Возлюбленный ученик Иисуса Христа, пламенный и неутомимый проповедник христианства, один из основателей церкви, так почитается апостол Петр. Верный и верный спутник Сына Божия на земле не раз ошибался, колебался и проявлял малодушие. Но искреннее покаяние вернуло ему милость характера Господня, он сохранил превосходство над другими апостолами.
Краткое жизнеописание святого
Жизнь апостола является доказательством того, как вера может изменить человека. Встреча с Иисусом стала поворотным моментом в жизни простого рыбака.
Происхождение
Симон родился в Палестине, в городе Вифсаида. Точная дата рождения неизвестна. Он был казнен на 67-м году Рождества Христова. Имя, которое Петр получил от Иисуса. Он был человеком вспыльчивым, но твердым и решительным по натуре.
Вместе со своим братом Андреем Симон ловил рыбу в озере, чтобы прокормить семью — жену и двоих детей. Биография Петра, одного из самых любимых учеников Иисуса, записана в Деяниях апостолов.
Житие и деяния
В Евангелии описывается встреча братьев со Спасителем во время рыбной ловли. Снова и снова закидывали они сети свои в воды Генисаретского озера, но рыба не попадала в сети. Иисус увидел боль Андрея и Симона и совершил чудо: небывалый улов наполнил лодку до краев.
Симон испугался, но Иисус подбодрил его, сказав, что теперь он станет ловцом человеческих душ, и назвал его Петром, что по-гречески означает камень.
Симон поверил, что перед ним живой Бог, он оставил свою семью, свой дом и стал учеником Иисуса. Но, прежде чем стать первым среди апостолов проповедником учения Христа, он прошел трудный путь испытания веры. Петр был одним из самых доверенных учеников Иисуса Христа. Он единственный из апостолов, трижды ответивший на вопрос Спасителя, за которого Его принимают, что Иисус есть Христос, сын Бога живого. Сын Божий видел в Петре горячего и верного соратника, который поможет основать Церковь и станет посредником между людьми и Богом после смерти:
- «…на сем камне Я построю свою Церковь…».
- «…и дам вам ключи от Царствия Небесного, и…что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».
Петр стал свидетелем Преображения Иисуса на горе Фавор.
Отречение
Петр не хотел, чтобы любимый Учитель обрек себя на жестокие муки и смерть, и отговаривал его от поездки в Иерусалим. За свои слова он получил суровый выговор от Иисуса Христа. Чтобы встретить неизбежное, Спаситель отправился в Гефсиманский сад в сопровождении Педро, Сантьяго и Хуана. Ученики уснули во время молитвы Иисуса, за что он их упрекнул. Петр, чувствуя себя виноватым, сказал, что никогда не отступит от Учителя, на что Иисус предсказал, что он будет трижды предан до первого петуха.
Пророческие слова исполнились: страх за свою жизнь заставил Петра трижды отречься от Христа до рассвета. После ареста Иисуса стражей первосвященника Каифы он последовал за Христом во двор, где его узнали. Трое слуг указали на него как на ученика Иисуса, а Петр это отрицал. Петушиным криком он вспомнил слова Мастера, и глубокое раскаяние в своей трусости нахлынуло на него.
Проповедь Христа
После смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа Петр стал миссионером, проповедуя учение Христа. Он произнес свою первую речь перед апостолами о выборе 12-го апостола вместо предателя Иуды. Петр обладал силой убеждения, объясняя вероучение доступным языком. После его проповеди тысячи людей приняли христианскую веру.
Благодаря Святому Духу он мог исцелять и воскрешать людей подобно Спасителю, как написано в Деяниях Апостолов:
- В день Пятидесятницы Петр обратился к израильтянам в Иерусалиме. Его речь произвела большое впечатление на собравшихся. Он пристыдил людей за то, что они предали Мессию смерти, объяснил, в чем заключалась их ошибка, и призвал их покаяться и принять веру Христову.
- Петр и Иоанн увидели в церкви хилого инвалида, лишенного возможности ходить от рождения. Апостол взял его за руку и велел встать и идти. Видя удивление окружающих, он объяснил, что не магия, а вера в Иисуса Христа исцелила хромого.
