Празднование 28 июня (11 июля), 12 июля (25 июля). Икона Божией Матери «Троеручица»
События, положившие начало прославлению иконы Троеручицы Божией Матери, относятся к VIII веку, к эпохе иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра разграбили дома православных в поисках икон, унесли и сожгли их, а иконопочитателей предали на мучения и смерть.
Только за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были ограничены в почитании икон. Причина заключалась в том, что первым служителем местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Церковь празднует 4 декабря). Иоанн разослал своим многочисленным знакомым в Византии письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдохновляющие письма Иоанна Дамаскина копировались, переходили из рук в руки, делая многое для того, чтобы заверить православных в истине и обличить иконоборческую ересь. Разгневанный император, чтобы лишить Церковь непобедимого защитника православия, решил вероломно истребить Иоанна Дамаскина. Он повелел искусным писцам писать,как бы из руки Иоанна, подложное письмо императору с предложением об измене.В письме сообщалось, что город Дамаск небрежно охраняется сарацинами и что византийская армия легко может его захватить, обещая всяческую помощь со стороны премьер министр.
Такое фальшивое письмо император отправил халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на заговоры Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, и советует казнить вероломного министра.
Халиф пришел в ярость и приказал отрубить себе правую руку, а кисть «предателя» повесить на рыночной площади.
Джон сильно страдал от боли, еще сильнее от незаслуженной обиды. Днем он попросил у халифа разрешения похоронить отрубленную руку его правой руки. Калиф, зная о древнем рвении своего министра, кивнул.
Запершись в доме, Иоанн Дамаскин приложил срезанную кисть к ране и погрузился в молитву. Святитель просил Богородицу исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и обещал использовать эту руку для создания произведений во славу Богородицы.
В этот момент он заснул. В сонном видении ему явилась Богородица и сказала: «Ты исцелен, трудись усердно этой рукой».
Проснувшись, Иоанн Дамаскин излил свою благодарность чудесной Целительнице в чудесной песне «Всякая тварь радуется о Тебе, Радостная…». Весть о чуде быстро разнеслась по городу. Смущенный халиф извинился перед Иоанном Дамаскиным и призвал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы исключительному служению Богу. Удалился в монастырь во имя преподобного Саввы Освященного, где принял монашеский постриг. Сюда преподобный принес икону Божией Матери, которая послала ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к низу иконы изображение десницы, отлитое из серебра.
С тех пор эта десница фигурирует во всех списках чудотворного образа, именуемого «Три руки».
Образ оставался в монастыре во имя святого Саввы до 13 века, когда его передали другому святому Савве, архиепископу Сербскому. Когда агаряне вторглись в Сербию, православные, желая сохранить икону, посадили ее на осла и отпустили без проводника. С драгоценным багажом он сам добрался до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные монахи приняли икону как большой подарок и стали ежегодно проводить крестный ход к тому месту, где остановился осел.
Однажды старый игумен отдыхал в Хилендарском монастыре. Избрание нового вызвало раздоры и разногласия между братьями. И тогда Божия Матерь, явившись затворнице, возвестила, что отныне она сама будет настоятельницей обители. С тех пор и по сей день Хилендаром управляет святой монах-наместник, который во время служб находится на месте настоятеля, где хранится образ «Троеручицы», настоятельницы этого монастыря. Иноки получают от Нее благословение, прикладываются к иконе, как к игуменской.
В 1661 году хилендарские монахи прислали один такой список в дар Новоиерусалимскому монастырю под Москвой. В 1716 г был снят еще один список, с тех пор он находится в московской Успенской церкви в Гончарах (Болгарский комплекс). С заступничеством этой святыни связано то, что этот храм никогда не закрывался, даже во времена жесточайших гонений на веру, и сохранил все свои колокола. Чудотворные списки первообраза Афонского или иные «троеручичные» списки обнаружены также в Московской церкви Покрова в Голиках, в церкви Тульского Владимира в Ржавце, в Белобережской пустыни под Брянском, в Воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, на Нильском скиту на Селигере.
История современного образа «Три руки»
По благословению настоятеля сербского монастыря «Рукумия» отца Симеона в 2013 году была написана картина чудотворного образа иконы Божией Матери «Троеручица», находящейся в Хиландарском монастыре на Афоне.
