеяния Сергия лежали серо-коричневые кости, а прекрасно сохранившийся, почти шоколадного цвета череп, окруженный пучками рыжеватых волос, уже тронутых сединой, отчетливо выделялся. С невыразимым волнением я положил руки на череп преподобного и почувствовал слабый, но отчетливый запах розового масла, который, очевидно, перешел на кости с покрывала, покрывавшего их.
Священник Павел Флоренский, описывая трагические события, дал показания:
«В соборе был едкий дым от магниевых ламп-вспышек, в которых были сделаны фотографические изображения. Однако, несмотря на такой сильный запах, иногда дуновение ветерка приносило из пещеры, расположенной на расстоянии нескольких саженей, волны необъяснимо приятного запаха, который пересиливал все остальные запахи. Этот аромат окутывал величественной радостью, в которой невозможно было провести грань между собственно духовным удовлетворением и чувством удовольствия. Положив руки на мощи, я убедился, что благоухание исходило именно из святилища и было здесь несравненно сильнее, чем на стороне. С чем его сравнить — мне трудно, настолько он тонок и оригинален»[10].
Закрытие лавров
10 ноября 1919 года исполком в Сергеевске принял решение о ликвидации Троицкой лавры как монастыря. В ночь на 3 ноября 1919 года в лавре неожиданно был произведен обыск, и монахи были изгнаны из стен монастыря. Обеспокоенные судьбой мощей преподобного, отец Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, входившие в комиссию по сохранению предметов искусства и старины Троицкой лавры, по благословению отца Кронида изъяли праведную главу преподобного Сергия и заменили ее головой одного из князей Трубецких, погребенных в XVII веке в крипте Троицкого собора. Священная глава преподобного Сергия была перенесена в дом графа Олсуфьева. Через некоторое время граф Юрий Александрович, опасаясь ареста, спрятал его в своем саду.
26 марта 1920 года Президиум Московского городского исполнительного комитета издал декрет «О заключении Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в Московский музей». В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 20 апреля 1920 года в Лавре был открыт Историко-художественный музей. По решению Исполнительного комитета Святейшего Сергия от 7 мая 1920 года Троицкий собор был закрыт и опечатан, хотя и передан Народному комиссариату просвещения для музейных целей. 10 мая 1920 года Святейший Патриарх Тихон осудил закрытие Лаврского собора и намерение вывезти оттуда мощи как нарушение декрета об отделении Церкви от государства. В результате ходатайства Его Святейшества Троицкому собору было разрешено открываться только в праздник Святой Троицы. 30 мая 1920 года в Лавре была проведена последняя служба, и колокола зазвучали в последний раз. Монастырь был окончательно закрыт для паломников. Однако мощи преподобного Сергия по-прежнему оставались в монастыре.
По воспоминаниям насельника Лавры архимандрита Михаила (Балаева; 1924-2009), в 1933-1934 годах мощи преподобного Сергия хранились в притворе трапезной церкви в ковчеге со стеклянной крышкой. В то время школьники привозили их из Богородска в Лавру на экскурсию. Отец Майкл вспомнил, как гид бесцеремонно постучал указкой по стеклу. Затем экскурсионная группа пошла дальше, в трапезную церковь, а он, оставшись один, перекрестился и возложил руки на мощи преподобного.
Война и Соликамск.