- Апостол вернул здоровье Энею, который не вставал из-за паралича 8 лет, воскресил Табиту.
Проповедник не только исцелял, но и наказывал за обман перед Господом. Супружескую пару, Ананию и Сапфиру, утаивших часть выручки от продажи имения и пытавшихся выдать себя за дарителей Господу, он предал смерти.
Симон Волхв
Неутомимый и бесстрашный миссионер обращал в веру Христову не только иудеев, но и язычников в Сирии, на территории современных Турции, Греции, Рима, Вавилона. Среди новообращенных были люди, которые стремились достичь амбициозных целей, приняв христианство.
Таков был языческий священник Симон, которого Филипп крестил в Самарии. Саймон знал магические заклинания, воздействующие на людей. Узнав, что через апостолов Петра и Иоанна на христиан нисходит Святой Дух, он захотел походить на них и предложил Петру деньги за рукоположение в преемники. Педро с гневным упреком прогнал его.
Первое и Второе Послание
Есть два послания Петра. В первом он обращается к новообращенным христианам в общинах Малой Азии. Апостол наставляет их любить и поддерживать друг друга, не бояться гонений. Второй был написан незадолго до его смерти. В ней святитель предостерегает не поддаваться лжепророкам и не отступать от догматов христианства.
Изведение из темницы
По приказу царя Ирода апостол Иаков был убит, а Петр взят в плен и заключен в тюрьму. Ночью ему явился ангел-хранитель и невидимым для охранников вывел его из темницы. Выйдя из темницы, святой отправился в дом матери Маркоса, где собрались христиане и молились о его судьбе. Проповедник рассказал им о своем чудесном избавлении и продолжил.
Смерть и канонизация
Последние 20 лет Петр жил в Риме, проповедуя и укрепляя христианскую веру. Император Нерон, придя к власти, возобновил гонения на христиан. Апостол решил покинуть город, где ему грозила смерть. Выйдя за пределы города, он увидел Иисуса Христа на пути в Рим.
На вопрос, зачем он едет в Рим, Христос ответил, что его собираются распять. Педро устыдился своей трусости и обернулся. Он понял, что должен идти по пути Учителя, приняв мученическую смерть. Петр умер на 67-м году Рождества Христова, распятый на кресте. Перед казнью он просил перевернуть крест, чтобы не осквернять память Спасителя.
Иконография
На православных иконах Петр изображается один или с Павлом. Внешне апостол — старец с седыми или темными волосами, бородой, пристально смотрящий на верующих. В руках он держит ключи от Рая, либо ключ и свиток с текстом посланий, либо посох (символ пастуха).
Значение в православии
Петра называют верховным апостолом и почитают как одного из основателей христианской церкви.
Святыни
После его смерти Педро был канонизирован как святой. На месте его усыпальницы в 326 году была возведена базилика Константина, простоявшая 11 веков. По приказу папы Юлия II вместо старого здания был возведен собор Святого Петра, службы которого возобновились в 1626 году.
Мощи святого находятся под Папским престолом, в крипте, куда спускаешься по мраморной лестнице. В центральном нефе стоит бронзовая статуя апостола. Паломники после молитвы прикладывают ногу святого. На Руси память о любимом ученике Христа увековечена в названиях городов:
- Санкт-Петербург;
- Петропавловск-Камчатский;
- Петрозаводск.
Апостол считается покровителем древней столицы Российской империи.
День памяти
12 июля — день памяти святых Петра и Павла и окончания Петровского поста.
Тексты
Перед иконой проповедник и учитель христиан просит прощения грехов, укрепления в вере. Моряки обращаются к бывшему рыбаку Саймону, молясь о благополучном возвращении домой. Вера в апостола, целителя словом Христовым, дошла до наших дней. В молитвах вас просят об избавлении от телесных и душевных страданий.
Молитва
«О прославление апостолов Петра и Павла, предавших души свои за Христа и удобривших пастбища свои кровью твоей! Услышьте, дети, ваши молитвы и вздохи, возносимые сейчас за разбитые сердца. Вот, мы помрачимся без закона, и от напастей, как облака, покроемся, но елей доброй жизни сильно оскудеет. О сила! Взявший наше насущное, не отделивший от нас Духом, да не презри нечестия Божия, но защитит нас крепким ходатайством, да воздвигнет Господь всех нас от молитв твоих ко благу нашему, и разрушит рукопись безмерные грехи нашего царства и бракосочетание Агнца Его, Ему честь, слава, благодарение и поклонение во веки веков. Аминь».