Иконописец Звонимир Стевич: «На иконе Пресвятая Богородица смотрит на нас и думает о Господе и о нас, и показывает рукою: «Им, Сыном Божиим, Я здесь». И Маленький Лорд взглядом, полным любви и радости, смотрит на лик Своей Матери. Правой рукой благословляет нас, а левой держит свиток спасения человечества. Все происходит в полном спокойствии…
В левом нижнем углу иконы изображена серебряная рука в знак благодарности святому Иоанну Дамаскину, который с твердой верой возложил свою отрубленную руку на икону Пресвятой Богородицы, ныне «Хиландарская», спал, а когда проснулся, рука была здорова».
В рамках подготовки к празднованию 1000-летия русского монашества на Афоне в октябре 2013 года Оренбургское казачье общество организовало экспедицию на Афон. Новописанную икону привезли на Афон казак Миодраг Баич и глава российского мотоциклетного представительства в Сербии Саша Савич. Сербская икона была закреплена в Первообразе. С великой радостью и торжественностью после горы».
В 2014 году оренбургские казаки совместно с представителями Сербской православной церкви и мотоклуба «Ночные волки» организовали православную духовно-просветительскую экспедицию «Святая Русь – славянское единство» с иконой «Троеручица» по маршруту: Сербия – Беларусь . — Россия — Крым — Севастополь (общая протяженность 13000 км). В ходе экспедиции прошли мероприятия в самых известных и почитаемых монастырях России: Троице-Сергеевской Лавре, Дивеевском женском монастыре, Царском пассионарии на Ганиной Яме, а также в центрах размещения беженцев с юго-востока Украины вокруг города-героя Севастополя. Командир конвоя Icon Миодраг Баич объясняет свою миссию следующим образом»
В 2016 году «Три руки» Рукумии стали знаменем духовно-просветительской экспедиции «Атаман Ермак — князь Сибири». Экспедиция началась на Алтайской казачьей сохе, прибыла в Омск в день празднования 300-летия города, прошла по Оби и Иртышу. Речной путь крестного хода составил 1800 км, еще около 4000 км прошли сухопутные пути в Тарской епархии. За время экспедиции участники провели мероприятия в 83 населенных пунктах.
По окончании шествия «Троерукое» должно было вернуться домой, в монастырь «Рукумия». Но в Усть-Ишимской области икона попала в Иртыш и повредилась, поэтому Миодраг не вернул ее отцу Симеону в Сербию, а оставил в России для реставрации. Через год повреждение было устранено, и за ней в Россию поехал глава Русского собрания в Сербии Ранко Гойкович. Но отец Симеон с духовной проницательностью понял, что «Троерукости» понравилась Сибирь, и задержание их в России не случайно, и благословил Ранко не возвращать икону в Сербию: «Может быть, она будет испрошена в России». И еще наказал Ранко: «Скажи Константину, что икону нельзя держать в каком-то кабинете, она должна быть в храме, чтобы верующие могли молиться…».Так икона осталась в России.А через полгода епископ Савватий обратился к оренбургским казакам с просьбой упорядочить подворье монастыря в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в Саргатском благочинии. Список икон, прошедших через Тарскую епархию. Константин сказал, что отец Симеон с удовольствием даст ему такую, с которой пошли казаки с Миодрагом Баичем во главе. В храме была только икона. Епископ Савватий, по словам Константина, сказал: «Я не собираюсь держать ее в канцелярии!» Видимо какой-то духовный телефон связывает отца Симеона и владыку: «Я не собираюсь держать ее в кабинете!» Видимо какой-то духовный телефон связывает отца Симеона и владыку: «Я не собираюсь держать ее в кабинете!» Видимо,какой-то духовный телефон связывает отца Симеона и владыку.
Летом 2018 года икона была передана на Подворье в честь «Троеручицы» Тарской епархии. «Троерукость» связывала царя Николая с сербским народом, а теперь «Троерукость» еще теснее связывает сербский и русский народы…
Покровительство «Троерукости» над Царской Семьей началось именно в Сибири, и Она не случайно избрала остаться в Сибири, не случайно в Саргатке есть часовня Цесаревича Алексея, Государь молился перед «Троеруко» за то, чтобы семья снова была вместе, но именно из-за болезни Цесаревича… Во-вторых, владыка Саватий редко бывает трезвым и народным архиереем в хорошем смысле этого слова, которых, к сожалению, сегодня мало в Русской или Сербской Церкви, и, возможно, это тоже повлияло на решение «Троерукости». Отец Симеон, может быть, тоже молился о том, чтобы ее отдали в руки благочестивого епископа. Я знаю силу вашей молитвы… Пишу это вам, конечно, это не для широкой публики. Вероятно, есть и другие причины,Это мое скромное мнение, я ни с кем об этом не говорила…