За испытаниями первой половины XX века последовала новая катастрофа — Великая Отечественная война. Мощи преподобного Сергия вместе с наиболее ценными музейными экспонатами были отправлены для эвакуации в Соликамск и находились там с 25 июля 1941 года по 19 ноября 1944 года. Они были подготовлены к отправке 19 июля 1941 года, упакованы и помещены в серебряный ларец, внутри которого они находились под тремя печатями Загорского отдела НКВД. Вместе с другими экспонатами Загорского музея-заповедника они были перевезены по железной дороге в Соликамск, а затем на баржах по реке Камы. 22 октября груз был передан директором Загорского музея Иваном Захаровичем Птицыным представителю Русского музея в Соликамске на хранение. Знаменательно, что для размещения депозита был выбран Свято-Троицкий собор, известный памятник архитектуры XVII века. Это просторное каменное, но неотапливаемое здание служило музеем. Летом в соборе было вполне сносно, но зимой, когда мороз достигал 45 градусов, в соборе невозможно было находиться более 40 минут, даже в валенках. Научные сотрудники музея, несмотря на трудности войны, организовали на складе строгий порядок, вахты и обходы. В ноябре 1942 года А.М. Курбатова и Н.М. Прасолова, сотрудники Загорского музея, были направлены в Соликамск. Здесь они периодически проверяли содержимое ящиков, принимая при необходимости профилактические меры — проветривание, просушивание, удаление пыли и т.д. В результате в ноябре 1944 года музейные сокровища, включая откровенные мощи преподобного, были доставлены обратно по железной дороге лишь с незначительными повреждениями тканей, обусловленными характером эвакуации[11].
Тайна главы преподобного Сергия
В начале войны схиархимандрит Иларион (Удодов), настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово «на Долгом пруду» (близ станции Долгопрудная), стал тайным хранителем главы Преподобного Сергия, изъятой ранее священником Павлом Флоренским и графом Олсуфьевым. Реликвия была передана ему Павлом Голубцовым (будущим архиепископом Сергием).
В 1933 году, когда был арестован отец Павел Флоренский, Юрий Александрович Олсуфьев и его жена Софья Владимировна уехали в Новгород. Через некоторое время они вернулись, но не в Сергиев Посад, где им уже было запрещено жить, а в деревню Мешаловка под Люберцами. Когда представился удобный случай, Софья Владимировна и Павел Голубцов пробрались в сад, где была зарыта честная голова, и откопали ее.
«Было очень страшно, когда его откопали». — Владыка Сергей позже вспоминал. — Это было ночью. Где-то завывала собака, и мы боялись, что это может разбудить соседей. Мы должны были быть там до рассвета. Я носил голову в закрытой хозяйственной сумке, чтобы избежать подозрений, и накрывал ее газетой, как капусту в мешке. Когда я приехал на вокзал, уже рассвело, а поездов на Москву еще не было. Я бы дошел пешком до Абрамцева или Хотькова и там сел на поезд. А в поезде я ходил по вагонам или стоял, чтобы не садиться»[12].
Некоторое время глава преподобного Сергия хранилась в Мешаловке, а в 1938 году, после ареста Юрия Александровича, Павел Голубцов перевез ее к отцу Илариону. В самые трудные дни битвы за Москву святыня хранилась в алтаре церкви, в 8 километрах от линии фронта.
Возвращение в монастырь
К моменту открытия монастыря в 1946 году святые мощи преподобного Сергия уже находились в Троицком соборе. Они вернулись на свое историческое место за год до открытия, в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного собора, который проходил в Москве с 31 января по 4 февраля. Разрешение властей было дано потому, что в собор должны были прибыть иностранные делегации для посещения закрытой Лавры. К этому времени Павел Голубцов уже вернулся из армии. После демобилизации он забрал из Виноградовской церкви праведную главу преподобного и подарил ее наследнице Олсуфьева, своей приемной дочери Екатерине Павловне Васильчиковой[13]. Это было сделано по ее просьбе — когда стало известно, что лавра открывается, Васильчикова решила передать святыни патриарху Алексею I (Симанскому), что и было сделано. Его Святейшество, узнав тайну сокрытия честной главы в Виноградове, поручил схиархимандриту Илариону (Удодову) облачить мощи преподобного Сергия в схимнические облачения, которые были помещены на свое место в Троицком соборе. Так, обратная замена головы князя Трубецкого на голову монаха Сергия также происходила в строжайшей тайне, во время переборки мощей в новую схему.