Акафист
Кондак 1
«Избранный проповедник непорочного Агнца, за нас закланный, Христе Боже, прославь апостолов Петра и Павла! Яко бы боговедением концы мира просветились и обильно наполнились потоками благодати для питья, и ныне воззри с любовью на усердно чтящих память твою. Духом премудрости нас исполни, верою укрепи сердца наши, да непрестанно благодарственно поем Тебе, умилением призывая:
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Иконки 1
«Ангелы евангелиста явились на земле, Апостолы Петр и Павел блаженства, Самаго Виновник спасения нашего делом твоим, назови первый, широту всей земли вокруг берега, Иудеями и Еллинами Христос распятый, Сила Божия и Премудрость Божия, проповедь. Так и мы светом твоего учения озаряем, сердцами и устами вопием тебе:
Радуйся, светлая звезды, с востока сияющая и всем людям путь ко Христу показавшая; Радуйся, утверждение Церкви Христовой и столпы постоянства.
Радуйся, власть от Христа связывать и разрешать грехи наши приял еси; Радуйся, святых твоих писаний к вере и упованию на Бога призывающая всех нас.
Радуйся, образы обращения грешным в жизни своей показавшая; Радуйся, высоту истинной любви словом и делом нам показавшая.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 2
«Увидев тебя, апостол Петр, на Галилейском море вместе с Андреем, братом твоим, собирающим сети, сказал тебе Господь: «Иди за Мною, и Я сделаю тебя рыбаком». И Абие, он покинул сеть, следуйте за ним. Того же, красота Вселенской Церкви, соделай и нас твоим заступлением скорых на исполнение заповедей Божиих, но инертных ко греху, да со злобой детства все достигнем меры возраста совершенного муж, поющий Богу: Аллилуйя».
Иконки 2
«Да просветит тебя Божественный Разум, Павел, избранный сосуд Божий, когда, ревнуя о преданиях отцов твоих, пошел ты в Дамаск, чтобы гнать Церковь Христову. Тогда вдруг воссияло на тебя сияние Славы Господней и раздался голос с Неба: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Ты же, хотя и помрачился плотским взором, но духом видел Силу и Славу Христа распятого, просвещающего тьму и созидающего Свою Церковь с любовью, и потому пленился духом, покаянием и послушанием, и говоря: «Что ты говоришь и носишь?» Темже приимем участь апостольскую от руки Господней и крещение водою и Духом от имени блаженнаго Анании, явися еси сосудом благодатию избранным и немым свидетелем Спасителя нашего,Невинного и мы, просветители, поем вам умело:
Радуйся, безмятежность церковная, Света Неизреченного на пути чудесно возвещаемая в откровении языков; Радуйся, знамения Силы Божией в жизни твоей чудесно являющая и уста непослушных навеки заградившая.
Радуйся, избранный сосуд, наименьший из апостолов и первый из грешников сокрушенно нарекшийся; Радуйся, яко таинственный Херувим, вознесенный верою и любовью на третье Небо.
Радуйся, яко серафим огненный, непрестанно пожираемый и плавящийся ревностью Божией; Радуйся, Павел и Петр, евангелия высокотрубные, устои древнего мира, яко Иерихон второй сокрушитель.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 3
«Сила Всевышнего, познаваемая в немощи, изливается на тебя, Павел, непоколебимая вера, благодать на благодать, ты без лжи исповедал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе». И воистину проповедовал Евангелие в явлении духа и силы, творя великое и неразделимое, славное и ужасное, Яко не направление Божие, бористиция весов, сердце яростно с неприкрытым милосердием в партии и все заблудшие овцы, пастух трикотажного пастуха, Джеш и Петита, узнайте: аллилуйя».
Иконки 3
«Имея великую любовь к Господу, ходил ты, Петр, по водам, вставшим, как по суше. Но хотя боялся ты утонуть и одолевал сомненья, но не утонул в бездне, но простер руку и очи свои ко Спасителю, взывая к Нему из глубины сердца твоего: «Господи, спаси меня». И в тот час Ты принял руку помощи от Христа, Искупителя нашего. Так и мы в сей долине земной, устрашенные бедами и утонувшие в волнах страстей, следящие за твоим течением, наставляющие нас в тихую пристань добра, мы благодарно тебе поем:
Радуйся, драгоценный камень веры, Краеугольным камнем избранный и утвержденный; Радуйся, храм Святаго Духа, различными дарованиями от Него дивно украшенный.
Радуйся, простой рыбак, премудрости Божией исполненный, хотя против человека никто не может устоять; Радуйся, на себя видя величие Божие, паче царей и преславныя земли Господни во веки веков прославившая.
Радуйся, грамоте одухотворенная, огненными буквами слово Божие начертавшая; Радуйся, с апостолом Павлом свет равный и недосягаемый.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 4
«Буря лютых искушений, воздвигнутая древним человекоубийцей, с незапамятных времен поедает Церковь Божию, ищущих и рассеяющих учеников Спасителя, яко пшеницу: но Господу моли о тебе, Петр, да не оскудеет вера твоя . И так, от Спаса светимся и от Него укрепляемся в немощах, воистину сокрушил еси челюсти врага и, возвратившись, утвердил еси братьев твоих, воспевая Богу: Аллилуиа».
Иконки 4
«Слыша, Павел Премудрый, о чудном избрании твоем, на еже возвещать имя Господа Иисуса людям и царю и сыну Израилеву, и видя тебя в слове, в жизни, в любви, в душе , в вере, в чистоте, яко свет языка во спасение поставлю им, неверующие верою просветятся, а верные, ликуя, прославят Господа. Темже и мы, получив повеление радоваться, приносим вам с возгласом радости сие:
Радуйся, верная раба Христова, вся в мире славная, яко сор и прах, и всех себе порабощающая для Христа и Евангелия; Радуйся, добрый воин Христов, облекшаяся во всеоружие Божие и все языки покоряющая в послушание Христово.
Радуйся, жертвоприношение угодное, Христовым преисполненная, за Христа привыкшая умирать каждый день; Радуйся, многослезнице сеявшая, славная узница и исповедница, радостно носящая раны Господа Иисуса Христа на теле своем.
Радуйся, слава и хвала Вселенской Церкви, поругание мира, глад, жажду, наготу, бичевание и поругание о Христе, многократно претерпевающее; Радуйся, Павел и Петр, украшение апостолов, благовестник мира, утверждение Церкви.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 5
«Божественная звезда явилась тебе, Павел, когда начался твой путь лучезарный от Дамаска, до Рима ты простер и, как прежде, звезду востока, учишь волхвов поклоняться Солнцу Истины, и ты, Мудрый Боже, они придут на путь Христов, являя всем спасение, дерзновенно взывая ко многим: «Будьте подражателями мне, как я Христу». Ты научил нас петь одним ртом: Аллилуйя».
Иконки 5
«Видя на горе Фаворстеи славу Единородного от Отца, облеченного светом, как плащом, хотя и одели нас в поношение, ты сказал Петру: Иисус, видя неизреченную славу искупленных кровью Агнца Агнца без порока для нас: . Потому роди нам далёких, лишенных светоносной чистоты, и даже недостойных бытия, и ангельским голосом своим призывающим к нетленному, чистому, немеркнущему наследию, наблюдающим на Небесах, яко общинница, желающая открыть во славу, пой дифирамбы:
Радуйся, блаженная, о Вечной Истине достойной «блаженных»; Радуйся, добрый счет, от Господа озером стяжанный и светом Света озаренный.
Радуйся, из Самаго Искупительнице рода человеческого на проповедь Евангелия посланная; Радуйся, истинный человеколовец, что явился еси, яко по прежнему благодатно привлекаешь помраченные души к чудному Свету Христа Бога.