Первая патриаршая служба в Лавре, 1946 год.
О подлинности головы свидетельствовал тот факт, что на ней сохранились следы копии, с помощью которой отец Павел Флоренский отделил ее от верхней части спины. Когда голова Преподобного была возвращена, этот след совпал с отметкой на круге в святилище[14].
Официальное перенесение мощей Преподобного Сергия в Лавру состоялось накануне Пасхи 1946 года. 20 апреля первый наместник возрождающегося монастыря архимандрит Гурий (Егоров) получил от директора Загорского музея-заповедника В.К. Ряховского святое тело в серебряной ракии XVI века — того самого, в котором они сменили Феодора Иоанновича на посту царя [15].
Пасхальная процессия 1946 года
Об открытии Лавры в 1946 году рассказывает непосредственный участник события, протодиакон Сергей Боскин[16]:
«Светлое Христово Воскресение 21 апреля. После 26-летнего оцепенения в монастыре Святого Сергия, в пасхальную ночь, неожиданно для всех, раздался звон колоколов. Люди, заполнившие площадь, стояли с зажженными свечами. Процессия неторопливо обошла собор и вышла на паперть. Началась заутреня и первое «Христос воскресе»[17].
«Пусть эта Пасха будет воистину Пасхой освобождения от скорби и вечной радости для всех, кто приходит к ковчегу с многочисленными мощами святого Сергия», — написал Патриарх Алексий I в письме наместнику Лавры.
Первая патриаршая служба в Троице-Сергиевой лавре состоялась в праздник Святой Троицы. В Успенском соборе на правом клиросе был устроен временный приют для ковчега с мощами преподобного Сергия. Сами мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор в 1948 году, после того как он был передан Лавре. Они остаются там и по сей день.
Святилище с мощами Святого Сергия.
В 2022 году Православная церковь отмечает важную юбилейную дату — 6 веков назад были обретены мощи преподобного и богоносного отца Сергия, игумена Радонежского. На протяжении 6 веков у реликвий была своя история. Как жизнь самого преподобного Сергия была полна скорбей, трудностей и испытаний, так и история обретения его мощей имеет свои трагические страницы, которые, однако, только подтверждают святость подвижника и особое благоволение, дарованное ему Богом свыше для укрепления, просвещения и исцеления душевных и телесных недугов. В святые дни юбилейных торжеств мы хотели бы вспомнить самые значимые страницы этой истории.
Открытие реликвий
Открытие мощей святого Сергия.
Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 года. К этому времени основанный им в 1337 году на горе Маковец Свято-Троицкий монастырь уже был духовным центром русинских земель. Она жила по принципу общения, имела много деревянных зданий и два храма. Перед смертью игумен попросил братьев похоронить его на общем братском кладбище. Однако Киприан, митрополит Киевский, благословил иное, и святые останки подвижника были погребены в деревянной церкви Святой Троицы. В 1408 году, во время вторжения Темника Золотой Орды в Эдигею, эта церковь была сожжена. В 1412 году на том же месте, где сейчас стоит церковь Святого Духа, была построена новая церковь Святой Троицы. Он также был сделан из дерева.
В 1422 году, через 30 лет после блаженного преставления преподобного Сергия, началось строительство нового каменного собора Святой Троицы. Перед началом строительства преподобный явился в видении одному благочестивому христианину и повелел игумену Никону Радонежскому и братии произнести следующие слова:
«Почему Ты так долго оставляешь Меня в гробнице, покрытой землей, в воде, утесняя тело Мое?».
И вот на месте, где сейчас стоит Троицкий собор, были найдены святые мощи. Не только тело, но и одежда не разложились, хотя повсюду была вода. На большом съезде паломников и духовенства, в присутствии князя Юрия Димитриевича Звенигородского, 5 июля 1422 года святые останки были извлечены из земли и временно помещены в деревянный Свято-Троицкий собор. По окончании строительства нового каменного Троицкого собора они были перенесены туда.