Радуйся, животворящий источник, из Источника вечной жизни бьющий и из богатства даров Святого Духа, жаждущую душу напои; Радуйся, Петре и Павле, яко Серафим шестикрилатный, к Престолу Царя Славы прибегающий и Тайны Божии во свете принимающий.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 6
«Проповедник не молчит, и после смерти твоей, Петр богоносец, явился ты, с неба ума, яко таинственный гром, ты многим напоминаешь нам звание христиан. Мы же, зная, что любовь Твоя никогда не угасает, и молясь о нас непрестанно у Престола Божия, воспоем с умилением сердца: Аллилуиа».
Иконки 6
«Воскрес еси, великое имя Павел, скоро знамения и чудеса, тотчас Дух Святый в Антиохии повелел начать великое служение Апостолу язычников: сам, прибыв на Кипр, Елима, волхв затмил видение тебе и Сергий проконсул удостой и нас, причастившихся в сем свете, прославлять чудные дела твои песнопениями и песнопениями духовными, и воспевать тебе сие:
Радуйся, свет кротких и разумных сердец, яко доил, согрешил и вскормил своими боговдохновенными писаниями; Радуйся, карающий жезл, сосуды лжи и лести сокруши до конца, и сердца сокрушенные воздвигни на недвижимом камне веры.
Радуйся, Евангелие Христово в себе воплотившая, и посему вознесшаяся и прославившаяся превыше всего видимого; Радуйся, медоносная уста, великую радость апостолу и верным возвещавшая, яко Господь всем языкам дверь спасения отверз.
Радуйся, ревность Божия, новый Илия, на чуждых основаниях не созидай и ревностью твоею по странам дальним протекай; Радуйся, Павел и Петр, между собою весь мир разделившая, яко язычникам Апостолом быть, а избранным людям проповедовать.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 7
«Хотя истину об установлении Церкви Кормленской церкви, я пришел, Павле, я оспаривал истину, во Святом Граде, в недолгом свидании Святого Апостола и верующих, засвидетельствованных Еси, с Петра и Варнавоя, Яко Духом Святым дышит, злым нравом подающею благодатию твоею и по греческому и по вере все сущее спасающе, и не по мёртвым дела древнего закона.И так, воистину, получив свободу и мира, все верные, соединенные союзом любви, благодарно поют Богам: Аллилуйя».
Иконки 7
«Избери нового архангела, глашатая тайны, века сокровенного, апостола Петра, Господи, всегда спрашивай учеников Твоих: «Кто почитаешь Меня?» Но ты, от Небесного Отца, просветивший тебя, ты возвестил несомненную основу веры нашей, сказав Спасителю: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Посему и мы, почитая тебя за откровенно исповедавшего надежду на спасение наше, вопием тебе так:
Радуйся, новый Синай, ясно показавшая людям трапезу спасения и возвещавшая во Христе свободу; Радуйся, прежде положенный Зодчим Неба, камень веры и исповедания, на котором Церковь Христова утвердилась непреложно.
Радуйся, первая привратница при входе в рай, которой Господь первый обещал дать ключи от Царствия Небесного; Радуйся, праведный судия, с прочими Апостолами десяти прельщенных колен Израилевых судящая.
Радуйся, яко очами и ушами твоего блаженнаго Христа Спаса, Его пламенно желают видеть пророки, во плоти, быв на земле, видишь и слышишь; Радуйся, Петр и Павел, прекраснейшие ноги евангельские и сердца освященные, яко благовествию служишь, и благовествование пожирается.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 8
«Чудо чудное и несгораемое явилось, Петр, мудрый земной, Яко сомневающийся в мире и смиренный избранием Господним, и Посниел Еси премудрый, царства победил, Песни сверхвеликих на свет вел истину, и донне, шипение огня,.. указывая несомненный путь к блаженной Отчизне, потому, дивясь богатству благодати в тебе, воспоем Богу: Аллилуиа».
Иконки 8
«Ты был всем, Пабло, ради любви ко всем, несущий слово спасения издалека и вблизи, все преодолевая верою: вне и в Филиппе, возвещая мир, и даже молотами бить ты был лютней и в темнице ты там в оковах были заключены, но прославились Силой чудной песни хвалы и благодарения Богу, и возгремем с Его великим трусом, как бы поколебались основания темницы и отворились двери. Мы же, видя тебя, премудрого, тьму темницы просвещающего светом боговедения, и во Христе, как пленнику, дающего свободу, поем тебе:
Радуйся, узница Христова, темницу в храм обратившая и цепи людей бесовскими узами своими развязывавшая; Радуйся, могучий, болезни немощных не себе, но ближнему угодивший.
Радуйся, чудотворная, узами и болью хвалящаяся, радуйся с радующимися и плачущих с плачущими; Радуйся, мертвый для греха, но вечный Бог, яко ты жизнь Христову и смерть побеждаешь.
Радуйся, в образе бессонного труда забудь спину свою, простирайся вперед и всеми помыслами твоими к чести высокого звания; Радуйся, Павел и Петр, до смерти мученически Господу послужившие и сеющие, яко венец, дело венценосных твоих.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 9
«Все ко Христу приводя, возвещал ты, Павел, в Афинах мнящим себя мудрыми, сущими Премудростью, нисходящей свыше, и знающими суету, отсюда удалят Бога, невидимого им, и коснутся Его, в Нем мы жить и двигаться и Эсма. Яко яко благодатию неизреченного ума истины постигаем и сердце не прельщает, яко бы Господь благ, разумен, поем Ему с твердою верою, яко перстом Фомы, осязаемо: Аллилуиа».
Иконки 9
«Нельзя хвастаться человеческим языком, когда Владыка Сил умывает нос Своим слугой и вытирает его лентой. Но тебя, Петр, одолевает страх, и если ты кричал: «Не омой ног Моих вовеки», но все абие были в послушании, когда ты услышал глагол, произнесенный Господом: «Если не умою тебя , Я не буду омывать тебя.» отдельно от Меня». И потому от всего сердца взывал ты: «Господи, не только ноги мои, но и руку мою и голову мою». Но мы, ведя тебя в сем, яко золото к огням искушения, чисты и ведаем твое восхождение от смирения к послушанию, поклоняясь тайне Божия промысла, поем тебе со смиренным сердцем:
Радуйся, Петре, орлиный глаз, в образе созревшего тобою Солнца Правды — Христа Бога, умывшего нос Иуды и от него поцелуй лукавого предателя; Радуйся, во Христе навек заблудшая, за тобою, Непорочная Агнца, яко агнца следуя, до заклания твоего верным хранившая.
Радуйся, уголь неугасимый, огнём божественной любви от алтаря Небесного бесконечно объятый; Радуйся, гори и свети, яко светильник, роды за роды светом правды озаряя.
Радуйся, обильная гроздь винограда Христова, на радость страждущим мира водящая; Радуйся, Петре и Павле, Христа Бога верно возомнившая в тебе.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 10
«Спасение во Христе, яма бездна и покаяние, много силы в себе явил еси, Петр, когда трижды, как сказано, отрекся еси от Господа: «Человека Сего не знаем!» Когда ты клялся и клялся на архиерейском дворе, но абие, помянув слово Иисусово, вышел с горьким плачем. Мы же, умильно взирая на сей светлейший образ сокрушения, данный в назидание и обличение жестоким сердцам нашим, поем дивно величавшему тебя Господу: Аллилуиа».
Иконки 10
«Несокрушимой стеною и оружием был ты, Павел, против владык тьмы века сего, яко сокрушил ты царство их в Коринфе, Ефесе и других городах вселенной, изгнав тьму многобожия и утвердив разум истины . Не ложно явился еси, раб Божий, в терпении, в скорби, в тоске, в комнатах, в ранах, в темницах, в беспорядке, в трудах, в бдениях, в почитании, яко ум наш недоумеваем, сруби богатство твое благо, . Потому, видя море любви твоей, дерзко молим: послушай нас, бедных, грешными устами скажи:
Радуйся, греху умершая и благую весть принесшая, непобедимая, яко победив в тебе ветхого человека, со Христом распята; Радуйся, разносторонняя учительница и обличительница хищных волков, образ верных яко явившая, всегда бодрствующая и всему научающая с чистотою: от слова и жизни до слова.
Радуйся, всех обогатившая, яко себя прежде обеднея и ничего не имея, все поддержала; Радуйся, ярая поклонница христиан, Христу обручая меня, яко чистую деву, непорочную невесту.