Забытый праздник — перенесение мощей преподобного прелата в новый ковчег
Живописный обзор. Санкт-Петербург, 1892.
Возвышение Свято-Троицкого монастыря в 16 веке. Троицкий монах старец Адриан (Ангелов) написал прошение царю Иоанну Грозному, в котором просил о благоволении к монастырю и проявлении усердия в деле обители, которую посетила Пречистая Дева[1]. Царь Иоанн Васильевич не оставил просьбу без внимания и заложил Успенский собор в 1559 году. В 1561 году в монастыре была учреждена архимандрия, первым архимандритом стал Елевферий[2]. Монастырь получил статус первого монастыря русской церкви. Сын царя Ивана Грозного, царь Феодор Иоаннович, продолжил благое начинание своего отца. Во время его правления были созданы святыни для многих почитаемых русских святых.
«По приказу богобоязненного царя… Федор Иванович … И благодаря его безграничной вере и горячим слезам стали изготавливаться кованые серебряные святыни великих светил, столпов земли русской Петра и Алексея, Ионы и Пафнутия, Сергия, Кирилла Белозерского, Макария Коляна и Василия Блаженного. И обезглавил мощи их с великим страхом и трепетом» [3].
Так, для мощей преподобного Сергия была изготовлена новая серебряная рака [4]. В 1585 году митрополит Дионисий освятил Успенский собор, а мощи преподобного Сергия перенес в Троицкий собор. Надпись на ковчеге гласит, что он был сделан по приказу царя Ивана Васильевича
«и сие рака совершена в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повеления сына его царя и великого князя Федора Ивановича, всея Руси самодержца, и царицы его великой княгини Ирины, во второе лето царствования ее» [5].
В связи с перенесением святого тела основателя монастыря была проведена специальная служба, приуроченная к этому торжественному событию, которое было совершено в Троицком соборе в этот день в 17 веке [6].
Пожар и ремонт: как мощи преподобного Сергия покинули Свято-Троицкий собор
Святые мощи преподобного Сергия очень редко покидали стены Свято-Троицкого собора. Известно, что во время пожара 1709 года их вынесли на Красногорскую площадь. Позднее на этом месте, напротив Святых ворот, была построена часовня. Об этой часовне писал Е. Е. Голубинский:
«Часовня, расположенная на площади на Московско-Ярославской дороге, была построена потому, что в 1709 году, во время пожара, вспыхнувшего в Лавре, на занимаемое ею место были перенесены мощи преподобного Сергия. До 1770 года он был деревянным, но в последнем году его построили из камня. В 1781 году он был обставлен своим иконостасом, который недавно был заменен новым»[7].
Сейчас эта часовня называется Красногорской, по названию площади.
В воспоминаниях профессора МДА Александра Дмитриевича Беляева говорится, что искреннее тело священника было перенесено из Троицкого собора в Успенский в 1905 году:
«…Сейчас в полдень вынесли мощи преподобного Сергия из Троицкого собора и обошли Успенский собор с гонфалонами и иконами. Они были помещены Евдокимом и духовенством Лавры на место, приготовленное под балдахином, между двумя правыми колоннами. На момент передачи все скамьи были закрыты. А ранее, Метр. Иоанникий и Леонтий хотели перевести их на лето в Успенский собор, но Победоносцев почему-то воспротивился. Сейчас он согласился, потому что в Свято-Троицком соборе все еще идет ремонт…»[8].
Многострадальный двадцатый век
Двадцатый век, как известно, ознаменовался жестокими гонениями на Русскую Православную Церковь, и Троице-Сергиева Лавра не избежала печальной участи, постигшей многие монастыри и святыни в годы лихолетья.