Радуйся, немощная материнская утроба над чадами твоими в муках родов, доколе в них Христос не образуется; Радуйся, Павел и Петр, в едином граде единодушно соединившиеся, кровью верность Христу скрепившие.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 11
«Мир и умилостиви узы и страдания твои, Павел терпеливый, достоин яств, яко не только от терпения многих, но и от радости, предреченной тебе от пророка Агавы, узы принял еси, и Церковь из Кесарии свидетельствовало. Этого не было, но это было, и я готов умереть за имя Господа Иисуса». Ему и мы, дивному во святых Его, поем песнь: Аллилуиа».
Иконки 11
«Свет неизреченной радости и Божественной любви воссиял, Петр, когда Господь, по Воскресении, явился тебе пред всем скорбящим апостолом. Он появляется снова и снова, Господь жизни, он спрашивает тебя трижды: «Симона Иоанн, ты любишь меня?» Но Ты, огнем Божественной любви, мы сгорали, Ты тепло откликался: «Господи, Ты весишь, потому что я люблю Тебя». О сем и мы, нищие духом, помня обильные реки слез и любовь твою, даже для того, чтобы призвать Господа на прежнюю степень апостольскую, с благоговением вопием тебе:
Радуйся, владычице покаяния, горькими слезами высоту смирения достигавшая и из гроба восставшая в неизреченную радость навеки; Радуйся, глубина премудрости, высота смирения, пламя любви, всем верным себе образ жизни открывающая.
Радуйся, друг Господа Иисуса, усердно несущий иго благовествования; Радуйся, Апостол Христов, соединив в себе мудрость змия и чистоту голубя, и в образе крестной смерти твоей показывая крайнее смирение.
Радуйся, верный раб Господень, умножающий дарованный тебе талант и входящий в радость Господню; Радуйся, Петре и Павле, чьи сердца не замкнуты, любовно обнявшие весь мир и осветившие концы вселенной.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 12
«Благодать духа утешителя, излившего на главу верных языки огненные, скоро политые из уст твоих, Петра, глагол огня, во ежих, силою судеб христовых Христа распятого, но также дом израиловских мертвых овец, но и церковь неунылая, да плоды и неумирающий вопль чистоты и покаяния сего Бога и чудные дела с Тобою, рукою Твоею мертвых воскрешая и смертью Твоею на кресте возжигая мертвую любовь нашу, да воспоем Ему непрестанно: Аллилуиа».
Иконки 12
«Пою светлой памяти твоей, Пабло, достойно умилостивляем неизреченные труды, болезни и дела, яже в бдении, в голоде и жажде, в прощении, в зиме и наготе, которые претерпел ты. Кто еще скажет твои раны, боли и тоску в городах, в пустыне, на море, тоску вора, тоску родных, тоску языка и лжебратьев? Кто похож на тебя? Ты потрудился больше всех Апостол. О том же молимся: не презри нас, грешных, молящихся тебе, но яко бы ты все всем, и ныне слушай немощным голосом, который приводит тебя к посадке:
Радуйся, Христова узница, из темницы свет проливающая, в темнице словом и вестью потрудившаяся, яко воистину слово Божие не годится; Радуйся, бездонная бездна любви, по братии твоей, искренне желающая отлучиться от Христа.
Радуйся, прозорливый подвижник, подвизающийся добрым делом, течение совершивший и Кровию своею Церковь украсивший; Радуйся, море чудес источая, яко еси головою и головою недугов своих, исцеляла и бесов прогоняла.
Радуйся, неразлучная причастница любви Божией, премудрая свыше, а не земная, яко плоть решительна и со Христом быти возжелавшая; Радуйся, Павел и Петр, веры христианская сеятели, водою благочестия пьющие и в пристань вечной верности проводники.
Радуйся, святии первоапостолы Петре и Павле».
Кондак 13
«О прославленные евангелисты Петр и Павел! Устрем от души сердец наших моляся о нас, много бо може праведной мольбой пред Богом: Сми и ныне напомни нам о небесном звании и христианской кончине жизни нашей, привлеки нас к сладостям Евангелия Истины, привяжи Узами Луки Христовой, и будем ВСИ, отбросив плетения и мирские похоти, войдём в радость Господа нашего, воспевая Ему от Ангелов и от ликов святых: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелы евангелиста…» и 1-й кондак «Избранного проповедника…».