Гонения на Церковь в различных формах начали проявляться с первых дней советской власти. Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежащего монастырю. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические статьи о монастыре, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их расчленения. Во время Великого поста 1919 года в трапезной церкви Лавры состоялось большое собрание верующих по поводу этого события. Архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник Лавры перед ее закрытием в 1920 году, произнес речь, в которой призвал верующих защитить это святое место от осквернения. Вскоре после этого в церквях Лавры, академической церкви и приходских церквях на окраинах начали собирать подписи под обращением в Совет народных комиссаров с просьбой не открывать мощи преподобного Сергия. 4 марта 1919 года братия монастыря во главе с отцом Кронидом обратилась к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие ковчега с мощами преподобного Сергия. 20 марта Святейший Патриарх Тихон также обратился к Председателю Совета Народных Комиссаров по поводу акции открытия мощей. Однако, несмотря на заступничество верующих, решение о мощах преподобного Сергия было принято на пленуме местного городского совета 1 апреля 1919 года и утверждено Московским губернским исполнительным комитетом 4 апреля.
Обнаружение мощей преподобного Сергия
Обретение мощей преподобного Сергия
Мощи преподобного монаха были открыты 11 апреля. Архимандрит Кронид отказался сам вскрыть гробницу, поручив это дело благочинному Лавры иеромонаху Иону. Тогда отец Кронид сказал, что по моральным соображениям он не может этого сделать, а отец Иона выполнит приказ о послушании. Вскрытие мощей длилось два часа и было заснято на пленку (позже был снят антирелигиозный пропагандистский фильм). После завершения вскрытия был составлен протокол, с мощей преподобного Сергия сняли покровы и накрыли стеклом. Намерение властей состояло в том, чтобы убедить верующих не почитать мощи. Однако число паломников, отправившихся почтить память преподобного Сергия, вопреки ожиданиям властей, только росло.
Свидетель событий С.А. Волков вспоминает:
«Очередь из четырех человек тянулась от маленькой часовни, стоявшей на площади у Красного рынка (ныне охотничий магазин), до самого Свято-Троицкого собора, желая возложить руки на мощи и посмотреть на них впервые в жизни ….. Множество свечей заливали святилище ослепительным светом. Среди рваных обрывков последнего одеяния Сергия лежали серо-коричневые кости, а прекрасно сохранившийся, почти шоколадного цвета череп, окруженный пучками рыжеватых волос, уже тронутых сединой, отчетливо выделялся. С невыразимым волнением я положил руки на череп преподобного и почувствовал слабый, но отчетливый запах розового масла, который, очевидно, перешел на кости с покрывала, покрывавшего их.
Священник Павел Флоренский, описывая трагические события, дал показания:
«В соборе был едкий дым от магниевых ламп-вспышек, в которых были сделаны фотографические изображения. Однако, несмотря на такой сильный запах, иногда дуновение ветерка приносило из пещеры, расположенной на расстоянии нескольких саженей, волны необъяснимо приятного запаха, который пересиливал все остальные запахи. Этот аромат окутывал величественной радостью, в которой невозможно было провести грань между собственно духовным удовлетворением и чувством удовольствия. Положив руки на мощи, я убедился, что благоухание исходило именно из святилища и было здесь несравненно сильнее, чем на стороне. С чем его сравнить — мне трудно, настолько он тонок и оригинален»[10].
Закрытие лавров
10 ноября 1919 года исполком в Сергеевске принял решение о ликвидации Троицкой лавры как монастыря. В ночь на 3 ноября 1919 года в лавре неожиданно был произведен обыск, и монахи были изгнаны из стен монастыря. Обеспокоенные судьбой мощей преподобного, отец Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, входившие в комиссию по сохранению предметов искусства и старины Троицкой лавры, по благословению отца Кронида изъяли праведную главу преподобного Сергия и заменили ее головой одного из князей Трубецких, погребенных в XVII веке в крипте Троицкого собора. Священная глава преподобного Сергия была перенесена в дом графа Олсуфьева. Через некоторое время граф Юрий Александрович, опасаясь ареста, спрятал его в своем саду.
26 марта 1920 года Президиум Московского городского исполнительного комитета издал декрет «О заключении Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в Московский музей». В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 20 апреля 1920 года в Лавре был открыт Историко-художественный музей. По решению Исполнительного комитета Святейшего Сергия от 7 мая 1920 года Троицкий собор был закрыт и опечатан, хотя и передан Народному комиссариату просвещения для музейных целей. 10 мая 1920 года Святейший Патриарх Тихон осудил закрытие Лаврского собора и намерение вывезти оттуда мощи как нарушение декрета об отделении Церкви от государства. В результате ходатайства Его Святейшества Троицкому собору было разрешено открываться только в праздник Святой Троицы. 30 мая 1920 года в Лавре была проведена последняя служба, и колокола зазвучали в последний раз. Монастырь был окончательно закрыт для паломников. Однако мощи преподобного Сергия по-прежнему оставались в монастыре.
По воспоминаниям насельника Лавры архимандрита Михаила (Балаева; 1924-2009), в 1933-1934 годах мощи преподобного Сергия хранились в притворе трапезной церкви в ковчеге со стеклянной крышкой. В то время школьники привозили их из Богородска в Лавру на экскурсию. Отец Майкл вспомнил, как гид бесцеремонно постучал указкой по стеклу. Затем экскурсионная группа пошла дальше, в трапезную церковь, а он, оставшись один, перекрестился и возложил руки на мощи преподобного.
Война и Соликамск.
За испытаниями первой половины XX века последовала новая катастрофа — Великая Отечественная война. Мощи преподобного Сергия вместе с наиболее ценными музейными экспонатами были отправлены для эвакуации в Соликамск и находились там с 25 июля 1941 года по 19 ноября 1944 года. Они были подготовлены к отправке 19 июля 1941 года, упакованы и помещены в серебряный ларец, внутри которого они находились под тремя печатями Загорского отдела НКВД. Вместе с другими экспонатами Загорского музея-заповедника они были перевезены по железной дороге в Соликамск, а затем на баржах по реке Камы. 22 октября груз был передан директором Загорского музея Иваном Захаровичем Птицыным представителю Русского музея в Соликамске на хранение. Знаменательно, что для размещения депозита был выбран Свято-Троицкий собор, известный памятник архитектуры XVII века. Это просторное каменное, но неотапливаемое здание служило музеем. Летом в соборе было вполне сносно, но зимой, когда мороз достигал 45 градусов, в соборе невозможно было находиться более 40 минут, даже в валенках. Научные сотрудники музея, несмотря на трудности войны, организовали на складе строгий порядок, вахты и обходы. В ноябре 1942 года А.М. Курбатова и Н.М. Прасолова, сотрудники Загорского музея, были направлены в Соликамск. Здесь они периодически проверяли содержимое ящиков, принимая при необходимости профилактические меры — проветривание, просушивание, удаление пыли и т.д. В результате в ноябре 1944 года музейные сокровища, включая откровенные мощи преподобного, были доставлены обратно по железной дороге лишь с незначительными повреждениями тканей, обусловленными характером эвакуации[11].
Тайна главы преподобного Сергия
В начале войны схиархимандрит Иларион (Удодов), настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово «на Долгом пруду» (близ станции Долгопрудная), стал тайным хранителем главы Преподобного Сергия, изъятой ранее священником Павлом Флоренским и графом Олсуфьевым. Реликвия была передана ему Павлом Голубцовым (будущим архиепископом Сергием).
В 1933 году, когда был арестован отец Павел Флоренский, Юрий Александрович Олсуфьев и его жена Софья Владимировна уехали в Новгород. Через некоторое время они вернулись, но не в Сергиев Посад, где им уже было запрещено жить, а в деревню Мешаловка под Люберцами. Когда представился удобный случай, Софья Владимировна и Павел Голубцов пробрались в сад, где была зарыта честная голова, и откопали ее.
«Было очень страшно, когда его откопали». — Владыка Сергей позже вспоминал. — Это было ночью. Где-то завывала собака, и мы боялись, что это может разбудить соседей. Мы должны были быть там до рассвета. Я носил голову в закрытой хозяйственной сумке, чтобы избежать подозрений, и накрывал ее газетой, как капусту в мешке. Когда я приехал на вокзал, уже рассвело, а поездов на Москву еще не было. Я бы дошел пешком до Абрамцева или Хотькова и там сел на поезд. А в поезде я ходил по вагонам или стоял, чтобы не садиться»[12].
Некоторое время глава преподобного Сергия хранилась в Мешаловке, а в 1938 году, после ареста Юрия Александровича, Павел Голубцов перевез ее к отцу Илариону. В самые трудные дни битвы за Москву святыня хранилась в алтаре церкви, в 8 километрах от линии фронта.
Возвращение в монастырь
К моменту открытия монастыря в 1946 году святые мощи преподобного Сергия уже находились в Троицком соборе. Они вернулись на свое историческое место за год до открытия, в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного собора, который проходил в Москве с 31 января по 4 февраля. Разрешение властей было дано потому, что в собор должны были прибыть иностранные делегации для посещения закрытой Лавры. К этому времени Павел Голубцов уже вернулся из армии. После демобилизации он забрал из Виноградовской церкви праведную главу преподобного и подарил ее наследнице Олсуфьева, своей приемной дочери Екатерине Павловне Васильчиковой[13]. Это было сделано по ее просьбе — когда стало известно, что лавра открывается, Васильчикова решила передать святыни патриарху Алексею I (Симанскому), что и было сделано. Его Святейшество, узнав тайну сокрытия честной главы в Виноградове, поручил схиархимандриту Илариону (Удодову) облачить мощи преподобного Сергия в схимнические облачения, которые были помещены на свое место в Троицком соборе. Так, обратная замена головы князя Трубецкого на голову монаха Сергия также происходила в строжайшей тайне, во время переборки мощей в новую схему.
Первая патриаршая служба в Лавре, 1946 год.
О подлинности головы свидетельствовал тот факт, что на ней сохранились следы копии, с помощью которой отец Павел Флоренский отделил ее от верхней части спины. Когда голова Преподобного была возвращена, этот след совпал с отметкой на круге в святилище.
Официальное перенесение мощей Преподобного Сергия в Лавру состоялось накануне Пасхи 1946 года. 20 апреля первый наместник возрождающегося монастыря архимандрит Гурий (Егоров) получил от директора Загорского музея-заповедника В.К. Ряховского святое тело в серебряной ракии XVI века — того самого, в котором они сменили Феодора Иоанновича на посту царя [15].
Пасхальная процессия 1946 года
Об открытии Лавры в 1946 году рассказывает непосредственный участник события, протодиакон Сергей Боскин:
«Светлое Христово Воскресение 21 апреля. После 26-летнего оцепенения в монастыре Святого Сергия, в пасхальную ночь, неожиданно для всех, раздался звон колоколов. Люди, заполнившие площадь, стояли с зажженными свечами. Процессия неторопливо обошла собор и вышла на паперть. Началась заутреня и первое «Христос воскресе».
«Пусть эта Пасха будет воистину Пасхой освобождения от скорби и вечной радости для всех, кто приходит к ковчегу с многочисленными мощами святого Сергия», — написал Патриарх Алексий I в письме наместнику Лавры.
Первая патриаршая служба в Троице-Сергиевой лавре состоялась в праздник Святой Троицы. В Успенском соборе на правом клиросе был устроен временный приют для ковчега с мощами преподобного Сергия. Сами мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор в 1948 году, после того как он был передан Лавре. Они остаются там и по сей день.